«Пальчиковый игротренинг»
«Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию».
В.М. Бехтерев.
Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в игровой форме.
Необходимость развития активных движений пальцев рук научно обоснована. Ученые, занимающиеся изучением деятельности мозга и психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Они установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином), то задерживается и речевое развитие.
В последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился.
Родители меньше стали говорить с детьми. Дети и сами меньше говорят, т. к. больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Поэтому слабую руку ребёнка необходимо развивать.
В этом нам помогают пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более выразительной. А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого. Большое значение имеют выразительная речь и мимика взрослого.
Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с удовольствием играть самому. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно не только в детском саду, но и дома.
При выполнении каждого упражнения я стараюсь вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. При проведении пальчиковых игр я придерживаюсь основных правил:
1. Обязательно сопровождаю игры стихами и потешками. Побуждаю детей повторить за мной отдельные слова, а затем весь текст.
«Сидит белка на тележке, продает она орешки:
Лисичке – сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому».
Стихотворные тексты развивают речь и делают ее более выразительной.
2. Добиваюсь, чтобы в игре поучаствовал каждый пальчик ребёнка.
«Пальчик – мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел».
Большое значение придаю выразительности речи и мимике.
3. Стараюсь, чтобы каждый пальчик умел двигаться вместе с другими, и изолированно сам по себе.
4. Подбираю игры, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти.
Кулачок – ребро – ладошка. На счет «раз, два, три».
5. Играю в пальчиковые игры понемногу, но часто.
Нашими любимыми играми стали игры: «Пальчики здороваются», «Человечек», «Дети бегут наперегонки», «Ладони на столе», «Коза», «Козлята», «Очки», «Деревья», «Этот пальчик хочет спать…».
Канцелярские резинки тоже идут в дело. Детям очень нравится эффект растяжения и сжатия резинки.
Для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей можно использовать мячики-ежики. Дети катают их в ладошках и проговаривают слова.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад – вперед его качу,
Вправо – влево – как хочу
Сверху – левой, снизу – правой,
Я его катаю, браво
Наряду с играми можно использовать «пальчиковые» театры. Спектакли, игры, напоминающие театральные представления, требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых. У инсценировок с помощью пальчикового театра больше возможностей для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи, детского творчества и артистизма. Благодаря тому, что выстраиваются многочисленные ассоциативные связи, у ребенка активно развиваются воображение и творческие способности. Накопив определенный опыт, детки могут самостоятельно сочинять и рассказывать с помощью рук небольшие истории.
Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами.
1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок: солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
2.Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина,
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
-покатать между двух ладоней шестигранный карандаш
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
4.Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками.
Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников дня Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке- пирожное,
Ну а мне -мороженое
5. Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркну, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
6.Игры с прищепками.
Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.
-«Кус -кус» поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой
7 .Игры с пуговицами
«Лыжники» -вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги
Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованны и коммуникабельны. Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди у врача, долгая поездка в машине, автобусе. Это замечательная возможность плодотворного общения с ребенком!
Пальчиковый игротренинг безусловно развивает речь детей, а использование нетрадиционных материалов способствует поддержанию детского интереса к данной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.