Памятка по подготовке к сочинению- рассуждению 15.1 (ОГЭ русский язык)
Оценка 4.6

Памятка по подготовке к сочинению- рассуждению 15.1 (ОГЭ русский язык)

Оценка 4.6
Памятки
docx
русский язык
9 кл
11.01.2017
Памятка по подготовке к сочинению- рассуждению 15.1 (ОГЭ русский язык)
Памятка, составленная в виде таблицы, содержит 4 столбца. Даны композиционные части сочинения - рассуждения на лингвисическую тему задание 15.1 в ОГЭ по русскому языку, разъяснение особенностей сочинения на лингвистическую тему, описание композиции работы, основных языковых средств оформления работы, возможные клише
Памятка по подготовке к сочинению- рассуждению 15.1 (ОГЭ русский язык).docx

Памятка к сочинению на лингвистическую тему (задание 15.1)

(Сочинение-рассуждение: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.)

Автор: учитель высшей категории МОУ «СОШ № 8» Стафеева Нина Ивановна

Композиция

                    Помни!

  Основные языковые средства      оформления

Речевые клише

Вступление.Тезис.

Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста.

Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении (тезис = мысль, заключенная в цитате задания).

Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

Помните, что вступление должно быть небольшим. Здесь же может быть приведен краткий комментарий – это рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.

 

При написании вступления можно использовать следующие приемы:

 

1. Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.

 

2.Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. 

 

3 Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.

 

Обратите внимание!

Нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты. Нельзя сразу после тезиса приводить примеры из текста.

Используйте глаголы:

(Автор ) считает, утверждает, писал, убеждает нас

 

Вводные конструкции:

По мнению…,…

По словам.…,…

 

Синонимы:

Лингвист,   учёный,   языковед,   автор высказывания,   филолог.

Утверждал,    считал,   писал,   рассуждал.

Высказывание,  афоризм,  мысль,  утверждение, суждение, мнение,  слова,   изречение.

Справедливо,   верно,   неоспоримо,    бесспорно,   понятно.

 

 В приведенной цитате автор размышляет о таких языковых явлениях, как…

 

 Как можно понять это высказывание?

 

 Попробуем разобраться в смысле этого высказывания…

 

Попробуем разобраться в смысле этих слов 

 

Попробуем объяснить данное утверждение

 

Речь в предложенном высказывании идёт о…

 

Это высказывание я понимаю так.

 

Что имел в виду писатель (учёный)?

 

Разделяю точку зрения…

Основная часть:

2 аргумента  +

к каждому пример и роль в тексте, подтверждающие тезис.

 

.

 

 Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

 

Способы оформления

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

 

 

 

Примеры должны быть из указанного текста.

 

Примеры должны соответствовать  рассуждению на теоретическом уровне и иллюстрировать языковые явления

 

Необходимо указать роль примеров в тексте.

Вводные слова:

 во-первых, во-вторых, например, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно.

 

Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему

 

Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что.

 

Речевые обороты: докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует,

предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить, я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласен с тем, что.

 

 

  В подтверждение этого тезиса приведу пример, демонстрирующий лексическое (или грамматическое)  явление, из  … предложения прочитанного мною текста.

    В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения, в котором автор использует такое  лексическое  (или грамматическое) явление, как…

 

  Проиллюстрировать это лексическое ( или грамматическое) явление можно на примере … предложения текста.

   В качестве примера можно привести также предложение … текста.

  Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
  Подтвердить данный аргумент  можно примером из …. предложения текста.
  Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.
  В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

  Предложение № … подтверждает мысль о том, что … 

Выводы.

Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.

 

 

 

 

Вывод должен быть логически связан с предыдущим содержанием сочинения.

 

Вводные слова:

итак, таким образом, сделаем вывод, в заключение, поэтому, вот почему, следовательно, значит, из всего сказанного следует, как видим

   Делая выводы из вышеизложенных доказательств,…

  Подводя итог вышесказанному,...

  Всѐ сказанное позволяет сделать вывод о том, что…

  Итак, можно увидеть, что...

  В результате рассуждения мы пришли

к выводу о том, что...

  Эти примеры из текста стали

убедительным доказательством того, что…

 

 


Памятка к сочинению на лингвистическую тему (задание 15

Памятка к сочинению на лингвистическую тему (задание 15

Примеры должны быть из указанного текста

Примеры должны быть из указанного текста
Скачать файл