ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 5
doc
21.03.2024
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ.doc

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В.Р.Шарипова

Введение. В многочисленных публикациях последних лет отмечается тревожная тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. И хотя количественные данные об отклонениях в состоянии здоровья детей младшего школьного возраста значительно варьируются в разных публикациях, практически все авторы отмечают негативную тенденцию увеличения числа детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

В Концепции охраны здоровья населения России на период до 2005 года в числе первоочередных мер, направленных на охрану здоровья, определено создание условий и вовлечение различных групп населения в активные занятия физической культурой и спортом. Следовательно, физическое воспитание детей младшего школьного  возраста должно рассматриваться как приоритетное направление деятельности образовательных учреждений (ДОУ), ведь в общей системе образования именно этот вид воспитания имеет решающее значение для охраны и укрепления здоровья и становления и развития физического и психического потенциала ребенка.

В условиях вариативности образования в последние годы появилось значительное количество программ, содержащих новое представление о развитии и воспитании ребенка, в том числе физическом. Однако, как отмечает С.С. Бычкова, хотя количество программ по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с каждым годом увеличивается, немногие из них по своему содержанию и структуре соответствуют должному уровню.

Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей младшего школьного  возраста является внедрение в практику работы ДОД избранных элементов технологий спортивной тренировки. Как указывает В.К. Бальсевич, интеграция избранных элементов спортивной тренировки в физическое воспитание имеет достаточно глубокий методологический смысл, поскольку она инициирует поиск путей их взаимного обогащения, позволяющего получить нечто значительно большее, чем просто сумму новых технологических возможностей .

Хотя в настоящее время накоплен значительный фактический материал, доказывающий результативность художественной гимнастики в развитии физического и психического потенциала детей младшего школьного  возраста , она не нашла широкого применения в практике дошкольного физического воспитания. Наряду с этим не определены средства художественной гимнастики, направленные на реализацию задач физического воспитания, а также методические особенности их применения в условиях ДОУ.

 

Таким образом, существуют противоречия между:

 

 

 

-   имеющимся потенциалом художественной гимнастики, результативность которой в
развитии физических и психических способностей детей доказана в ряде исследований, и
ее ограниченным использованием в процессе физического воспитания в
условиях ДОД;

-   необходимостью повышения оздоровительной эффективности физического воспитания
детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью теоретико-методических
и организационно-практических аспектов применения художественной гимнастки для
решения этой задачи.

Цель исследования заключалась в обосновании методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в условиях ДОД.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе центра детского творчества г. Лянтора с участием 100 детей 7-10 лет.

Применялись такие методы исследования, как анализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 026); анализ заболеваемости; антропометрия, физиометрия, соматоскопия, плантография; педагогическое тестирование; методы психодиагностики (методики "Корректурная проба", "Дорисовывание фигур", методика Дембо-Рубинштейн); педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; хронометрирование; опрос (в форме беседы) детей, воспитателей, родителей, методы математической статистики.

Нами разработана методика применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста в условиях ДОУ. На начальном этапе проведена комплексная оценка физического состояния детей на основе анализа показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности. С учетом полученных данных отобраны упражнения художественной гимнастики, адекватные возрастным возможностям и фактическому физическому состоянию детей 7-10 лет, направленные на реализацию задач физического воспитания. Они включают: общеразвивающие упражнения, выполняемые в соответствии со спецификой художественной гимнастики (связь движений с музыкой, слитность, целостность и т.п.); стилизованные виды передвижений и их сочетания; упражнения без предмета (волны, равновесия, повороты, прыжки); упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой); элементы акробатики, хореографии, пантомимы.

С целью обеспечения оздоровительной направленности художественной гимнастики в процессе реализации задач физического воспитания предусматривается увеличение доли базовых упражнений оздоровительной направленности (обеспечивающих необходимый двигательный потенциал, формирующих правильную осанку, походку, своды стоп) за счет сокращения средств специальной (предметной) подготовки. Планирование содержания программного материала в течение учебного года осуществляется с учетом сезонных особенностей физической активности и сезонных "зон риска" здоровью детей.

Для формирования у детей интереса к художественной гимнастике используются образные названия упражнений, приемы имитации и подражания, игровой метод. В процессе выполнения упражнений создаются педагогические ситуации, стимулирующие развитие психических процессов, предусматривающие привлечение внимания детей к

 

количественной и качественной оценке находящихся в зоне детского восприятия предметов; прослушивание соответствующих фонограмм, применение зрительных и слуховых сигналов и ориентиров; использование элементов фольклора и детской поэзии; включение заданий на ориентировку в пространстве.

 

В первый год эксперимент проходил в двух группах: контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ), в следующем году - продолжался в этих группах и начался в трех средних группах (двух КГ и одной ЭГ). В КГ (А) учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе Программы воспитания и обучения в ЦДТ, в КГ (С) - на основе программ "Развитие" и "Воспитание здорового ребенка", в КГ (Е) - на основе комплексной программы "Детство". В ЭГ (В) учебно-воспитательный процесс осуществлялся на основе комплексной Программы воспитания и обучения в ЦДТ, а в ЭГ (D) - на основе программ "Развитие" и "Воспитание здорового ребенка", однако в процессе занятий по физической культуре и утренней зарядки применялись средства художественной гимнастики по разработанной нами методике.

Во всех группах занятия по физической культуре проводились с одинаковой кратностью (три раза в неделю, в том числе одно занятие - на открытом воздухе в часы прогулки) и продолжительностью. Программа каждого года была рассчитана на девять учебных месяцев (с сентября по май).

Результаты исследования. Эффективность методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в процессе физического воспитания детей 7 – 10  лет оценивалась посредством сравнения показателей здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности детей ЭГ до и после проведения эксперимента. Проведенное до начала эксперимента комплексное обследование состояния здоровья, физического и психического развития и физической подготовленности детей ЭГ позволило сделать вывод об отсутствии достоверных различий между ними.

В процессе педагогического эксперимента во всех ЭГ наблюдалось снижение простудной заболеваемости, однако в ЭГ отмечено более существенное снижение простудной заболеваемости по сравнению с КГ.

После эксперимента выявлены достоверные различия в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) у детей опытных групп: у детей ЭГ (В и D) эти показатели ниже, чем у детей КГ (А, С и Е). Снижение показателей ЧСС и ЧД в покое свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей организма и экономизации функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Итоговое обследование состояния опорно-двигательного аппарата детей ЭГ показало следующее (рис. 2). В КГ (А и С) число детей, имеющих нарушения осанки, осталось неизменным (60%), в КГ (Е) - снизилось с 50 до 40%, а в ЭГ (В и D) - снизилось соответственно с 65 до 40% и с 60 до 35%. Экспериментальная методика позволяет достичь лучших результатов в формировании правильной осанки благодаря комплексному использованию базовых упражнений оздоровительной направленности: упражнений на формирование навыков правильной осанки и походки, укрепляющих "мышечный корсет", развивающих гибкость, формирующих навык рационального дыхания, способствующих нормализации эмоционального статуса (упражнений в расслаблении, этюдов психогимнастики).

 

 

Рис. 1. Динамика показателей простудной заболеваемости у детей ЭГ в процессе эксперимента

Рис. 2. Изменение состояния осанки у детей ЭГ в процессе эксперимента: число детей с нарушением осанки

По результатам плантографии в КГ (А и С) число детей, имеющих деформации стоп, снизилось соответственно с 60 до 50% и с 65 до 50%, в КГ (Е) - осталось неизменным (55%); в ЭГ (В и D) - снизилось соответственно с 60 до 30% и с 60 до 35% (рис. 3).

Положительное влияние экспериментальной методики на формирование сводов стоп обусловлено систематическим применением следующих видов упражнений: стилизованных разновидностей ходьбы, бега и прыжков; элементов хореографии, включая упражнения партерной хореографии, выполняемых из положений разгрузки стоп; упражнений в равновесии; поворотов, а также благодаря целенаправленной работе над формированием гимнастического стиля выполнения всех движений, предусматривающего вытянутое положения стоп.

В ходе итогового педагогического тестирования физической подготовленности во всех ЭГ наблюдались достоверные положительные изменения результатов, однако сравнительный анализ показателей физической подготовленности детей ЭГ после проведения эксперимента выявил достоверные (р<0,05) межгрупповые различия в результатах всех двигательных тестов. При этом в результатах всех контрольных упражнений дети ЭГ превзошли детей КГ. Определение темпов прироста параметров физической подготовленности детей ЭГ осуществлялось по формуле S. Brody. Во всех двигательных тестах прирост результатов в ЭГ выше по сравнению с КГ (рис. 4-5).

Занятия по экспериментальной методике оказали также положительное влияние на уровень освоения двигательных умений. Это характеризуется снижением числа детей с низким уровнем (с 50 до 5% - в группе В и с 55 до 0% - в группе D) и увеличением числа детей со средним (с 50 до 70% - в группе В и с 45 до 55% -в группе D) и высоким уровнем (с 0 до 25% -в группе В и с 0 до 45% -в группе D). В КГ уровень освоения двигательных умений также повысился, но в меньшей степени.

Рис. 3. Изменение формы стоп у детей ЭГ в процессе эксперимента

Условные обозначения: 1 - бег 30 м; 2 - челночный бег 3x10 м; 3 - бег 500 м; 4 - прыжок в длину с места; 5 - сгибание туловища; 6 - разгибание туловища; 7 - равновесие; 8 - наклон вперед

Рис. 4. Прирост показателей физической подготовленности детей 5-6 лет в процессе эксперимента, %.

Рис. 5. Прирост показателей физической подготовленности детей 4-5 лет в процессе эксперимента, %.

 

 

Условные обозначения те же, что и на рис. 3

Результаты педагогических наблюдений показали, что занятия по экспериментальной методике способствуют формированию у детей устойчивого интереса к физкультурной деятельности, что проявляется в высокой активности младших школьников в процессе выполнения физических упражнений и включении освоенных элементов художественной гимнастики в самостоятельную двигательную деятельность. Это подтверждается данными опроса (в форме беседы) детей, воспитателей после проведения эксперимента, а также родителей.

 

До эксперимента уровень развития концентрации и устойчивости внимания у детей ЭГ достоверно не различался. После проведения педагогического эксперимента во всех ЭГ выявлено достоверное повышение концентрации и устойчивости внимания по сравнению с исходным тестированием (табл. 1-2).

Это, очевидно, объясняется возрастными особенностями развития психических процессов младших школьников, а также участием детей в занятиях познавательного цикла. Однако результаты итогового тестирования в ЭГ выше, чем в КГ. Наряду с этим занятия по экспериментальной методике оказали более выраженное положительное влияние на развитие самооценки и творческого воображения младших школьников. Следовательно, можно предположить, что повышение уровня развития внимания, творческого воображения и самооценки у детей ЭГ достигнуто благодаря применению разработанной нами методики, предусматривающей создание в процессе выполнения упражнений художественной гимнастики педагогических ситуаций, стимулирующих развитие психических процессов у детей и способствующих формированию положительных эмоциональных состояний.

Заключение . Результаты сравнительного педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии методики художественной гимнастики оздоровительной направленности на динамику показателей здоровья, физического и психического развития, физической подготовленности детей дошкольного возраста и ее преимуществе по сравнению с применяемыми в практике работы ДОД типовой и вариативных программ по физическому воспитанию.

Литература

1. Бальсевич В.К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное
направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и
практика физ. культуры. 1993, № 4, с. 21-23.

2.      Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: Монография. - М.: Теория и практика
физической культуры, 2000. - 275 с.

 

 

4.     Вишнякова СВ. Методика использования дыхательных упражнений на начальном
этапе подготовки в художественной гимнастике: Автореф. канд. дисс. Волгоград, 1999. -
24 с.

5.      Лубышева Л.И. Социально-педагогические аспекты нововведений в организации и
содержании физического воспитания учащейся молодежи // Здоровье и физические
упражнения: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (19-20 окт. 2000 года, Тюмень) /
Отв. ред. В.В. Ким. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2000, с. 113-119.

6.      Решетнева Г.А. Формирование здоровья детей - важное условие сохранения здоровья
нации // Здоровье и физические упражнения: Материалы междунар. науч.-практ. конф.
(19-20 окт. 2000 года, Тюмень) / Отв. ред. В.В. Ким. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос.
ун-та, 2000, с. 164-170.


ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Цель исследования заключалась в обосновании методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в условиях

Цель исследования заключалась в обосновании методики применения художественной гимнастики оздоровительной направленности в физическом воспитании детей младшего школьного возраста в условиях

В первый год эксперимент проходил в двух группах: контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ), в следующем году - продолжался в этих группах и начался в трех…

В первый год эксперимент проходил в двух группах: контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ), в следующем году - продолжался в этих группах и начался в трех…

По результатам плантографии в КГ (А и

По результатам плантографии в КГ (А и

До эксперимента уровень развития концентрации и устойчивости внимания у детей

До эксперимента уровень развития концентрации и устойчивости внимания у детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2024