МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Управление образования администрации Георгиевского городского округа
МБОУ СОШ №20 станицы Подгорной
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________________________ Тинякова О.А. Протокол № 1 от «29» августа 2024 г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Бессонова Н.В.
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Поротова Н.В. Приказ № 540 от «29» августа 2024 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ»
для обучающихся 10-11 классов
Станица Подгорная 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа представляет собой курс занятий по психологии с обучающимися 10-11 классов. Создание эффективных организационно-педагогических и психологических условий для активизации процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся на третьей ступени общего среднего образования приобретает особую значимость.
В России начинает создавать такая система непрерывного педагогического образования, важным звеном которой должна стать целенаправленная работа со старшеклассниками по подготовке их к осознанному выбору педагогических специальностей.
Создание профильных классов, в том числе и классов педагогической направленности в рамках данной системы, призвано привлечь к обучению на педагогических специальностях наиболее мотивированных выпускников учреждений общего среднего образования.
По целевой направленности программа курса развивающая. Форма общения – диалог. Эмоционально-личностному восприятию способствует использование произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, художественных и документальных фильмов, передач и т.д. Широко используются различные методики изучения личности обучающегося: анкеты, опросники, тесты, психолого-педагогический тренинг, ролевые игры, этические и психологические задачи, индивидуальные и групповые ситуации и т.д.
Органичное сочетание теории и практики помогает более успешно усвоить учебный материал.
В рамках элективного курса для обучающихся профильных классов педагогической направленности должны быть созданы благоприятные условия для общения, самовыражения и приобщения их к будущей педагогической деятельности.
Занятия по программе «Психология человека», направленные на развитие у обучающихся мотивации к педагогической деятельности, педагогических способностей, социальной компетентности, психологической культуры, будут способствовать формированию личности, ориентированной на освоение профессионально-значимых компетенций, способной к самообучению, самовоспитанию и самосовершенствованию. Кроме того, эти занятия дадут возможность обучающимся осуществить первичную самодиагностику своих педагогических способностей.
Цель занятий – создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи:
• мотивировать обучающихся на самопознание и развитие своих способностей;
• развивать мотивы профессионального выбора и потребность в профессиональном самоопределении посредством формирования целостного представления о педагогической деятельности;
• создавать условия для анализа обучающимися требований к профессиональной педагогической деятельности, к профессионально значимым качествам личности педагога;
• способствовать осмыслению специфики педагогической профессии;
• развивать умения конструктивного педагогического общения, саморегуляции поведения и деятельности, способность работать в команде;
• создавать условия для проектирования обучающимися стратегии профессионального и личностного саморазвития.
Место курса в образовательном процессе.
Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.
Курс предназначен для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ.
Специфической особенностью данной дисциплины выступает ее ориентированость на развитие личности старшеклассников в ответственный период социального взросления, формирование у них социальной компетентности, нравственной культуры, познавательных интересов, развитие способности к творчеству.
Содержание программы включает темы, актуализирующие поиск старшеклассниками ответов на ряд вопросов: Что такое педагогическая профессия? Каково ее место в мире других профессий? Как и когда возникла педагогическая профессия? В чем ее специфика? Что такое педагогическая деятельность? Какие требования предъявляются к учителю? Что должен уметь учитель? Какими качествами должен обладать учитель? Могу ли я быть учителем? Есть ли у меня нужные профессионально важные качества? Что необходимо сделать, чтобы развить эти качества? Могу ли я уже сегодня попробовать себя в роли учителя? и др.
Программа реализуется с опорой на следующие авторские технологии и методическую литературу:
- И.В. Журанова курс «Психология человека»,
- Е.Н. Ларина «Методика преподавания специальных дисциплин»,
- Г.Н. Губайдуллина «Методика преподавания педагогики»,
- Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология,
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов,
- Шиман О.А. «Педагогический класс»,
- Скульбедина Н.А. «Школа юного педагога»,
- Учебная программа факультативных занятий в Белоруссии «Введение в педагогическую профессии».
Методы обучения и формы организации занятий
Предлагаемая программа факультативных занятий основывается на субъектно-деятельностном подходе, реализация которого позволяет рассматривать учебную активность обучающихся как необходимое условие формирования мотивации педагогической деятельности, профессионального самоопределения. С этой целью могут использоваться методы активного обучения, интерактивные методы, методы дидактической эвристики (открытые эвристические задания, эвристические образовательные ситуации), дискуссии, метод проектов, методы когнитивно-рефлексивной работы с учебной информацией, игровые методы, информационно-коммуникационные технологии и др.
Рекомендуемые формы организации обучения: сочетание фронтальных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения.
Программа предоставляет педагогам и психологам возможность творчески подойти к планированию занятий в зависимости от психологических особенностей обучающихся, организационных и кадровых ресурсов учреждения общего среднего образования.
Психолого-педагогические принципы построения программы
1. Принцип развивающего обучения позволяет опираться на зону ближайшего развития обучающихся.
2. Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
3. Принцип комплексности и интерактивности - включает решение педагогических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4. Принцип доступности предполагает подачу знаний в легкой и понятной форме.
5. Принцип индивидуализации включает в себя индивидуальным подход к каждому обучающемуся, согласно его образовательным потребностям.
6. Принцип сознательности и активности обучающихся в усвоении знаний и их реализации предполагает в структуре занятий использование практических занятий, трениговую работу.
7. Принцип связи с жизнью включает в себя возможность использование полученных знаний в реальной жизни, на практике или при поступлении в университет.
8. Принцип научности предполагает подкрепление всех педагогических мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
9. Принцип успешности заключается в том, что на этапе формирования профессиональных предпочтений позиции ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
10. Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация обучения.
11. Принцип результативности предполагает получение положительного результата работы.
12. Принцип целостности и единства определяет внутреннюю неразрывность содержания и средств его представления. Человек – целостная система с единством психофизического, социального и духовно-нравственного компонентов, воздействующих друг на друга.
Новизна данной программы в том, что обучение организовано согласно возрастной периодизации обучающихся, по законам проведения лекционных часов и что теоретические часы сочетаются с нестандартными практическими приемами закрепления материала. Все вместе организует профессиональный самостоятельный творческий поиск у обучающихся. В программе есть все, что способно увлечь, заинтересовать, ,пробудить жажду познания. Ведущей является – общение с профессиональным выбором, так что прямое участие в занятиях, как теоретических, так и практических, учит старшеклассников таким навыкам как: личностная позиция, самоорганизация, профессиональный выбор, уверенность и самостоятельность. Таким образом, занятия по данной программе помогают обучающимся выбрать в дальнейшем педагогическую профессию в качестве дальнейшей ступени обучения.
Условия, необходимые для реализации программы
Педагогический класс – кабинет, где есть возможность для показа видеороликов, презентаций, достаточно просторный, с партами и стульями для обучающихся.
Материалы и оборудование:
Оборудование: компьютер, звуковоспроизводящее оборудование, видеовоспроизводящее оборудование.
Материалы: бумага для записей, ручки и карандаши, ластики, раздаточный материал с тестами, анкетами.
Электронные материалы: созданные презентации, электронные варианты текстов, видеоролики, короткометражные фильмы, обучающие фильмы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
К важнейшим образовательным достижениям в обучении психологии в 10 – 11 классах относятся:
Личностные результаты:
· опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.;
· опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания;
· умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;
· обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;
· опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания.
Метапредметные результаты:
· умение вычитывать научный текст психологического содержания;
· умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
· умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
· умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
· получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
Предметные результаты:
· опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
· получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
· получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
· опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.
· опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
· умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
· умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
· умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
Итоговая диагностика по результатам прохождения программы
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши(модификация Г.В. Резапкиной)Методика направлена на выявление склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.
Тест Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) предназначен для определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.Благодаря методике «Тест-опросник коммуникативных умений» каждый, начиная с подростковоговозраста, может определить степень сформированности своих коммуникативных умений в общении:1) со сверстниками и 2) со взрослыми людьми.
«Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова). Данная методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию. Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).
Методика Дембо– Рубинштейн. Простая в использовании, методика - в соединении с беседой и другими методиками - помогает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самооценки испытуемого. Методика предложена С.Я. Рубинштейн в 1970 г.В методике Дембо - Рубинштейн обследуемому представляется возможность определить свое состояние по избранным для самооценки шкалам с учетом ряда нюансов, отражающих степень выраженности того или иного личностного свойства.
Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу(адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева). Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.
16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла позволяет выяснить особенности характера, склонностей и интересов личности.
Планируемые результаты обучения
К важнейшим образовательным достижениям в обучении психологии в 10 – 11 классах относятся:
Личностные результаты:
1. Гражданского воспитания, которое включает:
формирование активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
2. Патриотического воспитания, которое предусматривает:
формирование российской гражданской идентичности;
формирование патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;
формирование умения ориентироваться в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;
развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.
3. Духовно-нравственного воспитания, которое осуществляется за счет:
развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;
развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;
оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.
4. Эстетического воспитания, которое предполагает:
приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическому;
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества.
5. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, которое включает:
формирование ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
6. Трудового воспитания, которое реализуется посредством:
воспитания уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
формирования умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;
развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
7. Экологического воспитания, которое включает:
развитие экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
8. Популяризацией научного познания, которая подразумевает:
содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;
создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. Учащиеся должны владеть:
- способностью решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
В том числе:
· опыт самоопределения в жизненной перспективе, определения иерархии целей, реалистичности намерений и др.;
· опыт построения рефлексивного отношения к действительности психологического содержания;
· умение замечать и признавать расхождение в декларации целей личного действия и реальных результатах, опыт ответственного отношения к индивидуальной активности;
· обретение привычки «обдумывать свое житье», опыт ценностного отношения к саморефлексии в пространстве межперсонального взаимодействия;
· опыт формулирования (публикации) личной позиции в контексте общегрупповой дискуссии психологического содержания.
Метапредметные результаты:
· умение вычитывать научный текст психологического содержания;
· умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения;
· умение использовать готовые знаковые средства (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации собственной позиции в общегрупповой дискуссии психологического содержания;
· умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера (сопрягать намеренность активности с ее ожидаемым результатом и характером средств, выбранных для реализации замысла в ситуации);
· умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека;
· умение формулировать аргументированное объяснение психологического содержания активности человека, в т.ч. собственной;
· получение опыта работы в команде в ситуации разработки проекта психологического содержания, конструирование опыта рефлексивного отношения к групповой работе, к личному вкладу в общий результат.
Предметные результаты:
· опыт различения житейского и научного толкования внутреннего мира человека на основе заданных критериев дифференциации;
· получение знания о способах изучения поведения (активности) человека в проекции различных психологических подходов, о специфике проектирования средств вмешательства в активность человека в случае необходимости;
· получение знания о родовых способностях человека, их природе, способах освоения в процессе развития и социализации;
· опыт объективации и конструирования Я-концепции, проектирования перспективы самоопределения.
· опыт различения утилитарно-вещного отношения к человеку как носителю набора полезных качеств и нравственного отношения к человеку;
· умение формулировать аргументированные суждения, объясняющие психологическую природу различных форм активности человека;
· умение оценивать ситуации межперсональных контактов с различных точек зрения, определять природу противоречий, затрудняющих продуктивный характер коммуникаций;
· умение проектировать условия и средства продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности.
Содержание программы
1. Предмет психологии 3ч
2. Методы психологии 2 ч.
3. Мотивация и деятельность 5 ч
4. Познавательные процессы 10 ч.
5. Психодиагностика 4 ч.
6. Психология межличностных отношений 5 ч.
7. Обобщение 6 ч
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 10 КЛАССА
№ урока |
Тема урока |
Предметные результаты |
Личностные/ метапредметные результаты |
Домашнее задание |
Дата |
1. |
Предмет психологии Представления о психологии |
Знакомство с наукой «психология» и историей появления науки |
Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде Осуществлять поиск информации Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
Этапы становления психологии |
|
2. |
Психология и педагогика. Разнообразие профессий, связанных с психологией |
Представления о педагогике и психологии, разнообразии профессий, связанных с психологией |
Сравнение и отличие педагогики и психологии |
|
|
3. |
Работа школьного психолога |
Знакомство с работой школьного педагога, документацией, устройством кабинета школьного педагога, спецификой работы |
Умение вычитывать научный текст психологического содержания; умение схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения. |
Составить примерный план работы педагога- психолога на год |
|
4. |
Методы психологии Методы психологической практики |
Умения различать психологические методы, применение различных методов при работе |
Получение опыта работы в команде умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений в анализе психологической реальности активности человека; умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности
|
Описание своего коллектива (группы) при помощи метода наблюдения |
|
5. |
Этика психологического исследования |
Ознакомление и анализ с «Кодексом психолога» |
Составление анкеты и апробация на тему «Школьная жизнь» |
|
|
6. |
Мотивация и деятельность Мотивация. «Пирамида потребностей Маслоу» |
Понятие «мотивация», «школьная мотивация», методики для изучения мотивации, биография А. Маслоу, «пирамида потребностей» |
схематизировать соотношение психологических понятий, объясняющих природу внутреннего мира человека, закономерности его развития и обучения |
Составление «пирамиды своих потребностей» на основе пирамиды Маслоу |
|
7. |
Методика «Дом» |
Ознакомление с проективной методикой «Дом» на основании пирамиды Маслоу. Практическая работа |
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
Повторение |
|
8. |
Понятие деятельности. Самооценка |
Понятия «деятельность» в психологии, виды деятельности. Понятие «самооценка», методики для изучения самооценки |
Используя диагностики, изучить свою самооценку |
|
|
9. |
Тревожность. Диагностика тревожности |
Понятие «тревожность», виды тревожности. Тест Филлипсса. |
Выполнить подсчет результатов тестирования |
|
|
10. |
Игры и упражнения для снятия тревожного чувства |
Тест. Ознакомление с приемами психодиагности для снятия тревожности. Практическое занятие. |
Составление плана занятия по снятию тревожности |
|
|
11. |
Познавательные процессы Ощущения |
Изучение познавательных процессов и их диагностика, выбор упражнений и заданий для коррекции и развития познавательных процессов |
Овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; Оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста; Выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение |
Составить периодизацию ощущений |
|
12. |
Восприятие |
Повторение |
|
||
13. |
Внимание. Диагностика внимания |
Составить кластер «Внимание» |
|
||
14. |
Упражнения для развития внимания |
Повторение |
|
||
15. |
Память. Виды памяти. |
Составить кластер «Память» |
|
||
16. |
Приемы улучшения памяти |
Повторение |
|
||
17. |
Мышление. |
Реферат «Виды мышления» |
|
||
18. |
Интеллект. Измерение интеллекта |
Подобрать тесты для измерения интеллекта у подростков |
|
||
19. |
Воображение и креативность |
Мини – сочинение «Воображаемый мир» |
|
||
20. |
Развитие воображения |
Повторение, подготовка к зачету |
|
||
21. |
Психодиагностика Разнообразие тестов и методик, выбор тестов |
Ознакомление с разнообразием различных тестов, методик, подбор диагностики, апробация тестов на измерение интеллекта |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Составление таблицы методик, тестов |
|
22. |
ШТУР |
Обработка результатов диагностики |
|
||
23. |
ГИТ |
Обработка результатов диагностики |
|
||
24. |
Мозговый штурм |
Обработка результатов диагностики |
|
||
25. |
Психология межличностных отношений Общение. Вербальное и невербальное общение |
Понятие «общение», виды общения, речь, жесты, мимика, поза, классификация общения, манипуляции, виды манипуляций, понятие группа, коллектив, выбор методик для диагностики межличностных отношений |
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью |
Продумать, как можно рассказать о школе с помощью жестов и мимики |
|
26. |
Стили общения. |
Составить кластер «Общение» |
|
||
27. |
Манипулирование. |
Виды манипуляций |
|
||
28. |
Группа. Лидерство в группе. |
Повторение |
|
||
29. |
Диагностика межличностных отношений |
Провести тестирование малой группы |
|
||
30. |
Обобщение полученных знаний Обобщение. Проектная деятельность «Психология и Я» |
Обобщение полученных знаний и умений |
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов |
Подготовка проекта |
|
31. |
Продолжение проектной деятельности «Психология и Я» |
Подготовка проекта |
|
||
32. |
Защита проектов |
Повторение |
|
||
33. |
Мозговой штурм «Нужна ли психология?» |
Повторение |
|
||
34-35 |
Тренинг |
|
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 11 КЛАССА
№ урока |
Тема урока |
Дата проведения |
Предметные результаты |
Личностные/ метапредметные результаты |
Домашнее задание |
Введение. |
|||||
1. |
Психологическая служба в школе |
|
Специфика работы педагога – психолога, отличительные черты работы школьного психолога |
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
Мини – сочинение «Почему я выбрала курс психологии?» |
2. |
Служба медиации |
|
Ознакомление с понятием «медиация», представления о службе медиации в школе |
Составление схемы службы медитации в школе |
|
Психология личности |
|||||
3. |
Личность, индивид, индивидуальность |
|
Ознакомление с понятиями личность и индивидуальность, психологическое становление личности. |
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; проводить группировку, сериацию, классификацию, выделять главное; осуществлять поиск информации; оценивать достоверность предложенной информации, строить оценочные суждения на основе текста |
Индивид и индивидуальность: черты сходства и различия |
4. |
Понятие и характеристика темперамента |
|
Характеристики темпераментов, научные теории появления темпераментов, |
Какой я темпераменту? |
|
5. |
Темперамент и деятельность |
|
Сочинение : «Как темперамент влияет на деятельность?» |
||
6. |
Характер. |
|
Представление и характеристика о типах характера |
Типы характера |
|
7. |
Способности |
|
Ознакомление с природой человеческих способностей |
Мои способности |
|
8. |
Эмоции. Управление эмоциями |
|
Понятия и функции эмоций, упражнения для управления эмоциями, стресс, знакомство с социально – эмоциональным интеллектом и школой В. Шуманской |
Рисунки эмоций |
|
9. |
Конфликтные эмоциональные состояния. Стресс. |
|
Стресс: хорошо или плохо? |
||
10. |
Понятие и функции воли. |
|
Функции воли |
||
11. |
Социально – эмоциональный интеллект. Школа Виктории Шуманской |
|
Повторение |
||
Возрастная психология |
|||||
12. |
Психологические особенности развития ребенка. |
|
Ознакомление с таблицей психологических возрастов, особенности развития человека в каждом возрасте, кризисы возрастов |
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; |
Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека |
13. |
От рождения до школы |
|
Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека |
||
14. |
Подростковый возраст. |
|
Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека |
||
15. |
Юность |
|
Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека |
||
16. |
Взрослость. Старость. |
|
Перечислите и охарактеризуйте виды психического развития человека |
||
Методы психотерапии |
|||||
17. |
Разнообразие методов психотерапии, краткая их характеристика |
|
Знакомство с разнообразием методов психотерапии, применение и апробация |
умение определять назначение и функции различных социальных институтов; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
Метод психодрамы: применение |
18. |
Песочная терапия |
|
Решение проблемной ситуации с помощью песочной терапии |
||
19. |
Сказкотерапия |
|
Разнообразие сказок |
||
20. |
Арт –терапия. |
|
Применение арт – терапии в школе: возможно? |
||
21. |
Арт – терапия (рисование пальцами и ладошками) |
|
Повторение |
||
Психодиагностика |
|||||
22. |
Проективные тесты |
|
Ознакомление с разнообразием различных тестов, методик, подбор диагностики, практические занятия по проективным тестам |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Что рассказывают рисунки? |
23. |
Проективные тесты |
|
Результаты диагностирования |
||
24. |
Проективные тесты |
|
Результаты диагностирования |
||
25. |
Универсальные учебные действия |
|
Результаты диагностирования |
||
Особые люди |
|||||
26. |
Одаренность. |
|
Знакомство с понятиями одаренность, ОВЗ, ознакомление с назалиями ОВЗ. Особенности коррекционной работы |
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений |
Я - одаренный? Сочинение -рассуждение |
27. |
Диагностика одаренности |
|
Обработка результатов тестирования |
||
28. |
Люди ОВЗ |
|
Общество и люди ОВЗ (рассуждения) |
||
29. |
Обучение детей с ОВЗ |
|
Применение заданий и упражнений при обучении |
||
30. |
Коррекционная работа |
|
Составление коррекционного занятия |
||
Профориентация |
|||||
31. |
Профессиональное самоопределение |
|
Обобщение полученных знаний и умений |
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности |
Обработка результатов тестирования |
32. |
Проектирование профессионального жизненного пути.
|
|
Подготовка к самопрезентации «Я через 10 лет» |
||
33. |
Зачетный урок
|
|
повторение |
||
34. |
Закрепление, обобщение.
|
|
|
||
Итого 34 часа |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.