Ознакомление с растениями
Оценка 4.6

Ознакомление с растениями

Оценка 4.6
docx
31.01.2020
Ознакомление с растениями
ознакомление с растениями.docx

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Теоретические основы проблемы экологического воспитания старших дошкольников

7

 

 

1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста                                                                                                      

7

 

 

1.2 Особенности и виды дидактических игр в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями                                                                              

13

 

2 Эмпирическое изучение проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста

20

 

2.1 Методика ознакомления старших дошкольников с растениями

20

2.2 Психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры

25

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

32

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Диагностика на определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

35

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ

ПРИЛОЖЕНИЕ В – Программа по ознакомлению старших дошкольников с растениями

37

 

40

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обоснование проблем  воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В.П. Горошенко, С.Н. Николаевой, Н.Ф. Ярышевой и др. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств. Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Особенности использования дидактических игр при ознакомлении старших дошкольников с растениями».

Объект исследованияпроцесс ознакомления старших дошкольников с растениями.

Предмет исследования – психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры.

Цель исследования  -  определить психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры.

Гипотеза исследования – процесс ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактических игр, будет осуществляться успешно, если:

- Подобранные дидактические игры будут интересными, разнообразными, будут соответствовать возрасту детей;

- Деятельность воспитателя направлена на создание условий, включающих в себя планирование работы по развитию знаний детей о растениях не только в рамках познавательных занятий, но и в повседневной жизни.

- Сформировано понимание у родителей о необходимости формирования у детей знаний об окружающей природе.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

- Изучить сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- Рассмотреть особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста;

- Рассмотреть методику ознакомления старших дошкольников с растениями;

- Определить психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- В исследованиях Н.Н. Кондратьевой, А.М. Федотовой, И.А. Хайдуровой и других доказано, что детям старшей группы доступны экологические знания о растениях, животных, человеке как о живых существах, о связях и зависимостях в мире природы и между человеком и природой; о многообразии ценностей природы - оздоровительной, познавательной, нравственной, эстетической, практической; о том, что природа является средой обитания для человека;

- Проблемы экологического образования были предметом исследований А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Г. Иоганзена, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского и др.;

- Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Д.Ж. Маркович, Н.И. Моисеев.

Для достижения цели и решения поставленных задач были применены следующие общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования:

- теоретические - сравнительный и комплексный анализ научной, методической и учебной литературы по изучаемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, обобщение педагогического опыта;

- эмпирические методы - анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и содержательная интерпретация результатов исследования.

 Теоретическая значимость: теоретическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления об экологическом образовании дошкольников посредством дидактической игры.

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по экологическому воспитанию могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников, а так же по педагогическому просвещению родителей.

Экспериментальная база исследования:  МДОУ детский сад №75 г. Волжского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы проблемы экологического воспитания старших дошкольников

1.1            Сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста  

Термин «экология» происходит от греческих слов (жилище, место пребывания, убежище) и (учение). Экология - наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, где они обитают. Экологическое воспитание детей - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомления детей с природой.

Прежние программы ориентировали педагогов на накопление у детей «живых» представлений об объектах и явлениях природы, доступных непосредственному восприятию и деятельности. Дети учились различать и называть объекты природы, видеть некоторые их особенности: внешний вид, поведение (о животных), условия произрастания (о растениях), способы ухода и др. Наряду с этим, программы содержали задачу освоения детьми отдельных взаимосвязей в природе. Все программы воспитательно-образовательной работы ставили задачу воспитания у детей бережного и заботливого отношения к природе [11, с. 57].

Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учеными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня впрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учета биологических и экологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты.

Анализируя особенности взаимодействия человеческого общества и природы, ученые пришли к выводу о том, что в современных условиях необходимо обеспечить переход к новому типу связи общества и природы - научно обоснованному и гуманистически ориентированному. Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания.

Такой переход возможен только при условии формирования новой, гуманистической направленности отношения человека к природе. Сохранение природной среды, таким образом, связано с экологическим воспитанием человека, обладающего потребностью гуманно относиться к природе. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет особое значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправленный педагогический процесс [11, с. 73].

Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированными поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.

Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, быту).

Становление экологически воспитанной личности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения возможно при решении следующих задач  [13, с. 55]:

- Формирование у детей элементов экологического сознания. Освоение ребенком элементов экологического сознания определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие ведущие взаимосвязи природных явлений.

- Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе; при этом деятельность детей должна иметь природоохранительный характер. В ходе реальной деятельности в природе (уход за животными и растениями в уголке природы и на участке, участие в природоохранительной работе) дети осваивают умения создавать для растений и животных условия, близкие к природным, с учетом гуманистической направленности отношения человека к природе. Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой.

Педагогический процесс экологического воспитания требует решения всех перечисленных задач в единстве. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.

Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней [35, с. 41].

З.П. Плохий рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы [13, с. 67].

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Программами по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у детей любви и бережного отношения к природе.

Программы выдвигают две важнейшие задачи:

- воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать её красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;

- сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду[22, c. 63].

Современное человечество просто не может пренебрегать теми многочисленными взаимосвязями, которые существуют между человеком и средой его обитания. Задача экологического образования - научить человека жить и действовать в окружающей природной среде в полном соответствии с его этическим и научным представлениями об этой среде. Во избежание усугубления сложившихся экологических проблем во всех образовательных учреждениях в последнее время активно ведется работа по экологическому воспитанию. Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом [31, с. 247].

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада [29, с. 61].

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные животные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим - взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.

Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [16, с. 87].

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие «экология»: что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении «экологии». Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:

-  отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);

- популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом (демэкология);

- сообществ живых организмов со средой совместного их проживания (синэкология).

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

Таким образом, методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.

1.2            Особенности и виды дидактических игр в процессе  ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления от познания этих явлений [15, с. 62].

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к новой более высокой стадии развития [19, с. 65]. Одновременно игра имеет огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и социальным причинам дети в последнее время подменяют игровые, наполненные смыслом взаимоотношения простым манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в том, чтобы помочь детям наполнить игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей [21, с. 41].

Во время игры развивается речь, чувства, восприятие, обогащается эмоциональная сфера, и закладываются первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются творческие способности детей. В игре наиболее важны формирующиеся в ней представления детей о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного обучения. Но одних способностей может оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия.

К. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл» игры, а не источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф. Шиллера, усматривает источник игры в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам [11, с. 66].

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе и Л.С. Выготский [7, с. 16]. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни.

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры - это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры - роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей [17, с. 97].

Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что ребенок, не наигравшийся, «не доигравший» в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным - для него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как к своей судьбе, так и к судьбам его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново  [1, с. 5].

Особенность игры являются свои правила. Они диктуют, что будет иметь силу внутри отграниченного игрой временного мирка. Правила игры обязательны и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто плутует, лукавит в игре. Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется самым характерным образом в таинственности, которой игра любит себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое претворение неразлучно сопутствуют всему, что есть маска и переодевание  [19, с 20].

Одной из особенностей игровой деятельности является наличие явления «заигрывания», когда ребенок или взрослый человек не могут вырваться из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или художественной деятельностью. Так, в начале игры можно оборвать игровую деятельность ребенка, ребенок легко выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния игры бывает подчас весьма трудно: ребенок так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт - это такая степь увлеченности, при которой пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в целом.

В ходе онтогенеза, на разных этапах развития детям свойственны разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. В младенческом возрасте первостепенное значение для развития ребенка имеет общение с ним взрослого. Расширение жизненного опыта приводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменении характера игры: дети все чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми [3, с. 62]. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы, настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребенка игра становится формой деятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определенным образцам человеческой личности.

В педагогике существует несколько видов дидактических игр [2, с. 9] указывает, что все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом);

- настольные печатные игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).

Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами [11, с. 99].

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы [11, с. 98].

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски [11, с. 101].

В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

Дидактические игры - игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о растениях. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, обобщать и классифицировать.

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях.

Творческие игры природоведческого содержания - это те, в которых дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Самостоятельный характер творческих игр не даёт возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений. Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить [21, с. 251].

Таким образом, особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума, как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов значимой общественной деятельности, становление элементов произвольного поведения. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.




2 Эмпирическое изучение проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста

2.1 Методика ознакомления старших дошкольников с растениями

Для того чтобы выяснить уровень знаний старших дошкольников о растениях мы использовали разные методы и приемы. Для реализации задач исследования мы провели три этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 

На первом этапе констатирующем  провели диагностику экологических знаний старших дошкольников. На втором этапе  формирующем  провели НОД с детьми с использованием подобранных дидактических игр. На третьем этапе  контрольном  провели повторную диагностику экологических знаний старших дошкольников

Опытно-практическая часть проводилась в МДОУ № 75 г. Волжского в старшей группе. Для изучения уровня знаний о растениях было отобрано 10 человек.

В целях изучения уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста о растениях мы подобрали следующие методики:

- Анализ работы воспитателя по ознакомлению детей с растениями;

- Анализ программы «Юный эколог» и программы «Детство», с целью выявления содержания раздела «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания»;

- Анализ содержания уголка природы;

- Диагностика экологических знаний старших дошкольников - Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира (Приложение А);

- Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе (Приложение Б).

Анализ работы воспитателя. В группе созданы все необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников. В течение учебного года воспитатели с детьми наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. Это обеспечивает благоприятные условия для проведения интересных, имеющих особую экологическую значимость наблюдений. В группе ведется работа по наблюдению за ростом, размножением, цветением комнатных растений. Дети по очереди дежурят в уголке природы. В обязанности дежурных входит полив, рыхление, уход за листьями комнатных растений. Используя предоставленные условия, дети, принимают активное участие в изучении комнатных растений.

Анализ программ. Программы показали, что при формировании динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе выявлены задачи:

- формировать умения наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам;

- наблюдать за ростом и развитием растений;

- знакомить детей с особенностями внешнего строения растений;

- формировать знания об уходе за комнатными растениями.

На кружковых занятиях предусматривается решение задач формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ. Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении других режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также используется такая форма, как задания.

Озеленение участка разнообразно и красиво, что создает благоприятную визуальную среду. На нем растут не только береза и тополь, но и липа, каштан, рябина и дуб.

На участке детского сада много цветов - от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, вокруг деревьев - настурция.

На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники. У центрального входа, у всех подъездов растут многолетники - лилии, пионы, ирисы, флоксы.

На групповых участках посажены однолетние растения - воспитатель с детьми выращивает рассаду, высаживает ее в грунт, а затем вместе прослеживают развитие растений до созревания и сбора семян.

Анализ уголка природы. Главная особенность уголка природы - непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.

С точки зрения экологического воспитания не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.

Анализ показал, что в соответствии с требованиями в уголке природы имеются:

- комнатные растения (герань, бальзамин, примула, комнатный виноград);

- временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, фасоли, рассады.

Первой мы провели диагностику на определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира.

Данная диагностика проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Ребенку называют растения и просят их показать, далее проводится беседа о растениях и уходе за ними (Таблица 1).

Таблица  1 - Результаты проведенной диагностики

Экспериментальная группа

Какое

количество растений знает

Самостоятельно обследует растения

Устойчивый познавательный интерес

Результат деятельности

Поисковые вопросы

Уровни

1. Егор Б.

3

+

-

+

-

С

2. Артем Б.

3

-

-

-

-

Н

3. Артур Б.

4

-

+

+

-

С

4. Наташа М.

4

+

-

+

+

В

5. Люба Ч.

3

-

-

-

-

Н

6. Максим К.

3

-

-

-

-

Н

7. Вадим К.

4

+

+

+

-

В

8. Олеся А.

3

-

-

-

-

Н

9. Ира О.

4

+

+

+

-

В

10. Витя В.

3

-

-

-

-

Н

 

Результаты данной диагностики мы представили на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты диагностики на определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира на констатирующем этапе

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 30% детей, средний уровень – у 20% детей, низкий уровень – у 50% детей.

Далее мы провели диагностику выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе. Диагностика состояла из двух заданий, цель первого задания: выявляем знания детей о комнатных растениях; определяем глубину знаний детей в описании комнатных растений; определяем умение отличать существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений; цель второго задания: выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать); выявляем представления о потребностях живых существ; познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы; выявляем понимание необходимости растений для человека и животных.

Критерии оценки знаний детей:

- какое количество растений дошкольник знает;

- самостоятельно ли обследует растение;

- имеет устойчивый познавательный интерес;

- отвечает на поисковые вопросы.

Результаты диагностики мы представили на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты диагностики на выявление уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ на констатирующем этапе

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 30% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 40% детей.

Таким образом, изучив полученные результаты, можно сказать, что большинство имеет средний или низкий уровень развития. Дети с низким уровнем знаний о растениях нуждаются больше в индивидуальной работе. Также работа будет проводиться с ребятами со средним и высоким уровнем для получения лучших результатов.

2.2 Психолого-педагогические условия ознакомления старших дошкольников с растениями посредством дидактической игры

По окончании констатирующего этапа эксперимента, мы перешли ко второму - формирующему. На формирующем этапе проводились дидактические игры, направленные на ознакомление с растениями старших дошкольников.

На основе полученных результатов на первом этапе мы разработали программу для ознакомления с растениями старших дошкольников (приложение В), которая состоит из  дидактических игр, заданий, и т.д., с целью ознакомления дошкольников с растениями.

Назначение этой программы состояло в:

- формировании у старших дошкольников динамических представлений о росте и развитии живых существ;

- формировании наблюдательности;

- воспитание сосредотачивать внимание на том, что предложено воспитателем; привычку выполнять его требования;

- систематизация, углубление личного опыта ребенка; и требовало для их освоения грамотного управления со стороны педагога.

Наша работа с детьми предполагала сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключала авторитарную модель обучения. Обучающий процесс был организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь сделать ошибку.

На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса дидактических игр. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты проведенной диагностики на определение уровня знаний особенностей растительного мира мы представили в таблице 2.

Таблица  2 - Результаты проведенной диагностики

Экспериментальная группа

Какое

количество растений знает

Самостоятельно обследует растения

Устойчивый познавательный интерес

Результат деятельности

Поисковые вопросы

Уровни

1. Егор Б.

3

+

+

+

-

В

2. Артем Б.

3

-

-

+

+

С

3. Артур Б.

4

+

+

+

-

В

4. Наташа М.

4

+

-

+

+

В

5. Люба Ч.

4

-

+

+

-

С

6. Максим К.

3

+

+

-

-

С

7. Вадим К.

4

+

+

+

+

В

8. Олеся А.

3

-

+

-

-

Н

9. Ира О.

4

+

+

+

+

В

10. Витя В.

3

+

-

-

-

Н

 

Также результаты проведенной диагностики мы представили в виде диаграммы на рисунке 3.

Рисунок 3 – Результаты диагностики на определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира на контрольном этапе

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 50% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 20% детей.

Далее мы провели диагностику выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе.

Результаты диагностики мы представили на рисунке 4.

Рисунок 4 – Результаты диагностики на выявление уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ на контрольном этапе

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 50% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 20% детей.

Сравнительную диаграмму результатов диагностики на определение уровня знаний особенностей растительного мира на констатирующем и контрольном этапах мы представили на рисунке 5.

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики на определение уровня знаний особенностей растительного мира на констатирующем и контрольном этапах

Таким образом, изучив полученные результаты, можно сделать вывод о том, что после проведенной нами работы, показатели значительно выросли, и детей со средним и высоким уровнем стало больше. Следовательно, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа является успешной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения. У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений; понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам; узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.

Особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, особая роль отводится дидактической игре. Ее особая значимость состоит в том, что дидактическая игра способствует формированию такого качества ума, как его подвижность и гибкость, способного развивать внимание, воображение, формирует волю детей. В игре происходит развитие важнейших психических новообразований ребенка: усвоение мотивов значимой общественной деятельности, становление элементов произвольного поведения. Дидактическая игра способствует развитию таких качеств личности, как индивидуальность, коммуникативность, эмоциональность.

Для того чтобы выяснить уровень знаний старших дошкольников о растениях мы использовали разные методы и приемы. Для реализации задач исследования мы провели три этапа опытно-экспериментальной деятельности: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 

На первом этапе констатирующем  провели диагностику экологических знаний старших дошкольников. На втором этапе  формирующем  провели НОД с детьми с использованием подобранных дидактических игр. На третьем этапе  контрольном  провели повторную диагностику экологических знаний старших дошкольников

Опытно-практическая часть проводилась в МДОУ № 75 г. Волжского в старшей группе. Для изучения уровня знаний о растениях было отобрано 10 человек.

В целях изучения уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста о растениях мы подобрали следующие методики:

- Анализ работы воспитателя по ознакомлению детей с растениями;

- Анализ программы «Юный эколог» и программы «Детство», с целью выявления содержания раздела «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания»;

- Анализ содержания уголка природы;

- Диагностика экологических знаний старших дошкольников - Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира;

- Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе.

Изучив полученные результаты, можно сказать, что большинство имеет средний или низкий уровень развития. Дети с низким уровнем знаний о растениях нуждаются больше в индивидуальной работе. Также работа будет проводиться с ребятами со средним и высоким уровнем для получения лучших результатов.

По окончании констатирующего этапа эксперимента, мы перешли ко второму - формирующему. На формирующем этапе мы провели дидактические игры, направленные на ознакомление с растениями старших дошкольников.

На основе полученных результатов на первом этапе мы разработали программу для ознакомления с растениями старших дошкольников, которая состояла из  дидактических игр, заданий, и т.д., с целью ознакомления дошкольников с растениями.

На этапе контрольного эксперимента мы проверили эффективность разработанного комплекса дидактических игр. Для определения эффективности проделанной работы, нами был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Изучив полученные результаты, можно сделать вывод о том, что после проведенной нами работы, показатели значительно выросли, и детей со средним и высоким уровнем стало больше. Следовательно, можно сделать вывод о том, что разработанная нами программа является успешной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие - Ярославль: Академия развития: 2013. - 112 с.

2. Аромштам М. Игры для маленьких интеллектуалов.// Дошкольное образование,-2014,-№6,-с.21.

3. Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист.-2012.- №1.- С.30-32 с.

4. Базовый компонент дошкольного образования в Украине – Симферополь-2013,350 с.

5. Бровкина Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студ. сред. и высш. пед учеб.заведений./ Издат. Центр «Академия» 2014.-224 с.

6. Букатов В. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие /Букатов В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2013. - 152с.

7. Венгер Л. «Дидактические игры по сенсорному воспитанию» М., Просвещение,2015.

8. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвешение,2013.-80 с.

9. Воронов Н. Основы общей экологии.- М.: «Рандеву - АМ»,2013.-95 с.

10. Выгодский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб: Союз,2015.-95с.

11. Гайдаренко Е. Игры, забавы, развлечения для детей и взрослых: нескучная энциклопедия. - Д.: Сталкер,2012.-448с.

12. Гармоническая атмосфера Монтессори.// Дошкольное воспитание,-2012,-№11,-С.47.

13. Ген Г., Ковальчук Н., Леонова Е. Развивающие игры.// Ребенок в детском саду,-2013,-№6- с.60

14. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.- М.:Просвещение,2014.-58с.

15. Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.- М.:Просвещение,2014.-360с.

16. Гербова В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. -М.:Просвещение,2014.-240с.

17. Гмошинская М. Поиграй со мною.// Дошкольное образование,-2012,-№1,-С.20.

18. Граббет И. Игры для малышей от 2 до 6 лет.- М.: «Росмэн»,2014.-160 с.

19. Грабовская Л. Пространственно- предметная игровая среда как основа развития индивидуальности ребенка.// Детский сад,-2014,-№ 4,- с.9.

20. Грибова О., Бессонова Т. Дидактический материал по обследованию речи детей. Звуковая сторона речи. Альбом 2.- М.: «АРКТИ», 2013. – 48с.

21. Дыбина О., Рахманова Н., Щетинина В. Неизведанное рядом Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О.- ответственный редактор.- М.:ТЦ Сфера,2012.-192 с.

22. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека.// Дошкольное воспитание,-2012,-№4,-С.2.

23. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада /О.Ушакова, А. Арушанова, А.Максаков, Е.Струнина, Т. Юртайкина; Под руководством О.Ушаковой.- М.: Изд-во «Совершенство»,2014. -368 с.

24. Золотова Е. Знакомим дошкольников с миром животных.- М. 2015.-79с.

25. Иванова А. Экологические наблюдения и эксперементы в детском саду. Мир растений.- М. 2014.-65 с.

26. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. сада / Каменева Л. А., Матвеева А. К.,. Маневцева Л. М. и др.; Сост. Л. А. Каменева; Под ред. Саморуковой П. Г. - М. Просвещение, 2013. - 207 с.

27. Клюева И., Касаткина Ю. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2016.-240 с.:ил.

28. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.. учеб. заведений.-3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.-416 с.

29. Коломина Н. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий- М.: 2014-144 с.

30. Костина Л. Игровая терапия в детском саду.// Дошкольное воспитание,- 2014,-№ 12 С.10.

31. Кутузова И. Развитие игровой деятельности.// Дошкольное воспитание, - 2013,-№ 5,- С.25.

32. Лучич М. Детям о природе. Пособие для воспитателей детских садов.- М.: Просвещение,2013-160 с.

33. Максаков А., Туманова Т. «Учите играя», М.: Просвещение,2013.

34. Мир природы и ребенок. Под ред. Л.М. Маневцевой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2013. - 319 с.

35. Названова Л. Давайте играть вместе.// Дошкольное образование.,2012,- №1,- С.22

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                            ПРИЛОЖЕНИЕ А

Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Комнатные растения герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра и бальзамин султанский, лейка для полива; распылитель воды, палочка для рыхления; тряпочка, поддон.

Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?

2. Как правильно ухаживать за комнатными растениями?

3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения).

4. Для чего нужны людям комнатные растения?

5. Нравится ли тебе комнатные растения и почему?

Затем педагог предлагает из представленных выбрать:

а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза)

б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина)

в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника)

г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан)

Оценка результатов деятельности:

 Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы. Без труда выделяет группы предложенных растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

 Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.

Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе.

Задание 1. Знание о комнатных растениях.

Цель: - выявляем знания детей о комнатных растениях;

- определяем глубину знаний детей в описании комнатных растений;

- определяем умение отличать существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.

Нами было предложено детям рассмотреть наши комнатные растения и рассказать о них. А вначале рассмотреть комнатный виноград. Мы задавали детям вопросы:

Какого размера виноград?

На что он похож - на дерево или на кустик? (На кустик).

Какой стебель у винограда? Какие листья? (Большие, желто-зеленого цвета, овальной формы, край листа с зубчиками).

Затем мы предложили детям погладить листочки: Какие они? Дети отвечали: Гладкие (Опра Ева, Гуцак Юлиана). Далее мы предложили детям сравнить два растения. Похожи ли примула и папоротник? Дети подошли к столу и рассмотрели оба растения, не найдя в них сходства. У них разные листья. У примулы листья круглые, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные.

А затем мы попросили детей сказать, чем похожи эти растения? Дети (Бырборос Настя, Кориков Максим) отвечали, что по величине (небольшие), по цвету их листьев (светло-зеленые), и по тому, что и у примулы, и у папоротника не видно стебля. А это позволило детям сделать вывод о том, что растения не только отличаются друг от друга, но и похожи.

Задание 2. Растение - живое существо.

Цель: - выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать);

- выявляем представления о потребностях живых существ;

- познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы;

- выявляем понимание необходимости растений для человека и животных.

Вначале мы загадывали детям загадки: «В шубе летом, а зимой раздеты?» (Деревья.) Какие деревья растут на нашей территории?

«Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». О каком дереве загадка? Сравните ели и лиственницы.

Какие растения мы называем лекарственными? (Мать-и-мачеха, подорожник.)

Используя таблицы и схемы, мы рассказываем о растениях. Это живые существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды. Дети отвечали на вопросы: Какие части есть у растений? Для чего необходим стебель? Листья? Корень? Какие необходимы условия для роста растений? (Кисяк Лиза, Богатый Егор, Мирза Наташа).

Затем предложили детям отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, травянистых растений и организовали соревнование, кто больше назовет деревьев, кустарников, травянистых растений.

Обработка результатов.

Низкий - объем представлений о растениях незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Средний - ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно, деревьев и комнатных), опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними резки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.

Высокий - ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Программа по ознакомлению старших дошкольников с растениями

Цель программы: расширение и углубление знаний дошкольников о растениях.

Назначение этой программы состояло в:

- формировании у старших дошкольников динамических представлений о росте и развитии живых существ;

- формировании наблюдательности;

- воспитание сосредотачивать внимание на том, что предложено воспитателем; привычку выполнять его требования;

- систематизация, углубление личного опыта ребенка; и требовало для их освоения грамотного управления со стороны педагога.

 1.Найди по описанию

Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.

Материал: карточки с изображением растений.

Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

2. Горячо — холодно

Цель: поддерживать интерес детей к растениям, закреплять их названия.

Игровая задача: найти, где спрятался игровой персонаж.

Правило: нельзя переворачивать карточки.

Материалы: карточки с изображением растений, изображение игрового персонажа.

Ход игры: Ведущий прячет персонажа (Капитошку, Лешонка, Гномика 
и т.п.) под карточку с изображением одного из растений. Дети в это время стоят, закрыв глаза. После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо». Можно давать подсказки. Например: «Капитошка спрятался под деревом», «Капитошка спрятался среди луговых растений». Выигрывает тот, кто быстрее найдет игровой персонаж.

3. Лото «Что, где растет?»

Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.

Игровая задача: заполнить игровое поле.

Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.

Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

4. Скорая помощь (экологическая игра на природе)

Цель: воспитывать заботливое отношение к растениям, желание оказывать помощь, развивать наблюдательность.

Игровая задача: осмотреть «пациентов» — деревья и кустарники, заметить изувеченные ветки и оказать необходимую помощь.

Материалы: палочки, веревочки, тряпочки, ножницы.

Ход игры: дети обходят участок детского сада — «делают обход»; если есть «больные», им оказывается необходимая помощь.

5. Юные художники

Цель: уточнить особенности внешнего вида растений, учить передавать свое отношение к изображаемому.

Игровая задача: нарисовать портрет растения.

Материал: любые изобразительные материалы.

Ход игры: Игра проводится на прогулке. «Художник» принимает заказ — нарисовать «портрет» того или иного растения и старается точно передать особенности внешнего вида. По окончании работы организуется выставка детских рисунков.

6. Следопыты

Цель: развивать познавательный интерес к живой природе, наблюдательность, учить детей делать элементарные выводы.

Игровая задача: разгадать тайну природы.

Материал: для игры на участке детского сада готовится полоса почвы или песка, свободного от растительности.

Ход игры: Играющие осматривают полосу и определяют, «кто мог оставить свои следы». Это могут быть не только следы животных, но и листья, сучки, семена растений. Воспитатель подводит детей к заключению о том, как сюда могли попасть эти объекты. Например: как сюда попали шишки, если поблизости нет елки или сосны? Кто мог разбросать на дорожке ягоды рябины? Семена, каких растений и откуда принес ветер

Дидактические игры на формирование экологических знаний для детей старшего дошкольного возраста

«Природа и человек»

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

«Вершки-корешки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

Пластическая игра «Буря на море».

Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро машут крыльями, стонут и прячутся на берегу.

Игра «Изобрази».

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака - к вечеру дождь будет. Низкие облака - к дождю.

Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить "одеяние" бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Игра «Чья птица улетит дальше?»

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

Игра «Журавли-журавли».

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом дугой". Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: "Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой". Дети быстро, не отпуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. "Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!" - вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше "Змея, заворачивайся в кольцо", "Змея выпрямляется" и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Игра «Ласточки и мошки».

Играющие - мошки - летают по поляне и напевают:

Мошки летают!

Ласточку не замечают!

Жу-жу! Жу-жу!

Зу-зу! Зу-зу!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: "Ласточка встанет, мошку поймает!" С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Игра «Птица без гнезда».

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, - гнездо, второй за ним - птица. В центре круга чертят небольшой кружок - там водящий. Он считает: "Раз..." - игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. «Два...» - игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. «Три...» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего: «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Игра «Пищевые цепочки на лугу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

Игра «Пищевые цепочки водоёма».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

Игра «Пищевые цепочки в лесу».

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы

Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы

Изучить сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста; -

Изучить сущность и задачи экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста; -

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по экологическому воспитанию могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников, а так…

Практическая значимость: содержащиеся в работе теоретические и методические материалы по экологическому воспитанию могут быть использованы в системе работы воспитателей по экологическому воспитанию дошкольников, а так…

Теоретические основы проблемы экологического воспитания старших дошкольников 1

Теоретические основы проблемы экологического воспитания старших дошкольников 1

Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания

Человечество должно позаботиться о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой

Не менее важно научить детей оценивать свои поступки и поступки сверстников, взрослых в процессе общения с природой

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада [29, с

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада [29, с

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: - отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); - популяций разных видов растений и животных с занимаемым…

Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи: - отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология); - популяций разных видов растений и животных с занимаемым…

Особенности и виды дидактических игр в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями

Особенности и виды дидактических игр в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с растениями

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются…

В игре ребенок познаёт окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются…

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам [11, с

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как бы из подражания трудовым процессам [11, с

Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами

Не признавая правил игры, он обнажает тем самым относительность и хрупкость этого игрового мирка, в котором он на время замкнулся вместе с другими партнерами

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы, настойчивости

В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы, настойчивости

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез,…

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез,…

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы)

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы)

Эмпирическое изучение проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста 2

Эмпирическое изучение проблемы экологического образования детей старшего дошкольного возраста 2

Анализ работы воспитателя. В группе созданы все необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников

Анализ работы воспитателя. В группе созданы все необходимые условия для экологического воспитания и образования дошкольников

На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники

На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники

Таблица 1 - Результаты проведенной диагностики

Таблица 1 - Результаты проведенной диагностики

Критерии оценки знаний детей: - какое количество растений дошкольник знает; - самостоятельно ли обследует растение; - имеет устойчивый познавательный интерес; - отвечает на поисковые вопросы

Критерии оценки знаний детей: - какое количество растений дошкольник знает; - самостоятельно ли обследует растение; - имеет устойчивый познавательный интерес; - отвечает на поисковые вопросы

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 30% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 40% детей

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 30% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 40% детей

На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса дидактических игр

На этапе контрольного эксперимента необходимо проверить эффективность разработанного комплекса дидактических игр

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 50% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 20% детей

Из рисунка мы видим, что высокий уровень – у 50% детей, средний уровень – у 30% детей, низкий уровень – у 20% детей

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики на определение уровня знаний особенностей растительного мира на констатирующем и контрольном этапах

Рисунок 5 - Сравнительная диаграмма результатов диагностики на определение уровня знаний особенностей растительного мира на констатирующем и контрольном этапах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Методика ознакомления детей с природой - педагогическая наука, изучающая возможности целенаправленного использования природы для всестороннего развития и воспитания подрастающего поколения

На первом этапе – констатирующем – провели диагностику экологических знаний старших дошкольников

На первом этапе – констатирующем – провели диагностику экологических знаний старших дошкольников

На основе полученных результатов на первом этапе мы разработали программу для ознакомления с растениями старших дошкольников, которая состояла из дидактических игр, заданий, и т

На основе полученных результатов на первом этапе мы разработали программу для ознакомления с растениями старших дошкольников, которая состояла из дидактических игр, заданий, и т

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Клюева И., Касаткина Ю. Учим детей общению

Клюева И., Касаткина Ю. Учим детей общению

ПРИЛОЖЕНИЕ А Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

ПРИЛОЖЕНИЕ А Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе

Цель: - выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим…

Цель: - выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим…

Высокий - ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений, их характерные признаки

Высокий - ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений, их характерные признаки

ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа по ознакомлению старших дошкольников с растениями

ПРИЛОЖЕНИЕ В Программа по ознакомлению старших дошкольников с растениями

После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо»

После условного сигнала играющие ходят между карточками, а ведущий при приближении или удалении к загаданной карточке говорит: «Тепло, холодно или горячо»

По окончании работы организуется выставка детских рисунков

По окончании работы организуется выставка детских рисунков

Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч)

Что сделано человеком?» – спрашивает воспитатель и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч)

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака

Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется

Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется

Игра «Пищевые цепочки в лесу»

Игра «Пищевые цепочки в лесу»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020