История 6 класс
Тема: Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном Мире
В XV — начале XVI в. закладывались духовные и политические основания государственности Московской Руси. Православная церковь поддержала объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание централизованного государства. В этот период разгорались споры по религиозным и политическим вопросам, что привело к распространению еретических движений. Православие в начале XV в. К началу XV в. Византия оставалась центром православной веры. Главой греческого христианского мира был вселенский (константинопольский) патриарх. Русская церковь в то время не была самостоятельной. Её главой считался митрополит Киевский и всея Руси, назначаемый вселенским патриархом. В 1299 г. резиденция митрополита была перенесена во Владимир, а с 1325 г. — в Москву. В 1437 г. византийский император Иоанн VIII Палеолог приехал в Рим к папе римскому в сопровождении 600 самых знатных людей Византии. В состав делегации вошло всё высшее церковное руководство во главе с константинопольским патриархом Иосифом II, патриархами александрийским, антиохийским и иерусалимским. В греческую делегацию был включён и только что назначенный новый митрополит всея Руси грек Исидор. Для папы он представлял особый интерес, так как тот стремился приобщить Русь к католической вере. Флорентийская уния и Русь В 1438 г. на церковном соборе обсуждался вопрос об объединении (унии) Католической и Православной церквей. Больше года участники вели между собой богословские споры. Католики ратовали за утверждение папы римского главой всех христиан и требовали признать главными католические догматы. В обмен папа был готов оказать военную помощь Византии со стороны католических государств в борьбе с турками-османами. Патриарх Иосиф II отказывался признавать главенство папы римского, но в разгар споров он умер. Почти все византийские представители одобрили унию. Она была подписана во Флоренции в 1439 г. Отказался только эфесский митрополит Марк, такую же позицию занимало большинство православных людей в Византии. Митрополит Киевский и всея Руси Исидор (1385–1463) был сторонником объединения церквей, поэтому одобрил условия документа. Унию поддержали и многие православные церковные деятели Великого княжества Литовского. После службы в Успенском соборе с католическим крестом Исидора взяли под стражу и заточили в монастырь. Флорентийская уния была отвергнута Русской православной церковью и объявлена ересью. Падение Византии. Независимость Русской православной церкви Византийская империя, не получив существенной помощи от католических стран Европы, всё больше и больше страдала от набегов турок-османов. В 1453 г. они захватили столицу Византии Константинополь. С этого времени константинопольского патриарха назначал турецкий султан. В 1448 г. на церковном соборе первым русским митрополитом Киевским и всея Руси был избран епископ Иона (1390–1461). С этого момента Русская православная церковь получила автокефалию — стала самостоятельной, независимой от константинопольского патриарха. Главой Церкви становился митрополит всея Руси, который назначался без согласования с Константинополем. Автокефалия (от греч. αὐτοκεφαλία — «самовозглавление») — статус поместной церкви, предполагающий её административную независимость от других поместных церквей, право самостоятельно избирать своих епископов.
Русская православная церковь в XV в. В 1458 г. вселенский патриарх и папа римский признали митрополитом Киевским и всея Руси Григория, сторонника унии и ученика Исидора. Теперь одновременно действовали два митрополита всея Руси, так продолжалось до конца XVII в. В этот период митрополита назначали и в Константинополе, и в Москве. В XV в. растёт авторитет и влияние Русской православной церкви среди русского народа. Во время бесконечных войн люди хотели увидеть образец для подражания в духовном служении подвижников. В это время к лику святых причисляли в основном церковных служителей, а не князей, как это было раньше. Христианские проповедники активно распространяли учение среди народов Русского Севера, Приуралья. Однако на то время приходится и сопротивление господству традиционного православия в русском обществе. Конец XV — начало XVI в. стали периодом распространения ересей. В основном еретическое движение охватило Новгородскую, Псковскую и другие земли, имевшие связи со странами Западной Европы, где в это время набирало силу движение протестантов. К тому же на этот период приходится конфликт между Новгородом и Московским княжеством, в котором новгородцы искали поддержки у Великого княжества Литовского. Еретики отказывались признавать божественное происхождение Иисуса Христа, не признавали почитание икон и поклонение кресту. Эти идеи нашли отклик среди служителей церкви и государственных деятелей, приближённых к государю всея Руси. Но сам Иван III вёл активную борьбу с распространением идей еретиков. Еретические движения в XV в. Серьёзной проблемой стали еретические движения, возражающие против догматов существующей церкви. Первыми были стригольники, распространившиеся в Новгороде в конце XIV в. Они отрицали церковную иерархию, выступали против практики продажи церковных должностей. В начале XV в., после заключения в тюрьму лидеров движения, секта перестала существовать. В конце XV в. в Новгороде появилась ересь жидовствующих, отрицающая монашество и отвергающая поклонение иконам. Сторонниками жидовствующих были представители новгородской и московской знати. Для осуждения еретиков было собрано несколько церковных соборов. В 1504 г. лидеры движения были сожжены на костре, а остальные сосланы в монастырь. Жидовствующие — еретическое движение, существовавшее в последней трети XV — начале XVI века в Новгороде и в Москве.
На фоне развития этих ересей в конце XV в. в церковной среде разгорелся спор между нестяжателями и иосифлянами. Лидером нестяжателей был афонский монах Нил Сорский (1433–1508). Иосифлян возглавлял Иосиф Волоцкий (1440–1515).
Нестяжа́тели — монашеское движение в Русской православной церкви конца XV — первой половины XVI в., его появление связано со спором о монастырском землевладении, против которого они выступали. Иосифля́не — последователи Иосифа Волоцкого, представители церковнополитического течения в Русском государстве в конце XV — середине XVI в., отстаивавшие право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности.
Лидеры движения нестяжателей — Нил Сорский, позднее Максим Грек и Вассиан — яростно критиковали церковных служителей и обвиняли их в постоянном стремлении к материальному обогащению, что противоречило христианской морали. Лидеров нестяжателей заточили в ИосифоВолоцком монастыре, держали в суровых условиях. На Стоглавом соборе 1551 г. иосифляне отвергли программу нестяжателей, направленную на ограничение монастырского землевладения. Представители второго течения считали, что монастыри имеют право владеть землёй и материальным имуществом, украшать церкви богатыми росписями и иконостасами, чтобы показать величие и авторитет Русской православной церкви. Иосифляне резко осуждали нестяжателей и поддерживали монархическую власть как Богом данную. Считали православную церковь Русского государства главной преемницей Византии. В спор активно вмешивалась светская власть. Поначалу Иван III поддержал нестяжателей, поскольку в случае их победы именно государство получило бы церковные богатства. Однако к концу правления вследствие придворных интриг он перешёл на сторону иосифлян. Таким образом, в первой половине XV в. произошло важное событие — избрание первого русского митрополита, автокефалия церкви, — которое изменило положение не только русской православной церкви, но и формирующегося Московского государства. В конце XV — начале XVI веков на Руси происходили события, которые на долгое время предопределили пути её социально-политического развития. В 1453 году пал Константинополь. Выборы митрополита стали внутренним делом русской церкви. Она перестала зависеть от патриархов Византии и получила полную самостоятельность, провозгласив свою автокефалию. Авторитет церкви возрос. Постепенно русские церковники пришли к выводу о главенствующей роли России в православном мире, о её преемственности Византии, которой больше не существовало. Теория получила название «Москва — Третий Рим». Итогом развития отношений церкви и государства были следующие моменты: 1. Русская Православная Церковь вышла из подчинения Византии. 2. Внутри церкви появились разногласия. 3. Церковь попала в зависимость от великих князей. 4. Главной заслугой церкви было то, что при её поддержке проходило объединение земель вокруг Москвы, укрепление великокняжеской власти и создание Российского централизованного государства.
Домашнее задание: читать материал, конспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.