Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания...
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО П. И. ЧАЙКОВСКОГО.
СИМФОНИЯ №6.
Симфоническое творчество Чайковского многогранно. Им создано
около 40 оркестровых произведений в разных жанрах: симфонии, увертюры,
фантазии, сюиты и фортепианные концерты. Главное содержание его
симфонических произведений – раскрытие душевного мира человека в его
сложных драматических взаимоотношениях с окружающей жизнью.
Конфликтность симфонической драматургии,
основанной на
столкновении и непрерывном развитии противоположных сил, сближает его
симфонизм с симфонизмом Бетховена в сфере лирикодраматической и
лирикотрагедийной. Важной его особенностью является также опора на
глинкинские традиции, как в связи музыкальновыразительных средств с
интонационным материалом народного творчества, так и в некоторых
принципах развития.
Симфонизм Чайковского – это исповедь души, одна из самых
лирических форм, в которой воплощаются тайны человеческого сердца.
Ведущее место среди симфонических произведений Чайковского занимают
симфонии.
Всего композитором написано 6 симфоний и программное
симфоническое произведение «Манфред» (не входит в общую нумерацию, 7
симфония – начата, но не завершена) в период с 1866 по 1893. Из всех
симфоний Чайковского наибольшей трагичностью и глубиной содержания
отличается 6 симфония. Симфония принадлежит к жанру лирико
драматического симфонизма.
Замысел 6 симфонии возник к началу февраля 1893 года, когда
Чайковский вернулся после концертной поездки в Клин. Шестая симфония
была написана меньше чем за 2 месяца. 16 октября того же года в Петербурге
состоялось первое исполнение под управлением автора. После премьеры по
совету брата Модеста Чайковский дал ей название «Патетическая»
(приподнятая, возвышенная). 6 симфонию по праву можно назвать
симфониейтрагедией. Конфликт человека с окружающей действительностью
показан здесь с особой остротой. Лирическая непосредственность
высказываний сочетается с глубоким философским осмыслением жизни1.
1 Предшественниками 6 симфонии, воплотившими в свое время образ
смерти без просветления, явились Crucifixus из симинорной мессы Баха,
Реквием Моцарта, в известной степени Неоконченная симфония Шуберта.Основная мысль симфонии – страстная борьба жизни и смерти и ее
трагический исход – определила необычную трактовку как цикла в целом, так
и отдельных его частей.
Симфония имеет классический четырехчастный цикл. При всем
многообразии тем, музыка симфонии вырастает из интонационного зерна,
представленного в теме вступления к 1 части. В этом заключается особая
драматургическая значимость данного образа.
I часть, написанная в тональности hmoll – драматическое сонатное
аллегро с медленным вступлением ко всему циклу.
Тема
характеризуется
сосредоточенномрачным,
скорбным
настроением, чему способствуют: оркестровые краски (низкий регистр
фаготасоло на фоне нисходящего полутонового движения, что создает еще
больший эффект напряжения), секвенцирование секундовых попевок.
Трагичный образ создается и за счет того, что каждый мотив завершается
интонацией вздоха (ламентозная интонация).
Так, на основе темы вступления построены тема ГП 1 части (игра).
Однако, здесь отсутствует трагический, философский образ. Тема ГП –
смятенная, порывистая, напряженная. Она звучит у альтов и виолончелей.
Первый мотив (4 первых звука) является переосмысленной интонацией темы
вступления. Мелодия прерывается паузами, что придает ей судорожный
характер. Появление движения шестнадцатыми на основе нисходящих
секундовых интонаций еще более усиливает устремленность.
В разработке тема ГП звучит еще более смятенно. Трагическим
переосмыслением образа, представленного в теме вступления. является напевиз церковного похоронного обряда «Сосвятыми упокой», начинающая новую
волну в разработке. Тема ГП в качественно новом виде появляется на третьей
волне развития разработки на фоне триольного ритма. В результате
стремительного нагнетания возникает тема ГП у медных инструментов в еще
более активном, решительном звучании в тональности hmoll, что создает
временное ощущение начала репризы. Однако, разработка на этом не
завершается. Драматическое напряжение нарастает благодаря появлению
доминантового органного пункта, на фоне которого звучат в увеличении и
ритмическом обострении секундовые интонации темы вступления – как вопль
отчаяния.
Отголоски скорбных интонаций первой части отслеживаются во II
части – лирическом вальсе, который переключает музыкальное действие в
более светлый мир чувств и настроений. Основная тональность Ddur,
сложная трехчастная форма с серединой типа трио. Мелодия вальса
произрастает из темы вступления, являясь толчком для пластичной, легкой,
грациозной темы. Однако в вальсовой теме происходят изменения внутренней
структуры первоначального трихорда: интонационная структура в теме
вступления – б2м2, преобразуется в вальсе
м2б2. Таким образом,
смягчается экспрессивный характер исходного мотива, создавая более легкий
и возвышенный образ. Неизбежности, ужасу смерти в данном вальсе
противопоставлена красота, обаяние молодой жизни.
На основе лейтинтонации построен и средний раздел 2 части. Образы
скорби и печали вновь воскрешаются в среднем разделе части, тем самым как
бы вторгаясь в жизнь человека (Фрид №178). Ламентозные «вздохи»,
звучащие на фоне повторяющихся на протяжении всего трио басового
органного пункта ре, вызывают ассоциации со скорбной музыкой начала
симфонии, а также предвосхищают траурный финал.
В конце трио возвращается первоначальная мелодическая форма вальса,
чередуясь с тоскливыми интонациями элегической темы, и начинается
повторение светлой музыки первого раздела. Но звучание не столь безоблачно
как ранее. К концу вальс несколько драматизируется: основная тема,
модулируя, появляется у труб, тромбонов и трубы в ритмическом
увеличении, в нарочито ровном, акцентируемом движении четвертями в
сопровождении тремоло литавр.
В коде на фоне тонического звука (контрабасы и литавры) проходит
нисходящая гамообразная тема, появившаяся впервые еще в предыдущей
части, своими интонационными истоками связанная с нисходящей фразой
альтов из вступления. Эта тема нарушает светлый характер музыки.Возвращающиеся в коде элегические мотивы трио особенно явно
обнаруживают на этот раз связь с трагическими секундовыми интонациями
первой части. Их чередование с мелодическими фразами основной темы
вальса подчеркивает разобщенность, несовместимость двух образов.
III часть в тональности Gdur – это скерцомарш, продолжающий
драматическое развитие основной идеи цикла. Она представляет собой
сокращенную сонатную форму (без разработки). Это картина жизненной
борьбы. Чайковский как бы раскрывает неумолимость, неотвратимость
законов жизни в повседневной суете. Музыка скерцо полна волевой энергии,
силы. Однако именно в этой части особенно остро ощущается
непреодолимость злого враждебного человеку начала, направленного на
разрушение всех его светлых надежд и устремлений. Интонационной связи с
главной темой симфонии нет, однако в 3 части воплощен жесткий, зловещий
образ, усугубляющийся в момент звучания у медных духовых инструментов,
где маршевость со своей механистичностью становится основой движения.
Асафьев видел в этой части «демонстрацию грубой силы» (Фрид №180)
IV часть в тональности hmoll – траурнопогребальный финал,
трагическая развязка цикла. Форма приближена к сонатной форме без
разработки. Финал написан в характере скорбного драматического монолога,
с яркой речевой выразительностью. Скорбная, нисходящая мелодия струнных
с характерными для Чайковского секундовыми мотивами в конце фраз
начинается сразу со своей вершины, что придает высказыванию особую
страстность, патетичность. Мелодия интонационно связана с нисходящими
попевками из вступления первой части.
Тема ГП в тональности hmoll. Неустойчивость гармонии (чередование
септаккордов), своеобразное переплетение голосов струнных инструментов
еще больше усиливают драматическую напряженность звучания. Благодаря
всем этим особенностям тема приобретает почти речевую выразительность.
(фрид №181)
Таким образом, на основе темы вступления выстраивается драматургия
всей симфонии. Ключевое «зерно» симфонии вариантно преобразуется от
начала к концу, приобретая различные образные ассоциации, характеризуя
различные ипостаси человеческой жизни. Однако рок побеждает, смерть
оказывается непобедимой.
Шестая симфония – шедевр мировой музыкальной классики. Глубина
философского содержания в сочетании с исключительной простотой,
человечностью и искренностью лирического высказывания обусловливает
огромную силу эмоционального воздействия ее на самые широкие кругислушателей. В результате чего 6 симфония по праву относится к числу самых
популярных и исполняемых произведений.
Контрастом ГП служит ПП в тональности Ddur, звучащая у
скрипок и виолончелей. Эта тема является воплощением прекрасной,
возвышенной мечты человека о счастье.
Начинаясь со слабой доли такта и с одной из своих мелодических
вершин, эта тема развертывается в широком песенном движении,
охватывая большой диапазон. Особую просветленность придает мелодике
содержащийся в теме пентатонический оборот. Большое выразительное
значение имеет гармонизация темы: начало мелодии звучит на
тоническом органном пункте Ddur, затем происходит характерный для
Чайковского сдвиг на альтерированную субдоминанту ( II7
) и снова
возвращается тоника, что придает мелодии большую закругленность,
завершенность.
¿ 1