Связная речь – развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Известны два основных вида речи – диалогическая и монологическая. Форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответов на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая эмоциональная выразительность, жест, мимика – основные черты диалогической речи. Таким образом, диалогическая речь более элементарная по сравнению с другими видами речи.
Монологическая речь – развёрнутый вид речи одного лица, требующий полноты, чёткости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ,объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно.
Приём комментирования своих предметных действий, продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, подводит ребёнка к составлению рассказа.
Наблюдение ребёнка за демонстрируемыми действиями взрослого (мама на кухне, папа за работой по
хозяйству и пр.) с последующим составлением рассказа о виденном поможет составлению рассказов без наблюдаемого действия. Очень важно – образец рассказа должен дать взрослый.
Для развития связной речи детей исполюзуют пересказ, составление рассказов-описаний, повествований.
По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трёх видов: по восприятию, представлению, воображению.
Рассказы по восприятию могут быть:
предметной картинке, пейзажной картинке; - повествовательными – по сюжетной картине, серии сюжетных картинок. Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта. Значение их велико для развития личности, личностного общения.
Рассказы по воображению – творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).
картинкам, серии картинок
1 Время действия (время года, часть суток)
2 Погода
3 Место действия
4 действующие лица, их имена
5 Происшествие (случай, событие)
6 Исход происшествия (случая,события) 7 Настроение персонажей
Логика построения – завязка – развитие действия – кульминация – развязка.
Речевые шаблоны начала: «Однажды зимой …», «Кака-то раз в
лесу…», «Был дождливый осенний день…»
«Вдруг…», «Неожиданно…», «Что
делать?…»
Речевые шаблоны окончания: «Всё окончилось тем, что…»,
«Наконец…»,»Настроение было…»,
«Рады (огорчены) тем, что…»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.