Рекомендации для педагогов
по работе с детьми
с нарушением слуха
1. Учащийся должен сидеть за первой партой (предпочтительно со стороны стола учителя) на максимально близком расстоянии от учителя.
При этом учащийся должен иметь возможность видеть всех одноклассников для того, чтобы при их устных ответах поворачиваться и видеть лицо говорящего, считывать речь у него с губ.
2. Учитель должен контролировать состояние индивидуальных слуховых аппаратов у учащегося (чтобы аппарат работал, был включён).
3. При проведении урока учитель всё время должен стоять ближе к учащимся, повернувшись к ним лицом. Нельзя поворачиваться боком или спиной при объяснении материала, в этом случае учащиеся не воспринимают речь учителя и не понимают, о чём он говорит.
4. Речь учителя должно быть нормальной разговорной громкости, в нормальном темпе, но не быстрой.
5. При выполнении самостоятельных заданий учитель должен дополнительно уточнить правильно ли учащийся понял смысл предъявляемого задания, при затруднении объяснить в более лёгкой и доступной форме.
6. При проверке домашнего задания по устным предмета предпочтение лучше отдавать письменным заданиям, чтобы на фоне хорошо говорящих сверстников учащийся не чувствовал свою особенность речи.
7. Максимально стимулировать устные ответы, даже если в них есть ошибки при словесном оформлении. Это стимулирует учащихся к стремлению в устном общении, вырабатывает положительное отношение к речи.
8. При оценивании результатов учебной деятельности пользоваться нормами оценки знаний учащихся с нарушением слуха.
9. Максимально привлекать учащихся к участию в мероприятиях класса и школы. Это способствует накоплению социального опыта.
10. Проявлять к учащимся толерантное отношение, оказывать им всяческую поддержку, чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно в своём классе и в школе.
11. Вести активное взаимодействие с семьёй в процессе воспитания и обучения ребёнка.
В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.
В любой ситуации обучения
Ø подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения;
Ø каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой;
Ø отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий;
Ø включайте детей в диалог, обсуждение по поводу результатов и процесса их достижения. При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам что надо сделать»);
Ø не допускайте повышенного уровня шума в классе, включайте в учебный процесс «минуты молчания», которые являются своеобразным отдыхом для слуха и будут полезны всем учащимся класса;
Ø повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом/всех учащихся повторять за учителем;
Ø ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание, не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание;
Ø
Ø слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу; используйте по максимуму площадь доски;
Ø выносите часть учебного материала/новый словарь на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать;
Ø используйте как можно шире иллюстративный материал;
Ø ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации). Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога/полилога, обращайте внимание глухого/слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное воспитания и обучения ребенка).
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 7
Имени Дунина-Горкавича А.А.»
Памятка для педагогов
работа с детьми
с нарушением слуха
Педагог-психолог
Торянникова Татьяна Сергеевна
г. Ханты-Мансийск
2021- 2022
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.