«Память горькая в каждой берёзе» (сценарий ко Дню Победы для 7-11 классов)
Оценка 5

«Память горькая в каждой берёзе» (сценарий ко Дню Победы для 7-11 классов)

Оценка 5
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа
7 кл—11 кл
09.09.2020
«Память горькая в каждой берёзе» (сценарий ко Дню Победы для 7-11 классов)
Сценарий составлен на основе историко-краеведческого материала, но может быть использован в любом ОУ с небольшими исправлениями и добавлением собственных фактов. Количество участников неограниченно. Учащиеся являются и участниками действа, и авторами информационного материала. ...
Горькая память в каждой берёзе_сценарий ко Дню Победы.doc

«Память горькая в каждой берёзе»

Великой Победе посвящается

Подбор краеведческого и литературного материала

осуществлён методистом Кудашевой Л.И.,

МБОУ гимназия №19 г. Липецка

 

СЛАЙД 1 - ЗАСТАВКА

 

(Оформление: на сцене берёзовые пеньки, на одном из них – плащ-палатка, сверху – солдатская пилотка. У всех участников спектакля в руках цветы.

Звучит «С чего начинается Родина?».

Через сцену в зал, не спеша, проходят исполнители песни).

 

Ученица 1: С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот,  

СЛАЙД 2 

Ученица 2:          С той самой березки, что во поле, под ветром, склоняясь, растет.

А может, она начинается с весенней запевки скворца.

И с этой дороги проселочной, которой не видно конца?

(мелодию песни микшировать)

Ученица 3: Бывало, ведь и в прежние года взлетала саранча на Русь…

СЛАЙД 3

                   Был враг чипчак –  (ЗАРКУА) и где чипчаки?

Был недруг лях –  (ЗАРКУА) и где те ляхи?

Был сей, был тот – их нет, а Русь?

 

Ученица 4: Всяк знай, мотай себе на ус.

                  «Погибнем! Мёртвым срама нет!» - гремит перед дружиной.

И ты, неверных страх, Донской, с четой двух соименных,

Летишь погибельной грозой на рать иноплеменных.

И ты, наш Пётр, в толпе вождей. Внимайте клич: Полтава!

 

Ученица 3: Победы вспомнив древних лет, вам слава, наши, деды!

          Друзья, уже могущих нет; уж нет вождей победы;

          Их домы вихорь разметал; их гробы срыли плуги;

И пламень ржавчины сожрал их шлемы и кольчуги;

Но дух отцов воскрес в сынах; их поприще пред нами.

Мы там найдём их славный прах с их славными делами.

 

Ученица 3: Эти строки как сжатая история судьбы России, защиты нашего Отечества.

СЛАЙД 4.           (Звучит  мелодия «С чего начинается Родина

Ученица 1: С чего начинается Родина? С окошек горящих в дали,

Ученица 2: Со старой военной реликвии, что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности ты ей в своем сердце принес?

(Мелодию микшировать)

СЛАЙД 5.

Учитель:    (держит в руках реликвии) Да, взрослея, мы понимаем, что главные действующие лица – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. Вот почему семьи фронтовиков так бережно хранят всё, что связано с погибшими на фронте.

Так что же можно считать реликвиями войны? Солдатский штык, «красноармейскую книжку, пробитую пулей», или «пилотку со звёздочкой»?

А, может быть, фотографию?

Оказывается, самой ценной реликвией для семьи является письмо с фронта, «какой-то бумажный треугольник» без «конверта с марочкой»! Это простое и коротенькое письмо-весточка часто вызывало зависть соседских женщин, потому что кто-то совсем не дождался письма с фронта…

Бывало, что на всю деревню было только одно письмо-треугольник… И клятвы в письме не было: «Умрём, но не отступим!», потому что боец не хотел умирать. В тылу надрывались от своей работы и «падали на землю от усталости женщины и дети, как солдаты под огнём. И вот тогда, чтобы выстоять, они все вместе читали письмо с фронта… И женщинам чудилось, что это пишут их мужья, сыновья и братья. А раз пишут – значит, живы и здоровы, только они очень далеко от дома.

Мой дедушка Вершинников Павел Матвеевич ушёл на фронт на второй день войны. Родные ждали от него весточки в течение долгих семи месяцев, а потом семья получила извещение, что он героически погиб 5 января 42 года у города Боровск (деревня Свояки) Московской области. Моя мама до сих пор хранит этот пожелтевший треугольник.

 

СЛАЙД 6.           (Звучит мелодия  «С чего начинается Родина?»,

девушки в военной форме раздают фронтовые треугольники).

Ученица 1: С чего начинается Родина?  С картинки в твоем букваре,

Ученица 2: С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается с той песни, что пела мать,

С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять?

 

СЛАЙД 7.

Ученица 5: Дети войны запомнили репродукторы, которые сообщили ПОБЕДУ!    Все слушали, а они, дети, слов не разобрали. Но поняли, что «радость» оттуда, сверху, идёт. Кого поднимали на плечи взрослые, кто лез сам. Старались дотянуться до чёрной тарелочки и поцеловать её. Один становился на плечи другому, потом залезал третий, а иногда и четвёртый. Каждому хотелось поцеловать слово «победа»…

 

Ученица 6: Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступило 1 сентября 41 года, и не надо было идти в школу…

 

Ученица 7: Как в 10-12 лет, только став на ящик, дотягивались до станков и работали по 12 часов в сутки.

 

Ученица 8: Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его съесть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб…

 

Учитель:    «Ленинградские дети» - это звучало как пароль.

        

СЛАЙД 8

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться.

В осаждённом городе их тысячами погибало от голода. Не спасали и 125 граммов блокадного хлеба…

 

Ученица 9: «Мне было 14 лет. И я была главным заготовителем в семье. Стояла в очередях. Отоваривала карточки. Когда блокадную норму в 125 граммов отмеряли точно, то оставались крошечные, с полконфетки довески. Мама это знала, но я говорила, что не смогла удержаться и съела по дороге. И вот Новый год…

 Когда я вынесла в четырёх пакетах все довески, которые копила с ноября, все заплакали. Ничего слаще тех крошек не было»…

 

СЛАЙД 9.

Ученик 10: Блокада… Далеко как это слово от наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова голодных умирающих детей.

                        Как опустели целые кварталы, и как трамваи мёрзли на путях,

                        И матерей, которые не в силах своих детей на кладбище нести.

 

Ученица 11:         Я как рубеж запомню вечер: декабрь, безогненная мгла,

я хлеб в руке домой несла, и вдруг соседка мне навстречу.

                                      —      Сменяй на платье,— говорит, -

                                      менять не хочешь — дай по дружбе.

                                      Десятый день, как дочь лежит. Не хороню.

                                      Ей гробик нужен. Его за хлеб сколотят нам.

Отдай. Ведь ты сама рожала...

И я сказала: — Не отдам.—

И бедный ломоть крепче сжала.

                                      — Отдай,— она просила,— ты сама ребенка хоронила.

Я принесла тогда цветы, чтоб ты украсила могилу.—

...Как будто на краю земли, одни, во мгле, в жестокой схватке,

две женщины, мы рядом шли, две матери, две ленинградки.

И, одержимая, она молила долго, горько, робко.

И сил хватило у меня не уступить мой хлеб на гробик.

И сил хватило — привести ее к себе, шепнув угрюмо:

— На, съешь кусочек, съешь... прости!

Мне для живых не жаль — не думай.—

...Прожив декабрь, январь, февраль, я повторяю с дрожью счастья:

мне ничего живым не жаль —  ни слез, ни радости, ни страсти.

Их множество — друзей моих, друзей родного Ленинграда.

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады.

 

СЛАЙД 10.

Ученица 12:         …Сколько писем с той поры мне было!

                            Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила самое желанное письмо...

Кто не написал его, не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит то письмо, желанное как свет,

ищет адрес мой, и не находит, и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день — и непременно в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной весть, идущую еще с войны?

 

(СЛАЙД 11.        Достаёт солдатскую пилотку, надевает)

Ученик 13:           Сорок первый…первый,..  первый…

                            Первый раз я на войне.

                            Первый раз вскипают нервы, первый раз не спится мне.

                            Первый раз я стал солдатом – мне впервые дан приказ.

                            В первый раз я с автоматом и в окопе в первый раз.

                            Первый раз напишут маме, что под кручею ракит

                            Возле речки безымянной первый раз я был убит.

(снимает пилотку, стоит, опустив голову).

 

Ученик 14: Я познакомился с тобой, война, когда в руки мне попалось это письмо.

«Помогите мне, спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову, и всё? И моё горячее тело уже не будет горячим. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я много боялся. Дома. А теперь я всё уже узнал, всё попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не окончил… Я всё пройду, до самого конца…»

 

СЛАЙД 12.

Ученица 15:        Жил в Измалковском селе Афанасьево старик. Был он худ и высок ростом, носил овчинный полушубок и разношенные подшитые валенки. По хозяйству дома хлопотал. Думал о том, что долг свой человеческий честно выполнил, хорошо трудился, честно жизнь прожил, с чистой совестью и свой час встретит.

Но пришла беда. Одна на всех сразу. Вступила она в дом Василия Яковлевича Вобликова в тяжёлых кованых сапогах. Холодом металла коснулась сердца, когда в дом Вобликовых вломились немцы.

        

Ученица 16: —    Веди нас на Петровское, дед!

Совесть старика ответила: «Не пойду!»

Его выволокли из хаты, штык — к лопаткам: «Веди!»

Дошли до края деревни.

                  —      Дальше я не пойду. Тут я жизнь прожил, тут и умру, — старик окинул взглядом тихую, окутанную мраком деревню. Штык!!! Ещё штык!!! И последнее, как спасение, — принял старик пулю в лоб. Свирепея от бессильной злобы, фашисты стянули с ног старика валенки. Колючий ветер шевелил его седую бороду...

 

Ученица 17:         18 ран насчитали утром на теле Василия Яковлевича односельчане, потрясённые жестокостью врагов и величием духа Сусанина из села Афанасьева Измалковского района нашего края. Произошло это в начале декабря сорок первого, когда зима выдалась суровая, с крепкими морозами. Много с тех пор воды утекло и метелей отшумело. А попробуй забудь...

 

Ученица 18:         Вырастить двенадцать детей – уже подвиг. Воспитать их людьми с большой буквы – подвиг вдвойне. Его совершила Мария Матвеевна Фролова, жительница Задонска.     

(ЩЕЛЧОК).

(Учащиеся выходят вперёд, к ней подстраиваются 12 чтецов)

Ученица 1: Мать мелькала между яблонь и посудой, покуда старший сын силой не усадил её рядом с собой. Он смотрел на её тяжёлые крестьянские руки, такие спокойные, и ему было хорошо. А мать отдыхала душой – дети один за другим уходили во взрослую жизнь, а тут приехали все.

В мае сорок первого скоропостижно умер муж, но остались 12 детей, которых они вырастили и поставили на ноги. Но война распорядилась по-своему…

 

(Очень тихо звучит мелодия «Журавлей»)

Ученик 19: Старший Михаил, преподаватель Ленинградской Военно-морской Академии, служил на боевом корабле, попал под бомбёжку и умер в госпитале.

 

Ученица 20:         Дочь Антонина умирала в блокадном Ленинграде, спасая своего сына от голодной смерти. Её трёхлетнего ребёнка, ослабевшего от голода и разучившегося ходить, спасли сослуживцы.

 

Ученик 21: Алексей работал электросварщиком на заводе, поэтому имел «бронь» вплоть до сорок пятого. На его просьбы послать на фронт, ему отвечали коротко: «Ты здесь нужнее». В настоящее время Алексей Фролов живёт в Казани.

 

Ученик 22: Сын Дмитрий болел морем, попал на Балтийский флот. Его корабль подорвался на мине. В ледяной воде провели несколько часов, поэтому после войны ослеп и пожил мало. Умер от ран в 48 году в больнице среди своих.

 

Ученик 23: Константин спас девчонок, когда они купались на Дону. Не раздумывая, бросился с обрыва в реку. С третьего курса института ушёл добровольцем в ополчение. Через год, приехав с фронта, позвонил с вокзала жене: «Я на вокзале, встречай». Через полчаса, на Балтийском вокзале она увидела разбомблённые выгоны.

 

Ученик 24: Сын Тихона, став взрослым, сдавал экзамены в лётное училище. Седой полковник из приёмной комиссии долго смотрел на него, а потом совсем не по-уставному сказал:

- Отец твой мне жизнь спас, сынок.

- Тихон Фролов служил и в артиллерии, и в лётных войсках, а погиб в конце апреля в Германии. Похоронен в братской могиле, - отчеканил будущий курсант.

 

Ученик 25: Василий с первых дней войны был на фронте рядовым. Часто письма домой писал. Погиб на Невской Дубровке.

 

Ученик 26: Николай увлекался радиотехникой, собрал несколько телевизоров. Окончил школу младших командиров. Маму утешал как мог: «Кто-то из нас ещё и погибнет, но кто-то ведь и останется. Он остался, но война напомнила о себе – умер после Победы.

 

Ученик 27: Леонид, катаясь в детстве на лыжах, повредил почки. На фронт его не взяли. Имея «бронь», сел в поезд с добровольцами. По пути следования от директора завода получал телеграммы «Вернуться», но не сделал этого. Служил на «летучке», ремонтировал танки прямо на поле боя, ходил в разведку. За особо важного «языка» получил медаль. В конце апреля сорок пятого в «летучку» попал снаряд.

 

Ученик 28: Ещё в школе Пётр устроился учеником на завод. Увлекался мотоциклом. На войне пригодилось доставлять донесения в штаб. Ранен.

Из госпиталя сбежал на фронт. Погиб в разведке в сорок третьем.

 

Ученик 29: Митрофану от войны остался один неполный год. Успел побывать под бомбёжкой и артобстрелом. Выжил. Живёт и работает в Ленинграде.

 

Ученица 30:         Дочь Анна в войну и после работала учительницей. Братья с надеждой смотрели на неё: «Аня, береги маму, помогай ей, она очень устала. Если бы не война…»

Завет братьев Аня не выполнила. Умерла в 1993 году.

 

Ученица 1: Мария Матвеевна Фролова, простая русская женщина, мать 12 достойных детей, перенесла инфаркт уже в шестидесятые годы и умерла, когда ей было девяносто шесть лет.

(Под затихающую мелодию возвращаются на свои места, кроме Николаева).

СЛАЙД 13.

Ученик 27:           Нет, врёшь, задаром наших не возьмёшь!..

Вода кипела и горела суша,

Бросала «тигров» бронелобых в дрожь

Разгневанная русская «Катюша».

Такое ласковое и заботливое имя дали грозному военному артиллерийскому орудию, которым командовал наш земляк капитан Иван Андреевич Флёров, уроженец села Двуречки Грязинского района.

...За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флёрова нанесла гитлеровцам огромный урон. В ставку фюрера летели срочные донесения: «Русские применили многоствольную огнемётную пушку, наносящую удары потрясающей силы», «...На Восточном фронте у русских появилось невиданное реактивное оружие... На том месте, где лёг его залп, мгновенно плавится железо и горит земля...».  Чтобы не дать немцам захватить головную батарею, командир Флёров приказал взорвать её и погиб сам…

 

Ученица:    Установка-то реактивная, а названа таким нежным и ласковым именем «Катюша». Может быть, из-за песни, которая так знакома и любима всеми?

СЛАЙД 14.  

(Танец «Катюша» (исполняет группа девушек)

 

(после танца одна из девушек остаётся на авансцене)

КАТЮША:         Сорок первый год. Госпиталь… Идёт концерт… (ЩЕЛЧОК) Выступления проходят весело, дружно. Правда, не все могут аплодировать. У некоторых забинтованы обе руки. Но если одна рука здоровая, то хлопают себя по коленке. Двое весёлых аплодируют вдвоём, ударяя ладошкой одного о ладошку другого, как в детской игре. На это больно смотреть, но к этому нужно привыкнуть.

В одной палате стонал раненый. Я спросила врача: «Может быть, не надо выступать в этой палате?» Но врач ответил: «Нет, надо! Как раз ему надо больше всего». А после нашего выступления раненый повернул голову к соседу и сказал: «Похлопай за меня».

 

Ученица:    Уроженец Ельца Вячеслав Людвигович Кротевич, лётчик-инструктор.

СЛАЙД 15.

Балтийский флот, Финский залив, атака лётчиков на корабли противника. Первый заход успешный, но тут вражеский снаряд попадает в наш штурмовик. Пламя охватила самолёт, а пилоты, презрев смерть, направили летящий факел на немецкие сторожевые корабли. Взрыв!!! И коротенькое письмо, написанное на обороте фотографии, дошло до жены лётчика:

 

Ученик:      Два широких, два крыла мчат меня в эфире,

Если б рядом ты была – было бы четыре.

Но в груди моей поёт – слышишь песня мести.

Значит, мы идём в полёт, дорогая, вместе.

Где же сердцу, не любя, силы взять такие?

Я люблю, люблю тебя, как одно с Россией!

Ученица:    «Я только живу тем, что наша встреча уже не за горами. Я уже всё себе даже представляю, как вы меня все встречаете, как я вас всех обниму, мои славные, дорогие…

Если бы вы видели, как эти проклятые немцы сейчас боятся, знают, что уже много преступлений наделали и за всё надо отвечать. Но мы недаром прошли этот путь от Волги до Одера, рассчитаемся за всё, отучим навсегда их воевать, чтобы наш народ, да и все народы мира могли свободно жить, а фашизм был стёрт с лица земли и навеки.»

 

Звучит ГОЛОС СКОРБИ.

(Из-за кулис медленно выходит Прилепина, на плечах платок. Подходит к берёзке).

СЛАЙД 16.

Ученица: Закаменело с тех пор любящее сердце. Только и осталась карточка его фронтовая, да вот этот треугольник. Да березка перед домом в деревне. Наши деревенские-то своим погибшим мужикам хоть небольшую часовенку поставили. Теперь вот и День Памяти отмечать стали. Все бы хоть поминальную свечечку поставить. А то нехорошо как-то. А помянуть надо. Душу облегчить. Особо нам, женщинам.

(Из-за кулис выходит в гимнастёрке Салова Лера).  

СЛАЙД 17.

Ученица:    Она была в линялой гимнастёрке,

И ноги были до крови натёрты.

Она пришла и постучалась в дом. (поворачивается к МАТЕРИ)

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

(На мелодии «МАЙСКОГО ВАЛЬСА» стоят, обнявшись,

 потом разворачиваются к зрителям).

Ученица:    Был чёрный хлеб белее белых дней,

И слёзы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке.

В ладоши хлопали и танцевали. (ЩЕЛЧОК)

И только в тихом русском городке

Не пели песен, а торжественно молчали.

(МЕЛОДИЯ ЗАТИХАЕТ, девочки сходят со сцены).

 

(Прилепина и Салова берут цветы)

Ученица:    Сердце захлёбывалось от счастья – Победа!

Сердце разрывалось от горя – кто-то не дождался салюта Победы!

(ЩЕЛЧОК)

          Сколько крови в нас пролилось, - не сказать ни стихами, ни в прозе.

Сколько выросло новых берёз – память горькая в каждой берёзе.

В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Славной памяти павших, будем достойны!

СЛАЙД 18.

Ученица:             В каждом доме свой список имён.

Мы потери зовём поимённо.

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Славной памяти павших, будем достойны!

 

Учитель:    Никешин Михаил Степанович, танкист, мой дедушка…

 

Ученик:      Капитан роты Сдвижков Иван Петрович. Воевал под Сталинградом. Освобождал дом Павлова, где солдаты, погибая, писали кровью на стенах прощальные весточки. Попал в плен. Чудом выжил, карабкаясь из общей могилы, в которой лежали расстрелянные товарищи. В настоящее время живёт в Добровском районе.

 

Ученица:     Макаров Михаил Васильевич, пулемётчик. На фронте с 41 года. Участник обороны Москвы. Четырежды был ранен. Награждён орденами и медалями. Умер после войны.

 

Ученица:    Моя бабушка Мария Петровна Золотарёва работала в ополчении. Строила оборонительный рубеж под Шатурой Московской области.

 

Ученица:    Самойлов Дмитрий, мой прадедушка. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Имел награды. Погиб … Долгое время считался пропавшим без вести.  

 

Ученица:    Мой дедушка Степан Алексеевич Быкасов попал под бомбёжку. Контужен в голову. После госпиталя снова на фронте. Подвозил боеприпасы на передовую. Умер в 95 году.

 

Ученик:      Старший сержант Ильиных Александр Осипович. Имел ранение. Встретил Победу на Калининградском фронте. Умер в 93 году.

 

Ученик:      Пешкин Иван. Пехотинц. Мой прадедушка. Прошёл всю войну. Участник Курской битвы. Был контужен. Затем госпиталь. Форсирование реки Одер. Снова ранение. Награждён орденами. Умер после войны. 

 

Ученик:      Мой прадед Беляев Михаил пропал без вести.

Дядя моего дедушки – участник танкового сражения под Курском. Дошёл до Берлина. Горел в танке. На протяжении всей войны его сопровождал верный друг, собака, которая спасла его, раненого, на поле боя.

 

Ученица:    Сержант Ащеулов Павел Антонович. Пехотинец. Награждён медалью за взятие Берлина. Имел ранения. Умер в 78 году.

Рядовой Воротников Кирилл Терентьевич. Фронтовик. Пропал без вести в 42 году.

Младший лейтенант Городовой Павел Филиппович. Артиллерист. Награждён медалью за взятие Берлина. Умер в 64 году.

Ученик:      Старшина Фролов Алексей Михайлович. Пехотинец. Прошёл всю войну до Берлина. Получил ранение в живот. Умер через 2 года после войны.

 

Ученица:    Каблоцкий Самуил Львович. Штурман-стрелок. Начальник штаба отдельной авиационной эскадрильи. Воевал с 22 июня 41 года по 9 мая 45. Участвовал в боях в составе частей Южного фронта, Северо-Кавказского, Украинского, 1-го Белорусского Фронтов. Ветеран войны. Награждён орденом Ленина. После войны работал в 24-й школе учителем труда. Умер несколько лет назад.

 

Ученица:    Рядовой Чуносов Дмитрий Арсентьевич, уроженец города Грязи. Мой прадедушка. Добровольцем ушёл на фронт. Воевал на Дальнем Востоке, потом на Калининградском направлении. Был ранен. В январе 44 семья получила извещение, что он похоронен в братской могиле.

 

Ученица:    Мой прадедушка Лебец Михаил Романович. Пехотинец. Был ранен. Умер после войны.

Моя прабабушка Иванченко Мария Степановна. Операционная сестра во фронтовом госпитале. Умерла после войны.

 

Ученик:      Рядовой Пирогов Пётр Фёдорович. Участник войны с 41 года. Дошёл до Берлина. Был ранен. Награждён медалями за отвагу.

 

Ученица:    Мой дедушка Коростелёв Георгий Дмитриевич. Выпускник 19 школы. Безумно любил книги. Приписав себе 1 год, мальчишкой ушёл на фронт. Погиб в 42 в Белорусских лесах, сражаясь в партизанском отряде. Семья получила извещение «Пропал без вести…»

 

Ученик:      Корабельников Алексей, мой прадедушка. В первые месяцы войны пропал без вести.

Старший лейтенант Барышев Фёдор Моисеевич. Мой прадедушка. Связист. Прошёл всю войну. Награждён орденами и медалями. Умер в 85 году.

 

Ученик:      Старший лейтенант Ищенко Никифор Тихонович, мой прадедушка. На фронте с 41 года. Ранен на Курской дуге. Имеет награды. Умер после войны.

 

Ученица:    Рядовой Незнамов Василий. Пехотинец. Мой прадедушка. Пропал без вести в боях под Воронежем.

 

Ученик:      Мой дедушка Александров Владимир Александрович. Танкист. Погиб под Смоленском.

 

Ученица:    Полковник Кудашев Николай Егорович. Мой дедушка. Политрук. Инвалид войны. Имеет награды. Семья получила похоронку, но он выжил. В настоящее время живёт в Липецке.

Полковник Быков Иван Михайлович, мой дедушка, инженер-испытатель, участник Отечественной войны, ветеран, служил в лётных войсках, имел награды. Трагически погиб в декабре 2004 года.

 

Ученица:             Нет, мёртвые не умерли для нас.  

Время вечною воздаст любовью тем,

Кто людям себя отдал,

В битве страшной с врагами пал,

Кто хотел земле человечности,

Кто, увы, домой не придёт,

Кто и ныне - пропавший без вести,

Боль и гордость, твоя, народ!

 

СЛАЙД 19. Липецк, пл. героев, Вечный огонь

(Под мелодию из к/ф «Мгновения»  возложение цветов. Отходят в обе стороны).

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Учитель:    Если каждому погибшему посвятить минутное молчание, тогда человечество будет молчать 30 лет!

 

Ученица:    Всё, о чём вы услышали сегодня и о чём мы смогли вам рассказать, произошло благодаря людям, которые окружают нас.

(ребята возвращаются на свои места в зал. Мелодия затихает).

А это страницы истории нашей школы.   СЛАЙД 20.

 

Ученица:    Во время войны учащиеся приносили дрова для котельной, которая располагалась за школой. В 1942 г. в 5-й школе разместился эвакогоспиталь № 2976, поэтому 19-я и 5-я объединились и находились в здании нашей школы до 1 января 1944 г.  

 

Ученица:    Учитель русского языка и литературы СШ№19         (ЩЕЛЧОК) Заслуженный учитель Российской Федерации Степаненко Александра Андреевна награждена Орденом Отечественной войны II степени. Она работала в нашей школе с 47 по 77 год.

 

Ученик: Антонов Сергей, когда началась война, приписал себе 2 года и добровольцем ушёл на фронт. Награждён Орденом Великой Отечественной войны 1 ст. После войны учитель физики Антонов Сергей Тарасович работал в СШ №19.Вместе с ним преподавала его жена Лидия Георгиевна, учитель начальной школы. Дело династии продолжает их дочь учитель НШ, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ Миляева Ольга Сергеевна.

 

Ученик:      Ещё в далёкие 60-е годы многие липчане хорошо знали ЭКВИ.

(СЛАЙД 21). Экспедиционный клуб воздушных искателей 19-й школы! Когда  был зажжён вечный огонь у мемориала Вечной Славы на площади Героев, то на первую почётную вахту на Посту №1 с 6.11.1977 года встали лучшие комсомольцы, старшеклассники СШ №19. 

 

СЛАЙД 22.

Ученица:    Сегодня мы можем видеть в сквере Революции, у бывшего к/т «Октябрь», памятник. Это барельеф погибшим лётчикам в период Великой Отечественной войны, памятник экипажу самолёта под командованием Дмитрия Барашева.

 

Ученица:    Руководителем клуба ЭКВИ являлся (СЛАЙД 23) учитель физики девятнадцатой школы Меркурьев Владимир Александрович. Активными членами клуба были наши выпускники, а теперь педагоги гимназии № 19: Меринов Геннадий Иванович и Волошина Татьяна Ивановна. Но ещё среди ЭКВИстов был Панфилов Толя.

 

СЛАЙД 24

Ученица:    Татьяна Ивановна, сейчас Вы учитель начальных классов, а что Вас привело в клуб ЭКВИ, когда Вы сами учились в нашей школе?                                                               

СЛАЙД 25.

Учитель:    Современные учёные доказали, что человеческая память воспринимает информацию, откладывает её в ячейки и опускает на нижний этаж, а когда надо, память, как лифт, поднимает запомнившееся опять на поверхность. Возможно, это и так. Но одного не учли профессора: обычная память, память о школьном уроке, о нанесённой обиде, возможно, и уйдёт вниз, но память о тех, кто воевал, не подчиняется законам биологии. Она очень высокая, эта память. Поэтому и говорим: «Не утихает».

 

Ученица:    Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить!»

Ведь будет легче, если всем нам об этом просто позабыть?

 

СЛАЙД 26.

Учитель:    Нет, надо!

Чтобы снова на планете не повторилось той войны,

Конечно, надо, чтобы ваши дети об этом помнили, как мы!

(Звучит мелодия «С чего начинается Родина?»)


Память горькая в каждой берёзе»

Память горькая в каждой берёзе»

Учитель: (держит в руках реликвии)

Учитель: (держит в руках реликвии)

Ученица 8: Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его съесть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб…

Ученица 8: Как увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его съесть, потому что за 4 года забыли, что такое белый хлеб…

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады

О, мы задохлись бы без них в мучительном кольце блокады

Дошли до края деревни. —

Дошли до края деревни. —

Через полчаса, на Балтийском вокзале она увидела разбомблённые выгоны

Через полчаса, на Балтийском вокзале она увидела разбомблённые выгоны

Разгневанная русская «Катюша».

Разгневанная русская «Катюша».

Если бы вы видели, как эти проклятые немцы сейчас боятся, знают, что уже много преступлений наделали и за всё надо отвечать

Если бы вы видели, как эти проклятые немцы сейчас боятся, знают, что уже много преступлений наделали и за всё надо отвечать

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Всех, кто жизнь сохранил, а своей не щадил,

Ученица: Каблоцкий Самуил

Ученица: Каблоцкий Самуил

Ученица: Нет, мёртвые не умерли для нас

Ученица: Нет, мёртвые не умерли для нас

Ученица: Сегодня мы можем видеть в сквере

Ученица: Сегодня мы можем видеть в сквере
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2020