Памятка для учителя "Универсальные учебные действия"

  • Памятки
  • docx
  • 23.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Универсальные учебные действия необходимо знать каждому современному учителю. Направленность образовательного процесса на достижение ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у обучающихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений. В памятке для учителя рассматриваются универсальные учебные действия.
Иконка файла материала Универсальные учебные действия.docx
Универсальные учебные действия как требование ФГОС    В современной социальной жизни происходят большие изменения, которые влияют и на школьное образование. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний,   умений   и   навыков   от   учителя   к   ученику   приоритетной   целью   школьного образования   становится   развитие   способности   ученика   самостоятельно   ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. И в решении этой задачи главное место занимает формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают эту возможность каждому ученику. УУД  создают условия развития личности и ее самореализации.            Универсальные   учебные   действия  ­   это   совокупность   способов   действий, которая   обеспечивает   способность   обучающегося   к   самостоятельному   усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Функции универсальных учебных действий: обеспечение   возможностей   обучающегося   самостоятельно   осуществлять деятельность   учения,   ставить   учебные   цели,   искать   и   использовать   необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе   готовности   к   непрерывному   образованию;   обеспечение   успешного   усвоения знаний,   формирования   умений,   навыков   и   компетентностей   в   любой   предметной области. Универсальные учебные действия можно сгруппировать  в четыре основных блока: Личностные результаты Умение самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор Регулятивные УУД Познавательные Коммуникативные Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность УУД Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми УУД Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире Личностные   действия  обеспечивают   ценностно­смысловую   ориентацию учащихся   (знание   моральных   норм,   умение   соотносить   поступки   и   события   с принятыми   этическими   принципами,   умение   выделить   нравственный   аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.       Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;    —  смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности   и   ее   мотивом,   между   результатом   учения   и   тем,   что   побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; —  нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе   и   оценивание   усваиваемого содержания   (исходя   из   социальных   и   личностных   ценностей),   обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные   действия  обеспечивают   учащимся   организацию   их   учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;  — контроль –  обнаружение отклонений и отличий от эталона; — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; —   поиск   и   выделение   необходимой   информации;   применение   методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —   осознанное   и   произвольное   построение   речевого   высказывания   в   устной   и письменной форме; —   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения   задач   в   зависимости   от конкретных условий; —  контроль и оценка процесса и результатов деятельности; — смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально­ делового   стилей;   понимание   и   адекватная   оценка   языка   средств   массовой информации; — постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий  составляют   знаково­ символические действия: — моделирование – преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристики объекта; — преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия    : — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно­следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы    : — формулирование проблемы; — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные   действия  обеспечивают   социальную   компетентность   и   учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; —   постановка   вопросов   —   инициативное   сотрудничество   в   поиске   и   сборе информации; — разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами   и   условиями   коммуникации;   владение   монологической   и   диалогической формами   речи   в   соответствии   с   грамматическими   и   синтаксическими   нормами родного языка.           Формирование   УУД   во   многом   зависит не   только   от   учебно­методического комплекта, но и от педагогически  правильного  взаимодействия  учителя  и  ученика,  эффективности  их  коммуникативной деятельности.             Таким образом, модернизация российского образования ставит перед учителем общеобразовательной   школы   задачу   переосмысления   своей   педагогической деятельности,   пересмотра   подходов   и   методов   преподавания,   использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.