Пальчиковые игры в воде

  • docx
  • 13.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Пальчиковые игры в воде.docx

Васильева Татьяна Александровна, воспитатель

Бармина Ксения Владимировна  воспитатель

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»

 

 

 

Пальчиковые игры в воде

                                                                      

 

 

Чем больше уверенности

в движении детской руки,

тем ярче речь ребёнка!

В.А. Сухомлинский

1.Актуальность.

              Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.

            Пальчиковые игры в воде  – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания.

            А соединение воды и упражнений увлекают ребенка, вызывают интерес,  аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.

 

2. Цель: создать условия для развития  мелкой моторики рук.

 

3. Задачи:

 

- развивать  тактильно-кинестетическую чувствительность и тонкую моторику рук;

- осуществлять общее оздоровление физической и психической сферы ребенка;

- активизировать  речевые центры;

- развивать внимание, память, воображение.

 

4. Категория воспитанников.

 

     Дети среднего и  старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

 

5. Планируемый результат.

- регулярное стимулирование речевых зон коры головного мозга;

- укрепление мышц кисти;

 - развитие внимания, памяти, координации движений;

 

 

 

6. Методическое обеспечение

 

1. Н.Л. Остроухова.  Методическое пособие по вопросам повышения психолого-педагогической и правовой грамотности  замещающих родителей «Поддержка». Из опыта работы, г. Ставрополь.

2. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов.

3. Е. Ульева «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». Пособие для педагогов и родителей

 

7. Описание методов и приёмов.

 

                Вода в мини бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. «Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»«влево»«вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.

                   Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

                   

Все упражнения разделены на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические :

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические :

  • развивают точную координацию движений;
  • учат сгибать и разгибать пальцы рук;
  • учат противопоставлять большой палец остальным.

Правила выполнения упражнений:

        Сначала все упражнения выполняются медленно. Важно,  чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости научить  его помогать себе второй рукой.

·                                                      Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

·                                                      Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала необходимо показать  ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: педагог показываете картинку, называет упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1.     Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: "Коза" - "Улитка". Ребёнок переключается с позиции "коза" на позицию "улитка" (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт "раз-два". Или: "Вилка" - "Кольцо" - "Заяц". Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.     "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: "В одном чудесном месте протекала речка (изображаем "речку"). В ней жила маленькая рыбка (изображаем "рыбку"). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение "пароход"), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки ("река"), росло дерево (упражнение "дерево") и т. д.

 Рассказать с помощью рук итоговую сказку  помогут цветные карточки. Эти же карточки можно использовать в самом начале занятий, при разучивании упражнений, а также для лучшего запоминания серии упражнений. Например, Вы кладете перед ребёнком 3 картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а малыш выполняет упражнения в нужном порядке.

          Когда дети  уже без труда выполняют все упражнения, можно использовать более сложные задания: разложите на столе несколько карточек и попросите ребёнка придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с помощью рук.

 

Упражнения для кистей рук

Фонарики

 

И.п. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Фонарики зажглись!
(пальцы выпрямить)

Фонарики погасли!
(пальцы сжать)

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames01.gif

Печем блины

Попеременно в воде  тыльной стороной кисти руки и ладонью.
Мама нам печёт блины,

Очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

И едим их со сметаной.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames03.gif

Дождь

И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды.

Дождь полил, как из ведра,

Будет лить он до утра.

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames04.gif

Флажки

 

И. п. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами.

Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames04.gif

Шарик

И. п. Пальчики обеих рук собраны "щепотью" и соприкасаются кончиками.
"Надуваем шарик": придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.
"Шарик лопнул": пальцы возвращаются в исходное положение.

Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик,
Лопнул шарик - не беда,
Новый шар надую я.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames05.gif

 

 

Ёжик

И. п. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.

Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames06.gif

Лодочка

 

И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Маленькая лодочка по реке плывёт,
На прогулку лодочка малышей везёт.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames07.gif

Пароход

И. п. Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены - это "труба".

Пароход плывёт по речке,
И труба дымит, как печка.

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames08.gif

Речка и рыбка

 

1. Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

2. Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону "от себя".
Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывёт,

 Рыбка-малютка хвостиком бьёт.

 

 

hello_html_706bab54.jpg

Корни

 

И.п. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти-десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.

Высокие красивые 
деревья здесь растут, 

(показать руками "деревья")
А корни под землёю
для них водичку пьют. 

(Показать руками "корни".)

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames11.gifhttp://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames10.gif

Цветок

 

И.п. Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей прижаты друг к другу.
Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.

Солнце поднимается -
Цветочек распускается!
Солнышко садится - 
Цветочек спать ложится.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames15.gif

Кошка

 

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.

Кулачок - ладошка.
Я иду, как кошка.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames17.gif

Дом

 

Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить - это "труба".

Посмотри на дом с трубой. 
В нём мы будем жить с тобой

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames19.gif

Стул

 

И. п. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх - это "спинка" стула. К ней приставить кулачок правой руки - это "сиденье". Менять положения рук попеременно Спинка и сиденье - 
Стул на удивленье! 
Мы на стульях посидим, 
Друг на друга поглядим!

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames21.gif

Стол

 

И.п. Левую руку сжать в кулак - это "ножка" стола. Сверху накрыть "ножку" выпрямленной ладонью правой руки - это "крышка" стола.

Кулачок - это толстая ножка.
Сверху крышка - наша ладошка.
Маленький столик.
Время идёт... 
Вместе с ладошкой и стол подрастёт.

На счёт "раз-два" поочерёдно менять положение рук

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames22.gif

Ворота

 

И. п. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу - "ворота закрыты". Пальцы выпрямлены и напряжены.

Ворота открываются и закрываются.

Ворота крепко мы запрём -
Не сможет волк проникнуть в дом!

 

 

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames23.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для пальцев условно статические

Зайчик и барабан.

И.п. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу.

Дали зайцу барабан. 
Он ударил: там-там-там!

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames28.gif

Вилка

 

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец при жимает мизинец к ладони.
Удерживать пальцы в таком положении до счёта 5-10.

Вилкой мы едим сосиску, 
Макароны и редиску.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames53.gif

Колечко

 

Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу.
Удерживать в таком положении до счёта 5-10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем - двумя руками одновременно.

На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось. 
Дети смотрят там и тут,
Но колечка не найдут.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames54.gif

Человечек

 

И.п. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем.
Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног.
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем - другой. После этого - двумя одновременно. Надо следить за тем, чтобы указательный и средний пальцы при выполнении сильно не сгибались.

 Маленькие ножки шагают по дорожке!
Топ-топ, топ-топ. Шагают по дорожке.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames29.gif

Мостик

 

Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении.

Мы над речкой из дощечек 
Строим мостик золотой. 
Через мостик человечек 
Гонит козочку домой.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames31.gif

Улитка

 

И. п. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони.
Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить, как улитка ползёт по столу.

 Улитка, улитка!
Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames33.gif

Пчела

 

 

И.п. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем.
Вращать указательным пальцем.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, 
Над цветами я кружу!

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames34.gif

Медуза

 

 

 

 

 

И.П. – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П.

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames38.gif

 

 

Кошка

 

И. п. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны.
Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка, 
Будет дождик за окошком.

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames43.gif

Петух

 

Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой - это "клюв". Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх - это "гребешок".

Петя-Петя-петушок, 
Красный чудо-гребешок.

 

 

 

 

 

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames45.gif

 

 

 

 

 

 

Упражнения для пальцев динамические

 

img4.jpg           img6.jpg

Мышка                                                                                                           Снег

 

img7.jpg   hello_html_73919eb3.jpg

Ёжик                                                                           Домашние птицы

img9.jpg       img13.jpg

 

Капуста                                                                        Дождь

 

img10.jpg     img11.jpg

Белка                                                                           Дятел

веселые плясуньи 2.png        2.jpg

Кукла                                                                            Подсолнух

      

img6.jpg       явл природы 1.png

 

    Сова                                                                        Времена года

 

 

 

 

 

Итоговая сказка

       Жил был человечек и построил он себе дом . Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами . Возле дома человечек посадил цветы , они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.

      Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил улитку и говорит: "Улитка-улитка, давай дружить!" Но улитка ничего ему не сказала, повернулась и уползла.

       Пошёл человечек дальше и увидел рыбу . Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил кошку. "Мяу- мяу", - сказала кошка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе ловить мышей". И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и кошка.

        Шли-шли, а навстречу им - петух. "Ку-ка-реку», возьми меня с собой, человек, я буду тебя будить по утрам". И пошли они дальше втроём: человек, кошка и петух. Идут и видят – пчела летит в поле: "Ж-Ж-Ж, давай дружить, человек, я буду тебе приносить мёд". Дальше пошли они вчетвером: человек, кошка, петух и пчела.

        Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также