Пакет родительских методик

  • doc
  • 28.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала публ.лекция Пакет родит. методик.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

Публичная лекция по теме:

 

 

Помощь классного руководителя родителям в создании «Пакета родительских методик»

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

Однажды пассажир, путешествующий на корабле, заметил бесчисленное множество больших и небольших подводных скал, которыми было усеяно море. Обратившись к рулевому, он спросил:

— Господин рулевой, как вам удаётся пройти среди множества скал? Вы, наверное, знаете здесь каждый камешек, чтобы миновать его.

— Нет, — ответил рулевой, — камней-то я не знаю, но я знаю самые глубокие места, где можно безопасно провести корабль.

 

 

Таким рулевым для родителей в вопросах воспитания ребёнка должен стать учитель, который поможет обойти им подводные скалы и камни, ведь в его руках знание «фарватера», т.е. методов и приёмов воспитательного воздействия. Педагогическое мастерство родителей сходно с деятельностью педагога, в частности включает те же функции – образовательную, воспитательную и развивающую. Часто родители считают себя вполне подготовленными к воспитанию и не считают необходимым для себя приобретение специальных педагогических знаний. В погоне за качеством знаний, родительский всеобуч часто сводится к оказанию помощи детям в учении, но разве менее важно то, что такие параметры личности как мораль и вкусы, манеры и привычки, мировоззрение и убеждения, характер и идеалы закладываются именно в семье.

«Кризис семьи» больно ударил всё общество  бездуховностью, безнравственностью, противоправным поведением взрослых по отношению к детям. Исходя из специфики семьи как фактора развития  и воспитания личности ребёнка, классным руководителем строится система следующих  принципов семейного воспитания:

2 слайд

·       дети должны расти  и воспитываться в атмосфере доброжелательности любви и счастья;

·       родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего;

·       воспитательные воздействия должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

·       диалектическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в систему семейного воспитания;

3 слайд

·       личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

·       воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

·       все виды деятельности, организуемые в семье с целью развить ребёнка, должны быть построены на игре;

·       оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Одним из направлений взаимодействия классного руководителя с родителями является психолого–педагогическое просвещение – это обязательные лектории, «круглые столы», лекции специалистов, обзоры книг, статей по семейному воспитанию. Монолог учителя на тему воспитания должен уйти в прошлое, уступив место живому общению, поиску совместных знаний. На каждом родительском собрании необходимо поднимать вопросы воспитания. Заранее проводить анкетирование родителей по предлагаемой проблеме, готовить памятки с советами по воспитанию ребёнка. Воспитывать детей становится всё труднее и труднее по разным причинам, но остаётся неизменным одно – желание родителей воспитать в своём ребёнке Человека.

4 слайд

 Классный руководитель может посоветовать родителям некоторые методики формирования у ребёнка позитивного отношения к учебному труду которые вместе с памятками, анкетами за годы общения с вами войдут в своеобразный «пакет родительских методик».

n Аграшенков А.В. Психология на каждый день: советы, рекомендации, тесты.

n Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе.

n Леонов Е.Г. Познай себя и других. Популярные тесты.

n Прутченков А.С. Наедине с собой.

n Разумихина Г.П. Будь, пожалуйста, счастлив.

n И многие другие (по усмотрению учителя) или школьного психолога.

5 слайд

 

Изучение родителями детей требует соблюдения особых правил.

Правила для родителя-исследователя

n Знания о ребёнке должны прийти к родителям не в процессе бесстрастного изучения его, а в ходе общей жизни и деятельности.

n Исследовательская позиция родителей должна быть скрыта от детей.

n Используемые методики не должны принести вреда ребёнку (травмировать его психику).

n Изучая ребёнка, хорошо использовать игровую деятельность.

 

Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И тем не менее в трудах многих педагогов обнаруживаются правила. Принципы, заповеди разумного воспитания. Предложите родителям поразмышлять над ними.

6 слайд

Заповеди разумного воспитания

n Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

n Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка и объясните ему это, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

n Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.

n Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.

7 слайд

n Хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите конкретно: «Ты – молодец, потому что…»

n Если же ребёнок совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.

n Оценивайте поступок, а не личность – сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже.

n Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность.

8 слайд

n Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.

n Воспитатель должен быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Нет единого на все случаи жизни правила о том, как воспитывать ребёнка. Все дети разные. Каждый уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребёнком без исключения. Речь идёт о том, чего родителям делать нельзя. Запомним это так же, как мы помним заповедь «Не убий!»:

9слайд

n не унижай ребёнка.

n не угрожай.

n не вымогай обещаний.

n не опекай излишне.

n не говори слишком много.

n не требуй немедленного повиновения.

n не потакай ребёнку.

n будь последователен в своих требованиях.

n не требуй того, что не соответствует возрасту ребёнка.

n не морализируй.

n не лишай своего ребёнка права оставаться ребёнком.

 

Какие вопросы воспитания затронуть в первую очередь, а какие отложить на некоторое время?

Предложите родителям Меморандум вашего ребёнка до собрания, и пусть они отметят, в каких вопросах им не хватает знаний, с них и начните, а дальше продумайте ход собрания – общения, предложите ситуации, пусть родители в ненавязчивой манере выскажутся по самым больным вопросам и наметят пути решения проблемы. А вы скорректируете этот поиск .

 

10 слайд

Меморандум от Вашего ребёнка

n Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём я прошу. Я просто проверяю вас.

n Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать своё место.

n Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму, если вы будете руководить мной.

11 слайд

n Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

n Не давайте обещаний; может оказаться, что вам не удастся их выполнить. Это подорвёт моё доверие к вам.

n Не поддавайтесь на мои провокации, когда я нарочно говорю и делаю вещи, огорчающие вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

12 слайд

n Не делайте для меня то, что я могу сделать сам. Иначе я буду чувствовать себя грудным ребёнком; я буду продолжать требовать, чтобы вы обслуживали меня.

n Не обращайте слишком много внимания на мои дурные привычки. Излишнее внимание только способствует их закреплению.

n Не делайте мне замечания в присутствии других людей. Я восприму эти замечания, если вы спокойно поговорите со мной наедине.

13 слайд

n Не пытайтесь обсуждать моё поведение в пылу конфликта. Почему-то в этот момент я плохо слышу и ещё хуже отношусь к сотрудничеству.

n Не пытайтесь поучать меня. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

n Не заставляйте меня считать, что мои ошибки – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не считая при этом, что я никуда не гожусь.

14 слайд

n Не придирайтесь и не ворчите. В противном случае мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.

n Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не знаю, почему я сделал то или иное.

n Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

15 слайд

n Не забудьте, что я люблю экспериментировать и экспериментирую. Таким образом, я учусь; поэтому примиритесь, пожалуйста, с этим.

n Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

n Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие недомогания. Я могу получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря нему я буду в центре вашего внимания.

16 слайд

n Не отделывайтесь от меня, когда я задаю прямые и честные вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал спрашивать у вас и ищу интересующую информацию в другом месте.

n Не отвечайте на глупые и бессмысленные вопросы, я просто хочу, чтобы вы занимались мной.

n Никогда не считайте, что извиниться передо мной -  ниже вашего достоинства. Прямое и честное извинение вызывает у меня удивительно тёплое чувство по отношению к вам.

17 слайд

n Не беспокойтесь о том, что мы проводим вместе слишком мало времени. Важно то, как мы его проводим.

n Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Продемонстрируйте мне мужество.

n Не забывайте, что мне нужны понимание и поддержка; но нет необходимости говорить вам об этом, не так ли?

18 слайд

n Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже буду вашим другом!

Все материалы по воспитанию детей, которые будут предложены родителям, необходимо тщательно изучить самому педагогу, быть корректным, выслушивать мнение родителей, не спорить, а направлять беседу, не задевая больных струнок данной семьи.