Памятка ВПР по русскому языку для 5 классов
Оценка 4.9

Памятка ВПР по русскому языку для 5 классов

Оценка 4.9
Памятки
docx
русский язык
5 кл—6 кл
01.05.2023
Памятка ВПР по русскому языку для 5 классов
Доработанная памятка ВПР по русскому языку с заданиями 8-12.
ПАМЯТКА ВПР ПО РУССКОМУ 5 КЛАСС.docx

Памятка

для подготовки к ВПР по русскому языку, 5класс

  ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗБОРЫ

(1) ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

 Примеры

тёплый — 2 слога

[т'оплый`]

т [т'] — согласный, глухой, мягкий;

ё [о́] — гласный, ударный;

п [п] — согласный, глухой, твёрдый;

л [л] — согласный, звонкий, твёрдый;

ы [ы] — гласный, безударный;

й [й`] — согласный, звонкий, мягкий

    6 букв, 6 звуков

 

ночь — 1 слог

[но́ч']

н [н] — согласный, звонкий, твёрдый;

о [о́] — гласный, ударный;

ч [ч'] — согласный, глухой, мягкий

ь [-] — звука не обозначает

    4 буквы, 3 звука

 

НУЖНО ЗАПОМНИТЬ

Гласные звуки

Согласные звуки

Звонкие

Глухие

[а], [о], [у], [ы], [э], [и]

Парные:

[б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [ж]

Непарные: слово-подсказка  лимонарий

[л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [й']

Парные:

[п], [п'], [ф], [ф'], [к], [к'], [т], [т'], [с], [с'], [ш]

Непарные:

[х], [х'], [ц],  [ч'], [щ']

Из них  всегда мягкие - [й], [ч], [щ],   всегда твёрдые  - [ж] , [ш], [ц]

 

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука ([й'э], [й'о], [й'у], [й'а]):

1) в начале слова (еда [й'эда], ёлка [й'олка],  юла [й'ула], яма [й'ама])

2) после гласных (играет [играй'ит], поёт [пай'от], поют [пай'ут],  маяк [май'ак])

3) после разделительных Ь, Ъ (семье [с'им'й'э], подъезд [падй'эст])

В остальных случаях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук ([э], [о], [у], [а]).

(2) МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

План разбора

1. Найди в слове окончание: измени слово по числам, по падежам или по лицам;

2. Выдели основу: слово без окончания;

3. Найди корень: подбери однокоренные слова, выдели общую часть;

4. Выдели приставку: подбери однокоренные слова с приставками и без приставок;

5. Найди суффикс: он стоит после корня и служит для образования новых слов.

 

(3) МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

Часть речи, общее грамматическое значение.

I. Начальная форма.

II.Постоянные/непостоянные морфологические признаки:

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является в данном предложении).

 

Часть речи

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Постоянные морфологические признаки

Синтаксическая роль

Существительное, обозначает предмет

Кто?

Что?

Одушевлённое/неодушевлённое

Собственное/нарицательное

Род

Склонение

Падеж

Число

Подлежащее

Дополнение

Обстоятельство

Прилагательное, обозначает признак предмета

Какой?

Чей?

-

Падеж

Число

Род

(только в ед.ч.)

Определение

Глагол, обозначает действие предмета

Что делать?

Что сделать?

Вид (несовершенный/совершенный)

Спряжение

Время

Число

Лицо (только в наст. и буд. вр.)

Род (только в прош. вр., ед.ч.)

Сказуемое

Образцы разбора

Существительное

Прилагательное

Глагол

(Что?) тишину — имя существительное, обозначает предмет.

I. Начальная форма — тишина.

II. Пост. пр.: нарицательное, неодушевлённое, 1-е склонение, женский род; непост. пр.: в единственном числе, в винительном падеже.

III. Слушаем (что?) тишину (дополнение)

(Какие?) большие — имя прилагательное, обозначает признак предмета.

I. Начальная форма — большой.

II. Непост. пр.: во множественном числе, в именительном падеже.

III. Деревья (какие?) большие

(определение)

 

(Что делаю?) слушаю — глагол, обозначает действие предмета.

I. Начальная форма — слушать.

II. Пост. пр.: несоверш. вид, I-е спряжение; непост. пр.: в настоящем времени, в единственном числе, в 1-м лице.

III. Я (что делаю?) слушаю (сказуемое)

(4) СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

План разбора

1.      По цели высказывания: повествовательное, побудительное или вопросительное;

2.      По интонации: восклицательное или невосклицательное;

3.      По наличию  грамматических основ: простое или сложное;

4.      Распространённое (есть второстепенные члены) или нераспространённое;

5.      Осложнено (вводные слова, обращение или однородные члены) или не осложнено.

Образец разбора

Вода подхватит лёгкое судёнышко и понесёт. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

Вода подхватит лёгкое судёнышко. (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, не осложнено).


ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ

А

алфавИт,

алфавИтный

М

магазИн

молодЁжь

 

У

углубИть,

углубИт,
упростИть,

упростИт

убралА

Б

бЫть, былА, бЫло;

нЕ был, не былА

баловАть, баловАться, балУется

бАнты,

Н

начАть, нАчал, началА, нАчали
начАться, началсЯ, началАсь

на дОску

насорИт

Ф

фарфОр

фОрзац

В

ворОта
вЫздороветь

вЕрба

взялА, взялАсь, взялсЯ

вручАт,  вручИт

включИт, включИшь

водопровОД

О

откУпорит

ободрИТ

облегчИТ

отозвалАсь

Ц

цепОчка

цемЕнт

Д

дать, далА, дАли; нЕ дал
докумЕнт, докумЕнты
доскА, у доскИ, на дОску
досУг

дремОта

договОр

дождалАсь

 

П

партЕр

плодоносИт

процЕнт

повторИт, повторИшь

пОнял, понялА, пОняли

положИть, положИла, положИл, положУ, положИшь

полилА

перезвонИТ, позвонИТ

повторИт, повторИм

Ч

чЕрпать

Ж

жИть, жилА,

жИло, жИли;

 нЕ жил, нЕ жило, нЕ жили

жалюзИ

Р

расположИть

руководИть

Ш

шАрф, шАрфы

З

звонИть,

звонИшь,

звонИт

С

срЕдства

сантимЕтр
свЁкла
создАть, сОздал, создалА
столЯр

сИлос

Щ

щавЕль

К

каталОГ

клАла, крАлась

квартАл

киломЕтр

каучУк

крАны, кедрОвый

красИвее, красИвейший

Т

тОрт,

тОрты

танцОвщица

 

ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ

Самостоятельные части речи

 

Часть речи

Вопросы

Примеры

1.

Имя существительное

Кто? Что?

Человек, школа

2.

Имя прилагательное

Какой? Чей?

Деревянный, птичий

3.

Имя числительное

Сколько? Который?

Двадцать, первый

4.

Местоимение

Вопросы имён

Я, ты, мой

5.

Глагол

Что делать? Что сделать?

Читать, прочитать

6.

Наречие

Как? Когда? Где?  и т.д.

Громко, вчера, впереди

Служебные части речи

 

Часть речи

Примеры

1.

Предлог

в, на, под, за, перед, из, из-за, из-под

2.

Союз

и, да, но

3.

Частица

пусть, неужели, разве, не, ни

 

Образец выполнения задания

пр.

сущ.

сущ.

гл.

прил.

сущ.

союз

прил.

сущ.

На

стекле

мороз

нарисовал

мохнатую

ёлочку

и

забавного

зайца.

 

В предложении нет местоимения, числительного, наречия, частицы.

ЗАДАНИЕ 5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Предложение

Схема

«Мы уезжаем завтра утром», — сказал отец.

«П», — а.

«Иди за мной!» — крикнул Саша.

«П!» — а.

«Сходим в кино?» — предложил он.

«П?» — а.

Дежурный сообщил: «Завтра состоится собрание».

А: «П».

Он поинтересовался: «Сколько это стоит?»

А: «П?»

Она воскликнула: «Красота!»

А: «П!»

ЗАДАНИЕ 6. ОБРАЩЕНИЕ

Образец выполнения задания

Расскажите мне, ребята, всё по порядку. (Обращение)

ЗАДАНИЕ 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Образец выполнения задания

Пошёл дождь, и озеро покрылось пузырями от капель. (Сложное предложение/две грамматические основы)

                                                ЗАДАНИЕ 8. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Прочитайте текст 2 и выполните задания.Определите и запишите основную мысль текста.

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!»  — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует  — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

Пояснение.

Основная мысль текста:

Для того чтобы отучить кота воровать, надо действовать лаской. (ИЛИ: иногда ласка эффективнее, чем наказание).

 

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.


                                                                  ЗАДАНИЕ 9. РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что кот-беспризорник обладал решительным характером? Запишите ответ.

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!»  — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует  — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Кот воровал в присутствии хозяев дома. Чтобы спастись, пошёл на отчаянный поступок  — прыгнул с дерева.


                                                                   
    ЗАДАНИЕ 10. ТИПЫ РЕЧИ.

Тип речи – это способ изложения, который автор использует, чтобы донести свои мысли. Типов речи три: повествование, описание, рассуждение. Не путайте со стилями речи - их пять: разговорный, научный, официально-деловой, художественный, публицистический.

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи. Типов всего-навсего три:

1.Повествование – дает информацию о происшедших событиях.

2.Описание – описывает то, что человек видит перед собой.

3.Рассуждение – когда ничего не описывается и ни о чем не повествуется, но человек о чем-то думает и передает свои мысли на письме – рассуждает.


1.Повествование – это когда можно сделать несколько «фотографий», описание – когда фотография одна, а рассуждение – когда ни одной.

Когда о чем-то повествуется, можно сделать «несколько фотоснимков». То есть у вас в голове будет несколько сменяющих друг друга картинок. Смотрите: «Я вышел на улицу (раз). Перешел дорогу по переходу (два). Открыл дверь в продуктовый магазин (три). Сказал продавщице: «Здравствуйте!» (четыре). Попросил полбуханки ржаного хлеба (пять). Оплатил (шесть). Вышел из магазина и направился домой (семь)».

Повествование рассказывает читателю о том, какие события произошли. Их именно несколько, поэтому мы представляем себе несколько картинок.


2.Когда что-то описывается, у нас перед глазами одна картинка. Только одна.

Например: «Я стоял на холме и смотрел на поле. Там паслись лошади. Трава волнами прогибалась от порывов ветра. Слева протекала река. Вода в ней рябилась и переливалась обжигающими огоньками на солнце. Вокруг летали бабочки. Где-то совсем рядом стрекотал кузнечик».

 

Вот это всё запечатлено на одном снимке. Это все происходит в один и тот же момент, то есть «картинки» в голове не сменяют друг друга. Я стою на холме, в это время стрекочут кузнечики, пасутся лошади, ветер колышет траву, на воде отблески солнца, вокруг меня летают бабочки».

 

Вот когда я шел за хлебом, я сначала вышел, потом перешел дорогу, потом открыл дверь в магазин – чувствуете, как одна картинка сменяет другую? Вот эта сменяемость нескольких «фотографий» говорит о повествовании, а одна «фотография» поля – об описании.
Описываться могут самые разные вещи:Местность.Внешний вид человека.Характер человека.Душевное состояние человека.Животное.Интерьер комнаты.Предмет искусства.


3.Рассуждение

Это когда «фотографий» нет. Картинок никаких нет. Человек просто о чем-то думает. Он не повествует ни о каких событиях и не описывает никакие картины.

«Нравится ли мне быть взрослым? Я даже не знаю. В этом есть и плюсы, и минусы». Какую картинку вы нарисовали в голове? Никакую. Потому что нельзя ничего нарисовать или «сфотографировать». Тут никто не идет за хлебом и на лугу тоже никто не пасётся.

Большинство рассуждений строится по такой схеме:

 

Тезис – главная мысль, которую автор дальше будет оспаривать или утверждать.

Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор.

Вывод – заключение, к которому автор подводит читателя своими аргументами.

ЗАДАНИЕ 10.Определите, какой функционально-смысловой тип речи представлен в предложениях 5—7 текста. Запишите ответ.

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!»  — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует  — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

Пояснение.

В предложениях представлено повествование. Повествование  — это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.


                                                 ЗАДАНИЕ 11.СЛОВО СО ЗНАЧЕНИЕМ.

Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает, это его содержание.

·         В задании № 11 дано лексическое значение слова; вам, ребята, по нему нужно найти это слово в указанных предложениях. (Обычно вам предлагают слово и надо определить его значение, а здесь наоборот- по значению надо найти слово).

·         Внимательно прочитайте указанные предложения, подумайте, какое слово имеет данное значение.

·         Выпишите это слово. Помните: вы можете записать его или в той форме, в какой оно дано в предложении, или в начальной форме.


В предложениях 3—6 найдите слово со значением «смелый до безрассудности». Выпишите это слово.


Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!»  — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует  — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

Пояснение.

В предложении 6 есть слово «отчаянный», которое имеет значение «смелый до безрассудности».

Ответ: отчаянный.



                                                         ЗАДАНИЕ 11.СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ.
В предложениях 6—10 найдите антоним к слову «трусость» и выпишите его.

Текст 2

(1)Мы не знали. как поймать этого кота. (2)Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. (3)Наконец нам повезло. (4)Он на наших глазах, глядя на нас, украл со стола кусок колбасы и полез с добычей на березу. (5)Мы начали трясти берёзу. (6)Кот решился на отчаянный поступок. (7)С воем он сорвался с берёзы и залез в единственный узкий лаз под домом. (8)Выхода оттуда не было.

(9)На помощь был вызван Лёнька. (10)Лёнька славился бесстрашием и ловкостью. (11)Ему поручили вытащить кота из-под дома. (12)Вскоре Лёнька схватил кота за шиворот и поднял над землёй.

(13)Это оказался тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник. (14)Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил: «Что же с ним делать?»

(15)«Выдрать!»  — сказал я.

(16)Лёнька сказал: «А вы попробуйте его накормить как следует  — тут лаской надо»

(17)Мы втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, творожники и сметану. (18)Кот ел больше часа. (19)Он вышел из чулана пошатываясь и сел на пороге. (20)Потом он долго фыркал и тёрся головой о пол. (21)Это‚ очевидно, должно было обозначать веселье. (22)Потом кот растянулся у печки и мирно захрапел.

(23)С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.

 

(По К. Г. Паустовскому)

Пояснение.

Антонимы  — это слова с противоположным значением.
Синонимы-это слова близкие по значению.

В предложении 10 есть слово «бесстрашие», которое является антонимом к слову «трусость».

 

Ответ: бесстрашие или бесстрашием.

 


 

Памятка для подготовки к ВПР по русскому языку, 5класс

Памятка для подготовки к ВПР по русскому языку, 5класс

II .Постоянные/непостоянные морфологические признаки:

II .Постоянные/непостоянные морфологические признаки:

ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ А алфавИт, алфавИтный

ЗАДАНИЕ 3. УДАРЕНИЕ А алфавИт, алфавИтный

ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные части речи

ЗАДАНИЕ 4. ЧАСТИ РЕЧИ Самостоятельные части речи

ЗАДАНИЕ 8. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

ЗАДАНИЕ 8. ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи

В русском языке есть такое обширное понятие как типы речи

Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор

Аргументы – то есть доказательства, которые приводит автор

Пояснение. В предложении 6 есть слово «отчаянный», которое имеет значение «смелый до безрассудности»

Пояснение. В предложении 6 есть слово «отчаянный», которое имеет значение «смелый до безрассудности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.05.2023