Памятка для родителей первоклассников
Что делать, если ребенок не садится делать уроки один?
Прежде всего, нужно понять причину. Их может быть несколько:
· ребенок понимает, что сам не справится, поэтому не пытается делать уроки. Иногда на это может наложиться синдром выученной беспомощности (когда отказ переносится на уроки, с которыми ребенок может справиться сам)
· не освоены в полной мере навыки самостоятельности (ребенок не умеет организовать свою работу сам);
· ребенок не уверен в себе, боится сделать ошибку.
Что делать?
Если у ребенка синдром выученной беспомощности, то работа должна вестись по следующим двум направлениям:
1) совместное выполнение с ребенком домашних заданий и отдельная проработка наиболее трудных из них. При этом важно помнить несколько правил:
ü дополнительные задания должны быть направлены на устранение причины проблемы;
ü задания должны быть интересными;
ü заданий не должно быть много;
ü задания не должны восприниматься как наказание.
2) после освоения ребенком заданий определенного типа, нужно дать возможность для самостоятельного закрепления.
Для формирования навыков самостоятельности важно придерживаться следующих рекомендаций:
ü весь процесс приготовления уроков (время, когда садится за уроки, место работы, этапы выполнения домашней работы, правила выполнения) нужно разбить на отдельные составляющие, которые должны быть поняты и приняты ребенком. Для этого важно чтобы формулировка этих правил исходила именно от ребенка (хорошо, чтобы ребенок самостоятельно сформулировал правила и проговорил их вслух). Важно помнить, что лучше разделить эту работу на несколько этапов, в каждом из которых мы разбираем только одно из правил. Нужно учить соблюдать эти правила, неоднократно показывая, что, как и зачем делать. Постепенно надо увеличивать долю самостоятельности ребенка в этой работе. Переход к самостоятельности – очень трудный этап.
ü Нельзя ругать ребенка при неудачах, а наоборот найти возможность и повод для похвалы.
ü Если ребенок не уверен в себе. Нужно объяснить, что ошибка во время обучения – нормальное явление, она показывает область, которая не освоена, направление работы.
ü Важно рассказать о механизме действия страха, который мешает думать и запоминать. Необходимо внушать положительный настрой, зависимость результата от вложенного труда. Ругать за низкие оценки неразумно, сравнение с другими учениками и постоянное указание на ошибки и неудачи снижает самооценку и отбивает желание заниматься. Хвалите ребенка за конкретные, пусть и незначительные успехи.
ü
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.