лучшедома
Ознакомление детей старшего возраста с природой .Занятие" Воздух в нашем окружении"

Ознакомление детей старшего возраста с природой .Занятие" Воздух в нашем окружении"

docx
19.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Воздух в нашем окружении.docx

            Ознакомление детей старшего возраста с природой

Занятие. Воздух в нашем окружении

Цель: продолжать знакомить детей с воздухом и его свойствами (он прозрачный, невидимый, легкий…). Помочь детям обнаружить воздух. Организовать  цикл за воздухом.

Наблюдение  1.Как  обнаружить  воздух  в помещении?

Цель. Показать ,  что воздух  легко  обнаружить ,  если  создать его движение.

При этом его можно почувствовать   кожей, как легкий ветерок.

Воспитатель показывает, как рукой  обмахивать лицо, чтобы почувствовать  движение воздуха. Предлагает детям сделать то же самое. Спрашивает у них, что они почувствовали?  Какой воздух?  При ветерке стало холоднее или теплее?  Демонстрирует  веер, дает детям самим  помахать  и  почувствовать прохладу. (Дети веер делают сами.)

Наблюдение 2.Воздух есть во всех предметах.

Цель. Показать, что воздух есть  не  только в помещении, но и во всех предметах  и  материалах; это можно  обнаружить , если опускать предметы в воду.

Дети сидят вокруг большого стола, посреди которого стоит трехлитровая банка  с водой.

Воспитатель показывает детям по очереди небольшие предметы; (камень, гвоздь, железная крышка…). Спрашивает: есть ли в них воздух? Выслушивает ответы детей, а потом предлагает внимательно смотреть  на банку с водой. Бросает в воду один предмет; пока он опускается на дно, воспитатель  выдерживает паузу , затем спрашивает : что дети видели? Бросает второй предмет и опять предлагает наблюдать. Добивается ответов: предмет тонет (падает на дно), при этом, из  него выходят  пузырьки – которые, поднимаются вверх. Спрашивает: что же это за пузырьки? Откуда они взялись? Воспитатель поясняет: пузырьки – это воздух, он был в камне и вышел из него, когда камень  попал в воду. Спрашивает: куда (вверх или вниз )  двигался  камень, куда  двигались  пузырьки воздуха? Почему камень падал вниз, а пузырьки поднимались вверх. Выслушивает ответы  и поясняет : камень тяжелый , тяжелее воды – он тонет , падает на дно; воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Делается вывод: воздух есть во всех предметах , но его не видно.

Воспитатель предлагает детям взять  по одному предмету  и по очереди бросить в воду. Все вместе наблюдают, что происходит, отмечают пузырьки воздуха и тяжесть предметов. Воспитатель  обращает внимание на то, что деревянные  предметы не тонут в воде, они легче ее, но воздух в них тоже есть.

Наблюдение 3. Воздух упругий.

Цель. Познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы (шары, мешочки), воздух заполняет их, становиться упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Воспитатель , приготовив бумажный и целлофановый мешочки, воздушный шарик. Несколько резиновых мячей, сажает детей вокруг большого стола. Говорит о том, что ртом можно дуть (не дуют, получается ветер; подставляют руку к струе воздуха, чтобы почувствовать его).  Обобщает: так можно надувает разные мягкие предметы. Воздух, заполняя их, придает им форму, а сам  внутри предметов становиться упругим, а надутые им предметы тоже становятся упругими. Воспитатель сообщает: сейчас  он сделает хлопушку. Показывает бумажный пакет, обращая внимание на то, что у  него нет формы, он мягкий, неупругий. Надувает его , показывает, какой он формы получился, дает всем потрогать  и почувствовать его упругость , а затем предупреждает, что сейчас он по нему хлопнет. От хлопка пакет рвется, потому что воздух внутри него упругий. Затем воспитатель надувает целлофановый  мешок , демонстрирует его форму, упругость. Затем показывает  на  не надутый   шарик,  обращает внимание  на то, что он мягкий, бесформенный. Затем надувает его, завязывает. Дети аккуратно нажимают на него – пробуют на упругость. Воспитатель поясняет: только надутым шариком интересно играть.

Загадывается загадка: «Кинешь  в  речку  не тонет, бьешь  о стенку – не стонет, будешь  оземь  кидать  - станет  кверху летать». (Мяч.) Показывает мяч и говорит: «Вот удивительный предмет – плотный, круглый, упругий, ото всего  отскакивает, играть с ним – одно удовольствие! Почему же он такой?  Что у него внутри?» Дает детям потрогать  его, нажать на него, почувствовать упругость . Поясняет: «Мяч надут воздухом, поэтому он упругий. Чем плотнее мячик надут , тем более он упругий и тем лучше прыгает». Разрешается детям поиграть  в шарик и мячи.

Наблюдение 4. Дуем – играем.

Цель. Показать, что с воздухом  можно по – разному играть, если  научиться сильно  дуть.

Воспитатель  показывает разные игры: как пушинку или легкое перышко удержать в воздухе: как получаются мыльные пузыри; как гнать по волнам  маленький парусник. Дает детям предметы для игры с воздухом. Предлагает сначала  поупражняться , а затем и поиграть в игры: «У кого дольше не упадет перышко», «У кого мыльные пузыри будут больше», «У кого дальше уплывет кораблик?» Дети могут играть в разные игры. Воспитатель напоминает: играть помогает воздух.

Наблюдение 5. Воздух нужен для нас.

Цель. Дать детям представление о том, что люди дышать воздухом, вдыхая его легкими. Без воздуха человек не живет, он погибнет. Для жизни ему нужен чистый, свежий  воздух, который дает нам легко дышать, играть, работать, спать. Показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветренном помещении.

  Воспитатель спрашивает: когда спальня проветривается? Нужен ли людям воздух? Предлагает детям положить ладонь на грудь, почувствовать, как она поднимается и опускается – так осуществляется дыхание: вдох и выдох. Так человек дышит всю жизнь, воздух нужен для жизни каждую секунду. Предлагает детям закрыть ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Через несколько секунд выясняет: что дети почувствовали, что испытали?

Поясняет, человеку для жизни нужен свежий воздух – такой, как на улице. В помещениях, где люди долго  находятся, скапливается плохой воздух, поэтому помещение следует проветривать.

  На прогулке детям предлагается подышать полной грудью и сказать, где воздух более свежий: на улице или в группе, в спальне или на улице?

 

Наблюдение 6. Чем пахнет воздух?

Цель. Учит различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами.

Воспитатель подготавливает пахучие вещества и раскладывает их в разных местах в группе: нарезанный лук, корки лимона и апельсина, яблоки, ватку с камфорным спиртом, ветки ели в вазе с горячей водой, открытую банку с масляной краской и др. При этом в спальне должно пахнут  (например, апельсином, или хвоей, или яблоком). Воспитатель подводит детей к тем местам, где разложены пахучие вещества, предлагает глубоко дышать , чтобы почувствовать запах и отгадать его. Спрашивает , какой запах нравиться? Последнее место, которое посещают дети, - спальня .Воспитатель предлагает узнать аромат,  наслаждаться  им, сообщает, что спать  в проветренной спальне с приятным запахом особенно полезно для здоровья.

Воспитатель с детьми поясняет, что для здоровья вреден дым, поэтому надо избегать  помещений, где крутят. Опасен дым от пожара – люди, которые не успели выбраться из пожара (горящего помещения), могут задохнуться от едкого дыма.

Наблюдение 7.Есть ли в воде воздух?

Цель. Уточнить представления о том , что воздух есть везде, в том числе в воде, особенной в чистой, свежей.

Готовиться тазик, две банки, в одну из них наливается вода. Рядом на стол ставиться пустая банка. Спрашивает: что в ней? (Ответы). Опровергает: банка не пустая -  в ней воздух. Опыт: ставиться тазик с водой, банку переворачивает вверх дном и вертикально опускает ее в тазик. При аккуратном погружении  банки, вода в тазике поднимается, банка остается пустой. Воспитатель, предлагает детям убедиться в том, что банка не заполнена водой. Спрашивает, почему не вода не поступает в банку? Что ей мешает? Делает вывод: в банке воздух, он не пускает воду. Продолжается опыт; воспитатель  наклоняет банку в сторону, из нее с шумом выходит воздух, и она заполняется водой. Дети объясняют, что произошло и что сейчас находиться в банке.

На столе банка с водой. Уточняется, что в банке вода(она прозрачная, чистая, бесцветная, но ее видно).Воспитатель спрашивает: есть ли в воде воздух? После ответов детей уточняет : в воде есть воздух, его не видно, он растворен. Чем свежее и чище вода, тем воздуха в ней больше. Предлагает убедиться в этом ( в свободную банку наливает холодную воду из-под крана), сравнив ее с той, которая стоит на столе, сказать чем они различаются. После ответов обращает внимание на пузырьки на стенках банки со свежей водой. Спрашивает, что эти пузырьки означают? Откуда они взялись? (Ответы.) Поясняет, это воздух, который есть в чистой водопроводной воде – его много. Пузырьки потом исчезнуть: часть воздуха растворится  в воде, часть выйдет наружу.

Наблюдение 8. Воздух нужен рыбам в аквариуме.

Цель. Показать, что рыбы, как и люди, дышат воздухом, который есть в воде. Они дышат жабрами. Рыбам для хорошего настроения нужна чистая, свежая вода, в которой много воздуха. Если воздуха в воде мало, рыбы задыхаются. Рыбам в аквариуме надо сочувствовать , заботиться о них: отливать старую воду и доливать свежую воду комнатной температуры.

  Возле аквариума воспитатель просит детей положить руку на грудь и почувствовать, как двигается их грудная клетка, как они дышат. Затем наблюдают за рыбками, как открываются и закрываются жаберные крышки – так  рыбки дышат. Чем дышат рыбки? Уточняет: рыбки дышат не водой, а воздухом, который в ней имеется. Рыбки живые – без воздуха жить не могут. Воспитатель  спрашивает: когда рыбкам тяжело дышать? Уточняет: когда в аквариуме вода старая, в ней мало воздуха – им очень тяжело дышать, они подплывают к поверхности, хватают воздух над водой, часто дышат. Воспитатель спрашивает: как можно позаботиться о рыбах? Поясняет: надо иногда заменять часть воды. С помощью детей производиться эта процедура.

 

Наблюдение 9. Что такое компрессор?

Цель .Уточнить представление о том, что рыбки дышат воздухом, растворенном в воде; познакомить с компрессором – прибором, который нагнетает воздух в аквариум, обогащает воду воздухом и облегчает рыбкам дыхание.

Возле аквариума воспитатель спрашивает: как дышат рыбки? Как можно заметить, что они задыхаются? Как нужно о них заботиться? Сообщает: есть специальный прибор для нагнетания воздуха в воду. Показывает компрессор, а затем устанавливает его в аквариуме, включает. Дети наблюдают за работой прибора и за поведением рыб.


 

скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)