Пабочая программа элективного курса "Введение в психологию" для обучающихся 10-11 профильных психолого-педагогических классов

  • docx
  • 20.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.
Иконка файла материала психология 10-11 класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования Ставропольского края‌‌

‌Управление образования администрации Георгиевского городского округа‌

МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Тинякова О.А.

Протокол № 1

от «29» августа 2024 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________________

Бессонова Н.В.

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Поротова Н.В.

Приказ № 540

от «29» августа 2024 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»

 

для обучающихся 10-11 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Станица Подгорная 2024‌​ г.​

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.

В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических специальностей.

Создание профильных классов, в том числе и классов педагогической направленности в рамках данной системы, призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.

По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог. Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности обучающегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.

Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.

В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов педагогической направленности должны быть созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.

Занятия по программе «Психология человека», направленные на развитие у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, будут способствовать формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию. Кроме того, эти занятия дадут возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей.

Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.

Задачи:

• мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;

• развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;

• создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;

• способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;

• развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;

• создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.

Место курса в образовательном процессе.

Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.

Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ.

Специфической особенностью данной дисциплины выступает ее ориентированость на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.

Содержание программы включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая профессия? Каково ее место в мире других профессий? Как и когда возникла педагогическая профессия? В чем ее специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами должен обладать учитель? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др.

Программа реализуется с опорой на следующие авторские технологии и методическую литературу:

- И.В. Журанова курс «Психология человека»,

- Е.Н. Ларина «Методика преподавания специальных дисциплин»,

- Г.Н. Губайдуллина «Методика преподавания педагогики»,

- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология,

- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов,

- Шиман О.А. «Педагогический класс»,

- Скульбедина Н.А. «Школа юного педагога»,

- Учебная программа факультативных занятий в Белоруссии «Введение в педагогическую профессии».

Методы обучения и формы организации занятий

Предлагаемая программа факультативных занятий основывается на субъектно-деятельностном подходе, реализация которого позволяет рассматривать учебную активность обучающихся как необходимое условие формирования мотивации педагогической деятельности, профессионального самоопределения. С этой целью могут использоваться методы активного обучения, интерактивные методы, методы дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии и др.

Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения.

Программа предоставляет педагогам и психологам возможность творчески подойти к планированию занятий в зависимости от психологических особенностей обучающихся, организационных и кадровых ресурсов учреждения общего среднего образования.

Психолого-педагогические принципы построения программы

1. Принцип развивающего обучения позволяет опираться на зону ближайшего развития обучающихся.

2. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

3. Принцип комплексности и интерактивности - включает решение педагогических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4. Принцип доступности предполагает подачу знаний в легкой и понятной форме.

5. Принцип индивидуализации включает в себя индивидуальным подход к каждому обучающемуся, согласно его образовательным потребностям.

6. Принцип сознательности и активности обучающихся в усвоении знаний и их реализации предполагает в структуре занятий использование практических занятий, трениговую работу.

7. Принцип связи с жизнью включает в себя возможность использование полученных знаний в реальной жизни, на практике или при поступлении в университет.

8. Принцип научности предполагает подкрепление всех педагогических мероприятий научно обоснованными и практически ап­робированными методиками.

9. Принцип успешности заключается в том, что на этапе формирования профессиональных предпочтений позиции ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.

10. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация обучения.

11. Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.

12. Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.

Новизна данной программы в том, что обучение организовано согласно возрастной периодизации обучающихся, по законам проведения лекционных часов и что теоретические часы сочетаются с нестандартными практическими приемами закрепления материала. Все вместе организует профессиональный самостоятельный творческий поиск у обучающихся. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, ,пробудить жажду познания. Ведущей является – общение с профессиональным выбором, так что прямое участие в занятиях, как теоретических, так и практических, учит старшеклассников таким навыкам как: личностная позиция, самоорганизация, профессиональный выбор, уверенность и самостоятельность. Таким образом, занятия по данной программе помогают обучающимся выбрать в дальнейшем педагогическую профессию в качестве дальнейшей ступени обучения.

Условия, необходимые для реализации программы

Педагогический класс – кабинет, где есть возможность для показа видеороликов, презентаций, достаточно просторный, с партами и стульями для обучающихся.

Материалы и оборудование:

Оборудование: компьютер, звуковоспроизводящее оборудование, видеовоспроизводящее оборудование.

Материалы: бумага для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный материал с тестами, анкетами.

Электронные материалы: созданные презентации, электронные варианты текстов, видеоролики, короткометражные фильмы, обучающие фильмы.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 

К важнейшим образовательным достижениям в обучении психологии в 10 – 11 классах относятся:

Личностные результаты:

·                    опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.;

·                    опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания;

·                    умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;

·                    обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;

·                    опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания.

Метапредметные результаты:

·      умение вычитывать научный текст психологического содержания;

·      умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;

·      умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;

·      умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);

·      умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;

·      умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;

·      получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.

Предметные результаты:

·           опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;

·           получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;

·           получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;

·           опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.

·           опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;

·           умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;

·           умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;

·           умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.

 

Итоговая диагностика по результатам прохождения программы

Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши(модификация Г.В. Резапкиной)Методика направлена на выявление склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной   деятельности: работе   с   людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.Благодаря методике «Тест-опросник коммуникативных умений» каждый, начиная с подростковоговозраста, может определить степень сформированности своих коммуникативных умений в общении:1) со сверстниками и 2) со взрослыми людьми.

«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Методика Дембо– Рубинштейн. Простая в использовании, методика - в соединении с беседой и другими методиками - помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г.В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.

Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу(адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева). Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.

 

Планируемые результаты обучения

К важнейшим образовательным достижениям в обучении психологии в 10 – 11 классах относятся:

Личностные результаты:

1. Гражданского воспитания, которое включает:

формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:

формирование российской гражданской идентичности;    

формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

4. Эстетического воспитания, которое предполагает:

приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.

5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:

формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:

воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

7. Экологического воспитания, которое включает:

развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Учащиеся должны владеть:

- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.

В том числе:

· опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.;

· опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания;

· умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;

· обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;

· опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания.

Метапредметные результаты:

· умение вычитывать научный текст психологического содержания;

· умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;

· умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;

· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);

· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;

· умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;

· получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.

Предметные результаты:

· опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;

· получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;

· получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;

· опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.

· опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;

· умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;

· умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;

· умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.

 

 

 

Содержание программы

1.      Предмет психологии 3ч

2.      Методы психологии 2 ч.

3.      Мотивация и деятельность 5 ч

4.      Познавательные процессы  10 ч.

5.      Психодиагностика 4 ч.

6.      Психология межличностных отношений 5 ч.

7.      Обобщение 6 ч

 

 

 


 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАССА

 

№ урока

Тема урока

Предметные результаты 

Личностные/ метапредметные результаты

Домашнее задание

Дата

1.        

Предмет психологии Представления о психологии

Знакомство с наукой «психология» и историей появления науки

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде

Осуществлять поиск информации

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста

Этапы становления психологии

 

2.        

Психология и педагогика. Разнообразие профессий, связанных с психологией

Представления о педагогике и психологии, разнообразии профессий, связанных с психологией

Сравнение и отличие педагогики и психологии

 

3.        

Работа школьного психолога

Знакомство с работой школьного педагога, документацией, устройством кабинета школьного педагога, спецификой работы

Умение вычитывать научный текст психологического содержания; умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения.

Составить примерный план работы педагога- психолога на год

 

4.        

Методы психологии

Методы психологической практики

Умения различать психологические методы, применение различных методов при работе

Получение опыта работы в команде

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в

анализе психологической реальности активности человека;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности

 

 

Описание своего коллектива (группы) при помощи метода наблюдения

 

5.        

Этика психологического исследования

Ознакомление и анализ с «Кодексом психолога»

Составление анкеты и апробация на тему «Школьная жизнь»

 

6.        

Мотивация и деятельность Мотивация. «Пирамида потребностей Маслоу»

Понятие «мотивация», «школьная мотивация», методики для изучения мотивации, биография А. Маслоу, «пирамида потребностей»

схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения

Составление «пирамиды своих потребностей» на основе пирамиды Маслоу

 

7.        

Методика «Дом»

 Ознакомление с проективной методикой «Дом» на основании пирамиды Маслоу.  Практическая работа

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания

Повторение

 

8.        

Понятие деятельности. Самооценка

Понятия «деятельность» в психологии, виды деятельности. Понятие «самооценка», методики для изучения самооценки

Используя диагностики, изучить свою самооценку

 

9.        

Тревожность. Диагностика тревожности

Понятие «тревожность», виды тревожности. Тест Филлипсса.

Выполнить подсчет результатов тестирования

 

10.    

Игры и упражнения для снятия тревожного чувства

Тест.   Ознакомление с приемами психодиагности для снятия тревожности.  Практическое занятие.

Составление плана занятия по снятию тревожности

 

11.    

Познавательные процессы Ощущения

Изучение познавательных процессов и их диагностика, выбор упражнений и заданий для коррекции и развития познавательных процессов

Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления

целесообразной и результативной деятельности;

Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста;

Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение

Составить периодизацию ощущений

 

12.    

Восприятие

Повторение

 

13.    

Внимание. Диагностика внимания

Составить кластер «Внимание»

 

14.    

Упражнения для развития внимания

Повторение

 

15.    

Память. Виды памяти.

Составить кластер «Память»

 

16.    

Приемы улучшения памяти

Повторение

 

17.    

Мышление.

Реферат «Виды мышления»

 

18.    

Интеллект. Измерение интеллекта

Подобрать тесты для измерения интеллекта у подростков

 

19.    

Воображение и креативность

Мини – сочинение «Воображаемый мир»

 

20.    

Развитие воображения

Повторение, подготовка к зачету

 

21.    

Психодиагностика Разнообразие тестов и методик, выбор тестов

Ознакомление с разнообразием различных тестов, методик, подбор диагностики, апробация тестов на измерение интеллекта

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Составление таблицы методик, тестов

 

22.    

ШТУР

Обработка результатов диагностики

 

23.    

ГИТ

Обработка результатов диагностики

 

24.    

Мозговый штурм

Обработка результатов диагностики

 

25.    

Психология межличностных отношений

Общение. Вербальное и невербальное общение

Понятие «общение», виды общения, речь, жесты, мимика, поза, классификация общения, манипуляции, виды манипуляций, понятие группа, коллектив, выбор методик для диагностики межличностных отношений

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Продумать, как можно рассказать о школе с помощью жестов и мимики

 

26.    

Стили общения.

Составить кластер «Общение»

 

27.    

Манипулирование.

Виды манипуляций

 

28.    

Группа. Лидерство в группе.

Повторение

 

29.    

Диагностика межличностных отношений

Провести тестирование малой группы

 

30.    

Обобщение полученных знаний

Обобщение.  Проектная деятельность «Психология и Я»

Обобщение полученных знаний и умений

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Подготовка проекта

 

31.    

Продолжение проектной деятельности «Психология и Я»

Подготовка проекта

 

32.    

Защита проектов

Повторение

 

33.    

Мозговой штурм «Нужна ли психология?»

Повторение

 

34-35

Тренинг

 

 

 

 


 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 11 КЛАССА

 

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Предметные результаты 

Личностные/ метапредметные результаты

Домашнее задание

Введение.

1.        

Психологическая служба в школе

 

Специфика работы педагога – психолога, отличительные черты работы школьного психолога

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и

способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности

Мини – сочинение «Почему я выбрала курс психологии?»

2.        

Служба медиации

 

Ознакомление с понятием «медиация», представления о службе медиации в школе

Составление схемы службы медитации в школе

Психология личности

3.        

Личность, индивид, индивидуальность

 

Ознакомление с понятиями личность и индивидуальность, психологическое становление личности.

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и

способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,

находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное;

осуществлять поиск информации;

оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста

Индивид и индивидуальность: черты сходства и различия

4.        

Понятие и характеристика темперамента

 

Характеристики темпераментов, научные теории появления темпераментов,

Какой я темпераменту?

5.        

Темперамент и деятельность

 

Сочинение : «Как темперамент влияет на деятельность?»

6.        

Характер.

 

Представление и характеристика  о типах характера

Типы характера

7.        

Способности

 

Ознакомление с природой человеческих способностей

Мои способности

8.        

Эмоции. Управление эмоциями

 

Понятия и функции эмоций, упражнения для управления эмоциями, стресс, знакомство с социально – эмоциональным интеллектом и школой В. Шуманской

Рисунки эмоций

9.        

Конфликтные эмоциональные состояния.  Стресс. 

 

Стресс: хорошо или плохо?

10.    

Понятие и функции воли.

 

Функции воли

11.    

Социально – эмоциональный интеллект. Школа Виктории Шуманской

 

Повторение

Возрастная психология

12.    

Психологические особенности развития ребенка.

 

Ознакомление с таблицей психологических возрастов, особенности развития человека в каждом возрасте, кризисы возрастов

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной

деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно

разрешать конфликты;

готовность и способность к самостоятельной информационно-

познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,

получаемую из различных источников;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать

свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека

13.    

От рождения до школы

 

Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека

14.    

Подростковый возраст.

 

Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека

15.    

Юность

 

Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека

16.    

Взрослость. Старость.

 

Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека

Методы психотерапии

17.    

Разнообразие методов психотерапии, краткая их характеристика

 

Знакомство с разнообразием методов психотерапии, применение и апробация

умение определять назначение и функции различных социальных

институтов;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к

самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению

различных методов познания

Метод психодрамы: применение

18.    

Песочная терапия

 

Решение проблемной ситуации с помощью песочной терапии

19.    

Сказкотерапия

 

Разнообразие сказок

20.    

Арт –терапия.

 

Применение арт – терапии в школе: возможно?

21.    

Арт – терапия (рисование пальцами и ладошками)

 

Повторение

Психодиагностика

22.    

Проективные тесты

 

Ознакомление с разнообразием различных тестов, методик, подбор диагностики,  практические занятия по проективным тестам

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Что рассказывают рисунки?

23.    

Проективные тесты

 

Результаты диагностирования

24.    

Проективные тесты

 

Результаты диагностирования

25.    

Универсальные учебные действия

 

Результаты диагностирования

Особые люди

26.    

Одаренность.

 

Знакомство с понятиями одаренность, ОВЗ, ознакомление с назалиями ОВЗ. Особенности коррекционной работы

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы

деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать

деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных

целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в

различных ситуациях;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и

психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение

оказывать первую помощь;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и

технического творчества, спорта, общественных отношений

Я  - одаренный? Сочинение -рассуждение

27.    

Диагностика одаренности

 

Обработка результатов тестирования

28.    

Люди ОВЗ

 

Общество и люди ОВЗ (рассуждения)

29.    

Обучение детей с ОВЗ

 

Применение заданий и упражнений при обучении

30.    

Коррекционная работа

 

Составление коррекционного занятия

Профориентация

31.    

Профессиональное самоопределение

 

Обобщение полученных знаний и умений

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации

собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как

возможности участия в решении личных, общественных, государственных,

общенациональных проблем;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,

взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,

проектной и других видах деятельности

Обработка результатов тестирования

32.    

Проектирование профессионального жизненного пути.

 

 

Подготовка к самопрезентации «Я через 10 лет»

33.    

Зачетный урок

 

 

повторение

34.    

Закрепление, обобщение.

 

 

 

Итого 34 часа

 


 

Скачано с www.znanio.ru