Памятка для родителей
Составила педагог-психолог Макушина Ю.Н.
Инклюзивное образование - это система образовательных услуг, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предусматривающая обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Инклюзивное (включенное) образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В его основу положена идеология, которая исключает любую дискриминацию учеников, но, в то же время, создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Это значит, что все дети могут полноценно учиться, а их отличительные особенности достойны уважения.
Может ли ребенок-инвалид учиться в общеобразовательной школе?
Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, независимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе «Об образовании в Российской Федерации».
Одним из самых эффективных методов получения образования детьми-инвалидами и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми возможностями в общеобразовательных учебных заведениях.
Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей-инвалидов в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них.
Какие формы обучения доступны для ребенка-инвалида?
Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Для этого необходимо заключение психолого-медико-педагогической комиссии и согласие родителей. Если даже это заключение является положительным, родители все равно имеют полное право определить своего ребенка в ближайшую к месту жительства общеобразовательную школу, а органы управления образования предоставить ребенку-инвалиду образование в той форме, на которой настаивают родители, что оговаривается в законе «Об образовании».
Принципы, на которых базируется не инклюзивное образование:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Каждый человек способен чувствовать и думать.
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Все люди нуждаются друг в друге.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.