Памятка к сочинению на лингвистическую тему (задание 15.1)
(Сочинение-рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.)
Автор: учитель высшей категории МОУ «СОШ № 8» Стафеева Нина Ивановна
Композиция |
Помни! |
Основные языковые средства оформления |
Речевые клише |
Вступление.Тезис. Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста. Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении (тезис = мысль, заключенная в цитате задания). Тезис – это то, что доказывается или объясняется. Помните, что вступление должно быть небольшим. Здесь же может быть приведен краткий комментарий – это рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.
|
При написании вступления можно использовать следующие приемы:
1. Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
2.Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения.
3 Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
Обратите внимание! Нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты. Нельзя сразу после тезиса приводить примеры из текста. |
Используйте глаголы: (Автор ) считает, утверждает, писал, убеждает нас…
Вводные конструкции: По мнению…,… По словам.…,…
Синонимы: Лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог. Утверждал, считал, писал, рассуждал. Высказывание, афоризм, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова, изречение. Справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно, понятно.
|
В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…
Как можно понять это высказывание?
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания…
Попробуем разобраться в смысле этих слов
Попробуем объяснить данное утверждение
Речь в предложенном высказывании идёт о…
Это высказывание я понимаю так.
Что имел в виду писатель (учёный)?
Разделяю точку зрения… |
Основная часть: 2 аргумента + к каждому пример и роль в тексте, подтверждающие тезис.
.
|
Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
Способы оформления Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Примеры должны быть из указанного текста.
Примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне и иллюстрировать языковые явления
Необходимо указать роль примеров в тексте. |
Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно.
Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему
Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что.
Речевые обороты: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует, предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить, я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласен с тем, что.
|
В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (или грамматическое) явление, как…
Проиллюстрировать это лексическое ( или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста. В качестве примера можно привести также предложение … текста. Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к … предложению текста. Предложение № … подтверждает мысль о том, что … |
Выводы. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.
|
Вывод должен быть логически связан с предыдущим содержанием сочинения.
|
Вводные слова: итак, таким образом, сделаем вывод, в заключение, поэтому, вот почему, следовательно, значит, из всего сказанного следует, как видим |
Делая выводы из вышеизложенных доказательств,… Подводя итог вышесказанному,... Всѐ сказанное позволяет сделать вывод о том, что… Итак, можно увидеть, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что... Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.