Методические рекомендации по ознакомлению дошкольников с явлениями природы.
Книга предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических учебных заведений и молодых родителей, как практическое пособие по организации наблюдений с детьми за явлениями природы, погодой и организацией опытов в природе и лабораторных экспериментов в домашних условиях средствами художественного слова.
Автор – Аникина Галина Алексеевна.
От автора.
В данном пособии речь пойдёт о применении малых литературных форм, а именно стихотворений, при ознакомлении детей дошкольного возраста с явлениями природы. О силе воздействия художественного слова на восприятие дошкольников неоднократно писали в своих работах Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина. Данную проблему изучали многие учёные. Об этом можно прочитать в книге Н.С. Карпинской «Художественное слово в воспитании детей», (М., «Педагогика», 1972), где приводятся данные научных исследований в этой области дошкольной педагогики.
Используя поэтические особенности стиха, я попыталась передать детям через текст знания о явлениях природы. Рифма и ритм легко улавливаются детьми, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации. Всем известно, что информация, зашифрованная в виде стихотворения, бессознательно ложиться в ячейки памяти, долго храниться и быстро воспроизводится. Особая напевность, такт, огранка стиха хорошо воспринимается на слух, т.е. привлекает к себе внимание маленького слушателя, выбиваясь из «сухого» устного повествования. Содержательная сторона стихотворений была построена с учётом принципов доступности, научности, образности. Нередко я обращалась к толковым словарям, детским энциклопедиям (типа «Всё обо всём») и учебникам географии. Несмотря на то, что основой для подбора содержания служили материалы новой программы воспитания детей дошкольного возраста, я взяла на себя смелость несколько расширить объём знаний. Во-первых, учитывая «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский), я несколько раздвинула рамки базового курса. Думаю, это пригодиться детям при изучении основ географии. Во-вторых, сегодняшние дети – вундеркинды очень пытливы и часто задают глубокие, неординарные вопросы. Этому, вероятно, способствует применение в дошкольном воспитании таких технологий как ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач», автор Г.Альтшуллер) и познавательных занятий А.М.Страунинг.
Эвристические беседы также настраивают любознательных малышей на наблюдательность и решение проблем, проверку разнообразных гипотез. Как и в первом своём пособии «Воспитание культурно гигиенических навыков у детей дошкольного возраста», я опять призываю молодых родителей и воспитателей к словотворчеству. Откройте поэтический талант в себе и своих воспитанниках. Вот подсмотренная мною в парке реальная картинка:
Рыжие бельчата
Играют с детьми:
Орешки и семечки
Прячут они.
Белочки прыгают
В разные стороны.
Прячут орешки
Под корни и брёвна.
Спросите у детей о том, что будет дальше, и вы услышите много версий, разнообразных рассказов, возможно, в стихах:
В дупло орешки соберёт,
А зимою их сгрызёт!
Уверена, что сотрудничество детей и взрослых в поэтической деятельности благотворно скажется на развитии воображения и укрепит доверительные отношения между ними. Внимание к явлениям природы разбудит наблюдательность. А всё вместе взятое станет залогом любви и бережного отношения к природе.
Я ставила перед собой несколько задач:
· Пополнить понятийный аппарат детей;
· Активизировать речь дошкольников;
· Расширить их кругозор;
· Разбудить фантазию взрослых и дополнить уже имеющуюся у них копилку приёмов по ознакомлению детей с явлениями природы.
Необыкновенная восприимчивость дошкольников к выразительно звучащему поэтическому слову - гарантия возникновения у них интереса к природе и её проявлениям. Надеюсь, предложенные материалы будут интересны как для детей, так и для взрослых.
Учите детей наблюдать за природой
В любую минуту, в любую погоду.
Почаще с вопросами к ним обращайтесь.
Пытливость ума у них развивайте.
Природа – она ведь живая,
Она, как человек.
Если она замерзает –
На улице падает снег.
Если грустит – льётся дождик,
От радости светится солнцем.
Рассердится – буря и шторм,
Гроза и землетрясение.
Когда улыбнётся сквозь дождик лучём,
Поднимется настроение.
Нахмуриться - тучи по небу бегут.
Приластится – нежный бриз.
Ей, как человеку, присущи все чувства-
Усталость и гнев, и каприз.
Сломалась веточка
от ветра
Или от недоброго
Человека.
Сломалась веточка
И заплакала.
Слёзы обиды
Закапали:
«Я для всех хотела
Быть милой.
Я для людей
Листочки растила:
Чтобы они
Любовались,
Здоровыми оставались.
Наша родная планета Земля
Находится в космосе не одна.
Днём вокруг солнца
Летает она,
А ночью её
Освещает луна.
Можно увидеть
Всю землю на карте.
Делит её пополам
Экватор.
Сверху и снизу
Видны полюса:
Северная и южная
полоса.
На карте Земли
Картинки цветные:
Моря, океаны там
Голубые,
Горы – коричневы,
Жёлты – пустыни,
Зелень – леса
И белые льдины.
Север, Восток, Юг и Запад –
Это
Люди назвали
Частями света.
Чтобы дать детям понятие о частях света, о которых упоминается, в частности, в сказке В.Катаева «Цветик – семицветик», можно сделать на участке модель солнечных часов. Начертите на земле круг, обозначьте направления движения солнца стрелками, в середину круга поставьте Прямой стержень. Тень от стержня будет стрелкой солнечных часов. Части света можно пометить символами: рисунками или буквами. И путешествуйте со стрелкой по частям света в течение дня!
Утром солнышко взошло,
По небу гулять пошло.
В полдень землю оглядело,
Осветило и согрело.
К вечеру ушло на запад,
Ночью спряталось до завтра.
Расскажет нам о солнышке
Стрелочка часов:
Где восходит солнышко,
там – сторона Восток.
Повернёмся к солнышку
Левой стороной
И помашем солнышку
Левою рукой.
Дальше стрелка движется
В направленье Юг.
В южной стороне тепло,
Птицы гнёзда вьют.
В южной стороне шумят
Тёплые моря.
Летом отдыхают там
Папа, мама, я!
Стрелка движется на Запад.
Близиться денёк к закату.
Солнце скрылось за горой (рекой, домами)
Ярко красною зарёй.
Когда мы спим,
То солнышко
По Северу идёт.
Пойти за ним
По стрелочке
Нам ночка не даёт.
На Севере –
Океан Ледовитый.
В нём плавают Айсберги -
Белые льдины.
«Если спросят про погоду,
То ответим мы тогда:
Сколько градусов мороза,
Сколько градусов тепла,
Как солнышко светит,
Какой будет ветер,
Какие по небу
Плывут облака!»
Воздух трогаем руками –
Ничего не примечаем.
Сквозь него глазами смотрим -
Он стеною не встаёт.
Лишь когда подует ветер,
Сможем мы его заметить.
Вдох и выдох совершая,
Люди воздух ощущают
И тогда лишь понимают-
Он вокруг,
Мы в нём живём!
Чистый воздух вкусно пахнет
После долгого дождя.
Дышит свежестью природа:
Грязью в землю пыль ушла.
Если землю рассмотреть,
То узнаешь, что в ней есть:
Глина, листья и песок,
Корневища волосок,
Камни, известь и зола…
Плодородная земля:
Если всё перемешать,
Можно сеять и пахать.
Не забыть её полить,
Урожай в мешок сложить!
Стихи могут быть не только иллюстрациями к наблюдениям за природными явлениями, но и сопровождать или результатом экспериментальной деятельности детей в природе.
Почему на песке не растут цветы?
Песок удерживает воду,
Он может напоить цветы,
Но не накормит их:
Для этого нужна
Плодородная земля.
Песок рассыпается,
От ветра разлетается;
Корешкам не за что держаться.
Нужен дренаж,
Чтобы воду держать,
Почва нужна,
Чтобы пищу подать.
И вообще, чтобы вырос цветок,
Многое нужно добавить в горшок.
Если представить декоративный фонтанчик в качестве модели большого настоящего водопада, то можно научить ребёнка не только искусству размышлять и созерцать, но и воспитать в нём чувство самосохранения, заложить основы безопасности жизнедеятельности, что актуально даже в дошкольном возрасте.
Люблю водопады с журчащей водой.
Такой водопадик принёс я домой.
Смотрю и любуюсь, как струйки текут
И ласково, нежно по камешкам бьют.
Меня не пугает
Такой водопад,
А вот муравьишка
Ему был бы рад?
ОСЕНЬЮ
Что–то с окнами случилось:
Стёкла плачут по утрам.
Видно осень наступает,
Насылает холода.
Пожелтели липы, клёны.
Удивляются вороны:
«Тёплых дней уж не видать,
Скоро будем зимовать».
Листопад.
Тихий вечер,
Солнце светит,
Дождь из листьев золотых
Лёгких, хрупких, неживых.
Падают, а не летят –
Бесконечный листопад.
Листья падают медленно
Серьёзные, важные,
Они тонкие ветки спасают от тяжести:
Чтобы снежные бури их не сломали,
И весной, как и прежде, они расцветали.
Пахнет павшая листва
Запахом особым:
Свежестью ночной, морозной,
Мокрой непогодой.
Листья в форточки летят,
Липнут на подошвы.
В гости просят их впустить –
Погреться немножко!
Посмотрите:
На ветру
Листья шепчутся в саду.
Тихо листья шелестят,
Что–то нам сказать хотят.
Ветром гонимый
Листочек летел
И аккуратно
Мне на руку сел.
Что-то листочек
Хотел мне сказать
Или со мною
Хотел погулять?
Зарифмовать в стихах «зашифровать» можно информацию о любой травинке. Для этого необходимо «оживить её», вызвать сочувствие или просто уделить ей внимание и предложить детям «послушать», что она говорит, угадать по её «жестам» , движениям, что она делает (танцует, здоровается с детьми, показывает в сторону…), о чём она думает.
Заморозки.
По утрам трава седая,
Старая, не молодая -
Это иней, изморозь -
Шутит дедушка мороз.
Мороз ударил ночью
И заморозил почву.
Земля остыла и трава
Совсем осталась без тепла.
Напрасно солнце утром
Траву отогревает:
Пора ложиться снегу,
Она об этом знает.
В лужах снежная кашица
Перемёрзла в стужу.
Льдинки острые торчат
Из земли наружу.
Там, где плакали сосульки
Талою водою,
Мёрзлая земля покрылась
Коркой ледяною.
Гололёд бывает разный:
И весёлый, и опасный.
На коньках катить - веселье,
А пешком ходить - мученье.
Прячется под снегом
Скользкий лёд,
Ни ходить, ни бегать
Не даёт.
Щедро на дороги
Сыпется песок,
Чтоб могли машины
Ездить в гололёд.
Вот и первая метель
Землю обелила:
Словно белою мукой
Стол припорошила.
Стала тёмная земля
Чистой и пригожей.
Приукрасила её
Снежная пороша.
Ветры тёплые подули,
Отступили холода.
Дружно капают сосульки,
В лужах – снежная вода.
Под весёлую капель
Наступает оттепель.
Ветерок зовёт гулять,
Шарфиком играет,
На дорожке в детский сад
Листья разметает.
Дождь со снегом
Колит щёки,
Ветер зонтик рвёт.
Это,
Осень прогоняя,
Зимушка идет.
ЗИМОЙ
Вы видали радугу зимой,
Когда солнце стоит в зените,
А две дуги –
Над рекой?
Это случилось днём в Рождество.
Это было чудо само.
Такая картина – природы творенье
В день благодатный – Иисуса рожденья!
Надевай зимою шубу,
Чтоб укрыться от простуды,
И под шапкой меховой
Уши от мороза скрой.
А на ноги натяни
Кожаные сапоги.
В морозный день
Со всех сторон
Я слышу: «Ох! и Ах!»
Идёт навстречу гражданин
Со снегом на усах.
Ресницы, брови, борода
Всё в том же серебре.
Спросила я: «Вы Дед Мороз?»
Он улыбнулся мне:
Искристый иней и меня
В снегурку превратил,
Дыханьем зеркальце моё
В хрусталь заворожил.
Обратите внимание детей, что когда они в морозный день едут в автобусе, то на стёклах его можно увидеть иней. Иней можно создать самим, если «дыхнуть» на холодное стекло.
На улице можно провести такой же эксперимент с зеркальцем в морозную погоду.
Гонит ветер – озорник
По земле снежинки,
Засыпает белой змейкой
В садике тропинки.
Неумный всё метёт,
Завывает громко.
Разыгралась, разгулялась
Снежная позёмка.
Все снежинки расписные.
Нет похожей ни одной.
У них лучики резные
Так и блещут чистотой.
Снежинки рождаются в облаках.
Они состоят из кристалликов льда.
Пушинки на землю летят и хохочут,
И щёки и нос у прохожих щекочут!
Порывистый ветер
Пригоршни снега
С неистовой силой
Бросает в окно.
Метель завывает,
Клубиться, кружиться.
На улице – холод,
А дома тепло.
Громко ветер завывает.
За окном метель гуляет,
Озябших прохожих
Сбивает с ног,
Лицо обжигает,
Идти не даёт.
Снежинки подружились –
За лучики схватились.
Белыми хлопьями
Падают всюду.
Готовят зиме
Пушистую шубу.
Холодно теперь берёзе;
Ветки стынут на морозе.
Их от стужи зимней
Защищает иней.
Я иду по аллее
Среди берёз.
В балерин превратил их
Седой Дед Мороз.
И, застыв в реверансе
В сказочном сне,
Они веточки – пальчики
Тянут ко мне.
ЛЕТОМ
Десант парашютный растёт на земле
И ветер его разносит везде.
Послушные ветру пушинки летят.
Деды – одуванчики вслед им глядят.
Где парашютик упадёт,
Одуванчик прорастёт.
Знает даже детвора:
На пушинках – семена!
В воздухе летнем снежинки парят,
Падают сверху, щекочут ребят.
Пух тополиный, ивовый тоже,
Ольховый и вербный летит из серёжек.
Есть на даче водоём
Под названьем «Пруд»,
Над которым экскаватор
Поработал тут.
Потом убрали грязь и мусор,
И пустили воду.
Будем мы в пруду купаться
В тёплую погоду.
Озеро лесное
С прозрачною водою,
С рыбами, лягушками,
Зелёною травою.
В половодье – нет краёв,
Не увидишь дна.
А летом - уменьшается,
И чистая вода.
Чистая, прозрачная,
Хрустальная вода.
Под ней едва колышется
Подводная трава.
Стихи делают речь детей благозвучной не только потому, что это рифмованная речь, но в большей степени из-за красоты и разнообразия слов и слога.
А вот на мелководье
Камешки блестят.
Снуют меж них пескарики
И веселят ребят!
Попробуйте пересчитать, сколько новых слов узнали дети из такого маленького стихотворения (колышется, снуют, мелководье…) и вы поймёте, как раздвигают рамки словаря детей эти незатейливые малые литературные формы.
Хороша в реке водица.
Так и хочется напиться.
Только не видать в ней дна;
Вдруг не вкусная она?
Проведите совместно с детьми следующие опыты с водой. Насыпьте в стакан с питьевой водой сахар, в другой- соль, в третий- лимонную кислоту, размешайте. Обратите внимание на то, что вода в стакане осталась прозрачной. Предложите попробовать её на вкус. Докажите, как трудно узнать о полезных или вредных свойствах воды, если полагаться только на её внешний вид. Вспомните с детьми русскую народную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Можно насыпать в стакан с водой растворимый кофе, какао или чай. Вода тёмная, не видно дна, а вкус опять разный.
Прыг – скок,
Прыг – скок!
Мы в воде играем.
«В глубину не заходить», –
Каждый это знает.
О дожде.
Если дождь идёт косой,
Называй его «грибной».
Летом в частые дожди
Вырастут в лесу грибы.
Если дождь идёт стеной,
Двор в окно не виден,
Называют дождь такой
Мокрым словом «ливень».
Дождик падает на лужи,
Оставляя пузыри.
Этот дождик не простой:
Длинный, долгий, затяжной.
Дождь сквозь солнышко «слепой»
Лёгкий, тёплый, золотой!
На дорожку капает,
Оставляет крапины.
Дождик мелкий, моросящий
Неприятен людям.
Мы скорей бежим домой,
Обегая лужи.
О тумане.
Воздух стал плотным,
Молочным, тяжёлым.
Трудно увидеть
дорогу до дому.
Осенью, весною, зимою и летом
Он исчезает от сильного ветра.
Прячется утром от солнца в лесок,
Ночью скрывается за бугорок.
Летом туман,
От земли поднимаясь,
Воздухом влажным
всё наполняет.
И осенью частым
Гостем природы
Бывает туман
В сырую погоду.
Туман превращает
Хрустальный снежок
В занавес белый
В морозный денёк.
Весенний туман –
Предвестник тепла,
Под ним прогревается
Наша земля.
Летом туман - из росинок,
Зимой – из кристалликов льда.
И, если не будет ветра,
Инеем станет тогда.
Опустится тихо на ветки,
Уснёт на замерзшей трубе,
Узорами вышивки нежной
Застынет на мёрзлом окне.
О росе.
Стоял туман
И горько плакал,
Слезинки падали в траву.
А утром люди увидали
Сверкавшую в лучах росу.
Чистая, зеркальная
На траве роса.
В ней солнце отражается
И слепит глаза.
Драгоценными камнями
На траве роса сверкает:
Круглые, овальные –
Бусинки хрустальные.
Увидели ребята
Лужайку в серебре:
«О чём роса мечтает,
Сверкая на траве?»
«Хрустальными слезами
На землю упаду
И ручейком прозрачным
До речки добегу».
Град.
Бывают летом чудеса –
Дождик падал изо льда.
Превратились капли в град,
На лету в мороз попав.
Кувырком с небес летят
Мокрые дождинки,
Подставляя ветрам злым
И живот, и спинку.
Вихри холода, крутя,
Капли охлаждают;
И уже на землю дождь
Градом выпадает.
Ветер.
От воды – прохладный ветер,
Даже если солнце светит.
Скачет рябью по воде,
Кружит весело в траве.
Ветер с юга
Добрый, тёплый
Шевелит цветов головки,
Нежно листья обдувает,
Постепенно затихает.
Чтоб узнать, откуда
Дует ветерок,
Попрошу флажок,
Чтобы мне помог.
Если ветер дует вяло,
То флажок висит.
Если ветер дует сильно –
В воздухе парит.
Если ветер штормовой:
Холодный и могучий,
Нагоняет он на небо
Грозовые тучи.
О грозе.
Небо пронзила
Иголка стальная:
Острая, белая,
Очень большая.
Всё потемнело –
Это гроза.
Загрохотали небеса.
Гром гремит.
Темнеют тучи.
Ветер сильный.
Дождь колючий.
Молнии сверкают
И слепят глаза.
Это надвигается
Страшная гроза.
В грозу гулять не стоит,
С грозой нельзя шутить.
В место безопасное
Нужно уходить.
От дождя спасает зонт.
От молнии спасает дом.
В грозу гулять не выходи:
Своё здоровье береги.
После наблюдения за грозой следует провести с детьми эвристические беседы на темы:
· Какие безопасные места вы знаете?
· Как защищают себя звери в лесу?
· Где прячутся от грозы птицы?
· Почему перед грозой наступает тишина?
· Почему говорят «природа замирает»?
О радуге.
Стоит радуга – дуга.
Из семи цветов она.
Солнце небо освещает,
Разноцветием играет.
Капли в воздухе висят
И на солнышке блестят.
Чем радуга ярче,
Тем день будет жарче.
Откуда радуга взялась?
Из водицы поднялась!
С солнышком играет,
Небо украшает.
Сияют на солнце
Слезинки дождя:
Висит над землёй
Самоцветов дуга.
Круговорот воды в природе.
Небо высокое и голубое.
Ветер деревья оставил в покое.
Жаркое солнце,
Расправив лучи,
Воду холодную пьёт из реки.
Воздух горячий,
Зной, духота.
Эта погода
Зовётся «жара»
Несколько дней всех жарой донимая,
Яркое солнце на небе играет,
Росы холодные пьёт на полях,
Сушит на клумбах цветы в городах.
Долгое время длиться жара.
Травы посохли,
Неслышно ручья.
Птицы пропали и не поют,
Звери попрятались в норы в лесу.
И на деревьях пожухла листва…
Так начинается засуха.
Облако – горячий воздух
В небе голубом.
Когда замёрзнет, съёжится
И выльется дождём.
Всю воду с земли,
Росинки с травы,
Воду с реки
И соки с листвы
Солнце собрало
В тучи большие,
Страшные, тёмные
Грозовые.
Разразиться скоро гром
И польётся вниз дождём.
Ливень прошёл с тяжёлой водой
И спрятался в землю подземной рекой.
Сильные струи подземной реки
Сметая преграды, родят родники.
С глубоких расщелин
Вода бьёт ключом.
Ручьи собираются в реку потом.
По древнему руслу
Бурный поток
Чистую воду
В море несёт.
Дождик разбудил побег
И наполнил русла рек,
Напоил траву, цветы;
Долго падал с высоты.
Тёмные тучи
Светлыми стали.
Солнце сияет
Над облаками.
Это явленье зовётся в народе
«Круговорот воды в природе».
ВЕСНОЙ
Тает снег и ручейками
В реку убегает.
Льдины в речке тоже тают
Воду в русло добавляют.
Поднимается вода,
Расширяет берега.
Не река, а пойма –
Водяное поле.
Под лучами солнца вскоре
Половодье схлынет,
Лишь оставит озерки
В низкой пойме у реки.
«Лёд плывёт по реке».
Лёд идёт по реке.
Было много разных льдин,
А теперь нет нигде.
- Он пропал под водой?
- Он растаял под жарой?
Солнца сильные лучи
Быстро растопили льды.
Сугроб осел,
Покрылся коркой.
Талый наст
Радует глаз:
Стал тонким лёд –
Весна идёт!
Что за шум вдалеке?
Лёд идёт по реке.
Льдины лопаются, тают
И далёко уплывают.
Люди рады ледоходу –
Весна спешит к нам полным ходом.
Весна – это новое время… (года),
Значит будет другая …(погода),
Значит скоро проснётся …(природа),
Значит скоро грачи …(прилетят)
И деревья сменят …(наряд).
И так можно рифмовать ещё долго, главное, что дети получат более объёмное понятие о весне. Значит, что можно так поговорить с ребёнком обо всём: играя, легко, ненавязчиво.
Подвижные игры.
«Утро, полдень, вечер.»
Участники игры – дети в шапочках насекомых: жуки, бабочки, стрекозы.
Несколько детей изображают птиц.
Ведущий – воспитатель - читает стихи,
Дети выполняют движения. «Насекомые летают хаотично, улетают прочь при появлении птиц» По окончании игры «пойманные насекомые» становятся «птицами».
«Раннее утро.
Над мокрой травой
Летают комарики
Шумной гурьбой..
-Прилетели птицы тоже.
«Спасайся, кто может!»
В жаркий полдень.
На полянке
Стрекозы и бабочки
Играют в догонялки.
-Прилетели птицы тоже.
«Спасайся, кто может».
«Вечером тихим жуки прилетели.
Облетели деревья, на веточки сели.
-Прилетели птицы тоже.
«Спасайся, кто может».
«Холодные ветры».
Часть детей –«листочки», остальные – «холодные ветры».
Ведущий – воспитатель.
Задрожали листья на осинке, («листочки»дрожат, сбиваются в круг)
Жмутся к веткам, стволу -
К серединке.
Налетели «холодные ветры» («ветры» летят, стараются поймать
И сорвали листочки с веток «листья», которые разбегаются)
Ш – ш – ш – ш…
«Ветер озорной»
Дети бегают с ленточками в руках, «ветер» догоняет детей, отбирая ленточки на бегу.
Дует ветер озорной.
«Ну-ка, поиграй со мной!»
В руки ленточки возьму
И от ветра убегу.
«Туча»
Дети стоят по кругу, тесно, взявшись за руки. Под слова первого четверостишья они идут по малому кругу. По окончании отходят назад и образуют второй большой круг. Под слова второго четверостишья , взявшись за руки, идут по второму кругу. По окончании, круг сужают до размеров первоначального.
Солнце по небу гуляет,
Землю греет, освещает.
Вскоре капли над рекой
Стали тучью грозовой.
Туча силы набиралась,
И водою наполнялась,
Стала грозной и потом
В реку пролилась дождём.
«Листья и ветер»
Вначале игры дети вместе вслух произносят стихи. По команде ведущего:
«Сильный ветер»,- дети бегают. По команде: «Тихий»,- дети «замирают» на месте. Тот, кто шевельнётся на протяжении нескольких секунд до следующей команды, выбывает из игры.
Мы – осенние листочки,
По ветру летаем.
Сильный ветер –
Мы летим,
Тихий – засыпаем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.