П. И. Чайковский. Шестая симфония
Оценка 4.9

П. И. Чайковский. Шестая симфония

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
музыка +1
Взрослым
23.09.2018
П. И. Чайковский. Шестая симфония
Пётр Ильи́ч Чайко́вский (25 апреля [7 мая] 1840, пос. Воткинск, Вятская губерния — 25 октября [6 ноября] 1893, Санкт-Петербург) — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Как композитор-профессионал Чайковский сформировался в 1860—1870 годы, ознаменованные большим подъёмом общественной и культурной жизни Российской империи: многогранным развитием русской музыки, литературы и живописи, расцветом отечественного естествознания...
Чайковский. Шестая симфония 29.05.docx
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО П. И. ЧАЙКОВСКОГО.  СИМФОНИЯ №6. Симфоническое   творчество   Чайковского   многогранно.   Им   создано около 40 оркестровых произведений в разных жанрах: симфонии, увертюры, фантазии,   сюиты   и   фортепианные   концерты.   Главное   содержание   его симфонических произведений  – раскрытие душевного мира человека в его сложных драматических взаимоотношениях с окружающей жизнью. Конфликтность   симфонической   драматургии,   основанной   на столкновении и непрерывном развитии противоположных сил, сближает его симфонизм   с   симфонизмом   Бетховена   в   сфере   лирико­драматической   и лирико­трагедийной.   Важной   его   особенностью   является   также   опора   на глинкинские   традиции,   как   в   связи   музыкально­выразительных   средств   с интонационным   материалом   народного   творчества,   так   и   в   некоторых принципах развития. Симфонизм   Чайковского   –   это   исповедь   души,   одна   из   самых лирических   форм,   в   которой   воплощаются   тайны   человеческого   сердца. Ведущее место  среди  симфонических произведений  Чайковского  занимают симфонии.  Всего   композитором   написано   6   симфоний   и   программное симфоническое произведение  «Манфред» (не входит в общую нумерацию, 7 симфония – начата, но не завершена) в период с 1866 по 1893. Из всех симфоний   Чайковского   наибольшей   трагичностью   и   глубиной   содержания отличается   6 симфония.   Симфония   принадлежит   к   жанру   лирико­ драматического симфонизма. Замысел   6   симфонии   возник   к   началу   февраля   1893   года,   когда Чайковский вернулся после концертной поездки в Клин. Шестая симфония была написана меньше чем за 2 месяца. 16 октября того же года в Петербурге состоялось первое исполнение под управлением автора. После премьеры по совету   брата   Модеста   Чайковский   дал   ей   название   «Патетическая» (приподнятая,   возвышенная).   6   симфонию   по   праву   можно   назвать симфонией­трагедией. Конфликт человека с окружающей действительностью показан   здесь   с   особой   остротой.   Лирическая   непосредственность высказываний сочетается с глубоким философским осмыслением жизни1. 1 Предшественниками 6 симфонии, воплотившими в свое время образ  смерти без просветления, явились Crucifixus из си­минорной мессы Баха,  Реквием Моцарта, в известной степени Неоконченная симфония Шуберта. Основная мысль симфонии  – страстная борьба жизни и смерти и ее трагический исход – определила необычную трактовку как цикла в целом, так и отдельных его частей. Симфония   имеет   классический   четырехчастный   цикл.   При   всем многообразии   тем,   музыка   симфонии   вырастает   из   интонационного   зерна, представленного в теме вступления к 1 части. В этом заключается особая драматургическая значимость данного образа. I  часть,  написанная   в  тональности  h­moll  –  драматическое   сонатное аллегро с медленным вступлением ко всему циклу.  Тема   характеризуется   сосредоточенно­мрачным, скорбным настроением,   чему   способствуют:   оркестровые   краски   (низкий   регистр фагота­соло на фоне нисходящего полутонового движения, что создает еще больший   эффект   напряжения),   секвенцирование   секундовых   попевок. Трагичный образ создается и за счет того, что каждый мотив завершается интонацией вздоха (ламентозная интонация).   Так, на основе темы вступления построены тема ГП 1 части (игра).  Однако, здесь отсутствует трагический, философский образ. Тема ГП – смятенная,  порывистая,  напряженная.  Она   звучит   у   альтов  и  виолончелей. Первый мотив (4 первых звука) является переосмысленной интонацией темы вступления.   Мелодия   прерывается   паузами,   что   придает   ей   судорожный характер.   Появление   движения   шестнадцатыми   на   основе   нисходящих секундовых интонаций еще более усиливает устремленность. В   разработке   тема   ГП   звучит   еще   более   смятенно.   Трагическим переосмыслением образа, представленного в теме вступления. является напев из церковного похоронного обряда «Сосвятыми упокой», начинающая новую волну в разработке. Тема ГП в качественно новом виде появляется на третьей волне   развития   разработки   на   фоне   триольного   ритма.   В   результате стремительного нагнетания возникает тема ГП у медных инструментов в еще более   активном,   решительном   звучании   в   тональности  h­moll,   что   создает временное   ощущение   начала   репризы.   Однако,   разработка   на   этом   не завершается.   Драматическое   напряжение   нарастает   благодаря   появлению доминантового органного пункта, на фоне которого звучат в увеличении и ритмическом обострении секундовые интонации темы вступления – как вопль отчаяния. Отголоски   скорбных   интонаций   первой   части  отслеживаются   во  II части  – лирическом вальсе, который переключает музыкальное действие в более   светлый   мир   чувств   и   настроений.   Основная   тональность  D­dur, сложная   трехчастная   форма   с   серединой   типа   трио.   Мелодия   вальса произрастает из темы вступления, являясь толчком для пластичной, легкой, грациозной темы. Однако в вальсовой теме происходят изменения внутренней структуры   первоначального   трихорда:   интонационная   структура   в   теме вступления   –   б2­м2,   преобразуется   в   вальсе     м2­б2.   Таким   образом, смягчается экспрессивный характер исходного мотива, создавая более легкий и   возвышенный   образ.   Неизбежности,   ужасу   смерти   в   данном   вальсе противопоставлена красота, обаяние молодой жизни. На основе лейтинтонации построен и средний раздел 2 части. Образы скорби и печали вновь воскрешаются в среднем разделе части, тем самым как бы   вторгаясь   в   жизнь   человека   (Фрид   №178).   Ламентозные   «вздохи», звучащие   на   фоне   повторяющихся   на   протяжении   всего   трио   басового органного   пункта   ре,   вызывают   ассоциации   со   скорбной   музыкой   начала симфонии, а также предвосхищают траурный финал.  В конце трио возвращается первоначальная мелодическая форма вальса, чередуясь   с   тоскливыми   интонациями   элегической   темы,   и   начинается повторение светлой музыки первого раздела. Но звучание не столь безоблачно как   ранее.   К   концу   вальс   несколько   драматизируется:   основная   тема, модулируя,   появляется   у   труб,   тромбонов   и   трубы   в   ритмическом увеличении,   в   нарочито   ровном,   акцентируемом   движении   четвертями   в сопровождении тремоло литавр. В коде на фоне тонического звука (контрабасы и литавры) проходит нисходящая   гамообразная   тема,   появившаяся   впервые   еще   в   предыдущей части,   своими   интонационными   истоками   связанная   с   нисходящей   фразой альтов   из   вступления.   Эта   тема   нарушает   светлый   характер   музыки. Возвращающиеся   в   коде   элегические   мотивы   трио   особенно   явно обнаруживают на этот раз связь с трагическими секундовыми интонациями первой   части.   Их   чередование   с   мелодическими   фразами   основной   темы вальса подчеркивает разобщенность, несовместимость двух образов. III  часть  в   тональности  G­dur  –   это   скерцо­марш,   продолжающий драматическое   развитие   основной   идеи   цикла.   Она   представляет   собой сокращенную   сонатную   форму   (без   разработки).   Это   картина   жизненной борьбы.   Чайковский   как   бы   раскрывает     неумолимость,   неотвратимость законов жизни в повседневной суете. Музыка скерцо полна волевой энергии, силы.   Однако   именно   в   этой   части   особенно   остро   ощущается непреодолимость   злого   враждебного   человеку   начала,   направленного   на разрушение всех его светлых надежд и устремлений. Интонационной связи с главной темой симфонии нет, однако в 3 части воплощен жесткий, зловещий образ, усугубляющийся в момент звучания у медных духовых инструментов, где маршевость со своей механистичностью становится основой движения. Асафьев видел в этой части «демонстрацию грубой силы» (Фрид №180) IV  часть  в   тональности  h­moll  –   траурно­погребальный   финал, трагическая   развязка   цикла.   Форма   приближена   к   сонатной   форме   без разработки. Финал написан в характере скорбного драматического монолога, с яркой речевой выразительностью. Скорбная, нисходящая мелодия струнных с   характерными   для   Чайковского   секундовыми   мотивами   в   конце   фраз начинается   сразу   со   своей   вершины,   что   придает   высказыванию   особую страстность,   патетичность.   Мелодия   интонационно   связана   с  нисходящими попевками из вступления первой части. Тема ГП в тональности h­moll. Неустойчивость гармонии (чередование септаккордов),   своеобразное   переплетение   голосов   струнных   инструментов еще больше усиливают драматическую напряженность  звучания. Благодаря всем этим особенностям тема приобретает почти речевую выразительность. (фрид №181) Таким образом, на основе темы вступления выстраивается драматургия всей   симфонии.   Ключевое   «зерно»   симфонии   вариантно   преобразуется   от начала   к   концу,  приобретая   различные   образные   ассоциации,  характеризуя различные   ипостаси   человеческой   жизни.   Однако   рок   побеждает,   смерть оказывается непобедимой. Шестая симфония – шедевр мировой музыкальной классики. Глубина философского   содержания   в   сочетании   с   исключительной   простотой, человечностью   и   искренностью   лирического   высказывания   обусловливает огромную   силу   эмоционального   воздействия   ее   на   самые   широкие   круги слушателей. В результате чего 6 симфония по праву относится к числу самых популярных и исполняемых произведений. Контрастом   ГП   служит   ПП   в   тональности    D­dur,   звучащая   у скрипок   и   виолончелей.   Эта   тема   является   воплощением   прекрасной, возвышенной мечты человека о счастье.  Начинаясь со слабой доли такта и с одной из своих мелодических вершин,   эта   тема   развертывается   в   широком   песенном   движении, охватывая большой диапазон. Особую просветленность придает мелодике содержащийся в теме пентатонический оборот. Большое выразительное значение   имеет   гармонизация   темы:   начало   мелодии   звучит   на тоническом органном пункте  D­dur, затем происходит характерный для Чайковского   сдвиг   на   альтерированную   субдоминанту   ( II7 )   и   снова возвращается   тоника,   что   придает   мелодии   большую   закругленность, завершенность. ¿ 1

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония

П. И. Чайковский. Шестая симфония
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018