Памятка для воспитателя по развитию связной речи дошкольников

  • Памятки
  • pdf
  • 19.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буклет Памятка для воспитателя по развитию речи дошкольников.pdf

 

 

  Связная речь – развёрнутое изложение  определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно  и точно, грамматически правильно и образно.

    Известны два основных вида речи –  диалогическая и монологическая.           Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.   

   

   Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ,объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. 

 

    Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, подводит ребёнка к составлению рассказа.

  

    Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на  кухне, папа за работой по

хозяйству и пр.) с последующим  составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.

 

   Для развития связной речи детей исполюзуют пересказ, составление рассказов-описаний, повествований. 

 

По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трёх видов: по восприятию, представлению, воображению.

 

   Рассказы по восприятию могут быть:

-      описательными      –      по       предмету,

предметной картинке, пейзажной картинке; - повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.

 

Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка по составлению повествовательного рассказа по

картинкам, серии картинок

 

1  Время действия (время года, часть суток)

2  Погода

3  Место действия

4  действующие лица, их имена

5  Происшествие (случай, событие)

6  Исход происшествия (случая,события) 7 Настроение персонажей

 

Логика построения – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.

 

Речевые шаблоны начала:    «Однажды зимой …», «Кака-то раз в

лесу…», «Был дождливый осенний день…»

 

Речевые шаблоны кульминационного момента

«Вдруг…»,         «Неожиданно…»,          «Что

делать?…» 

 

Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что…»,

«Наконец…»,»Настроение было…», 

«Рады (огорчены) тем, что…»