«Культура и традиции русского народа»
Цель. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре.
Задачи: Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция, вспомнить традиции русского народа, о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями.
Ход ООД:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я беседу поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
На экране изображена географическая карта. Воспитатель выставляет на стенд иллюстрации с изображением природы России.
Воспитатель. Ребята, сегодня я хочу поговорить о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём?
Дети. Россия
Воспитатель. Кто может показать на карте границы нашей страны? Что вы можете рассказать о природе нашей страны. Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить маленький рассказ.
Примерный рассказ.
Россия - страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растёт много ягод и грибов. Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек - Волга. А в реках много разной рыбы. Много в России гор. В горах добывают разные полезные ископаемые - уголь, алмазы, железную руду.
Воспитатель. Да, наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Что вы помните из истории России, как образовалось такое огромное государство. Показывает на карте.
Воспитатель. Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чём же он проявился? Что русский народ умел делать хорошо?
Дети. Мастерили игрушки из глины, сочиняли песни, сказки и т. д.
Воспитатель. Да, русский народ сочинял очень интересные сказки. Какие русские народные сказки вы знаете?
Воспитатель. Вы сказали, что русский народ сочинял красивые песни, русские люди любили водить хороводы. Давайте сейчас мы с вами станем в круг и поводим хоровод, как это делали русские люди. (Воспитатель включает грамзапись известного детям русского народного хоровода, который они водили на музыкальном занятии.)
Ярмарка.
Эй? честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всякие разные товары…
Подходите, подходите…
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель. А сейчас мы с вами попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров.
Воспитатель. У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция? (Предложения детей.)
Традиция — слово не русское, оно переводится с латинского языка как передача, т. е. традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Какие традиции есть у вас в семье? Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день. (Ответы детей.)
Воспитатель. В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки, во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи. Есть традиции, которые возникли очень давно и сохранились до наших дней. Какой праздник отмечают русские люди в конце зимы и начале весны? Что это за традиция?
Дети. Праздник Масленица.
Воспитатель. Что вы о нём помните? С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну. На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. Блины обильно поливают маслом. Масляный блин – символ солнца, хорошего урожая, здоровых людей. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои.
Воспитатель. А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. У различных народов обязательно есть какое-нибудь своё национальное блюдо. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или: иной стране. Например, В Китае и Японии выращивают рис и поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают России?
Дети. Пшеницу, рожь, разные овощи.
Воспитатель. Да, в России много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (На экране хлебные изделия). Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы?
Дети. Блины, оладьи, пирожки.
Воспитатель. А ещё в России очень любят щи. Из чего варят щи?
Дети. Картошка, капуста, лук, морковь.
Воспитатель. Для того чтобы сварить щи, обязательно нужна капуста и другие овощи. У русского народа есть такая поговорка (пословица).
А кто вспомнит эту поговорку?
Дети. «Щи и каша - пища наша».
Воспитатель. Значит, что ещё любят готовить в России?
Дети. Кашу.
Воспитатель. А из чего можно сварить кашу?
Дети. Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев.
Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, о разных русских традициях. Традиций у русского народа очень много. Поговорите с родителями, узнайте у них, какие ещё русские традиции они помнят.
Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?
Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.
Воспитатель. Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо.
Воспитатель. Что было главным в горнице?
Дети: Печь.
Воспитатель. Как уютно в нашей горнице!
Спозаранку печка топится…
На дровах огонь, пламя шустрое,
О тебе рассказ, печка русская!
Дети, что вы знаете о русской печке?
Дети:
Вьётся из трубы дым чуть свет,
Печки нет в избе – значит, жизни нет.
Воспитатель. Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?
Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили валенки, варежки.
Воспитатель. А как печь лечила больного?
Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.
Воспитатель. Поэтому, в старину про печь говорили:
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
И сверчок поёт где-то рядышком.
Как с тобой тепло, печка-матушка!
Воспитатель. Поведём беседу дальше.
Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.
Пословицы:
«Скучен день до вечера, коли делать нечего».
«Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Воспитатель: Мы с вами много говорили о таланте русского народа. В чем же он проявлялся? Что русский народ умел делать?
Дети: Мастерил игрушки, сочинял сказки, песни, водил хороводы.
Рефлексия.
— Дети, что мы нового сегодня узнали?
Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси, с фольклором, с традициями русского народа, с народными праздниками и т.д.
Про Башкортостан
Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.
- Как называется жилье башкир? (юрта).
- Для чего нужна юрта? (жить в нем)
- Из чего делали юрту? (из войлока….)
- Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)
- Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)
- Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).
- Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).
- Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.
- Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.
- На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.
Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду. Он одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.