Ознакомление детей дошкольного возраста с животными
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
окружающий мир
Детсад
11.11.2018
Общение детей с животными объектами природы придает яркую эмоциональную окраску его жизни, обогащает его опыт, формирует сострадание к живому существу,желание заботиться о нём, радость и восхищение от взаимодействия с животным. Таким образом при взаимодействии ребёнка с животным миром решаются три задачи.
Ознакомлению детей дошкольного возраста с животными.docx
Ознакомлению детей дошкольного возраста с животными
Живая природа – неиссякаемый источник духовного обогащения каждого
человека. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней, ее
растительным и животным миром. Первые представления, элементарные знания
о живых организмах человек получает уже в детстве. Для развития
дошкольников большое значение имеет понимание ими многообразия живых
организмов: их жизненных форм, строения, размеров, условий обитания.
В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к
младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и
животных). Процесс взаимодействия ребёнка с животным миром противоречив.
Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребёнка как в
нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием
дошкольника правил взаимодействия с объектами природы [16]. Поэтому важно
формировать у воспитанников грамотные представления о животных.
Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое
рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания, и выработка на этой
основе правильных форм взаимодействия с ним. Важнейшим условием
воспитания у детей гуманного отношения к животным является осознание им
себя как части живой природы. Дошкольнику легче установить сходства, чем
найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой.
Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как
и я. Воспитатель должен добиваться, чтобы каждый воспитанник хорошо знал и
выполнял правила гуманного обращения с животными, чтобы он твердо усвоил
формулу: «Так нельзя, а так можно и нужно». Необходимо предупреждать в
детях такой порок, как бессердечное обращение с животными, любое
проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.
Разумеется, одних знаний о животных недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к ним – необходимо включать имеющиеся представления
в посильную для их возраста практическую деятельность, то есть, создать
условия для общения с живым существом, учить наблюдать за его поведением,
кормить, заботиться, получая от этого удовольствие [13]. Подобная информация
способствует углублению знаний о животном мире, на основе которых у ребёнка
вырабатывается правильная нравственная позиция по отношению к тому или
иному животному.
Педагог обязан использовать любую возможность, чтобы поупражнять
ребенка в нравственных поступках. Например, на прогулке дети увидели ежа: и
воспитатель, прежде чем взять животное в детский сад, должен обсудить с
детьми, хорошо ли будет ему в детском саду, смогут ли люди создать для
животного условия, похожие на естественные. Дети с помощью педагога
приходят к выводу: не стоит брать ежа из леса («Здесь ему лучше, здесь его
дом», «Может, его гдето ежата ждут...») [13].
Каждый случай отрицательного отношения к братьям меньшим также не
должен проходить мимо внимания педагога. Необходимо помнить о том, что
зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к животным
объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Как показывает практика,
дошкольники упорно делят животных на «полезных» и «вредных». Они относят
к «вредным» всех, кто представляет угрозу жизни и здоровью человека, наносит
ущерб хозяйству или просто имеет неприятный внешний вид [13].
Воспитатель анализирует, почему ребенок проявляет жестокость по
отношению к животному. Это может быть от незнания, от стремления показать
свою силу, под влиянием отрицательного примера взрослого. Надо терпеливо,
доходчиво и вместе с тем требовательно объяснять, почему так нельзя делать.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает,
прежде всего, воспитание гуманного отношения к природе, в частности, к
животному миру. Очень важно показать воспитанникам, что по отношению к животным они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны
заботиться о них, беречь. Воспитание сопереживания и сострадания происходит
в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам
экологических знаний, включающих в себя представления о животных как
уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способах
удовлетворения этих потребностей; понимание взаимосвязи между живыми
существами и средой их обитания, приспособленности животных к условиям
существования; осознание того, что все живые существа на земле связаны друг с
другом сложной системой связей, то есть, все друг другу нужны, все друг от
друга зависят. Именно так у детей формируется осознание необходимости
охранять животных, заботиться о них.
Общение ребенка с живыми объектами природы придает яркую
эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт,
формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость
и восхищение от взаимодействия с животным.
Таким образом, при ознакомлении детей с животным миром решаются в
единстве три задачи: формирование знаний о них, развитие эмоционально
положительного отношения к ним и воспитание нравственного поведения в
природе. Педагогическая ценность такой работы состоит в ее морально
экологическом характере.
Ознакомление детей дошкольного возраста с животными
Ознакомление детей дошкольного возраста с животными
Ознакомление детей дошкольного возраста с животными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.