Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Оценка 4.7

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Оценка 4.7
pdf
28.09.2022
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
glushkova04092022.pdf

 

 

 

 

Консультативный материал для родителей.

«Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше

работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое

«представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и

становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки

ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и

синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают

различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря

«мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее

мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы

хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста

начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. У самых разных народов

пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены

упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и

пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный

тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание

между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня

специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. О пальчиковых

играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и

развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая

деятельность активизируется. Для обучения в 2 школе очень важно, чтобы у

ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры

– хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь,

можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать

сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые,

несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него

развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.  Почему пальцы помогают говорить

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи,

физиологи, логопеды. Такие авторы, как В.В. Цвынтарный, О.А. Новицкая,

Ю.А. Соколова описывают отдельные приёмы по развитию моторики у детей.

А.А. Хвостовцев, С.Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое

стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей

находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких

движений пальцев рук. Так, на основе проведенных опытов и обследования

большого количества детей была выявлена следующая закономерность:

если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое

развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то

задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может

быть и даже выше нормы. М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием

кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит

 

 

своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной

стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем

тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические

упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследования показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития 3 тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических

процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь). Чтобы научить

малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный

аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их

работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя

тонкую моторику и активизируем и соединение зоны, отвечающие за речь. В

правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений. А в левом они вербализируются, то есть находят словесное

выражение. Происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и

левым полушариями. Чем крепче этот «мостик», тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, становятся активнее мыслительные процессы,

точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок

хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и

кисти. Для определения уровня развития речи логопедами давно разработан такой метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три

пальчика. Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются

только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с

проблемами в развитии речи. А это значит, что необходимо как можно

больше заниматься с детьми пальчиковыми играми. Упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию пальчиковой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения.

 Когда начинать заниматься

 

 

 

 

 

 

      В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем. Для развития речи этот период – возраст от полутора лет до трех лет. Именно тогда ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение, у него закладываются основы речевого поведения, формируется особое чувство языка. Закономерно, что лишь к трем годам жизни движения пальцев ребенка становятся похожи на движения пальцев рук взрослого человека. Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения. С помощью простых поглаживаний ладоней и пальчиков, подтягиваний за сомкнутые вокруг пальца родителя кулачки ребенок осваивает окружающий мир и себя, получает психоэмоциональную поддержку. 4 В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки. Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы. Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки. С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать

 

 

карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур. В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с закрытыми глазами, хорошо владеть карандашом, раскрашивать, варьируя силу нажима, соединять точки точными линиями, вырезать по контуру и лепить. В этом возрасте можно познакомить ребенка с бисероплетением. Каждый пальчик ребенка к школе должен быть «самостоятельным» и ловким. С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр» - в этих домашних приобретают хорошую подвижность, гибкость и кругозор. Застенчивые дети становятся увереннее. Позволяйте ребенку импровизировать, пусть он проявляет свою творческую фантазию. У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него 5 включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений. Итак, наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в дошкольном возрасте имеет особое значение. Развивая мелкую моторику рук ребенка, педагоги решают сразу несколько задач: - стимуляция развития речи у детей раннего возраста; - помощь детям с задержкой в развитии речи; - подготовка руки к письму у старших дошкольников; - тренировка внимания, пространственного мышления; - воспитание эмоциональной выразительности.

 

 

 

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Консультативный материал для родителей

Консультативный материал для родителей

А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами

А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется

Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев

М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук

Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи

Если движения напряженные, пальчики сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться отдельно друг от друга, то это дети с проблемами в развитии речи

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем

В развитии ребенка существуют периоды, когда он наиболее обучаем

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с…

В шесть лет ребенок должен уметь правильно называть пальцы в прямой и обратной последовательности, вразнобой, с прикосновением, с показом у себя и у других, с…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.09.2022