Информационно-консультативный материал для педагогов
«Роль театра ,как средство формирования
связной речи дошкольников»
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой ребёнок может воспроизводить знакомые литературные сюжеты.
А.М.
Горький говорил: «Ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требование
его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познаёт окружающий
его мир, прежде всего, в игре». Из этого можно сделать вывод, что значение
театрализованной деятельности в развитии дошкольника велико, поскольку именно в
ней у ребёнка развивается мышление, образное восприятие, воображение, фантазия,
тренируется память и совершенствуется речь. Театрализованная деятельность
позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица
какого-либо персонажа, что позволяет воспитаннику преодолевать робость, неуверенность
в себе, застенчивость. В процессе инсценировок у дошкольников формируется опыт
социальных навыков поведения, потому что любое литературное произведение имеет
нравственную направленность. Так, с помощью сказки ребёнок начинает познавать
мир не только умом, но и сердцем, может выражать своё собственное отношение к
добру и злу, любимые герои произведения становятся образцом для подражания и
отождествления. Благодаря способности детей идентифицировать себя с любимым
героем произведения у педагога появляется возможность через театрализованную
деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Важно учитывать, что для
развития выразительной речи дошкольников необходимо создавать условия, где
каждый ребёнок может передавать свои эмоции, чувства и взгляды, как в бытовом
разговоре, так и публично. Следует отметить, что при организации
театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении педагогу
необходимо: создавать условия для развития творческой активности детей
(художественно-речевой, музыкально-игровой, танцевальной, сценической);
приобщать детей к театрализованной культуре (знакомство с профессиональной
терминологией); обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с
другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; включать в
совместную театрализованную деятельность детей родителей воспитанников
(изготовление декораций, костюмов, масок, посещение кукольных и драматических
театров). Театрализованную деятельность можно организовывать в различные
временные отрезки (утренние и вечерние часы). Она может организовываться как
самостоятельная деятельность, так и в качестве образовательной, интегрированной
с другими занятиями. Важным компонентом, обеспечивающим организацию
театрализованной деятельности, является правильно созданная
предметно-развивающая среда, которая должна являться основой самостоятельного
творчества каждого ребёнка, своеобразной формой его самообразования. Следует
указать принципы построения предметно развивающей среды: интеграции
образовательных областей; открытости; гибкого зонирования; поли
функциональности; транспортируемости. Принцип интеграции означает, что
материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться
и в ходе реализации других областей. Принцип открытости можно реализовать в
разных направлениях: открытость природе, культуре, обществу и открытость своего
«Я». Открытость обществу и открытость своего «Я» заключают в себе
персонализацию среды каждой группы. Принцип гибкого зонирования - организация
пространства с подвижными трансформируемыми границами зон, т.е. чтобы дети
могли заниматься своим любимым делом, при этом, не мешая друг другу. Принцип
поли функциональности ориентирован на то, что предметно пространственная
среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности
взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все
составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть
многофункциональной. Принцип транформируемости, который связан с поли
функциональностью предполагает возможность изменений, позволяющих, по
ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. В каждой
группе необходимо выделить театральный уголок, который должен быть оснащён
соответствующими атрибутами для театрализованной деятельности, включающим
различные виды театров, реквизит для обыгрывания сценок и спектаклей,
театральный реквизит, книги с литературными произведениями, соответствующие
возрасту группы. Подводя итог следует отметить, что необходимо развивать
театрализованную деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в
результате чего происходит накопление эмоционально-чувственного опыта у
детей – длительная работа, заключающаяся в активности всех участников
образовательного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.