Главная задача - постановка звуков, закрепление их в свободной речи, т.е. работа над звукопроизношением.
Чтобы эта работа была успешной, необходимо соблюдение единого речевого режима. Единый речевой режим - это когда логопед ставит звуки, воспитатель и родители дома помогают закреплять их, чтобы произношение автоматизировалось, стало нормой.
Если соблюдается единый речевой режим, то в идеале к концу учебного года должны быть поставлены все звуки (кроме особо трудных случаев).
Памятка для родителей по коррекции речи
Главная задача постановка звуков, закрепление их в свободной речи, т.е. работа над
звукопроизношением.
Чтобы эта работа была успешной, необходимо соблюдение единого речевого режима. Единый
речевой режим это когда логопед ставит звуки, воспитатель и родители дома помогают закреплять
их, чтобы произношение автоматизировалось, стало нормой.
Если соблюдается единый речевой режим, то в идеале к концу учебного года должны быть поставлены
все звуки (кроме особо трудных случаев).
Общие рекомендации по работе с ребенком дома
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Не мириться с неправильным звукопроизношением (или с нарушением звукослоговой структуры
слова) в бытовой речи. Например, если ребенок говорит: «Дай кандаш!» вместо «Дай карандаш!»
следует тактично остановить ребенка, проговорить самому в замедленном темпе, заставить повторить
правильно. Самим родителям следить за своей речью! Не допускать неправильного произношения и
искажений
подражают
взрослым.
возрасте
слов.
Дети
этом
в
Ежедневно проводить специальные занятия по закреплению правильного произношения звуков,
усвоению новых слов по специальным тетрадям. Начинать с упражнений на каждый звук, а затем
закреплять имеющимся материалом. Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения.
Продолжительность таких занятий от 10 до 30 минут.
Работать над общим развитием ребенка: читать детям книги, рассказывать. Показывать, оречевлять
предметы (т.е. называть их), знакомить с окружающим миром, тем самым обогащая их словарный запас,
рассказывать
избегать
многословности, следить за темпом речи, лучше сказать мало, но правильно.
желательно
сказки
этом
При
и
т.д.
Очень хороши ежедневные речевые зарядки в игровой форме. Например, закрепляя правильное
произношение звука Р , просим: «Назови 45 слов с этим звуком, обозначающих зверей птиц или цветов...
(рысь,
за
произношением ребенка обязателен! Или игры; «Порычим, кто грознее? Ты тигр, а я как собачка
РРРРррррр...» Или «Полетаем как самолетики. Чей дольше? ТРРРР
ТРРРР...» Или «Построчим из
пулеметика; ТРАТАТА, ТРАТАТА...» и т.п. на Ваше усмотрение с учетом интересов и склонностей ребенка.
Контроль
крокодил,
морж
т.п.)».
тигр,
и
Когда начнет читать — ежедневное чтение вслух детских книг самим ребенком. Цель: совершенствование
навыка чтения, закреплять правильное звукопроизношение, развивать интуитивную грамотность (ибо при чтении
он запоминает правописание многих слов), обогащать словарь.
Развивать мелкую моторику (движения) пальцев УК. Это и рисование, и лепка из пластилина, и
штриховка, рисование фигур по точкам, по контуру, обводка, выкладывание различных предметов и
геометрических фигур из спичек, счетных палочек, вырезание ножницами. Хорошо развивают пальцы
и элементарные навыки самообслуживания, такие как: завязывание шнурков, расстегивание и застегивание
пуговиц, пришивание пуговиц и т.д. Этим самым мы готовим руку ребенка к письму. Исчезает скованность
движений, кисть становится более гибкой, что в дальнейшем облегчает навыки письма. Кроме того, ученые
установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких
движений пальцев рук. Это происходит потому, что речевые центры расположены в мозге рядом с центрами,
отвечающими именно за мелкие движения пальцев рук. И при возбуждении последних индуктивно происходит
возбуждение
если
развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика (бег,
прыжки, ходьба и др. крупные движения) может быть даже выше нормы.
Опытным путем доказано,
центрах
речи.
и
что,
в
В доме должна быть спокойная, комфортная обстановка, располагающая к занятиям,
способствующая воспитанию интереса и желания говорить правильно. Не ругайте ребенка, не отчаивайтесь при
неудачах, поощряйте успех. Не скандальте и не кричите при нем, чтобы не спровоцировать заикание (оно может
возникнуть от нервного стресса, испуга при любом речевом расстройстве). Дети, особенно с дизартрией, очень
эмоционально неустойчивы, истощаемы психически. легко возбудимы, поэтому при организации занятий дома
учитывайте психофизические и возрастные индивидуальные особенности вашего ребенка.
Не забывайте, что исправление речи требует систематических, порой продолжительных по времени, занятий, и
что успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.
учительлогопед Галкина Наталья Александровна