Падежные окончания имен существительных третьего склонения.

  • Работа в классе
  • docx
  • 21.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель. Образовательная. Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе. Развивающая. Способствовать развитию орфографической зоркости, речи обучающихся, пополнению словарного запаса детей. Воспитательная. Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи. Личностные УУД ˗ Формирование учебно-познавательного интереса ˗ Формирование осознания смысла своих учебных действий Регулятивные УУД ˗ Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу ˗ Формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи ˗ Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности ˗ Формирование умения оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки Познавательные УУД ˗ Формирование умения выделять существительные 3 склонения ˗ Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж существительных 3 склонения ˗ Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать. Коммуникативные УУД ˗ Формирование умения формулировать собственное мнение и позицию ˗ Формирование умения работать в диалог
Иконка файла материала Падежные окончания имен существительных третьего склонения..docx
Тема. Падежные окончания имен существительных третьего склонения. Тип урока: открытие новых знаний Формы   и   методы:  работа   в   паре,   работа   в   группе,   фронтальная   работа, частично ­ поисковый метод. Планируемые результаты: Цель. Образовательная.  Ознакомление   со   способами   проверки   безударных   окончаний   имён существительных 3 склонения в единственном числе. Развивающая.  Способствовать   развитию   орфографической   зоркости,   речи     обучающихся, пополнению словарного запаса детей. Воспитательная.   Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, взаимопомощи. Личностные УУД ˗ ˗ Регулятивные УУД ˗ ˗ ˗ деятельности ˗ различные критерии оценки Познавательные УУД ˗ ˗ существительных 3 склонения ˗ анализировать, обобщать. Коммуникативные УУД ˗ ˗ Формирование умения принимать и выполнять учебную задачу Формирование  умения самостоятельно ставить новые учебные задачи Формирование умения самостоятельно осуществлять контроль учебной Формирование умения формулировать собственное мнение  и позицию Формирование умения работать в диалог Формирование учебно­познавательного интереса Формирование осознания смысла своих учебных действий  Формирование   умения   оценивать   учебные   действия,   применяя Формирование умения выделять существительные 3 склонения Формирование умения писать падежные окончания, определять падеж Формирование   умения   устанавливать   причинно­следственные   связи, 1Материально­техническое обеспечение урока Учебник   Русский   язык:   учебник   для   3   класса   начальной   школы/   А.   В. Полякова. – 5­е изд. – М.: Просвещение, 2013 Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2­х частях. Часть 2 (к учебнику Поляковой).   ФГОС/  Н.А.Песняева,   С.В.Анащенкова    –   4­е   изд.   –   М.: Просвещение, 2015           раздаточный материал: ˗ ˗ ˗ ˗ карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, презентация к уроку Microsoft PowerPoint компьютер, мультимедийный проектор Ход урока 1.Мотивирование к учебной деятельности. Позитивный настрой на работу.  ­ Ребята, к нам на урок пришли гости. Не зря говорят: «Гость не долго гостит, да много видит». Предлагаю сегодня поработать так, чтобы у наших гостей осталось о  нас только хорошее впечатление. Удачи вам на уроке. 2.Актуализация  знаний. а) Минутка чистописания. Словарная работа. ­   Сейчас   одновременно   у   нас   будет   и   словарная   работа,   и   чистописание. Вспомним правописание словарных слов, но записывать будем только гласные буквы. Буквы пишем каллиграфически правильно. Улица, дирижёр, автограф, чёрный, абрикос.  Взаимопроверка по образцу. (У­и­а, и­и­ё, а­о­а, ё­ы, а­и­о.) ­ Подчеркните зелёным цветом три самые красивые буквы. б) Работа в парах. (На столах карточки) Прочитайте   предложения   и   выпишите   в   тетрадь   слова   по   указанным признакам. 1.Непроизносимый согласный в корне слова. С безоблачного неба сияло яркое солнце. 2. Парный согласный в конце слова. Широко раскинулась бескрайняя степь. 23.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. На проталинах пустила стрелки  первая трава. 4. Ь ­ показатель мягкости. Осенью на поле собрали крупную морковь. 5. Подлежащее. Тонкая осинка дрожит на ветру. 6. Дополнение. Густой туман окутал город. Проверка с объяснением в) Определение склонения имён существительных. На доске  запись: Солнце, степь, трава, морковь, осинка, город. ­ В чём сходство данных слов? (Имена существительные в И.п.). ­ Какое задание можно предложить с записанными словами?  1) Найти лишнее слово (Осинка ­ начинается на гласный звук, 3 слога, туман – не вызывает  трудности при написании) 2) Разделить на группы (По роду, по склонению, по количеству слогов). 3) Определить склонение существительных. 4) Составить предложения с данными словами. ­   Предлагаю   самостоятельно   определить   склонение   записанных существительных.   как   определяем   склонение   имени существительного. (Проверка)   Вспомните, 3.Выявление места и причины затруднения. ­   Назовите   слова,   в   которых   мы   можем     грамотно   написать     падежные окончания? ( Солнце, травка, осинка, город) ­ Почему именно эти слова  вы выбрали? (Это существительные 1­го и 2­го склонения.) ­ При ответе на вопрос вы не назвали слова морковь и степь. Почему? (Это существительное 3 склонения) ­ Кто догадался и может озвучить тему сегодняшнего урока? (Падежные окончания имён существительных 3 склонения) ­ Как вы думаете, ребята, что нового об именах существительных мы сегодня узнаем? (Познакомимся с падежными окончаниями существительных 3 склонения.) ­ С какой целью мы будем это делать? Для чего это нам нужно? (Чтобы грамотно писать.) 3(На доске  появляются вопросы: 1).Какие падежные окончания у существительных 3 склонения? 2).Как   не   допустить   ошибки   в   безударных   падежных   окончаниях   у существительных 3 склонения?   4. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Что нужно сделать для решения поставленных задач?   Как узнать, какие падежные окончания имеют имена существительные 3­го склонения? (Необходимо просклонять их.) ­ Предлагаю выполнить следующее задание. Работать будем в группах. (На столах карточки)      1. Просклоняйте слова морковь и  степь. (                ?)  (                ?) (                ?) (                ?)  (                ?) (                ?) морковь морков морков морков морков морков степь степ степ степ степ степ Найдите особенности падежных окончаний имён существительных 3­го Вспомните   два   способа   определения   безударного   окончания 2. склонения.  3. существительных. 4. безударных окончаний существительных 3склонения? Дайте ответ,  как   поступить,  если  возникали  трудности  в  написании Отчёт групп.  1.Имена существительные 3 склонения в Р. П., Д. п., П. п. имеют окончание и. 2.При   написании   безударных   падежных   окончаний   существительных определяем склонение и падеж  или используем слово – подсказку с ударным падежным окончанием. Подсказка ­  слово степь.      Работа с правилом с.99 ­ Задайте вопросы одноклассникам для закрепления правила. (Ответы обучающихся) 5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Фронтальная работа в печатной тетради  (с.44№51) 46.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Работа с разноуровневыми заданиями.  (Каждый ребёнок выбирает задание по своим силам) 1 уровень Учебник с.100 № 213. Эталон для самопроверки.    Случай из жизни  (Р.п.);   остановился   в тени (П.п.);   крошки  на скатерти (П.п.);  добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.);  шёл по площади (Д.п.).       Выпиши   имена   существительные   3   склонения,   вставляя   нужное 2 уровень   окончание, определи падеж.     На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен…. Эталон для самопроверки. От старости  (Р.п.), для мебели  (Р.п.),о грубости  (П.п.), из шерсти  (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.). 3 уровень     От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в П.п., а неодушевлённые в Р.п.      Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама. Эталон для самопроверки. Р.п  (                ?) постели моркови ночи кисти П.п. (                ?) о мыши о лошади о дочери о матери Домашнее задание. Правило с. 99, БУ – с.100 №214 (учебник); 5ПУ  –   составить   3   предложения   с   однородными   существительными   3 склонения в Р.п., Д.п., П.п. Итог урока. Рефлексия ­ Какое новое знание вы приобрели на сегодняшнем уроке, чему учились?  (Учились грамотно писать безударные падежные окончания существительных 3­го склонения, определяя склонение и падеж или используя опорное слово.) ­ Где  можно использовать новые знания?  Выберите для себя утверждение: Я понял и могу объяснить однокласснику. Я понял. Мне ещё нужна помощь Приложение Карточка 1. Прочитайте   предложения   и   выпишите   в   тетрадь   слова   по   указанным признакам. 1.Непроизносимый согласный в корне слова. С безоблачного неба сияло яркое солнце. 2. Парный согласный в конце слова. Широко раскинулась бескрайняя степь. 3.Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. На проталинах пустила стрелки  первая трава. 4. Ь ­ показатель мягкости. Осенью на поле собрали крупную морковь. 5. Подлежащее. Тонкая осинка дрожит на ветру. 6. Дополнение. Густой туман окутал город. Карточка 2. 61. Просклоняйте слова морковь и  степь. (                ?)  (                ?) (                ?) (                ?)  (                ?) (                ?) морковь морков морков морков морков морков степь степ степ степ степ степ 2.Найдите   особенности   падежных   окончаний   имён   существительных   3­го склонения.  3.Вспомните   два   способа   определения   безударного   окончания существительных. 4.Дайте   ответ,   как     поступить,   если   возникали   трудности   в   написании безударных окончаний существительных 3склонения?   Выпиши   имена   существительные   3   склонения,   вставляя   нужное Карточка 3. 2 уровень   окончание, определи падеж.     На куртк…, от старост…, для мебел…, к вишн…, о грубост…, с крыш…, в фонтан…, из шерст…, в театр…, к сирен…, к ноч…, в рощ…, с ветк…, в тетрад…, на неб…, о плесен…. 3 уровень От данных слов образуйте однокоренные существительные 3 склонения. Запишите их в 2 столбика: одушевлённые – в Р.п., а неодушевлённые в П.п.      Постелька, морковка, мышка, ночка, лошадка, дочка, кисточка, мама. Карточка 4. Эталоны для самопроверки.   1 уровень Случай из жизни  (Р.п.);   остановился   в тени  (П.п.);   крошки   на скатерти (П.п.);  добавил соль (В.п.); ехал по степи (Д.п.);  шёл по площади (Д.п.). 2 уровень От старости  (Р.п.), для мебели  (Р.п.),о грубости  (П.п.), из шерсти  (Р.п.), к сирени (Д.п.), к ночи (Д.п.), в тетради (П.п.), о плесени (П.п.). 73 уровень Р.п  (                ?) постели моркови ночи кисти П.п. (                ?) о мыши о лошади о дочери о матери 8