Оценочные средства по ПМ. 05 Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала кв. экз. ПМ 5.doc

филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения  Свердловской области «Нижнетагильский государственный профессиональный колледж  имени Никиты Акинфиевича Демидова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочные средства

 

для проведения промежуточной аттестации по ПМ 05.

«Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС»

 по основной профессиональной образовательной программе

среднего профессионального образования 39.02.01 «Социальная работа» (углубленная подготовка)

 

 

Форма проведения оценочной процедуры: экзамен (квалификационный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буланаш, 2015

УТВЕРЖДАЮ

Зав. учебной частью

_________ М.Ф. Кравченко

 

 

 

Эксперты от работодателей:

Начальник ТОИОГВ СО –

Управление социальной политики

___________ С.Б.Темченков

 

 

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании ПЦК

протокол № ___ от____ 2015 г.

председатель  Госькова О.М. _____

 

 

 

РАЗРАБОТЧИКИ:

филиал ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», преподаватель первой квалификационной категории – Ю.С.Кирякова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

I.     Паспорт комплекта оценочных средств

Предмет(ы) оценивания

Объект(ы) оценивания

Показатели оценки

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Защита готового продукта деятельности (Социальный проект)

 

-    обосновывает актуальность деятельности специалиста по социальной работе;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- наличие положительных отзывов с мест производственной практики

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач;

-  рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия;

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач;

-  определяет пути решения возникшей проблемы/трудности;

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- применяет современные компьютерные технологии в решении практического задания;

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. 

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов  в готовом продукте;

-  демонстрирует владение правилами диалогового общения

- стиль одежды аттестующегося соответствует ситуации экзамена;

ОК 7. 

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за

результат выполнения заданий

-определяет степень достижения поставленных целей;

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения;

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

- соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми;

 

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

- эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда;

- выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации;

ОК 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- принимает  участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья;

 

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

- принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах;

ПК 5.1.

Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

-исследование и анализ ТЖС клиента в соответствии со статусом и видом жизнедеятельности;

-выявление граждан, находящихся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности;

-осуществление социальной диагностики ТЖС граждан в различных сферах;

-определение объемов оказания помощи;

- осуществление взаимодействия с учреждениями и специалистами иных систем

ПК 5.2. 

Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

- постановка целей и задач работы с различными группами населения и их соответствие специфике организации и учреждения;

-определение прав лиц, оказавшихся в ТЖС на конкретные виды социальной помощи в различных сферах;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам, оказавшимся в ТЖС

ПК 5.3.

Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

- разработка программ по работе с клиентами различных социальных учреждений и их соответствие предварительному прогнозу и статистическим данным, финансовому и материально-техническому оснащению;

-составление социальных проектов в соответствии с имеющимися ресурсами организаций и учреждений социального обслуживания;

-выбор оптимального варианта решения проблемы клиента с учетом ее специфики и ресурсов социальной организации

ПК 5.4.

Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по

оказанию помощи и поддержки клиенту

- определение эффективных форм и методов социальной работы, необходимых для оказания помощи людям, находящимся в ТЖС;

- выбор или разработка технологий социальной работы в соответствии с новейшими достижениями в социальной сфере;

-разработка планов по оказанию адресной помощи клиенту в соответствии с его индивидуальными особенностями и конкретными жизненными обстоятельствами

ПК 5.5.

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности

- разработка плана работы и его реализация в соответствии с выявленной проблемой клиента;

-анализ и самоанализ собственной профессиональной деятельности;  - оценка достигнутых результатов в соответствии с разработанными критериями

ОК 8.  Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля

- своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении; профессионального модуля

- активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю.

 

Описание правил оформления результатов оценивания

 

Условием допуска к экзамену (квалификационному) является прохождение всех контрольных точек промежуточной аттестации профессионального модуля:

- МДК 05.01 «Проектная деятельность специалиста по социальной работе» (экзамен комплексный);

- МДК 05.02 «Инновационная деятельность в социальной работе» (экзамен комплексный);

- МДК 05.03 «Менеджмент в социальной работе» (экзамен комплексный);

- Учебная практика (дифференцированный зачет);

- Производственная практика (дифференцированный зачет).

 

Предметом оценки МДК являются знания и умения.

Экзамен комплексный по МДК 05.01, МДК 05.02, МДК 05.03 включает в себя:

Устный опрос по проверке знаний, сгруппированных из трех вопросов по МДК 05.01, МДК 05.02, МДК 05.02.

Предметом оценки по итогам прохождения учебной и производственной практики являются профессиональные компетенции и виды работ.

Дифференцированный зачет по производственной практике осуществляется по результатам освоенных видов работ на основе аттестационного листа по практике (заполняется с учетом оценочного листа, в котором руководителем практики, фиксируется степень выраженности показателей видов работ).

Предметом оценки по итогам освоения профессионального модуля являются общие и профессиональные компетенции.

Экзамен (квалификационный) по профессиональному модулю проводится в производственной аудитории филиала колледжа «Кабинет по социальной работе» в присутствии работодателя. 

Экзамен включает в себя 2 этапа:

- Проведение экспертизы оформления социального проекта (Приложение 2)

- Защита готового продукта деятельности (Социальный проект).

Продолжительность экзамена (квалификационного) на одного обучающегося составляет в общей сложности 30 минут и распределяется следующим образом:

защита   - 15-20 мин. (на каждого обучающегося)

вопросы экспертов – 5-10 мин.

Процедура проведения экзамена (квалификационного) позволяет оценить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций (распределение которых представлено в таблице 1).

 

     Общие компетенции:

ОК 1. Принимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

    

     Профессиональные компетенции:

ПК 5.1. Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

ПК 5.2. Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК 5.3.Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4.Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по

оказанию помощи и поддержки клиенту

ПК 5.5.Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности

Экзамен (квалификационный) проводится в форме – очная:

- очная форма – защита социального проекта.

Обучающимся предлагается продемонстрировать практический опыт в защите подготовленного социального проекта, позволяющих проверить умения, которые были сформированы в процессе изучения МДК 05.01 «Проектная деятельность специалиста по социальной работе»; МДК 05.02 «Инновационная деятельность в социальной работе»; МДК 05.03 «Менеджмент в социальной работе»

Процедура квалификационного экзамена предполагает разработку и обоснование студентами компонентов социального проекта в форме групповой работы с учетом специфики завершающего этапа социального проектирования. Разработка продукта проектировочной деятельности (завершающий этап) предполагает обоснование специфики его отдельных компонентов с учетом типа созданного проекта: по направлению деятельности – социальный; по характеру проектируемых изменений – инновационный. В ходе этой процедуры экзаменующимся необходимо продемонстрировать вид профессиональной деятельности будущего специалиста по социальной работе в области проектирования.

Результатом освоения вышеуказанных МДК является разработка социального проекта по одной из актуальных тем в области проектирования социальной работы с различными категориями, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Разработка социального проекта осуществляется поэтапно (1 этап – подготовительный, на аудиторных занятиях (1/3 времени от учебного занятия – индивидуальная и групповая форма работы) и в ходе взаимодействия студентов группы друг с другом (самостоятельная работа во внеаудиторное время) на основе использования ими различных информационных средств сети Интернет (конференц-связь, онлайн-соединение, онлайн-диалог, онлайн-чат, форум, Интернет-сообщество), 2 этап – основной (экспертиза оформления социального проекта)). Студенты ведут подготовку социального проекта, разработанного на подготовительном этапе, а на основном – за 3 дня до начала квалификационного экзамена  сдают социальный проект (в бумажном варианте) для проведения экспертизы создания и оформления социального проекта, на завершающем этапе выносят  содержательные аспекты данного вида методической разработки для его защиты на квалификационном экзамене (Приложение 1).

По результатам экзамена (квалификационного) принимается одно из решений:

- «вид профессиональной деятельности освоен»;

- «вид профессиональной деятельности не освоен».

Условием положительной аттестации (вид профессиональной деятельности освоен) является сформированность  профессиональных компетенций по всем контролируемым показателям.

Профессиональные компетенции считаются сформированными при положительной оценке не менее 70% их показателей (критериев). Экспертная комиссия вносит в оценочный лист баллы по обозначенным показателям (критериям): «да» / «выполнено» - 1 балл; «нет» / «не выполнено» - 0 баллов.

Решение основано на рейтинговой шкале, которая составляет от 28 до 41 (для девушек – 39 баллов), затем она переводится в 5-ти балльную шкалу:

«удовлетворительно» - 70% - 79%;

«хорошо» - 80% - 95%;

«отлично» - 96% - 100%.

Таблица 2

Тип задания

Кол-во баллов

Рейтинг

«3»

«4»

«5»

Защита готового продукта деятельности (социальный проект)

 (max – 39 баллов)

 

 

 

 

 

Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля – результат освоения (max – 5 балла)

 

 

 

 

 

ИТОГО

(max – 44 балл)

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ

 

Профессиональный модуль освоен / не освоен

 (нужное подчеркнуть)

 

 

2. Комплект оценочных средств

 

Задание: подготовка и защита социального проекта

 

Условия выполнения задания

  Инструкция

В отведенное время обучающиеся должны подготовиться и продемонстрировать практический опыт защиты разработанных социальных проектов. Реквизиты нужные для демонстрации социального проекта обучающиеся готовят самостоятельно (домашнее задание). Во время защиты социального проекта, обучающиеся должны ответить на вопросы, заданные экспертом.

Время на выполнение задания  - 30 мин.

 

Темы социальных проектов

1.    Проект программы или центра (хосписа) социально-психологичес­кого сопровождения лиц, нуждающихся в паллиативной помощи.

2.    Проект программы или центра социальной поддержки инвалидов с патологиями опорно-двигательной системы.

3.    Проект программы или центра психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов по зрению.

4.    Проект программы или центра психолого-педагогического сопровождения глухонемых детей-инвалидов.

5.    Проект программы или центра психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов с ДЦП.

6.    Проект программы или центра психолого-педагогического сопровождение аутичных детей.

7.    Проект программы или центра социально-психологичес­кого сопровождения детей-сирот.

8.    Проект программы социально-трудовой подготовки детей-сирот.

9.    Проект программы или центра по оказанию психосоциальной помощи военнослужащим, побывавшим в «горячих точках».

10.       Проект программы по профилактике компьютерной зависимости учащихся.

11.       Проект "Центр социальной адаптации мигрантов"

12.       Проект программы или центра по социально-психологи­ческому сопровождению лиц, вышедших из мест заключения.

13.       Проект программы или центра по психолого-педагогичес­кому сопровождению молодых семей с низким уровнем достатка.

14.       Проект программы по социальной адаптации иностранных студентов.

15.       Проект программы по социальной адаптации студентов-сирот.

16.       Проект «Центр планирования молодой семьи»

17.       Проект программы «Клуб здорового образа жизни "Здоровье - это круто!»

18.       Проект «Центр адаптации безработных граждан»

19.       Проект «Центр по профилактике безнадзорности и беспризорности»

20.       Проект «Комплексный центр по работе с подростками, злоупотребляющими алкоголем»

21.       Проект «Отделение социальной адаптации и реабилитации «Школа жизни»»

22.       Проект программы "Нас ждёт светлое будущее" (организация подростковой службы на базе Наркологического Диспансера по проблемам подростковой наркомании)

23.       Проект программы - социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Они такие же, как мы"

24.       Проект "Информационно - консультативная служба для молодых семей"

25.       Проект «Комплексный Центр социальной адаптации граждан без определенного места жительства»

26.       Создание анонимного кабинета по проблемам молодой семьи

27.       Проект «Готовность к браку молодых девушек в возрасте 14-17 лет»

28.       Проект "Центр, осуществляющий помощь женщинам - матерям разной возрастной категории"

29.       Проект "Социальная реабилитация несовершеннолетних отбывших наказание"

 

 

 

 

Таблица 3

Оцениваемые компетенции

Показатели

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

ОК 6.

 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7.

 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10. 

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. 

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

- обосновывает актуальность деятельности специалиста по социальной работе;

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии;

- наличие положительных отзывов с мест производственной практики

- обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач;

- рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики

- анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия;

- демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач;

- определяет пути решения возникшей проблемы/трудности;

- применяет современные компьютерные технологии в решении практического задания;

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов  в готовом продукте;

- демонстрирует владение правилами диалогового общения

-  стиль одежды аттестующего соответствует ситуации экзамена;

- определяет степень достижения поставленных целей;

- ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения;

- своевременно и качественно выполняет самостоятельные работы при изучении; профессионального модуля

- активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю.

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

- соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми;

- эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда;

- выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации;

- принимает  участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья;

-  демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности;

- принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах.

ПК 5.1.

Осуществлять исследование и анализ ТЖС клиента с определением субъектов деятельности (организации и учреждения)

ПК 5.2.

Определять наиболее значимые цели профессиональной деятельности и пути решения ТЖС клиента

ПК 5.3.

Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 5.4.

Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по

оказанию помощи и поддержки клиенту

ПК 5.5.

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности

- исследование и анализ ТЖС клиента в соответствии со статусом и видом жизнедеятельности;

- выявление граждан, находящихся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности;

- осуществление социальной диагностики ТЖС граждан в различных сферах;

- определение объемов оказания помощи;

- осуществление взаимодействия с учреждениями и специалистами иных систем

- постановка целей и задач работы с различными группами населения и их соответствие специфике организации и учреждения;

- определение прав лиц, оказавшихся в ТЖС на конкретные виды социальной помощи в различных сферах;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам, оказавшимся в ТЖС

- разработка программ по работе с клиентами различных социальных учреждений и их соответствие предварительному прогнозу и статистическим данным, финансовому и материально-техническому оснащению;

- составление социальных проектов в соответствии с имеющимися ресурсами организаций и учреждений социального обслуживания;

- выбор оптимального варианта решения проблемы клиента с учетом ее специфики и ресурсов социальной организации

- определение эффективных форм и методов социальной работы, необходимых для оказания помощи людям, находящимся в ТЖС;

- выбор или разработка технологий социальной работы в соответствии с новейшими достижениями в социальной сфере;

- разработка планов по оказанию адресной помощи клиенту в соответствии с его индивидуальными особенностями и конкретными жизненными обстоятельствами

- разработка плана работы и его реализация в соответствии с выявленной проблемой клиента;

- анализ и самоанализ собственной профессиональной деятельности; 

- оценка достигнутых результатов в соответствии с разработанными критериями

Оценочный лист по результатам освоения профессионального модуля ПМ 05. «Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС» заполняется преподавателями и внешними экспертами

 


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

по результатам освоения профессионального модуля ПМ 05

«Проектирование социальной работы с различными категориями граждан, оказавшихся в ТЖС»

Вид аттестации: промежуточная

Форма: экзамен (квалификационный), ОПОП СПО 39.02.01 «Социальная работа» (углубленная подготовка)

Группа   СР – 308 з/о

ФИО обучающегося ___________________________________________________________________________________________________

 

Шифр

ОК, ПК

 

Показатели оценки

Признак выражен:

0 баллов – «нет»

1 балл – «да»

Защита готового продукта деятельности (Социальный проект)

ОК 1

 

 

ОК 2

 

 

ОК 3

ОК 4

 

 

ОК 5

 

 

ОК 6

 

 

ОК 7

ОК 9

 

ОК 10

ОК 11

 

ОК 12

 

 

ОК 13

ОК 14*

- аргументированность и полнота объяснения сущности и социальной значимости будущей профессии

- обосновывает актуальность деятельности специалиста по социальной работе

- наличие положительных отзывов с мест производственной практики

 

- обосновывает организацию и выбор методов и способов решения профессиональных задач

- рациональная организация собственной деятельности во время выполнения самостоятельной и практической работы, при работе над решением ситуационных задач, прохождение производственной практики

 

- анализирует сложившуюся ситуацию и прогнозирует ее последствия;

 

- демонстрирует умение нахождения и использования информации для эффективного выполнения профессиональных задач

- определяет пути решения возникшей проблемы/трудности

 

- применяет современные компьютерные технологии в решении практического задания

- демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

 

- проявляет эмоциональную устойчивость при обнаружении ошибок и недочетов  в готовом продукте

- демонстрирует владение правилами диалогового общения

- стиль одежды аттестующего соответствует ситуации экзамена

 

-определяет степень достижения поставленных целей

- ориентируется в существующих инновационных технологиях решения проблем клиентов и самостоятельный поиск путей их овладения

 

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий

 

- соблюдает этические нормы общения при взаимодействии с окружающими людьми

 

- эргономичное расположение оборудования с соблюдением требований пожарной безопасности и охраны труда

- выбор метода и способа решения профессиональных задач с соблюдением техники безопасности и согласно заданной ситуации

 

- принимает  участие в мероприятиях, связанных с укреплением физического здоровья

 

- принимает участие во внеурочной работе с учетом подготовки к исполнению воинской обязанности, военных сборах

- демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности

 

ПК 5.1

- исследование и анализ ТЖС клиента в соответствии со статусом и видом жизнедеятельности;

- выявление граждан, находящихся в ТЖС в различных сферах жизнедеятельности;

- осуществление социальной диагностики ТЖС граждан в различных сферах;

-определение объемов оказания помощи;

- осуществление взаимодействия с учреждениями и специалистами иных систем

 

ПК 5.2

- постановка целей и задач работы с различными группами населения и их соответствие специфике организации и учреждения;

-определение прав лиц, оказавшихся в ТЖС на конкретные виды социальной помощи в различных сферах;

- определение круга специалистов и учреждений, способных оказать социальную помощь лицам, оказавшимся в ТЖС

 

ПК 5.3

- разработка программ по работе с клиентами различных социальных учреждений и их соответствие  предварительному прогнозу и статистическим данным, финансовому и материально-техническому оснащению;

-составление социальных проектов в соответствии с имеющимися ресурсами организаций и учреждений социального обслуживания;

-выбор оптимального варианта решения проблемы клиента с учетом ее специфики и ресурсов социальной организации

 

ПК 5.4

- определение эффективных форм и методов социальной работы, необходимых для оказания помощи людям, находящимся в ТЖС;

- выбор или разработка технологий социальной работы в соответствии с новейшими достижениями в социальной сфере;

-разработка планов по оказанию адресной помощи клиенту в соответствии с его индивидуальными особенностями и конкретными жизненными обстоятельствами

 

ПК 5.5

- разработка плана работы и его реализация в соответствии с выявленной проблемой клиента;

- анализ и самоанализ собственной профессиональной деятельности; 

- оценка достигнутых результатов в соответствии с разработанными критериями

 

Оценка сформированности компетенций во время изучения профессионального модуля

ОК 8*

- своевременно и качественно выполняет  самостоятельные работы при изучении профессионального модуля

- активно участвует в конкурсе профессионального мастерства, олимпиадах по профессиональному модулю

- экспертный лист оценки социального проекта

 

 

Итого:

 

---------------------------------------------------------

ОК 14 Проставляется только для юношей

ОК 8  Переставляется из учебного журнала, обучающимися предоставляются грамоты, благодарственные письма

 

Тип задания

Кол-во баллов

Рейтинг

«3»

«4»

«5»

Презентация готового продукта деятельности (социальный проект)

(max – 39 баллов)

 

 

 

 

 

Оценка сформированности компетенции  во время изучения профессионального модуля (max –5 балла)

 

 

 

 

 

ИТОГО (max – 44 балл)

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТ

Профессиональный модуль освоен / не освоен

 (нужное подчеркнуть)

 

                                                                                   Представитель работодателя__________________С. Б. Темченков

                                                                                  Преподаватель _____________________Ю.С.Кирякова

                                                                                                 Мастер п/о ___________________ Т.Э. Шакирзянова

«___»___________________2017г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА КАК ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

1. Название социального проекта

2. Ф.И.О. (физического лица)

3. Тип проекта

социальный

5. Масштабность социального проекта

проект отдельной организации

6. Длительность социального проекта

краткосрочный (до 3 лет)

7. Организаторы

8. Целевые группы, на которые направлена деятельность социального проекта

9. Описание участников социального проекта

Участниками социального проекта все члены команды.

Определение обязанностей и их распределение в команде.

10. Организации, которые будут участвовать в реализации социального проекта в качестве партнеров

Привлечение в социальный проект новых участников (деловых партнеров).

11. Компоненты социального проекта

Описание содержательной основы компонентов социального проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

КОММЕНТАРИИ К РАЗДЕЛАМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

 

Название компонента социального проекта

Содержательная основа компонентов

1.Предпроектный анализ

Изучение, анализ, диагностика исследуемой проблемы, решение которой предполагается реализовать в социальном проекте. Причины возникновения и существования проблемы. Изучение общественного мнения.

Первичный вариант формулировки проблемы, актуальной для социальной сферы. При формулировании проблемы необходимо обратить внимание на то, что проблема – это отсутствие чего-то, что-то недостаточно решенное, требующее изменения. Первичная оценка возможностей социальной организации для решения выявленной проблемы.

2.Актуальность проекта

Актуальность проекта – самый важный раздел социального проекта. В нем необходимо представить окончательный вариант сформулированной проблемы, на решение которой направлен социальный проект. Изложение проблемы должно быть не простым описанием, а сжатым анализом ее причин. Анализ факторов должен быть подтвержден количественными показателями, основанными на ранее проведенных исследованиях (необходимо использовать достоверные источники информации). Проблема должна быть обоснована объективными данными, выявленными путем исследования. В актуальности необходимо представить ответы на следующие вопросы:

- В чем заключается основное содержание проблемы, которую Вы будете решать?

- Почему возникла необходимость в выполнении социального проекта?

- Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

- Какова важность данной проблемы для региона (города, района, микрорайона…) и группы (кто заинтересован в ее решении), масштабность данной проблемы (какое количество жителей заинтересовано в решении этой проблемы)?

Ещё одним аспектом актуальности проекта является его образовательная ценность.

3.Цель(и) социального проекта

Цель социального проекта определяет конечный результат, который должен быть выражен конкретным количественным или качественным показателем и его можно отследить (при необходимости аналогично определяются промежуточные показатели, исходя из определенных задач).

Цель – это то, что будет достигнуто в результате реализации социального проекта – конструкта (конечный результат, разрешение (устранение) проблемы).

«Цели или ясны, конкретны, измеримы… или их нет!» (П. Рутт)

Например, цель социального проекта «Мы разные, но мы вместе»:

– привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам, в частности, необходимости толерантного поведения и общения всех участников образовательного процесса и социума. Цель (конечный результат) должна плавно вытекать из проблемы.

Цель – общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации социального проекта – конструкта. Цель должна быть реалистичной, соотноситься с проблемой, задачами, видами деятельности и ресурсами организации. Предполагаемые цели должны соответствовать самому высокому уровню результата, т.е. существенно улучшить ситуацию, изложенную в описании проблемы. В то же время, цель должна быть реальной. Не включайте цели, воздействия от которых на ситуацию не могут быть количественно или качественно измерены.

Фактически цель – это уникальное решение проблемы организацией, обладающей необходимыми знаниями, опытом, ресурсами, действия по устранению негативного явления или его причин.

Все составные части социального проекта рассматриваются с точки зрения соответствия цели.

Какова цель, на достижение которой направлена деятельность в рамках социального проекта?

Цель должна быть:

- конкретной (можно измерить, в какой степени достигнута);

- реалистичной и определенной в пространстве (достижима при имеющихся и предполагаемых ресурсах);

- определенной во времени (достигнута в сроки реализации проекта);

- зависимой от деятельности в рамках реализации проекта.

4. Задачи социального проекта

Задачи – конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. С точки зрения оформления текста социального проекта, задачи лучше формулировать и перечислять в виде списка, а не излагать и описывать в повествовательной форме. Задачи формулируются в виде утверждений о действиях с ориентацией на результат, основанных на эффективности работы и поддающихся измерению в терминах. Если в социальном проекте перечислен ряд задач, то все они должны быть связаны между собой и являться необходимыми и достаточными для достижения его цели.

Задачи социального проекта:

- шаги по достижению данной цели;

- это частная цель или мини-цель;

- это конкретизация общей цели означает «поручение, задание»;

- «вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий»;

- это конкретная часть цели (пункт), которую предстоит реализовать;

- это действие, которое предпринимается во имя достижения цели социального проекта.

Задачи – действия, направленные на устранение причин появления, (существования) проблемы.

Признаки правильно сформулированных задач:

- являются логическим следствием проблемы;

- напрямую связаны с деятельностью по социальному проекту и направлены на решение заявленной проблемы для достижения поставленной цели (причинно-следственная связь);

- сформулированы четко и конкретно, выражены не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения социального проекта;

- представляют собой конкретные промежуточные измеряемые результаты в ходе реализации социального проекта.

Задачи должны отображать пошаговые действия и отвечать на следующий ключевой вопрос:

Каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели социального проекта?

Выполнение поставленных задач должно способствовать продвижению к поставленной цели.

5. Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации социального проекта в количественном и качественном выражении. К описанию ожидаемых результатов необходимо подходить очень серьезно и ответственно, поскольку они являются критериями эффективности социального проекта.

Основные характеристики результатов:

- соответствие результатов цели, задачам социального проекта;

- измеряемость (количественные и качественные показатели);

- реалистичность;

- выполнимость / достижимость.

6. Обоснование управленческих действий, решений (инновационный менеджмент)

Обучение членов команды. Определение функций лидера в инновационной организации. Повышение готовности персонала к реализации социального проекта. Делегирование полномочий в управлении нововведениями. Управление рисками. Контроль за реализацией социального проекта, его коррекция по итогам мониторинга; заключительный контроль.

7. Критерии измерения результатов

Разработка системы оценки социального проекта. Определение критериев достижения результатов социального проекта можно осуществлять с учетом следующих оснований:

- социальная значимость проблемы, востребованность результатов реализации социального проекта;

- численность молодежи, вовлеченной в реализацию социального проекта;

- соответствие ресурсных и профессиональных возможностей организации в реализации социального проекта;

- реалистичность сроков выполнения социального проекта;

- эффективность социального проекта с точки зрения расходования финансовых средств и наличие собственного вклада в денежном или натуральном выражении.

8. Основная идея социального проекта. Инновационный потенциал социального проекта

Обоснование основной идеи, ее оптимальных вариантов решения на индивидуальном уровне как автора – разработчика и социальном уровне с учетом имеющихся ресурсов.

Детальная подразбивка инновационного замысла (новшества) социального проекта для показа проектируемых изменений (преимущества социального проекта).

9. Различные виды ресурсного обеспечения реализации социального проекта

Определение ресурсов и источников их получения.

Описание всех ресурсов, необходимых для реализации социального проекта (по этапам и мероприятиям): материально-технических, финансовых, информационных, организационных, кадровых; оценка имеющихся ресурсов по группам ресурсов.

Какие ресурсы – кадры, оборудование, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в социальном проекте – конструкте? Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничающие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)?

Определение вероятных поступлений недостающих ресурсов с оценкой их надежности (по группам).

Определение ресурсов, дополнительно запрашиваемых из муниципального бюджета (пересчет на финансовые ресурсы).

Оценка результатов социального проекта при неполучении (недостаточном получении) отсутствующих ресурсов (возможное изменение критериев и измерителей).

Финансовое обеспечение реализации социального проекта. Составление бюджета – важный этап создания социального проекта. Каждый этап реализации социального проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов. Поэтому важно после описания методов и шагов точно подсчитать, сколько будет стоить каждый метод и каждый шаг вашего социального проекта. Для того, чтобы эксперт не задавал много вопросов, стоит после описания бюджета дать комментарии к бюджету, т.е. пояснить на что тратится та или иная сумма.

Составление сметы социального проекта:

- имеется в наличии;

- ожидается поступление (с указанием источников);

- дополнительно запрашивается.

Всего расходов на реализацию социального проекта.

Описание последствий для достижения целей социального проекта (по каждому критерию и измерителю) неполучения (частичного получения) дополнительно запрашиваемых средств.

10. Содержание и механизм реализации (модули, этапы, формы и методы, организационная структура, план конкретных действий и мероприятий)

Организационные формы, методы, средства реализации социального проекта в правовом, содержательном, материально-техническом, финансовом отношениях. Для достижения поставленных целей каждый проект предусматривает целенаправленную и согласованную творческую деятельность коллектива единомышленников.

Разработка рабочего плана мероприятий, действий, организационных составляющих, сочетающих в себе результаты, полученные при анализе предшествующего этапа по решению конкретной социальной проблемы(ам), так и требования, выдвигаемые на современном этапе.

Составление плана работы. План работы – это подробное описание всех видов деятельности и мероприятий с указанием сроков. При разработке этого раздела следует обратить внимание на следующие моменты:

Наличие плана – графика реализации социального проекта или его поэтапного описания (это можно сделать как в текстовом формате, так и в виде таблицы); реалистичность, выполнимость плана; наличие достаточного количества сотрудников и их профессиональный опыт; описание того, кто будет ответственным за проведение каждого мероприятия, каковы виды деятельности, какие ресурсы необходимы для его проведения; возможность выполнения социального проекта в заявленные сроки.

Описание хода реализации социального проекта (в границах сроков, отведенных на реализацию социального проекта).

Согласование с предполагаемыми участниками примерного плана мероприятий по реализации социального проекта (по этапам) предполагает и последующую его корректировку.

Выбор оптимальных методов реализации социального проекта предполагает ответы на следующие вопросы:

- Почему выбраны именно эти методы?

- Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?

- Из какого набора методов был сделан выбор?

Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в социальном проекте результатов?

11. Целевые группы реализации социального проекта

Социально – демографические группы населения, на которые направлена реализация социального проекта.

Целевая группа показывает на кого конкретно направлена деятельность по социальному проекту, что улучшится в результате его реализации. Организация реализации социального проекта должна показать знание проблем этих целевых групп, обоснование необходимости работы конкретных специалистов, которые будут работать с этой целевой аудиторией.

12. Мониторинг результатов социального проекта

Сильные и опытные организации используют мониторинг и оценку не только в рамках отдельных проектов, но и в текущей деятельности для определения прогресса. В полноценном социальном проекте мониторинг и оценка присутствуют во всех разделах. Если требуется отдельный раздел, это должно быть обобщение уже отраженных в заявке моментов. Ценность отдельного раздела заключается в возможности показать определенные методологические системы оценки, то есть, как и кем (организацией или независимым экспертом) будет проводиться промежуточная и итоговая оценка, какова роль систем мониторинга в управлении проектом и т.д.

План оценки должен быть хорошо разработан, описаны ее инструменты. Критерии оценки должны быть адекватны результатам, количественные и качественные индикаторы (исходные данные для сопоставления) должны быть убедительными и обоснованными.

Описание критериев и измерителей: начального (перед началом реализации проекта) и конечного их состояния (по окончании реализации социального проекта).

13.Информирование общественности о результатах реализации социального проекта

Освещение процесса реализации социального проекта в средствах массовой информации должно осуществляться специалистами.

14.Оценка эффективности реализованного социального проекта

В правильно простроенном проекте обязательно присутствуют исходные данные – индикаторы, т.е. количественные и качественные показатели, которые являются точкой отсчета для измерения эффективности социального проекта.

Получение результатов с наименьшими затратами времени, различных средств оценивается на основе подробного ответа на следующие вопросы:

- Насколько достижение цели решило или снизило остроту поставленной проблемы?

- Какие количественно измеримые продукты получены в процессе реализации социального проекта?

- Какой конкретный эффект был достигнут во время выполнения социального проекта?

- Какие конкретно улучшения или изменения были получены в связи с решаемой в рамках социального проекта проблемой (ами)?

15. Критерии эффективности решения задач

Каковы конкретные количественные методы измерения решения задач позволяют проверяющему судить о степени выполнения работ по социальному проекту?

16. Перспективы дальнейшей реализации проекта социального проекта

Представление дальнейшего развития социального проекта после окончания его финансирования: кто и каким образом продолжит работу по преодолению проблемы, на решение которой был направлен ваш социальный проект;

- что станет с тем, что было создано в рамках социального проекта и т.д.

Оценка потенциала в нововведении, способность социального проекта производить в дальнейшем позитивные изменения (перемены).

 

 

Приложение 2

Экспертный лист оценки социального проекта

Критерии оценки социального проекта

Количество баллов

( 0 - min, 3 - max)

1

Актуальность, социальная значимость и востребованность проблемы, на решение которой направлен социальный проект

2

Уровень разработанности организационного плана, рабочего плана, программы, подпрограммы, системы мер (по выбору разработчиков); практическая реалистичность их осуществления

3

Соответствие структуры и содержания социального проекта методическим требованиям

4

Наличие ключевых мероприятий социального проекта, обеспечивающих достижение ожидаемых результатов.

5

Экономическая целесообразность (соотношение затрат и планируемых результатов)

6

Измеримость показателей с учётом специфики их проявления в социальной сфере

7

Последовательность и связанность компонентов социального проекта

8

Финансовое обоснование проекта. Бюджет и краткий комментарий

9

Наличие возможных рисков в ходе реализации и управления инновациями данного социального проекта, предложения по их предупреждению или преодолению

10

Инновационный характер социального проекта

11

Умение точно, грамотно, профессионально обосновать разработку и реализацию содержательной основы компонентов социального проекта

12

Оценка результативности проекта (мониторинг)

Итого:

36 баллов

Примечание: каждый показатель оценивается от 0 до 3 баллов, набранное количество баллов соответствует количеству баллов, внесенных в оценочный лист:

36-32 баллов – «3» балла

31-27 баллов – «2» балла

26-18 баллов – «1» балл

менее 18 баллов - «0» баллов


Скачано с www.znanio.ru