Отзыв о прочитанном произведении
Оценка 4.8

Отзыв о прочитанном произведении

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
русская литература
7 кл
13.02.2017
Отзыв о прочитанном произведении
Отзыв о прочитанном рассказе В. Быкова "Обелиск". Данная работа поможет учащимся правильно писать отзыв о прочитанном произведении. Рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких.
отзыв обелиск.docx
Отзыв о повести В. В. Быкова «Обелиск» Передо   мной   повести   белорусского   писателя   Василя   Быкова.   Много повестей,   рассказов   этого   автора   было   посвящено   Великой   Отечественной войне,   героизму   и   мужеству   простых   людей.   Расцвет   творчества   писателя пришелся на шестидесятые­семидесятые годы. Читаю «Обелиск». Сначала никак не могу понять, о чем эта повесть, потому   что   сюжет   начинается   с   похорон,   но   потом   я   просто   не   могла оторваться от книги. Автор   рассказывает   о   непростой,   трагической   судьбе   обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда   остается   истинным   героем,   хотя   официально   таковым   и   не   был признан. И уже по прошествии   многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом. Впервые   об   Алесе   Ивановиче   мы   узнаем   из   рассказа   Ткачука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Миклашевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск. Алесь   Иванович   дарил   свою   любовь   и   заботу   ученикам,   которые   за долгие   годы   общения   стали   ему   родными.   Одних   он   провожал   поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших  неблаговидные  поступки,  считая,  что  это   его   недосмотр   как педагога.   Но   главное,   Мороз   не   пытался   сделать   из   своих   учеников "отличников учебы и послушных зубрил", прежде всего, он старался помочь стать   им   настоящими   людьми.   И   все   дальнейшие   события   подтвердили правильность  этого выбора. В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа.  Мороз был одним из них, кто   сделал   для   людей   много,   подчас   на   свой   страх   и   риск,   невзирая   на трудности и неудачи. Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась  война, он не покинул  родные  места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе. Мороз считал, что "не для того он очеловечивал этих   ребят,   чтобы   их   потом   расчеловечили".   В   отличие   от   тех,   кто претерпел превращение из   помощника   прокурора   в   полицая,   а   из хозяйственного   колхозника   в   яростного   ненавистника   Советской   власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам. Но   поистине   суровые   испытания   выпадают   на   долю   ребят,   беззаветно преданных   своему   наставнику.   Пытаясь   спасти   от   ареста   Мороза,   ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Добровольная   сдача   Мороза   немцам   может   быть   расценена   разными читателями по­разному. Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был связан не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского долга: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час. И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем. Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог  выжить,  а  через   много   лет   продолжил   дело   своего   учителя.  Из  этой повести   мне   запомнился   героический   эпизод: "Шли   молча,   разговаривать никому не давали. Да  и  не  хотелось,  должно быть, им разговаривать. Знали ведь, что ведут на  смерть,  ­  что  же  еще могло ожидать их в местечке? Руки у всех  были  связаны сзади.   А   вокруг   ­  поля,  знакомые  с детства  места. Природа   уже   дружно   пошла   к   весне,   на деревьях растрескались почки.  Вербы   стояли   пушистые,   увешанные   желтой   бахромой.   Говорил Миклашевич, что такая тоска на него  напала,  хоть  в  голос кричи.  Оно  и понятно.   Хоть   бы   успели   малость   пожить,    а    то    по   четырнадцать­ шестнадцать лет хлопцам. Что они видели в этой жизни? Так подошли к леску с тем мостком. Мороз все молчал, а тут тихонько так спрашивает у Павлика: "Бежать можешь?" Тот сначала не понял, посмотрел  на учителя: о чем он? А Мороз   снова:   "Бежать   можешь?   Как   крикну,   бросайся   в   кусты".   Павел догадался. Вообще­то бегать он был мастак, но именно ­   был. За три дня в амбаре без  еды,  в  муках  и  пытках  умение  его,  конечно, поубавилось. Но все­таки слова Алеся   Ивановича   вселили   надежду.   Павлик заволновался, говорил, аж ноги   задрожали.   Показалось   тогда,   что   Мороз что­то знает. Если так говорит, то наверное можно спастись. И хлопец стал ждать. А лесок вот   уже  ­  рядом.  За  дорогой   сразу   же   кустики,  сосенки,   ельник.  Правда, лесок­то   не   очень   густой,  но   все­таки   укрыться   можно.   Павлик   тут   знал каждый   кустик,   каждую   тропку,   поворот,  каждый   пенек.   Такое   волнение охватило парня, что, говорил, вот­ вот сердце разорвется от напряжения.  До ближнего кустика оставалось шагов двадцать, потом десять, пять. Вот уже  и лесок   ­   ольшаник,   елочки.   Справа   открылась   низинка,   тут   вроде   полегче  бежать.   Павлик   смекнул,   что,   наверно,   именно   эту   низинку   и   имел   на примете Мороз. Дорога узенькая, на фурманку, не больше, два полицая идут впереди,   двое   по   сторонам.   В   поле   они   держались   чуток   подальше,   за  канавой,   а   тут   идут   рядом,   рукой   дотронуться   можно.  И,  конечно,  все слышат. Наверно,  поэтому  Мороз  и  не сказал ни слова. Молчал, молчал, да как крикнет: "Вот он, вот ­ смотрите!"И сам влево от дороги смотрит, плечом и головой показывает, словно кого­то увидел там. Уловка не бог весть какая,  но   так   естественно   это   у   него   получилось,   что   даже   Павлик   туда   же глянул.   По   только   раз   глянул,   да   как   прыгнет,   словно   бы   заяц,   в противоположную сторону, в  кусты,  к  низинке, через пеньки, сквозь чащобу ­ в лес. Несколько секунд он все­таки для себя  вырвал,  полицаи  прозевали  тот самый первый, самый решающий момент, и парень оказался в чаще.  Но  спустя три секунды кто­то ударил из винтовки, потом еще. Двое бросились по кустам вдогонку, поднялась стрельба. Бедный, несчастный Павлик! Он­то не  него сразу   сообразил,   и   что   в   попали. Он только удивлялся, что это так ударило его сзади промеж лопаток, и отчего так не вовремя подкосились ноги. Это его  больше  всего  удивило, подумал: может, споткнулся. Но встать он уже не смог, так и  вытянулся  на колючей траве в прошлогоднем малиннике. Что было потом, рассказывали люди, ­ слышали, должно быть, от полицаев, потому что больше никто ничего не   видел,   а   те,   кому   пришлось   видеть,   уже   не   расскажут.   Полицаи груди приволокли   хлопчика   на   дорогу. вся пропиталась кровью, голова обвисла. Павлик  не  шевелился  и  выглядел   Рубашка   на   его   совсем мертвым. Приволокли, бросили в грязь и взялись  за  Мороза.  Избили так, что и Алесь Иванович уже не поднялся. Но до смерти забить не решились ­ учителя надо было доставить живым,   ­   и   двое   взялись   тащить   его   до местечка. Когда снова построились   на   дороге,   Каин   подошел   к   Павлику сапогом перевернул его лицом кверху,   видит  ­   мертвец.   Для   уверенности ударил   еще   прикладом   по   голове   и   спихнул   в   канаву   с   водой."   Мороз   ­   это   очень   смелый   учитель.   Он   всё   –   таки,   идя   насмерть, решился   помочь   бежать   одному   из   своих   учеников   и   впоследствии   он действительно   спасает   ему   жизнь.   Писатель   заставляет   задуматься   над смыслом героизма и подвига, непохожего на обычный, помогает вникнуть в нравственные истоки героического поступка. Перед Морозом, когда он шел из партизанского   отряда   в   фашистскую   комендатуру,   перед   Миклашевичем, когда   он   добивался   реабилитации   своего   учителя,   была   возможность выбора поступить именно так или не поступать.   Возможность формального оправдания   их   не   устраивала.   Каждый   из   них   действовал,   руководствуясь судом собственной совести. Спор,   который   ведется   в   повести   "Обелиск",       помогает понять   преемственность   героизма,   самоотверженности,   истинной   доброты. Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак,   польский   учитель,   который   пошел   в   газовую   камеру   вместе   с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой. Как   и   многие   другие   произведения   писателя,   повесть   "Обелиск" производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что   благородный   человек,   даже   если   он   физически   слаб   (ведь   Мороз   был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных. Рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В. Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям   удается   сберечь   в   себе   истинно   человеческое:   доброту,   любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких.  Обелиски... Обелиски... Много их на моей родной земле. Для меня они ­ символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих.

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении

Отзыв о прочитанном произведении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017