Памятка по развитию речи детей раннего возраста
Речь ребенка раннего возраста развивается благополучно, только если созданы благоприятные условия. Поэтому, уважаемые родители, с первого года жизни ребенка общайтесь со своим ребенком на доступном для него языке. Всегда следите за своей речью, своими эмоциями и поведением. Маленьким ребенок учится, подражая за взрослым, наблюдая за ним. Для этого создали маленькую памятку, основываясь на рекомендациях логопеда Лынской М.И. (Лынская М.И. Неговорящий ребенок. Инструкция по применению. – М.: Парадигма, 2015. – 32 с.)
Правила общения с неговорящим ребенком
1. Сопровождайте собственные действия и действия самого ребенка речевым комментарием. Для маленького ребенка все, что он видит, делает, не имеют названия. Только взрослый человек дает ему понять, что каждое явление, каждый предмет, каждое действие в окружающем его мире имеет свое название.
2. Следите за речевым материалом. Ребенок должен понять только суть сказанного. Говорите не развернутыми предложениями, а простыми: «Это вода. Будешь купаться?».
3. Используйте все части речи. Называйте не только предметы, но и действия, качества предметов: большой, маленький, красный и т.д.
4. Речь должна быть эмоциональной, с интонацией, тембром, громкостью, четкой. Важно, чтобы ребенок смотрел на артикуляцию взрослого, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка.
5. Используйте одну и ту же речевую форму к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа – будут обозначаться одним словом «вода».
6. Не используйте метафоры, сравнительные обороты, деепричастия и т.п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект+действие+объект», например: «машина едет», «я мою посуду».
7. Комментируйте только то, что видит ребенок, то, что актуально в данный момент, так как ребенок в раннем возрасте познает мир через свои ощущения, предметно-практическую деятельность.
8. Дайте ребенку проявить свою речевую активность. Ребенок не любит монолог, он всегда должен быть в диалоге.
9. Дайте ребенка самостоятельность. Тогда у ребенка будет мотивация говорить, делать.
Игры для развития речи:
1. Развернутая сюжетная игра.
Цели: проигрывание какой-нибудь истории с начала до конца, удержание внимания в ее контексте; внесение в игру эмоционального напряжения, динамичности; нарушение сложившихся игровых стереотипов, работа со страхами; появление роли «спасителя».
Ход игры. События в игре принимают неожиданный оборот – в привычную последовательность встраивается приключение.
Варианты сюжетов: едем в гости на машине, по дороге машина ломается, останавливаемся, чиним, все в порядке, можно ехать дальше. Мишка идет на день рождения, забывает или теряет подарок. Кукла гуляла, упала, ударила ножку – лечим,
2. Простые настольные игры.
Цели: ориентация в правилах игры, их выполнение, умение ждать, наблюдать за действиями других, принимать проигрыш.
Тематическое лото
Ход игры. В начале используется простой вариант лото – не больше 4-6 картинок на большой картонке. Водящий (сначала это взрослый) раздает всем участникам по одному большому листу с картинками и называет по одной карточке. Легкий вариант – с одновременным показом картинки. «У кого гусь?» - показывается всем картинка гуся.
Вариант: картинка называется, но не показывается, пока ребенок не покажет на свою такую же.
Простое домино
Ход игры. Используем домино с четкими и понятными картинками. Водящий раздает по несколько фишек домино и выкладывает в центре стола произвольную фишку. Дальше по очереди кладут по одной фишке так, чтобы одинаковые картинки лежали рядом, пристраивая свою фишку с одного или с другого конца. Если такой фишки нет – ребенок пропускает ход и берет себе дополнительную фишку из оставшихся.
3. Пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика (дуть шарик, мыльные пузыри, воду)
4. Игры с подключением всех анализаторов (зрительного, тактильного, слухового, обонятельного)
5. Артикуляционная гимнастика (массаж щеткой, игры с язычком, щеками, губами)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.