ГАДЖЕТЫ И МАЛЫШИ
Ученые, врачи, педагоги во всем мире бьют тревогу. Цифровые технологии
имеют прямое отношение в тому, что в последнее время появилось так много детей,
которые не говорят ни в два, ни в три года. Родители забывают о том, что речь
развивается только в живом общении, сажают детей с полугода к экранам
ноутбуков, планшетов, после года дают детям в руки телефоны. А живого общения я
с ребенком практически нет.
Мудрый русский народ создал массу потешек и
пестушек для общения с малышами первых двух лет жизни. Они сопровождали весь
процесс ухода за ребенком, малышу пели колыбельные, рассказывали сказки. Теперь
малыши всего этого лишены. Родители в своих гаджетах, ребенок – в своем. Это
одна из главных причин безречия детей без неврологических нарушений.
Игровая зависимость или интернет зависимость –
ЛЕГКО ФОРМИРУЕТСЯ С РАННЕГО ДЕТСТВА. Мозг ребенка восприимчив и пластичен. В
гаджете картинки быстро меняются, ярко, красиво, ребенка раннего возраста
завораживают эти яркие световые и цветовые пятна, и ребенок получает
удовольствие. Дети с пяти-шести месяцев живут в искусственном и красочном мире.
Пластичный мозг ребенка при игре в компьютерные игры или при бесконечном
просмотре мультиков получает большую дозу дофамина, гормона удовольствия. В
реальной жизни возможно получить такую дозу, только лишь принимая наркотики.
Страшно, что дофаминовая зависимость формируется уже на первом году жизни.
Родители отмечают, что ребенок может есть только
у экрана гаджета, что его можно успокоить или уложить только с помощью гаджета,
что процедуры в больнице можно делать только при включенном гаджете. Последние
исследования доказывают, что у трехлетнего ребенка, который растет у экрана
гаджета, речевое развитие задержано в сравнении со средней нормой на
полтора-два года, то есть в активной речи у крохи 10—15 лепетных слов.
Ученые все чаще говорят о том, что вместе с
гаджетами в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это
диагноз.
Уже в 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей —
представителей цифрового поколения страдают расстройством внимания, потерей
памяти, низким уровнем самоконтроля, когнитивными нарушениями, подавленностью и
депрессией. Исследования показывают, что в мозгу представителей цифрового
поколения наблюдаются изменения, похожие на те, что появляются после
черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое
обычно развивается в старческом возрасте.
В это сложно поверить, но среднестатистический
семилетний ребенок уже провел у экранов больше года своей жизни. Хотите
сказать, что сейчас совсем другие дети? Да, дети другие, но мозг у них такой
же, что был у человека тысячу лет назад, — 100 миллиардов нейронов, каждый из
которых связан с десятью тысячами себе подобных.
Мозг нужно развивать и кормить. Все наши мысли,
действия, решения сложных задач и глубокие размышления оставляют след в нашем
мозгу. «Ничто не может заменить того, что дети получают от собственного,
свободного и независимого мышления, когда они исследуют физический мир и
сталкиваются с чем-то новым», — утверждает британский профессор психологии Таня
Бирон. Но с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в
котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%! Мир сжался
до экрана смартфона.
Дети забыли и, что еще хуже, просто не знают,
каково это — бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или
просто болтать друг с другом. Они часами сидят, уткнувшись в свой смартфон. А
ведь им необходимо развивать свои мышцы, знать о рисках, которые приготовил для
них мир, и просто взаимодействовать со своими друзьями. Удивительно, как быстро
сформировался совершенно новый тип среды, где вкус, обоняние и осязание не
стимулируются, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на
свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу. Нам определенно
есть о чём волноваться.
Мозг формируется, когда есть внешние стимулы и
чем больше их будет — тем лучше для мозга. Поэтому очень важно, чтобы дети
исследовали мир физически, но не виртуально. Это нужно растущему мозгу, как и
тысячу лет назад.
Родители говорят, что дети стали намного умнее
благодаря Интернету? А знаете ли вы, что нынешние одиннадцатилетние выполняют
задания на таком уровне, который демонстрировали восьми - или девятилетние дети
30 лет назад. Исследователи отмечают, что одной из основных причин этого
является жизнь в виртуальном мире.
ДЕЛАЙТЕ ВЫВОДЫ, УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! ПОКА НЕ ПОЗДНО!
📌ФРАГМЕНТ СТАТЬИ ПЕДИАТРА Е. А. ГОРЕЛИК. ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В ЖУРНАЛЕ "ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА" (№ 10 2021).
📌В статье говорится о прогрессирующей тенденции к гаджет-зависимости среди детей. Представлен механизм ее формирования и клинические признаки, разъяснены причины сохранения психического и физического здоровья ребенка от избытка гаджетов. Приводятся аргументы о негативных последствиях раннего и чрезмерного влияния цифровых технологий на растущий и созревающий организм. Предложены пути решения проблемы и меры профилактики гаджет-зависимости у детей.
📌Введение и теория. Сейчас виртуальный мир представляет много положительных возможностей – получать образование, покупать товары и зарабатывать на дому, контролировать местоположение и учебу детей, сохранять чистоту в доме, поддерживать общение на дальних расстояниях. Вместе с этим люди уже не так социализированы как раньше. Вспоминая советское детство, за неимением изобилия игрушек дети много времени проводили во дворе, на свежем воздухе, где активно развивались двигательные, речевые навыки, мышление и речь, укреплялось физическое здоровье. Но на данном этапе жизни мы все чаще видим, как современные дети больше времени проводят у экранов планшетов и телефонов, поскольку электронный мир для них стал привлекательнее, чем живая среда. Разобщенность детей начинает проявляться с самого раннего возраста, поэтому минусы цифрового века становятся очевидными.
📌Причина вовлечения детей в электронный мир кроется в сформировавшейся зависимости на молекулярно-клеточном уровне. Ведущей гипотезой патогенеза болезней зависимости является дофаминовая теория, разработанная еще в 1988, 1992, 2001 д.м.н., профессором, академиком РАН Анохиной И. П.
📌 Так, телевизор, компьютер, планшет или телефон выступает раздражителем, разовый просмотр или игра на котором приводит к значительному повышению концентрации свободного дофамина. В физиологических условиях происходит выброс дофамина в межсинаптическую щель, стимуляция постсинаптических рецепторов, обратный захват избытка нейротрансмиттера определяет естественную «дозу удовольствия» для организма. Однако ежедневное, неконтролируемое длительное нахождение за гаджетами приводит к функциональному истощению системы, в результате которого концентрация дофамина снижается, толерантность растет, ребенку требуется все больше времени для получения удовлетворения от игры на планшете, формируется более высокий новый уровень системы и ускорение метаболического круговорота, далее происходит разбалансировка синтеза и утилизации нейромедиатора, когда избыток дофамина становится постоянным, что обуславливает огромное чувство удовольствия и эйфории. В итоге возникает «порочный круг»
метаболизма дофамина в мезокортиколимбической системе подкрепления мозга, который является биологическим проявлением сформированной зависимости. Это новое функциональное состояние ДА системы обладает способностью к длительному существованию.
📌Портрет гаджет-зависимого ребенка специфичен и легко заметен: он большую часть времени может проводить за планшетом; занятия / игрушки / конструкторы не вызывают особого интереса; любая просьба, отрывающая от экрана провоцирует сопротивление и негативную реакцию в виде плача и протеста; после выполнения заданий снова появляется влечение к устройству; прием пищи, ожидание в очереди, медицинские манипуляции (проведение ингаляционной, инфузионной терапии) или другие мероприятия сопровождаются просмотром мультфильмов поскольку без данного способа ребенок раздражителен, неспокоен и препятствует совершению необходимых действий.
Признаки гаджет-зависимости описаны в литературе. Изменения касаются настроения, времени игры за гаджетом, ухода от проблем и отсутствия других интересов в жизни, взаимоотношений с родителями и сверстниками, учебы, здоровья и представлены ниже [3-5]:
1. Настроение
- ухудшение настроения, когда нет возможности пользоваться гаджетом или заканчивается время игры на нем,
- возникновение чувства эйфории, когда ребенок в предвкушении пребывания у экрана,
- ребенок чувствует себя счастливым больше, когда имеет возможность подержать в руках гаджет и играть в него,
- после пользования тем или иным техническим приспособлением проявляет раздражительность, агрессивность в общении;
2. Время
- постепенное увеличение времени, проводимого в гаджете,
- неудачные попытки контролировать время игры на устройстве,
- желание пользоваться им более 30 минут в день;
3. Уход от проблем
- использование гаджета с целью ухода от текущих проблем,
- игнорирование своих обязанностей,
- отсутствие других интересов, целей и стремлений,
- фанатичное отслеживание новинок техники и виртуальных игр, неконтролируемое желание их получить;
4. Взаимоотношения
- потеря весомых взаимоотношений вследствие использования гаджета, ссоры из-за длительного пребывания у экрана,
- пренебрежение семьей и друзьями: ребенок практически не общается с ними, а больше уходит в виртуальный мир;
5. Учеба
- при постоянном пользовании гаджетом возникают проблемы в обучении (в дошкольном или школьном) из-за нарушения формирования основных высших психических функций: речи, мышления, внимания, памяти,
- после игр на устройствах ребенок с трудом переключается на новый вид занятий, мыслями и вниманием застревая в прошлой деятельности;
6. Здоровье
- проблемы со здоровьем вследствие использования гаджета, связанные с влиянием на зрение, опорно-двигательный аппарат, желудочно-кишечный тракт (ЖКТ), эндокринную систему.
С точки зрения психологической безопасности ребенок не должен видеть включенный телевизор (даже если он работает фоном) и играть в гаджет до 3 лет. Таких же возрастных рекомендаций придерживается Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) [7]: младенцы и ранний возраст – запрещено, дошкольный возраст (3-7 лет) – от 15 до 30 минут в день, младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день, старший школьный возраст (11-18 лет) – 1-3 часа в день.
‼Почему не стоит давать гаджеты ребенку до трех лет?
1. Потому что этот период особенно важен, так как созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции, двигательная сфера.
2. Развивается фантазия, творческие способности, внутренняя речь.
3. Период до трех лет является наиболее оптимальным периодом для становления речи [9], поскольку в этот период происходит так называемое первичное обучение, т.е. формируются нейронные связи, которые в дальнейшем служат фундаментом для более сложных форм обучения.
4. Это период сензитивного развития человека, когда главными инструментами познания мира вообще и слов, в частности, являются ощущения. Ребенок должен иметь возможность получать как можно больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных). Если рассмотреть пирамиду обучения Вильямса и Шелебергера, то базой, на чем строится все развитие ребенка, является сенсорная система, и проблемы именно в ней могут послужить пусковым механизмом в нарушениях созревания других сфер. Возможно ли развитие всех ощущений посредством экрана? Мозг ребенка перенасыщается зрительными и слуховыми впечатлениями, но испытывает дефицит в тактильных, обонятельных и осязательных ощущениях. Поэтому для нормального психического развития ребенка необходимо создавать сенсорно-обогащенную среду с живым эмоциональным общением без использования гаджетов.
5. Развитие детского организма при использовании гаджетов происходит под незримым воздействием электромагнитного излучения, неблагоприятное влияние которого изучено и возможные побочные симптомы описаны (остановимся на этом ниже).
‼Таким образом, рождаясь, мозг имеет огромный потенциал возможностей, но находясь в условиях, которые не отвечают требованиям для его физиологически нормального созревания и развития, формируются искусственно вызванные задержки в когнитивной, эмоционально-волевой, психо-речевой, двигательной сферах.
‼У гаджет-зависимых детей происходит отставание в развитии по всем направлениям. В литературе приводятся различные примеры патологических изменений и состояний, которые являются результатом гаджет-зависимости и будут описаны ниже. К ним относятся: расстройства аутистического спектра; снижение фантазии и творческой активности; недоразвитие внутренней речи. Как указывает Л. С. Выготский, без внутренней речи мышление не развивается или развивается дефектно. Отсутствие внутренней речи, анализа, воображения у ребенка приводит к внутренней пустоте и постепенно общение со сверстниками оказывается все более поверхностным и неинтересным, самостоятельно занять себя и придумывать игры становится сложнее так как ребенок уже привык к «пассивному» дофамину, когда включая электронные устройства каких либо серьезных энергетических затрат не требуется, и в результате мозг все чаще «выбирает» гаджет нежели виды активного развлечения, где нужно прикладывать собственные знания и усилия. Далее в подростковом возрасте взамен на планшет придет другой вид легкого получения удовольствия - первый алкоголь, табак и курительные смеси, наркотики.
‼Появляются сложности восприятия информации на слух и дефицит концентрации, когда ребенку становится труднее удерживать внимание, быть вовлеченным в игру или занятие, переключаться с одного вида деятельности на другой. По моему наблюдению, дети с установленным диагнозом синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) способны находиться у экрана телефона или планшета достаточно длительное время, что является одним из способов «удержания» ребенка на месте. В таком случае синдром еще больше закрепляется, поскольку гаджеты способствуют снижению концентрации внимания и дестабилизации нервной системы, которая имеет свои особенности при СДВГ. Двигательная расторможенность с импульсивностью поведения становится выражена сильнее после прекращения игр, а заболевание продолжает существовать, двигаясь по замкнутому кругу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.