Падеж имён существительных: творительный падеж

  • docx
  • 26.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока.docx

Урок русского языка

3 класс

Тема: Падеж имён существительных: творительный падеж

Цель:

- познакомить с особенностями творительного падежа, его основными значениями : вопросами, предлогами;

- способствовать формированию представлений  об особенностях  имени существительного в форме творительного  падежа и развитию умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Обучающие: 

  • актуализировать и упорядочить знания детей о падежах существительных;
  • дать представление о творительном падеже имён существительных;

Развивающие: 

  • развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и делать выводы;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость,  умения работать с текстом.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и толерантности

Планируемые результаты:  

Учащиеся  научатся распознавать имена существительные в творительном падеже; определять грамматические признаки имён существительных (род, число, падеж); изменять имена существительные по падежам.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Регулятивные УУД:

·         принимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

·         осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

·         оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

·         осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя);

·         ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

·         устанавливать алгоритм  распознавания падежа имени существительного;

Коммуникативные УУД:

·         слушать собеседника и понимать речь других;

·         работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Формирование личностных результатов:

·         понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

·         быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

  • интерактивная доска, мультимедийный проектор;
  • электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого  Русский язык, 3 класс;
  • презентация к уроку;
  • учебник  + рабочая тетрадь «Русский  язык», 3 класс, часть 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий);  

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте. ребята. 2.Актуализация знаний.

- Какую часть речи мы изучаем в 3 четверти? (Имя существительное)

- Что мы можем сказать об имени существительном? (сущ-ое –э то часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? Что?, бывает собственное и нарицательное; одуш-ое и неодуш-ое, мужского ,женского или среднего рода; в предложении являются главными и второстепенными членами).

- Сколько в русском языке падежей? (шесть)

-Хорошо,ребята, эти знания пригодятся вам сегодня на уроке.

3 Словарная работа.

-Сейчас мы с вами повторим ранее изученные орфограммы.

Длинная дорога, веселая молодежь.сельская местность, красный кирпич, серая мышь, осенний праздник, быстрый мяч, старшая дочь, летний пейзаж,белый снег.

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этой задачей.

4.Самоопределение к деятельности.

- Сейчас мы запишем предложение, найдем в нем главные члены предложения т.е. грамматическую основу, выпишем словосочетания.

Поля покрылись пушистым белым снегом.

- От какого слова ставится вопрос? (от главного к зависимому)

- Найдите в нашем предложении словосочетания.

Покрылись (чем?) снегом.

Снегом (каким?) пушистым, белым.

- Ребята,а мы можем определить падеж?

- Как вы думаете,чем мы сегодня будем заниматься?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Молодцы,ребята! Вы правильно определили цели и задачи урока.

-Оцените свою работу смайликами на полях.

5.Физминутка.

(хомка,хомячок)

6. Работа по группам.

1 ряд просклоняйте слово солома,2 ряд- трамвай,3 ряд –озеро.

В строчку в тетради,через запятую,выделите окончания.

7. Работа по теме урока.

- Откройте, ребята, учебники на странице 54.

- Прочитай правило, Никита. А теперь мы все хором на счет : три - предлоги.

- Молодцы, ребята!

- Почему падеж называется творительным?

- В названии падежа учитывается одно из основных значений Творительного падежа, а именно :название предмета, с помощью которого что-то создают,или иначе говоря творят: копают лопатой, пишут ручкой, рубят топором, шьют иглой.

- Так же существительный в Т.п. обозначают деятеля, создателя, творца. Стол создан кем? Столяром. Книга написана кем? Писателем. Ит.п.

- Правило прочитает ученик.

- предлоги хором. (С,перед,под,над,пред).

- Ребята,мы запишем упр.94 в тетради с комментированием.

- Достаточно, ребята три предложения.. Вы молодцы, справились!

Кое-кому было трудно и он допускал ошибки, но все исправил и справился с задачей хорошо.

- Оцените свою работу, поставьте смайлик на полях.

8. Самостоятельная работа.

Упр.95.

- Прочитайте задание.

- Вам нужно самостоятельно составить и записать предложения из 3 группы слов. Первое слово 1 группы - траву, из 2 , из 3- косой. И т.д.

- Поднимите руку, кто не понял как выполнить упражнение?

- Смотрим: Рыбу ( из 1 группы), ловят (из 2 гр.),неводом (из 3 гр.). Нужно составить предложение из каждой группы слов по 1.

- У доски 1 ученик разбирает слово снег - фонетический разбор.

- Молодец, хорошо справился!

9. Рефлексия.

- Как вы думаете мы справились с задачей?

- Как вы оцениваете себя?

- Продолжи фразы:

- Сегодня я узнал…

- Сегодня на уроке мне было интересно…

10. Домашнее задание.

Составить и записать 2 предложения с именами существительными в творительном падеже.