Памятка " Технология смыслового чтения"
Оценка 5

Памятка " Технология смыслового чтения"

Оценка 5
Памятки
docx
чтение
10 кл
09.04.2023
Памятка " Технология смыслового чтения"
Буклет "Технология смыслового чтения"
буклет.docx

      Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Технология смыслового чтения включает  в себя  3 этапа работы с текстом:

1. Работа с текстом до чтения

2. Работа с текстом во время чтения

3. Работа с текстом после чтения

 

1.         Работа с текстом до чтения

Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

 

Приемы предтекстовой деятельности

•          «Мозговой штурм»

•          «Глоссарий»

•          «Ориентиры предвосхищения»

•          «Предваряющие вопросы»

•          «Рассечения вопросов»

 

2.         Работа с текстом во время чтения

 

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

 

Приемы текстовой деятельности

•          «Чтение вслух»

•          «Чтение про себя с вопросами»

•          «Чтение с остановками»

•          «Чтение про себя с пометкой»

 

3.         Работа с текстом после чтения

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

 

Приемы послетекстовой деятельности

•          «Отношения между вопросом и ответом»

•          «Тайм-аут»

•          «Проверочный лист»

•          «Вопросы после текста»

 

https://i.pinimg.com/originals/ae/02/28/ae022858cf4d94cd3c1b46c99fff17df.jpg

 

 

В своей работе пользуюсь  и другими приемами:

- приём «Рюкзакпомощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

 

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать –

это ещё

ничего

не значит,

что читать и

как понимать

прочитанное –

вот в чём

главное дело.

 

К.Д. Ушинский

 

 

 

Притча «Два весла»

      Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

        

        Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

 

 

 

 

Технология смыслового чтения
Автор:
Пьянкова Ирина Николаевна, 
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 г. Осы»

 

 

 

 


 


Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения

Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело

Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чём главное дело
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2023