Васильева Татьяна Александровна, воспитатель
Бармина Ксения Владимировна воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
Пальчиковые игры в воде
Чем больше уверенности
в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский
1.Актуальность.
Доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Пальчиковые игры в воде – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей. Пальчиковые игры способствуют развитию памяти ребенка, так как он учиться запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается воображение и фантазия, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Вода – одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать. Не случайно игры с водой являются для них самым приятным способом обучения. Вода даёт ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет широкие возможности для познания.
А соединение воды и упражнений увлекают ребенка, вызывают интерес, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимают напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка. В процессе таких игр ребенок получает массу положительных эмоций, что очень важно для его полноценного психического развития.
2. Цель: создать условия для развития мелкой моторики рук.
3. Задачи:
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и тонкую моторику рук;
- осуществлять общее оздоровление физической и психической сферы ребенка;
- активизировать речевые центры;
- развивать внимание, память, воображение.
4. Категория воспитанников.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
5. Планируемый результат.
- регулярное стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- укрепление мышц кисти;
- развитие внимания, памяти, координации движений;
6. Методическое обеспечение
1. Н.Л. Остроухова. Методическое пособие по вопросам повышения психолого-педагогической и правовой грамотности замещающих родителей «Поддержка». Из опыта работы, г. Ставрополь.
2. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». Пособие для родителей и педагогов.
3. Е. Ульева «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет». Пособие для педагогов и родителей
7. Описание методов и приёмов.
Вода в мини бассейне должна быть 37- 37,5 градусов с понижением её до 34 градусов, постепенно снижаем до комнатной температуры. Время занятий, начиная от 5-7 минут, постепенно доводят до 20 минут. Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. «Пальчиковые игры в воде» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игровые тренажеры и упражнения подбираются и используются на занятиях в соответствии с лексической темой. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - кубиками, мелкими предметами и т. д.
Пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
Все упражнения разделены на три группы.
Правила выполнения упражнений:
Сначала все упражнения выполняются медленно. Важно, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости научить его помогать себе второй рукой.
· Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.
· Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала необходимо показать ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: педагог показываете картинку, называет упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: "Коза" - "Улитка". Ребёнок переключается с позиции "коза" на позицию "улитка" (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт "раз-два". Или: "Вилка" - "Кольцо" - "Заяц". Можно предлагать любую последовательность упражнений.
2. "Рассказывать
руками" маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете
рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.
Например: "В одном чудесном месте протекала речка (изображаем
"речку"). В ней жила маленькая рыбка (изображаем "рыбку").
Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение "пароход"), он сильно
гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки ("река"), росло
дерево (упражнение "дерево") и т. д.
Рассказать с помощью рук итоговую сказку помогут цветные карточки. Эти же карточки можно использовать в самом начале занятий, при разучивании упражнений, а также для лучшего запоминания серии упражнений. Например, Вы кладете перед ребёнком 3 картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а малыш выполняет упражнения в нужном порядке.
Когда дети
уже без труда выполняют все упражнения, можно использовать более сложные
задания: разложите на столе несколько карточек и попросите ребёнка придумать
новую историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с
помощью рук.
Упражнения для кистей рук |
||
Фонарики |
И.п. Расположить ладони
перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих
руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами. Фонарики
зажглись! Фонарики погасли! |
|
Печем блины |
Попеременно
в воде тыльной стороной кисти руки и ладонью. Очень вкусные они. Встали мы сегодня рано И едим их со сметаной. |
|
Дождь |
И.П. – пальцы разведены в стороны. Выполняем легкое постукивание пальцами по поверхности воды. Дождь полил, как из ведра, Будет лить он до утра.
|
|
Флажки |
И. п. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Я в
руках флажки держу |
|
Шарик |
И. п.
Пальчики обеих рук собраны "щепотью" и соприкасаются кончиками. Я
надул упругий шарик, |
|
Ёжик |
И. п. Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками. Маленький колючий еж. |
|
Лодочка |
И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку. Маленькая
лодочка по реке плывёт, |
|
Пароход |
И. п. Обе ладони соединены "ковшиком", все пальцы, кроме больших, направлены в сторону "от себя", а большие пальцы подняты вверх и соединены - это "труба". Пароход
плывёт по речке,
|
|
Речка и рыбка |
1. Речка - волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук. 2.
Рыбка. Исходное положение. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы
направлены в сторону "от себя". Рыбка-малютка по речке плывёт, Рыбка-малютка хвостиком бьёт.
|
|
Корни |
И.п. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счёт до пяти-десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками. Высокие
красивые |
|
Цветок |
И.п.
Ладони подняты вверх, пальцы образуют "бутон", основания кистей
прижаты друг к другу. Солнце поднимается -
|
|
Кошка |
Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз. Кулачок - ладошка.
|
|
Дом |
Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить - это "труба". Посмотри
на дом с трубой. |
|
Стул |
И.
п. Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх - это
"спинка" стула. К ней приставить кулачок правой руки - это
"сиденье". Менять положения рук попеременно Спинка и сиденье - |
|
Стол |
И.п. Левую руку сжать в кулак - это "ножка" стола. Сверху накрыть "ножку" выпрямленной ладонью правой руки - это "крышка" стола. Кулачок
- это толстая ножка. На счёт "раз-два" поочерёдно менять положение рук |
|
Ворота |
И. п. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу - "ворота закрыты". Пальцы выпрямлены и напряжены. Ворота открываются и закрываются. Ворота
крепко мы запрём -
|
|
Упражнения для пальцев условно статические |
||
Зайчик и барабан. |
И.п. Указательный и средний пальцы подняты вверх. Большой пальчик стучит по безымянному и мизинцу. Дали зайцу барабан. |
|
Вилка |
Указательный,
средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены.
Большой палец при жимает мизинец к ладони. Вилкой
мы едим сосиску, |
|
Колечко |
Соединить большой и указательный пальцы вместе, в
колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. На узорное крылечко |
|
Человечек |
И.п. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить
вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Маленькие ножки шагают по дорожке! |
|
Мостик |
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать друг к другу и удерживать в таком положении. Мы над речкой из дощечек |
|
Улитка |
И. п. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к
ладони. Улитка, улитка! Дам тебе я хлеба или молока! |
|
Пчела |
И.п. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы
прижать к ладони большим пальцем. Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
|
|
Медуза
|
И.П. – кисти рук под водой, пальцы собраны вместе. Раскрываем кисть и опять закрываем в И.П. |
|
Кошка
|
И. п. Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы
выпрямить и развести в стороны. Если когти точит кошка, |
|
Петух
|
Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой - это "клюв". Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх - это "гребешок". Петя-Петя-петушок,
|
|
Упражнения для пальцев динамические
|
Мышка Снег |
Ёжик Домашние птицы |
|
Капуста Дождь
Белка Дятел |
Кукла Подсолнух
|
Сова Времена года |
Жил был человечек и построил он себе дом . Домик получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами . Возле дома человечек посадил цветы , они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчёлы, они жужжали и собирали цветочный сок.
Человечек жил один-одинёшенек, и пошёл он по свету друзей искать. Шёл-шёл, встретил улитку и говорит: "Улитка-улитка, давай дружить!" Но улитка ничего ему не сказала, повернулась и уползла.
Пошёл человечек дальше и увидел рыбу . Но рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла. А он пошёл дальше и встретил кошку. "Мяу- мяу", - сказала кошка, - давай с тобой дружить, человек, я буду помогать тебе ловить мышей". И человечек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и кошка.
Шли-шли, а навстречу им - петух. "Ку-ка-реку», возьми меня с собой, человек, я буду тебя будить по утрам". И пошли они дальше втроём: человек, кошка и петух. Идут и видят – пчела летит в поле: "Ж-Ж-Ж, давай дружить, человек, я буду тебе приносить мёд". Дальше пошли они вчетвером: человек, кошка, петух и пчела.
Пришли к реке, а переправиться через неё не могут: мостика нет. Построили они тогда все вместе мостик, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушёл когда-то. Стали они вместе жить-поживать и друг другу помогать.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.