Смысловое чтение - это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.
Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:
1. Работа с текстом до чтения
2. Работа с текстом во время чтения
3. Работа с текстом после чтения
1. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие важнейшего читательского умения, антиципация, то есть умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача педагога: вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
Приемы предтекстовой деятельности
• «Мозговой штурм»
• «Глоссарий»
• «Ориентиры предвосхищения»
• «Предваряющие вопросы»
• «Рассечения вопросов»
2. Работа с текстом во время чтения
Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
Приемы текстовой деятельности
• «Чтение вслух»
• «Чтение про себя с вопросами»
• «Чтение с остановками»
• «Чтение про себя с пометкой»
3. Работа с текстом после чтения
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Приемы послетекстовой деятельности
• «Отношения между вопросом и ответом»
• «Тайм-аут»
• «Проверочный лист»
• «Вопросы после текста»
В своей работе пользуюсь и другими приемами:
- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);
- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);
- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);
-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Читать –
это ещё
ничего
не значит,
что читать и
как понимать
прочитанное –
вот в чём
главное дело.
К.Д. Ушинский
Притча «Два весла»
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.