Памятка
для подготовки к ВПР по русскому языку, 5класс
ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ
(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Примеры
тёплый — 2 слога [т'оплый`] т [т'] — согласный, глухой, мягкий; ё [о́] — гласный, ударный; п [п] — согласный, глухой, твёрдый; л [л] — согласный, звонкий, твёрдый; ы [ы] — гласный, безударный; й [й`] — согласный, звонкий, мягкий 6 букв, 6 звуков
|
ночь — 1 слог [но́ч'] н [н] — согласный, звонкий, твёрдый; о [о́] — гласный, ударный; ч [ч'] — согласный, глухой, мягкий ь [-] — звука не обозначает 4 буквы, 3 звука
|
НУЖНО ЗАПОМНИТЬ
Гласные звуки |
Согласные звуки |
|
Звонкие |
Глухие |
|
[а], [о], [у], [ы], [э], [и] |
Парные: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж] Непарные: слово-подсказка лимонарий [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й'] |
Парные: [п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш] Непарные: [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'] |
Из них всегда мягкие - [й], [ч], [щ], всегда твёрдые - [ж] , [ш], [ц] |
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й'э], [й'о], [й'у], [й'а]):
1) в начале слова (еда [й'эда], ёлка [й'олка], юла [й'ула], яма [й'ама])
2) после гласных (играет [играй'ит], поёт [пай'от], поют [пай'ут], маяк [май'ак])
3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с'им'й'э], подъезд [падй'эст])
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).
(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
План разбора
1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;
2. Выдели основу: слово без окончания;
3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;
4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;
5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.
(3) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
Часть речи, общее грамматическое значение.
I. Начальная форма.
II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).
Часть речи |
Начальная форма |
Постоянные морфологические признаки |
Постоянные морфологические признаки |
Синтаксическая роль |
Существительное, обозначает предмет |
Кто? Что? |
Одушевлённое/неодушевлённое Собственное/нарицательное Род Склонение |
Падеж Число |
Подлежащее Дополнение Обстоятельство |
Прилагательное, обозначает признак предмета |
Какой? Чей? |
- |
Падеж Число Род (только в ед.ч.) |
Определение |
Глагол, обозначает действие предмета |
Что делать? Что сделать? |
Вид (несовершенный/совершенный) Спряжение |
Время Число Лицо (только в наст. и буд. вр.) Род (только в прош. вр., ед.ч.) |
Сказуемое |
Образцы разбора
Существительное |
Прилагательное |
Глагол |
(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет. I. Начальная форма — тишина. II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже. III. Слушаем (что?) тишину (дополнение) |
(Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета. I. Начальная форма — большой. II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже. III. Деревья (какие?) большие (определение)
|
(Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета. I. Начальная форма — слушать. II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице. III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое) |
(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР
План разбора
1. По цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное;
2. По интонации: восклицательное или невосклицательное;
3. По наличию грамматических основ: простое или сложное;
4. Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;
5. Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.
Образец разбора
Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).
Вода подхватит лёгкое судёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).
ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ
А алфавИт, алфавИтный |
М магазИн молодЁжь
|
У углубИть, углубИт, упростИт убралА |
Б бЫть, былА, бЫло; нЕ был, не былА баловАть, баловАться, балУется бАнты, |
Н начАть, нАчал, началА, нАчали на дОску насорИт |
Ф фарфОр фОрзац |
В ворОта вЕрба взялА, взялАсь, взялсЯ вручАт, вручИт включИт, включИшь водопровОД |
О откУпорит ободрИТ облегчИТ отозвалАсь |
Ц цепОчка цемЕнт |
Д дать,
далА, дАли; нЕ дал дремОта договОр дождалАсь
|
П партЕр плодоносИт процЕнт повторИт, повторИшь пОнял, понялА, пОняли положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь полилА перезвонИТ, позвонИТ повторИт, повторИм |
Ч чЕрпать |
Ж жИть, жилА, жИло, жИли; нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили жалюзИ |
Р расположИть руководИть |
Ш шАрф, шАрфы |
З звонИть, звонИшь, звонИт |
С срЕдства сантимЕтр сИлос |
Щ щавЕль |
К каталОГ клАла, крАлась квартАл киломЕтр каучУк крАны, кедрОвый красИвее, красИвейший |
Т тОрт, тОрты танцОвщица |
|
ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные части речи
|
Часть речи |
Вопросы |
Примеры |
1. |
Имя существительное |
Кто? Что? |
Человек, школа |
2. |
Имя прилагательное |
Какой? Чей? |
Деревянный, птичий |
3. |
Имя числительное |
Сколько? Который? |
Двадцать, первый |
4. |
Местоимение |
Вопросы имён |
Я, ты, мой |
5. |
Глагол |
Что делать? Что сделать? |
Читать, прочитать |
6. |
Наречие |
Как? Когда? Где? и т.д. |
Громко, вчера, впереди |
Служебные части речи
|
Часть речи |
Примеры |
1. |
Предлог |
в, на, под, за, перед, из, из-за, из-под |
2. |
Союз |
и, да, но |
3. |
Частица |
пусть, неужели, разве, не, ни |
Образец выполнения задания
пр. |
сущ. |
сущ. |
гл. |
прил. |
сущ. |
союз |
прил. |
сущ. |
На |
стекле |
мороз |
нарисовал |
мохнатую |
ёлочку |
и |
забавного |
зайца.
|
В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.
ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Предложение |
Схема |
«Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец. |
«П», — а. |
«Иди за мной!» — крикнул Саша. |
«П!» — а. |
«Сходим в кино?» — предложил он. |
«П?» — а. |
Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание». |
А: «П». |
Он поинтересовался: «Сколько это стоит?» |
А: «П?» |
Она воскликнула: «Красота!» |
А: «П!» |
ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ
Образец выполнения задания
Расскажите мне, ребята, всё по порядку. (Обращение)
ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Образец выполнения задания
Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями
от капель. (Сложное предложение/две грамматические основы)
ЗАДАНИЕ 8. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
ТЕКСТА
Прочитайте текст 2 и выполните задания.Определите и запишите основную мысль текста.
Текст 2
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Пояснение.
Основная мысль текста:
Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской. (ИЛИ: иногда ласка эффективнее, чем наказание).
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
ЗАДАНИЕ
9. РАБОТА С ТЕКСТОМ.
Какие факты, по мнению автора текста,
свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером?
Запишите ответ.
Текст 2
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Пояснение.
Ответ может быть сформулирован так:
Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок — прыгнул с дерева.
ЗАДАНИЕ
10. ТИПЫ РЕЧИ.
Тип речи – это способ
изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Типов речи три:
повествование, описание, рассуждение. Не путайте со стилями речи - их пять:
разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический.
В
русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего
три:
1.Повествование – дает информацию о происшедших событиях.
2.Описание – описывает то, что человек видит перед собой.
3.Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.
1.Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание
– когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.
Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То
есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я
вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый
магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки
ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой
(семь)».
Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.
2.Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только
одна.
Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».
Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».
Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом
перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка
сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании,
а одна «фотография» поля – об описании.
Описываться могут самые разные вещи:Местность.Внешний вид человека.Характер
человека.Душевное состояние человека.Животное.Интерьер комнаты.Предмет
искусства.
3.Рассуждение
Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.
«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.
Большинство рассуждений строится по такой схеме:
Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.
Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.
Вывод
– заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.
ЗАДАНИЕ 10.Определите,
какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 5—7 текста.
Запишите ответ.
Текст 2
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Пояснение.
В предложениях представлено повествование.
Повествование — это тип текста, в котором описываются события в
определённой последовательности.
ЗАДАНИЕ 11.СЛОВО СО
ЗНАЧЕНИЕМ.
Лексическое
значение слова – это то, что слово
обозначает, это его содержание.
· В задании № 11 дано лексическое значение слова; вам, ребята, по нему нужно найти это слово в указанных предложениях. (Обычно вам предлагают слово и надо определить его значение, а здесь наоборот- по значению надо найти слово).
· Внимательно прочитайте указанные предложения, подумайте, какое слово имеет данное значение.
· Выпишите это слово. Помните: вы можете записать его или в той форме, в какой оно дано в предложении, или в начальной форме.
В предложениях 3—6 найдите слово со значением
«смелый до безрассудности». Выпишите это слово.
Текст 2
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
Пояснение.
В
предложении 6 есть слово «отчаянный», которое имеет значение «смелый до
безрассудности».
Ответ: отчаянный.
ЗАДАНИЕ
11.СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.
В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите
его.
Текст 2
(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.
(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.
(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»
(15)«Выдрать!» — сказал я.
(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует — тут лаской надо»
(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.
(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
(По К. Г. Паустовскому)
Пояснение.
Антонимы — это
слова с противоположным значением.
Синонимы-это слова близкие по значению.
В предложении 10 есть слово «бесстрашие», которое является антонимом к слову «трусость».
Ответ: бесстрашие или бесстрашием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.