Памятка для работников ОО
«Алгоритм работы с кризисным случаем»
1.Организация антикризисной группы
• Представитель администрации
• Педагог-психолог
• Социальный педагог, школьный инспектор
• Классный руководитель
• Родители (законные представители)
• Медицинский работник
• Инспектор ПДН и пр. специалисты, необходимые для участия
Командный подход при работе с кризисным случаем предполагается участие различных специалистов на уровне образовательного учреждения в работе со случаем под руководством представителя администрации образовательного учреждения.
Принципы взаимодействия:
• Разделение ответственности (Но не перебрасывание)
• Конфиденциальность!
• Действия в интересах ребенка (пострадавшего, свидетеля, совершившего преступление)
• Контроль за собственной эмоциональной вовлеченностью (Нахожусь ли я на стороне ребенка или действую под давлением СМИ, общественности, одного из родителей? Как мои слова, действия помогают решить проблему?).
• Обеспечение безопасности (травля запрещена!)
• Локализация (массовая профилактическая работа ведется по плану, кризисная – с узким кругом участников, включенных в ситуацию;
пресечение слухов, отказ от комментариев в СМИ)
Условия эффективной помощи подростку:
- высокая мотивация всех участников;
- социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;
- скоординированность и последовательность действий.
Специалист |
Функции |
Представитель администрации |
- Координирует действия участников. -Управляет ходом обсуждения. - Обеспечивает ведение документации и реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников консилиума. - Назначает следующее заседание. - Обеспечивает реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников группы. |
Педагог-психолог |
- Поддерживает ребенка при острых кризисных реакциях - Обеспечивает психодиагностику (личностные особенности, причины кризисной ситуации). - Дает рекомендации участникам по взаимодействию с суицидентом в кризисный и посткризисный период. - Консультирует, осуществляет индивидуальную коррекцию, включает в групповые занятия по мере необходимости. - Консультирует педагогов, родителей, ребенка. Дает рекомендации по взаимодействию с ребенком в кризисе. - Способствует разрешению провоцирующих ситуацию конфликтов. - Развивает необходимые психологические компетенции на индивидуальных и групповых занятиях. - Направляет к психиатру, психотерапевту. |
Социальный педагог, школьный инспектор |
- Изучает социальную ситуацию в семье и образовательном учреждении. - Взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка. - Осуществляет взаимодействие на межведомственном уровне (присутствует на следственных действиях и пр.). - Обеспечивает социализацию (включение ребенка в досуговую деятельность, в новую группу детей). - При необходимости обеспечивает безопасные условия проживания ребенка. - Обеспечивает безопасность в школе (защищает от травли, преследований). |
Классный руководитель |
- Изучает социальный статус ребенка в классе. - Информирует об особенностях семейного воспитания и включенности родителей в проблемы ребенка. - Взаимодействует с педагогами с целью обеспечения поддержки в кризисный период. - Способствует разрешению конфликтных ситуаций в классе. - Включает ребенка в обычную школьную жизнь. - Обеспечивает нормальный статус в классе. |
Приглашенные участники (по необходимости) |
Функции |
Родители (законные представители)
|
- Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период. - Выполняют рекомендации специалистов. - Посещают консультации психолога, семейного терапевта, специалистов ОУ. - При необходимости производят значимые изменения в жизни семьи. - При необходимости обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств. |
Медицинский работник |
- Фиксирует травмы и побои. - Обеспечивает экстренную медицинскую помощь. - Направляет в учреждения здравоохранения. |
Инспектор ПДН |
- Пресекает противоправные действия. - Разъясняет нормы права. - Обеспечивает безопасность. - Обеспечивает поддержку правоохранительных органов. |
2. Изучение ситуации
- получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой правонарушения, или ребенка суицидента со слов заявителя);
- определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.).
3. Взаимодействие с другими специалистами
• Информирование представителя администрации;
• Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;
• Назначение школьного заседания антикризисной группы;
• Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатр, следственный комитет, полиция, опека, Центр ППМС и пр.).
• Предупреждение о неразглашении информации.
• Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в том числе совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ).
4. Построение рабочей гипотезы
Пример 1. Правонарушение (суицидальная попытка) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой.
Пример 2. Попытка предпринята с целью прекращения трудной жизненной ситуации (одиночество, буллинг, насилие в семье).
5. Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов
1) Сведения об эмоционально-личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);
2) Характеристика семьи, сведения об условиях семейного воспитания, характере внутрисемейных взаимоотношений с близкими и пр.;
3) Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса подростка, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений, и пр.;
4) Сведения о дополнительных факторах: внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях и пр.
6. Разработка плана работы со случаем.
Разработка совместного поэтапного плана помощи по конкретному случаю на заседании антикризисной группы. Преимущества - разделение ответственности между специалистами, вовлечение родителей в работу поддерживающей команды, исключение отпускание ситуации на самотек и пр.
7. Реализация плана работы со случаем.
• Оказание подростку психологической поддержки в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);
• Консультирование подростка психологом, социальным педагогом (периодичность встреч 1-3 в неделю);
• Работа с семьей (в рамках консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);
• Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);
• Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);
• Включение в обычную для подростка школьную жизнь;
• Организация досуга по интересам подростка;
• Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал);
• Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)
8. Завершение работы со случаем.
Обсуждение на заседании. Подведение итогов.
Результат работы с кризисным случаем считается достигнутым если подросток:
• Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;
• Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;
• Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;
• Имеет представление о помогающих службах и специалистах;
• Имеет план, что и в какой последовательности делать;
• Верит в себя и свои возможности.
Помогающие организации
Федеральный телефон доверия для детей и подростков т. 8-800-2000-122;
Краевой телефон доверия для детей и подростков Хабаровска 8(4212) 30-70-92, 89098000630 - WhatsApp.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.