Пальчиковый игротренинг "Как наши пальцы помогают нам говорить"
Оценка 4.9

Пальчиковый игротренинг "Как наши пальцы помогают нам говорить"

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
06.12.2021
Пальчиковый игротренинг "Как наши пальцы помогают нам говорить"
Пальчиковый игротренинг.docx

«Пальчиковый игротренинг»

«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».

В.М. Бехтерев.

Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в игровой форме.

Необходимость развития активных движений пальцев рук научно обоснована. Ученые, занимающиеся изучением деятельности мозга и психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином), то задерживается и речевое развитие.

В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.

Родители меньше стали говорить с детьми. Дети и сами меньше говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.

В этом нам помогают пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной. А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого. Большое значение имеют выразительная речь и мимика взрослого.

Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с удовольствием играть самому. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно не только в детском саду, но и  дома.

При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:

1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.

«Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке – сестричке, воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому».

Стихотворные тексты развивают речь и делают ее более выразительной.

2. Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик ребёнка.

«Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел».

Большое значение придаю выразительности речи и мимике.

3. Стараюсь, чтобы каждый пальчик умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.

4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.

Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».

5. Играю в пальчиковые игры понемногу, но часто.

Нашими любимыми играми стали игры: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Дети бегут наперегонки», «Ладони на столе», «Коза», «Козлята», «Очки», «Деревья», «Этот пальчик хочет спать…».

Канцелярские резинки тоже идут в дело. Детям очень нравится эффект растяжения и сжатия резинки.

Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей можно использовать мячики-ежики. Дети катают их в ладошках и проговаривают слова.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю, браво

Наряду с играми можно использовать «пальчиковые» театры. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма. Благодаря тому, что выстраиваются многочисленные ассоциативные связи, у ребенка активно развиваются воображение и творческие способности. Накопив определенный опыт, детки могут самостоятельно сочинять и рассказывать с помощью рук небольшие истории.

Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами.

1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.

Попробуйте выложить из них любой рисунок: солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.

2.Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

Кусочки пластилина,

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки.

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:

-покатать между двух ладоней шестигранный карандаш

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

 

4.Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.

Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое

Очень радовались дети:

Мама принесла в пакете

Пряников дня Машеньки,

Бубликов для Сашеньки,

Васеньке- пирожное,

Ну а мне -мороженое

5. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркну, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.

 6.Игры с прищепками.

Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.

-«Кус -кус» поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой

 

7 .Игры с пуговицами

«Лыжники» -вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые

На них поставил две ноги,

И по большим снегам беги

 

Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованны и коммуникабельны. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди у врача, долгая поездка в машине, автобусе. Это замечательная возможность плодотворного общения с ребенком!

Пальчиковый игротренинг безусловно развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.


 

Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»

Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию»

Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три»

Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три»

Очень радовались дети: Мама принесла в пакете

Очень радовались дети: Мама принесла в пакете
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021