«Пальцы помогают говорить?»
«Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать
Не удержишь карандаш – Не получится пейзаж». В. Лирясова.
У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушения слуха или поражения центральной нервной системы. В чём причина задержки речи? Считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: родители обычно получают совет – больше разговаривать с ребёнком. Они стараются говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает изъясняться отдельными звуками и жестами. Конечно, это важное условие, чтобы он заговорил, но нужно учесть ещё и другое.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывают огромное влияние на развитие активной речи ребёнка.
В чём же заключается связь движений пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевыми функциями. Первой формой общения были жесты,
постепенно они стали срчетаться с возгласами, криками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:
• Мозаику (крупную и мелкую), всевозможные пирамидки, наборы коробочек для собирания мелких камешков и т.д.
• Наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;
• Пособия по застёгиванию различных застёжек;
• Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия;
• Дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из мелких камешков, бисера, семян растений и т. д.
Хорошим средством для развития движений пальцев является игра
«Пальчиковый театр». Пальчиковые игры не должны быть продолжительными. Пять минут в день достаточно для того. Чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка.
Что такое «Игры с пальчиками?»
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребёнка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка, и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
Почему пальцы помогают говорить?
Почему же так важны для детей игры, тренирующие мелкую моторику движения пальцев и кистей рук? Почему именно «пальчиковая» гимнастика стимулирует речь, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность? Какую роль играют «пальчиковые» игры в развитии речи и мелкой моторики детей дошкольного возраста?
Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).
Чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к улучшению взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику мы активизируем и соединение зоны, отвечающую за речь.
Когда начинать заниматься
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика с такими малышами носит характер легкого тактильного общения.
В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Начиная с полутора лет активно используйте более сложные пальчиковые народные игры – потешки, игры с пальчиковыми зверушками, пальчиковый счет – задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев. Играйте в различные шнуровки, учитесь расстегивать и застегивать пуговицы, перематывать нитки из одного клубка в другой, собирайте крупные пазлы.
Можно вкладывать между плотно прижатыми друг к другу ладошками ребенка шестигранный карандаш, чтобы малыш катал его вверх и вниз. Полезно сжимать в руке два предмета и перекатывать их без помощи другой руки.
С трех до шести лет совершенствуйте технику уже освоенных пальчиковых игр, начинайте работать с пальчиковыми рассказами. Помимо этого, практикуйте игры с мозаикой, нанизывание бус, бисера, шнуровку, выкладывайте узоры из круп. В три года ребенок должен уже показывать три пальчика отдельно друг от друга. К четырем с половиной годам он должен уметь правильно зашнуровывать и завязывать шнурки, развязывать узелки. Уверенно держать карандаш и заштриховывать картинку, не выходя за контур.
С шести до восьми лет активно играйте в пальчиковые рассказы с помощью техники пальчиковых предметов. Устраивайте «театр пальчиков» и «кукольный театр»
У старших дошкольников комплекс упражнения гимнастики для пальцев проводят ежедневно в течении 6-8 минут. Он включает в себя 6-8 упражнений, выполняемых в такой последовательности: кончик пальцев, кисти, предплечье, плечо. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Упражнения на развитие мелкой моторики
Самомассаж – это вид пассивной гимнастики, который нужен ежедневно для улучшения функции рецепторов и тонизирования ЦНС. Он заключается в растирании подушечек пальцев и ладоней поочерёдно на одной, а затем второй руке.
Его стоит производить перед тем, как приступать к упражнениям.
• Одну ладонь кладут на стол, а другой имитируют движения пилы по всей поверхности сверху вниз. Затем меняют руки. • Фалангами сжатых пальцев в кулачок проводить движения по ладони второй руки. • Растирание ладошек друг о друга. • Каждый палец одной руки по очереди разминается четырьмя пальчиками второй руки спиралевидными движениями от основания пальца до подушечки. Движения пальчиками, как игра на пианино.
Игры для развития мелкой моторики Не каждый ребёнок захочет ежедневно выполнять упражнения, какими бы они полезными ни были. Потому лучшим способом заинтересовать его является игра. Если малышу интересно, он с удовольствием будет тренироваться. Самым маленьким можно ставить простые задачи, например, спрятать ручки, спрятать в ладошке мелкий предмет или играть в потешки с участием пальчиков и ладошек, как «Сорока-белобока» и «Ладушки». Устройте с ребёнком театр теней, где при помощи кистей рук и пальцев нужно показать какое-то животное или действие. Сам ребёнок не способен придумывать новые образы в раннем возрасте, зато отлично повторяет за педагогом. Не менее интересным, но весьма полезным считается пальчиковый театр. Большинство детей очень любят рисовать и раскрашивать. Не важно, насколько красиво у них это получается. Сам процесс захватывания и держания карандаша или фломастера, движение им помогает развитию мелкой моторики. Потому рисование или раскрашивание должно присутствовать в досуге ребёнка регулярно. Особого внимания заслуживает детская лепка. Для неё используют пластилин, глину или солёное тесто. Лепка помогает развивать согласованное движение ручек.
Занятия с пластичными материалами: |
|
|
• Отщипывание кусочков двумя пальчиками и лепка из них мелких деталей – шариков, глазок, носиков. • Расплющивание пластилина или теста ладошкой, катание колбасок пальцами и всей ладонью. • Отпечатывание на пластилине или тесте собственных пальцев или других предметов. • Сочетание пластичного материала с твёрдым – бусинами, горошинами, веточками. |
Развитие мышления и речи у ребёнка происходит в самом раннем возрасте, но заниматься моторикой следует и с дошкольниками, чтобы подготовить их к школе. Для этого используют ту же лепку, а также вырезание для аппликаций, оригами.
Игрушки для развития мелкой моторики Из всего разнообразия игрушек, стоит выбирать не только красивые и яркие, но и полезные. Для развития мелкой моторики хорошо подходят: Обычная девичья игра с куклами способна оказать помощь в развитии моторики, если ребёнок будет пытаться одевать и раздевать своих пупсиков. |
|
• Детские музыкальные инструменты – пианино, гитары, синтезаторы, а также любые музыкальные игрушки с кнопками. • Пазлы и мозаика – крупные до трёх лет и мелкие для более старших детей Кубики, пирамидки и конструктор. • Детские наборы для творчества и рукоделия развивают моторику и творческое мышление. Игры-шнуровки и вкладыши.
Игры с подручными предметами В магазинах продаётся множество игрушек, нацеленных на развитие мелкой моторики у детей , но можно обойтись и без них, используя самые разнообразные предметы и материалы, которые есть дома. Приготовьте для малыша различные виды застёжек со старой одежды, сумок и прочего – пуговицы, молнии, кнопки, липучки, шнуровка. В глубокую коробку складывают разные по форме небольшие предметы, которые ребёнок должен отгадать, ощупывая пальцами. Полезным для моторики рук будет и простое перебирание мелких предметов, например бус. Игры с бусами. «Найди такие же» - сортируем бусы по цвету, величине, форме. |
«Повтори узор» - предложить ребенку нанизывать бусины на шнуровку в той же последовательности.
«Бусы для куклы» - предложить ребенку самому придумать красивое украшение.
«Волшебные бусы» - предложить ребенку выложить из бус буквы, цифры, различные фигурки.
Из подручных предметов пригодятся обыкновенные бутылки разного диаметра с крышками, которые закручиваются. Даже простое откручивание и закручивание поможет развить ловкость рук, завязывание и развязывание, плетение косичек, нанизывание чего-либо.
Также рекомендуется использовать разные крупы в ёмкостях или закопать туда какую-то игрушку у ребёнка на глазах, чтобы он захотел её найти. На поднос насыпать манку и предложить ребёнку порисовать пальчиком
Игры с прищепками.
Игры с прищепками прекрасно стимулируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности.
Чтобы игра с прищепками была интересной для ребенка, предлагаем ему следующие задания:
Крокодильчики – для маленьких детей. Цепляем прищепки на одежду, различные заготовки, предложить малышу их снять.
Бусы – нанизывать прищепки на шнурок ( при этом можно чередовать цвета).
Цветные стаканчики – стаканчики разных цветов являются основой, к которой ребенку предлагается подобрать нужные по цвету прищепки.
Веселые фигурки – для этого нужно заранее вырезать из картона заготовки, а недостающие детали ребенок заменяет прищепками. Например, вырезаем из желтого картона круг, рисуем на нем глазки, носик, ротик, добавляем прищепки«лучики» - получилось солнышко. Так же можно сделать иголки у ежика, ветки у дерева, гриву у льва и т.д.
Трансформеры - цепляя прищепки друг к другу, создаем различные конструкции (змейка, самолет).
Занятия с прищепками можно предложить самым маленьким детям, сначала научить их снимать с различных предметов, одежды, а затем переходить к построению из них различных фигурок. Такие игры можно предлагать детишкам в период адаптации к детскому саду, так как они достаточно необычны и увлекательны, а более старшие ребята могут заняться ими во время непосредственно образовательной деятельности по конструированию и в свободное время.
Су-джок терапия
Метод Су- джок терапии основывается на традиционной акупунктуре и характеризуется эффективностью, безопасностью и простотой. На ладони человека находится множество биологически активных точек, воздействуя на которые можно влиять на соответствующий этой точке орган человека, то есть можно опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок также используют и при плохой подвижности пальчиков. Этот метод улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
В нашей практике работа по этому методу проводится при помощи массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании со словесными играми и упражнениями по коррекции звукопроизношения.
Массаж Су-джок шариками .
С помощью шариков можно предложить детям массировать ладони и пальцы рук, прокатывая шарик между ладоней и проговаривая при этом такие слова: Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. На спине иголки очень-очень колкие. Хоть и ростом ёжик мал, нам колючки показал, А колючки тоже на ежа похожи.
Помните!
- Все предметы используемые в играх должны быть безопасными для ребёнка!
- Не забывайте сопровождать все игры речью! Объясняйте ребёнку всё, что вы делаете. Комментируйте его действия. Хвалите ребёнка даже за незначительные успехи.
- Соблюдайте правило – при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.