Классный час на тему: «Памяти жертв Холокоста»
Цели :
Образовательная: 1) активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении тем: “Фашизм в Германии”, “Вторая мировая война”;
2) закрепление учащимися понятий “национализм”, “фашизм”, “толерантность”, “Холокост”, «геноцид»;
3) раскрытие сущности геноцида, проводимого фашистами в годы Второй мировой войны, направленного не только против евреев, но и против других народов
4) показать причины национализма, опасность крайних форм его проявления и возрождения фашизма;
5) показать итоги холокоста и его значение в истории человечества и каждого из нас.
Воспитательная: 1) воспитание негативного отношения к нацизму и фашизму,
2) научить сопереживать, нравственно и гуманно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг друга;
3) на примере холокоста, показать негативные стороны расовых, национальных войн.
4) раскрытие сущности толерантности и важности толерантного поведения человека как условия существования и развития общества;
Развивающая: 1) развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы;
2) умение работать с текстом исторического источника, анализировать его, делать выводы;
3) умение вести дискуссию.
Используемое ИКТ:
- компьютер
- колонки
- проектор
- экран
Используемые материалы:
- конспект классного часа
- презентация
- видеоролик «Памяти жертв Холокоста».
Ход классного часа.
(На слайде представлен эпиграф)
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
(Учащийся читает стихотворение)
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…(слайд 1)
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам. (Подробное обсуждение непонятных слов.)(слайд 2)
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих душено больных и не трудоспособных.
Вот как развивались события, связанные с целенаправленным преследованием и уничтожением нацистами, их союзниками и коллаборационистами евреев и ряда других национальных и социальных групп в период с 1933 по 1945 годы.
Выступление учащихся по подготовленным сообщениям
Ученик
1.Система, предназначенная для
массового уничтожения людей: Во время Второй мировой войны на оккупированных
Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для
убийства миллионов людей;
при этом технология уничтожения совершенствовалась. Грандиозные,
межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией
территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря
и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных
действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
3 слайд. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста
4 слайд. Основной источник статистических данных о Катастрофе европейского еврейства — сравнение предвоенных переписей населения с послевоенными переписями и оценками.
Ученик 2. По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
5 слайд. до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
Ученик 3.
6 слайд. Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей.
Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода
к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка Дахау.
В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд.
Концлагерь Бухенвальд всемирно известен надписью над входом «Jedem das Seine»
(каждому свое).
С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных.
Ученик 4.
7 слайд. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
14 июня 1940 г. сюда привезли первый
транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран
существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.
Учитель:
8 слайд. Международный день памяти жертв холокоста отмечается 27 января.
Он установлен
Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005.
Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили
концентрационный лагерь Освенцим (Польша).
В своём послании израильскому президенту М. Кацаву, посвящённом
впервые отмечаемому Дню памяти жертв холокоста, В. В. Путин сказал:
«Вижу в этом единогласно принятом решении твердую волю мирового сообщества
передать будущим поколениям правду о варварских преступлениях нацизма, защитить
человечество от пороков ксенофобии, расизма и экстремизма».
Итог классного часа.
Просмотр видеоролика
Учитель: Итак, ответьте на вопрос нашего классного часа «Холокост - помнить или забыть»?
(Учащиеся высказывают свое мнение по вопросу помнить или забыть Холокост.)
Таким образом, этот кровавый и нечеловеческий период Холокоста в мировой истории и истории России, занимает важное место. И каждый из нас должен это помнить. Помнить о жертвах Холокоста, которые умирали мученической смертью. Помнить горе, которое пережили люди, вернувшиеся из лагерей-смерти.
В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Спасибо за внимание!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/482545-klassnyj-chas-pamjati-zhertv-holokosta
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.