Память о Холокосте – путь к толерантности
Оценка 4.8

Память о Холокосте – путь к толерантности

Оценка 4.8
doc
08.05.2023
Память о  Холокосте – путь к толерантности
Память о Холокосте – путь к толерантности.doc

Память о  Холокосте – путь к толерантности

Цель:

познакомить учащихся с Холокостом как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов.

Планируемые результаты:

Предметные:

Учащиеся научатся:

1.Понимать сущность  геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов.

2.  Определять итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас.

3. Раскрывать  сущность толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Умению  применять  исторические  знания, понятийный  аппарат  и  приёмы  исторического  анализа  для  раскрытия  сущности  и  значения  событий  и  явлений  прошлого  и  современности, осмысления  жизни  в  современном  поликультурном, полиэтническом  и  многоконфессиональном  мире.

 

2. Умению  анализировать, сопоставлять  и  оценивать  содержащуюся  в  различных  источниках  информацию  о  событиях  прошлого.

Метапредметные:

1. Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

2. Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией.

3. Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

4. Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Личностные:

1. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
2. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Тип урока: урок получения новых знаний

Технология урока: проблемное обучение

Метод: проблемный,  частично – поисковый

 

Оборудование:

1.      Презентация  «Память о  Холокосте – путь к толерантности»

2.      Ролики

3.      Справочный материал

Ход урока

Ролик «Холокост – клей для обоев?!»

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Сегодня мы будем  говорить о страшном явлении в жизни человеческого общества, о трагедии, которая имеет различные названия: - фашисты называли её «окончательное решение». В  Израиле принято  название – Шоа или Катастрофа. Существует и общечеловеческое название – геноцид, одно из самых страшных преступлений против человека и всего человечества. Есть и специфическое название, вошедшее в обиход у  значительной части населения Земного шара – Холокост.

Что такое Холокост?

Работа со словарём

 Холокост – преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях  во время Второй мировой войны.

Проблема урока: почему память о  Холокосте называют – путём к толерантности?

Почему необходимо особо говорить о трагедии еврейского народа, если во время Второй мировой войны погибло много людей других национальностей?

Слайд 2

Одной  фразой писатель, лауреат  Нобелевской премии мира Эли Визель смог ответить на  этот вопрос: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».

О трагедии  любого народа, пострадавшего от нацизма, следует говорить обстоятельно, но сегодня в поле нашего зрения будет находиться многострадальный еврейский народ, потери которого в годы войны исчисляются   миллионами.

6 миллионов человек, убитых и ушедших в небытие, превратившихся в прах, в огромное облако пепла. Жертв не различали по возрасту: старики, женщины, дети были уничтожены только за то, что  они были евреями.

Почему именно сейчас, когда прошло уже более  семидесяти лет  после Холокоста, когда появилось столько новых проблем, мы снова говорим о нём?

Слайд 3

Сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы - чудо человеческих возможностей  и тысячи людей гибнут в Европе, Украине, Сирии,Турции, Ираке только потому, что каким - то безумцам этого захотелось?!

 Почему опять о Холокосте? А потому, что  всё это страшные свершения самозваных вершителей человеческих судеб, тех, чьи души отравлены ненавистью к чужому, непохожему.

Холокост — это всечеловеческая трагедия. Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство, прикрываясь какими бы то ни было соображениями. Потому что никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех.

 Вот почему именно сейчас, в начале XXI века, когда мир гудит от потрясений - мы обязаны говорить о Холокосте, уничтожившем 6 миллионов евреев. Не для того, чтобы культивировать ненависть к убийцам. Ведь из ненависти ничего хорошего не вырастает. Речь не тoлько о  зле, но и о добре, которое  может  побеждать.

Задание 1. Работа с понятиями

Соотнесите понятия и их определения:

1.Антисемитизм

а) действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую – либо национальную, этническую, расовую, религиозную группу как таковую.

2.Геноцид

б) преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях  во время Второй мировой войны

3.Холокост

в) проповедь  национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию и угнетение других народов.

4.Шовинизм

г) одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе.

 

Слайд 4

План урока

1.     Почему фашисты преследовали евреев.

2.     Этапы Холокоста в Германии.

3.     Создание гетто.

4.     Концентрационные лагеря.

5.     Массовые расстрелы населения.

6.     Заключение

 

1.      Почему фашисты преследовали евреев

Слайд 5

 В 1933 году к власти в Германии пришли фашисты. Началось преследование евреев.

Почему фашисты преследовали евреев?

Известно, что Христа распяли иудеи, за что их потомки были обречены нести ответственность на протяжении всего своего существования. Это стало причиной гонения на евреев во всем христианском мире.4

В юности Гитлер несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания.

Фюрер считал, что высшая нация — это арийцы, представителем которой он являлся. Смешение рас, по его мнению, приведет к гибели всего мира. 

После Первой мировой войны Германия оказалась в глубоком экономическом кризисе. Большие материальные ценности оказались сосредоточены в руках евреев. Главной целью Гитлера была их экспроприация.

 

В основе нацистской политики был принцип активного выживания евреев из всех областей жизни: экономики, политики, культуры. К моменту прихода Гитлера к власти в финансовой сфере, торговле и в СМИ евреи занимали   порой  ключевое положение. В германской науке они  играли ведущую роль. Из 20 Нобелевских лауреатов, живших в Германии в 1933 году, 8 - были евреями. Большая часть интеллигенции, врачей, учёных была еврейской национальности.

 Фашистское  правительство приняло декрет. За то, что немцев ограбили по условиям Версальского договора,  евреи обязаны уплатить штраф в размере 1 миллиарда марок.

Работа с документами

Приложение 1

Докажите, приводя выдержки из документов, антисемитскую политику фашистской Германии.


 По мере роста общей агрессивности Германии, становился всё более оголтелым и государственный антисемитизм, где, конечной целью называлось полное уничтожение мирового еврейства. Фашисты возомнили себя богами, которые имеют право распоряжаться чужими жизнями.

2.Этапы Холокоста

Слайд 6

1 апреля 1933 года – первая общегерманская антиеврейская акция – официальный бойкот евреев. Нацисты пикетировали магазины, адвокатские бюро, врачебные кабинеты, принадлежащие евреям. Выдвигалось требование исключить еврейских учеников из школ и студентов из университетов.

15 сентября 1935 года были приняты Нюрнбергские законы « О защите немецкой крови и немецкой чести», которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. Последние были лишены права голоса, политических и иных прав. Они стали не гражданами.

 

14 ноября 1935 года нацисты приняли положение о национальном гражданстве: было сформулировано, кто является евреем и определён статус метисов. Запрещались браки арийцев с неарийцами.

 

Слайд 7

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна погромов. Организованные банды со свастикой на рукавах громили магазины, принадлежавшие евреям, жгли синагоги. Улицы были усыпаны стеклом разбитых витрин – эта ночь была названа Хрустальной. Более 30 тысяч евреев после этого были отправлены в концентрационные лагеря.  Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии.

 

В январе 1939 года началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса». Речь шла о том, чтобы лишить евреев права жить в Германии.(Латвия для латышей).

 

Это произошло на глазах у всего мира. Но весь мир как будто ослеп. Никто ничего не сделал, чтобы защитить евреев. А меньше, чем через год начнётся Вторая мировая война.

 

Пастор Мартин Нимеллер: «Сначала они пришли за профсоюзными работниками. Я не был профсоюзным работником. И они ушли без меня. Затем они пришли за коммунистами и активистами. Я не был коммунистом. Затем они пришли за мной, но рядом со мной никого не было, кто бы смог мне помочь».

 

3. Создание гетто

Отправляя своих солдат в поход, Гитлер провозглашал, что освобождает их от химеры, которая называется совестью. Это означало: будь хуже зверя, убивай без оглядки, грабь, жги, насилуй, глумись  над страданием беззащитных женщин, стариков, детей. И фашисты точно следовали выполнению этого указания.

В годы  Второй мировой войны словом «гетто»  называли жилые зоны оккупированных фашистами территорий, которые создавались в целях уничтожения еврейского населения. Эта изоляция тоже  была частью политики так называемого «окончательного решения еврейского вопроса».

Слайд 8

Крупнейшим  в Европе было  Варшавское гетто. Оно  было  создано фашистами в период оккупации Польши. За время существования гетто его население уменьшилось с 450 тысяч до 37 тысяч человек.

Говоря о причинах создания гетто, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний, и их изоляция поможет защитить нееврейское население от эпидемий.

Первоначально выход из гетто без разрешения наказывался тюремным заключением сроком 9 месяцев, затем  стала применяться смертная казнь и  гетто было огорожено стеной.

Продовольственная норма для евреев гетто равнялась 184 калориям. Человеку в день нужно  около 3500 калорий. Официально установленные продовольственные нормы   были рассчитаны на гибель людей от голода.

 

Слайд 9

  Часть жителей была занята на немецком производстве. Рабочий день длился 12 часов без выходных и праздников.  Но постоянная работа была лишь у 27 тысяч человек.

Всем польским евреям было положено носить отличительный знак: жёлтый треугольник в форме шестиконечной звезды.

Слайд 10

Януш Корчак. Это имя ассоциируется в человеческом сознании с самопожертвованием, героизмом и огромной любовью к детям. Отказавшись от собственной семьи, этот выдающийся польский педагог, автор многочисленных книг о детях и для детей, стал отцом сотен сирот.

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто, где отдавал все силы заботе о детях, героически добывая для них пищу и медикаменты. Учил детей быть хорошими евреями и честными людьми.

Он отклонил все предложения вывести его из гетто. Когда в августе 1942 года пришёл приказ о депортации Дома сирот, Корчак пошёл вместе с другими воспитателями и  детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинка. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.  «Не все люди - сволочи», - спокойно ответил пожилой еврей «культурным» немцам, некоторые из которых читали его книги.

Думаю, у вас возникает вопрос: «Почему же евреи мирились с таким положением?» На самом же деле они делали всё, что в их силах, оказывали всевозможное сопротивление, поднимали восстания, но они особых успехов им не принесли.

4. Концентрационные лагеря

Для полного уничтожения евреев немцы  создавали концлагеря. Самые большие из них: Освенцим, Треблинка, Майданек.

Слайд 11

От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие евреи из Западной и Центральной Европы прибывали в лагерь на обычных пассажирских поездах по купленным ими билетам, рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи.

 

При выходе из вагонов, без особых церемоний, производилась сортировка прибывших. Одних немедленно отправляли для уничтожения в газовые камеры. В первую очередь это женщины, дети, старики и нетрудоспособные. С них снимали одежду, отрезали волосы, осматривали на предмет спрятанных ценностей. После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные газы от двигателя тяжёлого танка. Другим способом было выкачивание воздуха из камер. Смерть наступала от удушья в течение получаса.

В живых временно оставляли лишь тех, кто помогал убирать из газовых камер и сжигать трупы, а также сортировать вещи убитых. Тех, кто заболевал или просто ослабевал от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

 

Слайд 12

 

Эксперименты на людях проводились во многих  концлагерях. Основные исследования  касались искусственного заражения различными инфекциями и попыток их последующего лечения, влияния на организм различных лучей, например рентгеновских,  состояния организма при недостатке кислорода, переохлаждении. Таким бесчеловечным образом немецкие врачи создавали вакцины от опасных вирусов. Выжившие в результате этих опытов уничтожались как «отработанный материал». Часто немецкие «врачи» делали свои опыты без наркоза, не обращая внимания на крики и боль человека.

 

Мы всё больше говорим  о цифрах и фактах. Но ведь за  цифрами скрываются имена реальных людей, у каждого была своя жизнь, мысли, чувства, желания.

 

Слайд13

 

До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк.  Она долгое время пряталась со своей семьёй в Амстердаме. Вход в убежище (одна из комнат дома) был замаскирован под шкаф с документами. Дневник Анны оформлен в виде писем воображаемой подруге Кити. Уже в конце войны на семью поступил донос, их отправили в лагерь смерти, где Анна Франк умерла от голода.

 

Ролик «Долгая дорога лета»

5. Массовые расстрелы населения

Слайд 14

Огромным по своим масштабам было массовое убийство в 1941 году в оврагах Бабьего Яра, под Киевом, где евреи были подло обмануты призывами быстрее собирать вещи для переезда в другой город. Шествие к Яру продолжалось три дня и три ночи, было совершено много самоубийств, так как люди догадывались, что это явный путь к смерти. 

У людей отбирали документы и ценности. Раздетых людей подгоняли туда дубинками. На противоположной стороне Бабьего Яра были установлены пулемёты. Маленьких детей часто сталкивали в овраг живыми. Заглушая выстрелы, над оврагом летал самолёт.

Огню предали после содеянного более 70 тысяч тел. Кости, оставшиеся после сожжения, нацисты заставляли толочь большими трамбовками, смешивать с песком и разбрасывать в окрестностях.

Работа с документами

Приложение 2

Отрывками из стихотворений проиллюстрируйте зверства фашистов

Заключение

 

Слайд15

Цивилизованный Запад отнюдь не сразу признал еврейскую катастрофу, унёсшую в годы Второй мировой войны 6 миллионов жизней, нравственной катастрофой.

Нюрнбергский процесс скрупулёзно доказал: одной из важных составляющих идеологии нацизма был оголтелый антисемитизм,  осуществлявшийся план уничтожения каждого еврея только за то, что этот человек – еврей. Палачи-нацисты и народ-жертва были названы в Нюрнберге.

Народ, потерявший каждого третьего соплеменника, но обретший своё государство Израиль не только увековечил память погибших, но уже в 1953 году посадил в Иерусалиме первое дерево на будущей аллее в честь Праведников Народа Мира. В честь тех, кто рисковал своей жизнью и жизнью своих близких, чтобы спасти хотя бы одного еврея. Урока только этого нравственного подвига тысяч людей разных национальностей достаточно, чтобы Холокост никогда не был забыт.

Слайд 16

 Во многих странах открыты государственные музеи и памятники. Самые известные из них: Яд ва - Шем в Израиле, Музей Анны Франк в Амстердаме и Музей Холокоста в Вашингтоне, который стал в 1994 году самым посещаемым музеем мира.

Слайд 17

Печальный памятник Холокосту - мемориал на  берегу Дуная. Это памятник евреям Будапешта, которых в 1944-45 годах  расстреливали прямо на набережной, а трупы сталкивали в Дунай. Там установлено 60 пар обуви. Туфли и башмаки людей, которых нет.

Памятник « Трагедия народов» З. Церетели на  Поклонной горе в Москве.

Впереди – трое: мать, отец, сын-подросток. Их черёд настал: мать прикрыла рукой глаза мальчика, чтобы он не видел  направленного на него автомата палача; отец огромной ладонью защитил его грудь... Отчаянная и безнадёжная попытка родителей спасти сына. Последнее мгновение перед гибелью, последняя страстная воля к жизни.

Задание 2.

 Пользуясь предложенным списком, ответьте, пожалуйста, на вопросы (нужные слова подчеркните). Можно дополнить самим эти списки.

Какой смысл мы вкладываем в понятие «Холокост»?

Трагедия  Радость  Унижение  Счастье  Праздник  Страх  Доброжелательность Жестокость  Терпимость  Боль  Ненависть  Милосердие  Гармония Зло

Какие чувства у вас вызывает это слово? И почему?

Досада  Радость  Сочувствие  Страх   Неприязнь  Сострадание  Терпимость  Боль  Отвращение Равнодушие  Гнев  Возмущение  Безразличие  Сопротивление

Слайд 18

Память о  Холокосте называют путём к толерантности. Почему?

Работа со словарём

Толерантность -  терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Нарисуйте цветок толерантности

 Слайд 19

Слайд 20

В качестве  дискуссии предлагаю Вам следующий текст: «Около одного тихого немецкого города под названием Веймар находился лагерь Бухенвальд. Большинство горожан знало о существовании этой «фабрики смерти», но знало абстрактно, в общем. Бухенвальд никак не отражался на самочувствии горожан: большинство из них были хорошими семьянинами, воспитывали детей в почтении к родителям, государству, веселились на Рождество и Новый год, стараясь не думать о Бухенвальде.

 Когда американские войска вошли в Бухенвальд и увидели то, что творилось там, они никак не могли поверить, что горожане ничего не знали, не хотели знать о творящемся у них по боком. Они созвали взрослых жителей Веймара в Бухенвальд и заставили увидеть то, что творилось в лагере. Конечно, это был жестокий урок, но, наверное, необходимый».

1. Всегда ли человек стремится обладать объективной информацией о том Зле, которое творится рядом с ним? Почему?

 2. Не хотим ли мы отгородиться о той трагедии, которая происходит не с нами?

3. Толерантность – это терпимость. Это чувство проявили жители Веймара по отношению к тому, что происходило рядом с ними?

Это безразличие, равнодушие удобное многим.  А ведь часто всё начинается с молчания, с такого удобного, комфортного. «Нас не трогай, мы не тронем».

Марк Луцкий

Звучит красиво – Бухенвальд,
Гора и дол покрыты лесом, 
Но что же мне туманит взгляд? 
В глазах - кровавая завеса. 

Здесь восемь лет витала смерть, 
На рубищах - сплошные клейма, 
И невозможно разглядеть, 
Что там, внизу - волшебный Веймар. 

Там - Гете «Фауста» писал, 
Здесь - пламя смерти бушевало. 
Там – «Люди гибнут за металл», 
Здесь - люди гибнут от металла. 


Там - жил великий Ференц Лист, 
Воспевший музыкой свободу. 
Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист, 
Людей сгоняя на работу. 

Там - грациозный Бельведер, 
Там - дух искусств здоров и пылок. 
А здесь - фашистский офицер 
С ухмылкой целится в затылок. 

Там - Музы вышли на парад, 
Здесь - всюду смерти изваянье. 
Звучит красиво - Бухенвальд?! 
Какое жуткое названье! 

Почему необходима память о Холокосте?

Чтобы мы не забывали о толерантности, история оставляет нам память о Холокосте. Но если человек забудет о терпимости, история может повториться вновь!

 Уроки этой катастрофы не должны забываться. Их замалчивание уже привело к тому, что в мире   набирает  силу неофашистское движение, пышным цветом расцветает терроризм.

Мы должны  извлечь уроки истории и достойно жить в настоящем, смотря в будущее, воспитывать на этой памяти новые поколения.  Память о Холокосте очевидна. Она помогает нам осознать самих себя, узнать, на что способен человек, поселивший Зло в своей душе.

Слайд 21

Историк и философ Бауэр отвечал на этот вопрос так: «Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».

Самое дорогое для каждого человека – это жизнь. И никто не имеет права распоряжаться этим богатством.  

Ролик «Жить»


Скачано с www.znanio.ru

Память о Холокосте – путь к толерантности

Память о Холокосте – путь к толерантности

Оборудование: 1. Презентация «

Оборудование: 1. Презентация «

Сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы - чудо человеческих возможностей и тысячи людей гибнут в

Сейчас, когда взрываются дома-небоскрёбы - чудо человеческих возможностей и тысячи людей гибнут в

В юности Гитлер несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания

В юности Гитлер несколько раз сталкивался с евреями, от общения с которыми у него остались негативные воспоминания

В январе 1939 года началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса»

В январе 1939 года началась подготовка мероприятий второго этапа «решения еврейского вопроса»

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в

В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в

Мы всё больше говорим о цифрах и фактах

Мы всё больше говорим о цифрах и фактах

Слайд 16 Во многих странах открыты государственные музеи и памятники

Слайд 16 Во многих странах открыты государственные музеи и памятники

Они созвали взрослых жителей Веймара в

Они созвали взрослых жителей Веймара в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2023