Система организации дистанционного образования в рамках подготовки к ОГэ и ЕГ
Оценка 4.8

Система организации дистанционного образования в рамках подготовки к ОГэ и ЕГ

Оценка 4.8
docx
06.12.2021
Система организации дистанционного образования в рамках подготовки к ОГэ и ЕГ
Сист.подготовки Дистант.docx

Дациева Сапият Казбековна

учитель математики

МБОУ СОШ №1 с.Кизляр

Система организации дистанционного образования в рамках подготовки к ОГЭ по математике.

Постановка проблемы

В свете модернизации системы образования и введения ОГЭ выявилась явная необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся к экзаменам в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать в основной школе. Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов в рамках изучения курса математики, на элективных курсах и дополнительных занятиях.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему традиционными методами невозможно. 

Всё это побудило меня к разработке своей системы по подготовке к ОГЭ по математике для девятиклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством сочетания традиционных и новых информационных технологий.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень образовательных навыков и умений – самостоятельного  анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности при подготовке к итоговой аттестации.

Цель проекта: дифференциация процесса подготовки к итоговой аттестации с целью повышения качества знаний, умений и навыков учащихся, качественная подготовка к ОГЭ.

Противоречия

Трудности подготовки к итоговой аттестации по математике обусловлены следующими объективно существующими противоречиями:

-       между отсутствием у части школьников мотивации к изучению математики и необходимостью сдачи экзамена в формате ОГЭ.

-       между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы и неспособностью ученика освоить весь объем предлагаемых ему сведений.

Задачи

Для разрешения сложившихся противоречий и эффективной подготовки учащихся к ОГЭ необходимо решить следующие задачи:

-       изучение индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-       развитие его логического мышления, внимания;

-       совершенствование у учащихся навыков самостоятельной работы;

-       ликвидация пробелов по основным темам курса математики;

-       отработка математических навыков в соответствии с требованием стандартов образования;

-       формирование навыка оформления экзаменационных работ;

-       выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена.

Ожидаемые результаты

-       формирование системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации;

-       повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся;

-       успешная сдача ГИА в формате ОГЭ.

Дистанционное обучение позволяет решить некоторые из поставленных задач.

Дистанционное обучение 

-         это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения в совокупности с информационными технологиями.

-         это интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения.

-         это автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения учебного материала.

Инновационность дистанционного обучения проявляется в новой специализации преподавателя – тьютора, который осуществляет учебно-методическое обеспечение и решает организационные вопросы, связанные с контролем успеваемости и качеством усвоения учебногоматериала обучающимися в процессе обучения.

 

1. Теоретическая технология подготовки к итоговой аттестации по математике.

Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровеньсамообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к ГИА.

В своей работе много внимания уделяю устным вычислениям, начиная с пятого класса. Устные вычисления развивают понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, восстановить у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. Во время устного счета учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки, определяет знания учащихся по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков. 

Состав методических средств, подготовленных для обучения общим методам, должен включать такие компоненты:

Идея самого метода:

-         примеры задач, решаемых этим методом;

-         система упражнений на усвоение метода (для каждого класса, начиная с 5-го класса);

-         средства самоконтроля деятельности по реализации данного метода. 

Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочным материалом. 

При подготовке к ОГЭ по математике считаю необходимостью систематизации знаний учащихся. Поэтому я структурно разбиваю всю  подготовку к экзамену на разделы:

-         задачи с практическим содержанием;

-         выражения и преобразования;

-         уравнения;

-         неравенства;

-         системы уравнений и неравенств;

-         текстовые задачи;

-         планиметрия;

-         задачи с параметрами.

При работе с каждым разделом делаю акцент на повторение и отработку общих методов решения задач (решение задачи по известному алгоритму, замена задачи, разбиение решения задач на решение системы задач, использование аналогий, ассоциаций). Так же, при подготовке учащихся к итоговой аттестации разумно соблюдать привило «спирали» - от простых типовых заданий до заданий 2 части.

2. Реализация проекта.

Как строить систему подготовки?

-       Наиболее эффективно выстраивать подготовку по тематическому принципу. Не следует стараться решить как можно больше вариантов заданий предыдущих лет. Такой путь, как правило, неперспективен. Во-первых, варианты не повторяются. Во-вторых, в этом случае у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов, т.е. через несколько недель он не может вспомнить, как он решал это задание, причём он пытается именно вспомнить решение, а не применить общий подход к заданиям такого типа.

-       Запомнить все решения всех заданий невозможно, поэтому разумнее учить школьников общим универсальным приёмам и подходам к решению задач соответствующих типов. 

-       Должен соблюдаться следующий принцип: правильно решенное предыдущее задание готовит к пониманию смысла следующего.

-       Переход к комплексному тестированию разумен только в конце года (апрель-май), когда все темы изучены и у учеников накоплен запас общих подходов к основным типам заданий.

-       Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т.е. с жестким ограничением времени. Можно всё время громко фиксировать время, чтобы ученик понял, что он успевает или не успевает выполнять за данный промежуток времени.

Эффективные методические приёмы.

-       Очень эффективен приём показа учителем мысленного поиска способа решения задачи. Учитель должен быть готов раскрыть перед учащимися ход своих мыслей, которые у него возникали, когда он готовился к уроку, даже если эти мысли были неверными. Целесообразно развернуть перед учениками всю картину поиска решения, вплоть до показа своих черновых записей. 

-       Хороший результат получается, когда учитель инсценирует «тупик» в процессе решения задачи, в этом случае дети должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения.

Принцип дифференциации.

Необходимо осуществлять одинаковую нагрузку как по содержанию, так и по времени, для всех школьников (сильных и слабых) в равной мере. Содержание КИМов ставит всех учеников в равные условия и предполагает объективный контроль результатов, т.е. слабый ученик не получит скидку на то, что он слабый. Дифференциация на ОГЭ предполагается только при выставлении количества баллов за правильно выполненное задание, а это количество, как известно, зависит от уровня трудности. Поэтому при подготовке к ОГЭ следует осуществлять дифференциацию таким же образом.

Особенности работы с заданиями первой части 

-       Первая часть направлена на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой  подготовки, она обеспечивает получение тройки.

-       Задания даны в тестовой форме (8 заданий на выбор из четырех предложенных вариантов, 1 задание на установление соответствия, 7 заданий на краткий ответ). 

-       Непривычные формулировки ряда задач (с дополнительным логическим вопросом или непривычно сложные формулировки).

-       Решений задач первой части предъявлять не нужно, поэтому не надо оформлять решение подробно, но на черновике лучше писать все промежуточные выкладки, чтобы исключить ошибки. 

Типичные ошибки при выполнении заданий первой части 

-       Невнимательное чтение условия (путают выбор правильного ответа при решении неравенств методом интервалов или квадратичных неравенств, часто не знают, что вынести в ответ и т. п.).

-       Арифметические ошибки (в первую очередь работа с отрицательными числами и дробями). 

-       Элементарная невнимательность при переносе ответа в бланк.

Особенности выполнения заданий 2 части 

-       2 часть работы направлена на проверку овладения материалом на повышенных уровнях;

-       дифференцировать хорошо успевающих учеников по уровню подготовки. 

-       требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося.

-       оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным. 

Обучение постоянному жёсткому контролю времени. 

На консультациях, пробных и репетиционных тестированиях необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание. Например, если на выполнение 1 части (16 заданий) рекомендован 1 час, то на выполнение одного задания 1 части необходимо затратить не более 3- 4 минут. Таким образом, если ученик не укладывается в этот временной промежуток, то ему целесообразно перейти к другому заданию, а к этому заданию можно вернуться после выполнения всей 1 части.

Точно также должен действовать ученик, планирующий получить «хорошую» четвёрку или пятёрку, и со второй частью экзаменационной работы: всю 1 часть «уложить» в 1 час, а остальные 3 часа посвятить 2 части работы. 
Выдержать этот график может только тот, кто приучен 3-4 часа заниматься математикой с полной отдачей. Отсутствие привычки «напрягаться» в математике несколько часов подряд – одна из причин низкого качеств выполнения работы.

Обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают, какие задания для них являются наиболее сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов, поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь оказывается вполне справедливым. 
Обучение прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников простым для проверки результатов сразу, а не «если останется время». Необходимо после решения задания приучать учеников внимательно перечитывать условие и вопрос (что нужно было найти?). 

Поскольку в учебниках дополнительных действий с ответами (например, найти сумму корней, а не сами корни) практически не встречается, многие школьники не обращают на них внимания, записывая при верно решённом задании неправильный ответ. 

Необходимо учить технике выбора ответа методом «исключения» явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя) преобразовать к виду…..». 

Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным. 
Обучение приёму «спирального движения» по тесту. Ученик, просматривая тест от начала до конца, отмечает для себя задания, которые кажутся ему простыми и понятными и выполняются сходу, без особых раздумий. Именно их школьник выполняет первыми. 

Затем необходимо «пробежать» глазами 1 часть работы и отметить 1-2 задания, которые поняли сразу, в этой части есть задания (например, №17), которые «средний» ученик решает без особого напряжения. К ним можно перейти, когда будет в основном закончена 1 часть работы.

Затем можно перейти вновь к 1 части работы и попробовать выполнить задания, которые не «поддались» сразу. Если ученик не может и после этого выполнить какое-то задание 1 части, то после контроля времени (3-4 минуты), следует перейти к другому заданию сначала 1 части, а затем 2 части работы.

Некоторые задания могут вызывать у учащихся затруднения, поэтому им нужна помощь учителя, нужна его консультация. Я провожу разные виды консультаций:

-       уроки-консультации;

-       консультации для слабых учащихся (решение 1 части);

-       консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );

-       индивидуальные консультации.

Консультации по группам – 1 раз в неделю.

Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА (прошлых лет и новые с геометрическим материалом)

Геометрия – один из самых трудных учебных предметов в школе.

Применение учебных презентаций способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:

-       развивать логическое мышление, пространственное воображение, образное мышление учащихся;

-       формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;

-       совершенствовать графическую культуру.

Компьютерные презентации позволяют насладиться красочными чертежами. Не всегда, выполняя чертеж на доске, ученики получают эстетическое удовольствие от собственной работы. Выполнить красивый чертеж, показать образец хорошего чертежа поможет компьютер.

Устное решение задач (по готовым чертежам)

Несомненно, что компьютер — помощник при организации дистанционной работы. Используя визуальные подсказки, можно дать возможность осмыслить задачу самостоятельно.

Решение текстовых задач.

Можно показать способ работы над «переводом» задачи с русского языка на язык чертежа. Раскрывая текст по одной фразе, ученик научается размышлять над шагами построения схемы. Рассматривая теоретический материал можно показать разные способы решения задачи, что удобно тоже сделать дистанционно, а потом повторить на уроке.

Времени на подготовку таких курсов у учителя уходитнесомненно очень много на первом этапе. Но если подобные курсы – это результат многолетней работы по созданию презентаций, видеоуроков, флэш-роликов, то постепенно накапливается опыт и методическая база, созданная учителем, что значительно облегчает их подготовку в дальнейшем . Компьютер – хранитель информации, накопленной учителем за годы работы.

Все материалы для теоретической подготовки выкладываю на своем персональном сайте, а также выкладываю ссылки на интернет уроки и видеоразборы различных заданий.

Контроль за усвоением знаний осуществляю средствами создания тестов на сайте Дмитрия Гущина «Сдам ГИА». Этот ресурс позволяет создавать как тематические, так и комплексные работы. Данный сайт помогает ученикам работать самостоятельно, следить за временем и в тоже время исключает возможность подсмотреть правильное решение. Результаты работы учеников доступны только учителю. У учителя ведется классный журнал, накапливается статистика как по работам в целом, так и по отдельным заданиям. Все это дает возможность педагогу корректировать свою деятельность направленную на подготовку к ГИА.

 


 

Дациева Сапият Казбековна учитель математики

Дациева Сапият Казбековна учитель математики

Ожидаемые результаты - формирование системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации; - повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся; - успешная сдача

Ожидаемые результаты - формирование системы работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации; - повышение уровня знаний, умений и навыков учащихся; - успешная сдача

Идея самого метода: - примеры задач, решаемых этим методом; - система упражнений на усвоение метода (для каждого класса, начиная с 5-го класса); - средства самоконтроля…

Идея самого метода: - примеры задач, решаемых этим методом; - система упражнений на усвоение метода (для каждого класса, начиная с 5-го класса); - средства самоконтроля…

Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т

Все тренировочные тесты следует проводить в режиме «теста скорости», т

Обучение постоянному жёсткому контролю времени

Обучение постоянному жёсткому контролю времени

Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным

Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться совершенно противоположным

Времени на подготовку таких курсов у учителя уходитнесомненно очень много на первом этапе

Времени на подготовку таких курсов у учителя уходитнесомненно очень много на первом этапе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021