Памятка для педагогов «Алгоритм работы с кризисным случаем»

  • doc
  • 05.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм работы педагогического коллектива в кризисной ситуации.doc

Памятка для работников ОО

«Алгоритм работы с кризисным случаем»

 

1.Организация антикризисной группы

      Представитель администрации

      Педагог-психолог

      Социальный педагог, школьный инспектор

      Классный руководитель

      Родители (законные представители)

      Медицинский работник

      Инспектор ПДН и пр. специалисты, необходимые для участия

Командный подход при работе с кризисным случаем предполагается участие различных специалистов на уровне образовательного учреждения в работе со случаем под руководством представителя администрации образовательного учреждения. 

Принципы взаимодействия:

      Разделение ответственности (Но не перебрасывание)

      Конфиденциальность!

      Действия в интересах ребенка (пострадавшего, свидетеля, совершившего преступление)

      Контроль за собственной эмоциональной вовлеченностью (Нахожусь ли я на стороне ребенка или действую под давлением СМИ, общественности, одного из родителей? Как мои слова, действия помогают решить проблему?).

      Обеспечение безопасности (травля запрещена!)

      Локализация (массовая профилактическая работа ведется по плану, кризисная – с узким кругом участников, включенных в ситуацию;

пресечение слухов, отказ от комментариев в СМИ)

 

Условия эффективной помощи подростку:

- высокая      мотивация    всех    участников;

- социально-психологическая компетентность специалистов и руководителей учреждения;

- скоординированность и последовательность действий.

Специалист

Функции

Представитель администрации

- Координирует действия участников.

-Управляет ходом обсуждения.   

- Обеспечивает ведение документации и реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников консилиума. 

- Назначает следующее заседание.

- Обеспечивает реализацию стратегии помощи конкретному ребенку со стороны всех участников группы.

Педагог-психолог

- Поддерживает ребенка при острых кризисных реакциях

- Обеспечивает психодиагностику (личностные особенности, причины кризисной ситуации).

- Дает рекомендации участникам по взаимодействию с суицидентом в кризисный и посткризисный период.  

- Консультирует, осуществляет индивидуальную коррекцию, включает в групповые занятия по мере необходимости.

- Консультирует педагогов, родителей, ребенка. Дает рекомендации по взаимодействию с ребенком в кризисе. 

- Способствует разрешению провоцирующих ситуацию конфликтов.

- Развивает необходимые психологические компетенции на индивидуальных и групповых занятиях.  

- Направляет к психиатру, психотерапевту.

Социальный педагог,

школьный инспектор

- Изучает социальную ситуацию в семье и образовательном учреждении.           

- Взаимодействует с родственниками и социальным окружением ребенка. 

- Осуществляет взаимодействие на межведомственном уровне (присутствует на следственных действиях и пр.).

- Обеспечивает       социализацию         (включение ребенка в досуговую деятельность, в новую группу детей). 

- При необходимости обеспечивает безопасные условия проживания ребенка.

- Обеспечивает безопасность в школе (защищает от травли, преследований).

Классный руководитель

- Изучает социальный статус ребенка в классе.      

- Информирует об особенностях семейного воспитания и включенности родителей в проблемы ребенка.      

- Взаимодействует с педагогами с целью обеспечения поддержки в кризисный период.       

- Способствует разрешению конфликтных ситуаций в классе.

- Включает ребенка в обычную школьную жизнь.

- Обеспечивает нормальный статус в классе.

Приглашенные участники (по необходимости)

Функции

Родители (законные

представители)

 

- Обеспечивают постоянный эмоциональный контакт с ребенком в кризисный период.        

- Выполняют рекомендации специалистов. 

- Посещают консультации психолога, семейного терапевта, специалистов ОУ. 

- При необходимости производят значимые изменения в жизни семьи.

- При необходимости обеспечивают помощь специалистов различных учреждений и ведомств.                

Медицинский работник

- Фиксирует травмы и побои. 

- Обеспечивает экстренную медицинскую помощь.

- Направляет в учреждения здравоохранения.

Инспектор ПДН

- Пресекает противоправные действия.

- Разъясняет нормы права.

- Обеспечивает безопасность.

- Обеспечивает поддержку правоохранительных органов.

 

2. Изучение ситуации

- получение запроса и первичной информации о случае (особенности произошедшего, особенности ребенка, совершившего правонарушение, ставшего свидетелем или жертвой правонарушения, или ребенка суицидента со слов заявителя);            

- определение круга лиц, вовлеченных в ситуацию (кому о ней уже известно, кто предположительно повлиял на ситуацию и пр.).

3. Взаимодействие с другими специалистами 

 Информирование представителя администрации;

 Определение конкретных специалистов, необходимых для участия в антикризисной команде;

 Назначение школьного заседания антикризисной группы;

 Обращение за помощью в иные организации, оказывающие медицинскую, психологическую, социальную, правовую и иные виды помощи (психиатр, следственный комитет, полиция, опека, Центр ППМС и пр.).

 Предупреждение о неразглашении информации.

 Локализация распространения слухов (грамотное взаимодействие с журналистами, в том числе совместно с администрацией ОУ подготовка информации по происшествию, которая в случае необходимости будет представлена в СМИ). 

4. Построение рабочей гипотезы            

Пример 1. Правонарушение (суицидальная попытка) совершено подростком как демонстративная реакция на несправедливые на взгляд подростка требования родителей и  педагогов с целью освобождения от избыточных требований любой ценой.                                    

Пример 2. Попытка предпринята с целью прекращения трудной жизненной ситуации (одиночество, буллинг, насилие в семье).

5. Сбор дополнительной информации с целью определения факторов риска и поддерживающих ресурсов

1) Сведения об эмоционально-личностных особенностях (если имеются по результатам предшествующей диагностики психолога, сбор анамнеза, характеристика ребенка классным руководителем, референтными лицами с предупреждением о сохранении конфиденциальности);

2) Характеристика семьи, сведения об условиях семейного воспитания, характере внутрисемейных взаимоотношений с близкими и пр.;

3) Сведения о ситуации в классе и школе, определение социального статуса подростка, характера взаимоотношений с обучающимися и педагогами, определение круга референтных лиц, увлечений, ценностей; о состоянии отдельных учащихся, информации о степени включенности детей в ситуацию (говорили, знали, обсуждали, читали, слышали), о степени близости отношений,  и пр.;

4) Сведения о дополнительных факторах:        внешкольной деятельности, предшествующих событиях, вовлеченности в группировки, употребление ПАВ, наличие эмоционально значимых отношений вне семьи  школы, посещение определенных сайтов, переписка в социальных сетях и пр.

6. Разработка плана работы со случаем.            

Разработка совместного поэтапного плана помощи по конкретному случаю на заседании антикризисной        группы.         Преимущества        - разделение ответственности между специалистами, вовлечение родителей в работу поддерживающей команды, исключение отпускание ситуации на самотек и пр.

7. Реализация плана работы со случаем.

Оказание подростку психологической поддержки  в острый кризисный период (принятие острой кризисной реакции, обеспечение условий для эмоциональной разрядки);

Консультирование             подростка     психологом, социальным педагогом  (периодичность встреч 1-3 в неделю);

Работа с семьей (в рамках           консультирования, возможны при необходимости совместные встречи родители-подросток);

Работа с педагогами (консультирование, разработка плана совместных действий);

Работа с группой детей (при необходимости, если они вовлечены в ситуацию либо она эмоционально значима для них);

Включение в обычную для подростка школьную жизнь;

Организация досуга по интересам подростка;

Включение подростка в групповую /тренинговую работу с целью укрепления личностных ресурсов (если острый кризисный период миновал);

Поддерживающее сопровождение (на протяжении 1 года)

8. Завершение работы со случаем.                                                                                 

Обсуждение на заседании. Подведение итогов.

Результат работы с кризисным случаем считается достигнутым если подросток:

Чувствует сожаление, раскаяние в случившемся, если он совершил правонарушение;

Имеет искреннее намерение изменить ту часть ситуации, которая зависит от него;

Воспринимает себя, как достойного человека, совершившего неблаговидный поступок или, находящегося в трудной жизненной ситуации;

Имеет представление о помогающих службах и специалистах;

Имеет план, что и в какой последовательности делать;

Верит в себя и свои возможности.

 

Помогающие организации

Федеральный телефон доверия для детей  и подростков т. 8-800-2000-122;

Краевой телефон доверия для детей и подростков Хабаровска 8(4212) 30-70-92, 89098000630 - WhatsApp.