В данном материале представлены все виды разборов, используемые на уроках русского языка в начальной школе.Памятка включает морфемный, морфологический разбор самостоятельных частей речи и фонетический. Ученики могут пользоваться памяткой при выполнении заданий как дома, так и на уроках. Для каждого вида разбора приводится пример.
ПАМЯТКА
При разборе слова по составу( МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР) действуем по
следующему алгоритму:
1.Выделяем окончание. Для этого изменяем форму слова (у существительного и глагола изменяем
число, у прилагательного род) : стена стены (существительное)
синий синяя (прилагательное)
2.Выделяем основу слова. В основу входит всё, кроме окончания. стенка
3.Выделяем корень. Называем родственные слова, выделяем общую часть.
рисует рисуют (глагол)
стена стенка
4.Между корнем и окончанием выделяем суффикс. стенка
5. Перед корнем выделяем приставку. пристенок
Пример устного разбора слова по составу.
Стенка. В слове стенка окончание а, потому что стенки. Основа слова всё, кроме окончания стенк.
Корень стен, потому что стена. Суффикс к.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
Морфологический разбор имени существительного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч. (кто? что?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: одушевлённость; род; склонение;
4) непостоянные признаки: число, падеж;
5) роль в предложении. (Существительное: в И.п. – подлежащее; в косвенных падежах –
дополнение)
Например: Брезжит свет на заводи ночные.
(На) заводи – брезжит (на что?)
1) н.ф. – заводь;
2) сущ.;
3) неодуш.; ж.р.; 3 скл.;
4) мн. ч.; В. п.;
5) втор. чл. предл.: дополнение
Морфологический разбор имени прилагательного.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – И.п., ед. ч., м. р. (какой?);
2) часть речи;
3) непостоянные признаки: число, род в ед. ч., падеж;
4) роль в предложении.
Например.
Брезжит свет на заводи ночные.
(На) ночные (заводи) – (на какие?)
1) н.ф. – ночной;
2) прил.;
3) мн. ч.; В. п.;
4) втор. чл. предл.: определение
Имя прилагательное стоит в таком же числе, роде и падеже, что и имя существительное с которым
оно связано. У прилагательных во множественном числе РОД НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ.
Морфологический разбор глагола.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) неопределённая форма – (что делать?), (что сделать?);
2) часть речи;3) постоянные признаки: спряжение;
4) непостоянные признаки: время; лицо (у прошедшего времени не определяется); число; род в
ед.ч. прошедшего времени;
5) роль в предложении.
Например.
Брезжит свет на заводи ночные.
Брезжит – (что делает?)
1) н.ф. – брезжить;
2) гл.;
3) II спр.;
4) наст. вр.; 3 л.; ед. ч.;
5) гл. чл. предл.: сказуемое
Морфологический разбор личного местоимения.
Записываем слово, ставим вопрос.
1) начальная форма – (кто? что?);
2) часть речи;
3) постоянные признаки: личное; лицо;
4) непостоянные признаки: число; род у местоимений 3го лица ед. ч.; падеж;
5) роль в предложении.
Например.
У неё есть собака Джек.
(У) неё – (у кого?)
1) н.ф. – она;
2) мест.;
3) личн.; 3 л.;
4) ед. ч.; ж.р.; Р.п.;
5) втор. чл. предл.: дополнение
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА
План разбора:
1.Запиши слово.
2.Сосчитай и запиши: сколько слогов в данном слове.
3.Обозначь ударение.
4.В столбик выпиши все буквы этого слова.
5.Слева от каждой буквы запиши её название . В квадратных скобках справа запиши транскрипцию
звука.
6.Охарактеризуй каждый звук: а) гласные: ударный или безударный; б) согласный: звонкий или
глухой (парный или непарный); твёрдый или мягкий (парный или непарный);
7.Сосчитай и запиши количество букв и звуков.
Образец устного разбора:
пенал
В слове пе нал – 2 слога. Второй слог ударный.
Буква пэ обозначает звук [п']. Это согласный, парный глухой, парный мягкий.
Буква е обозначает звук [и]. Это гласный, безударный.
Буква эн обозначает звук [н]. Это согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
Буква а обозначает звук [а]. Это гласный ударный.
Буква эль обозначает звук [л]. Это согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.
В слове пенал 5 букв, 5 звуков.
Образец устного разбора:
Пе/нал 2 слога
[п'инал]
(пэ) п [п'] согл., парн. глух., парн. мягк.(е) е [и] гл.,безуд.
(эн) н [н] согл., непарн. звонк., сонор, парн. тв.
(а ) а [а] гл., уд.
(эль) л
[л] это согл., непарн. звонк.,сонор, тв. парн.
5 б. 5зв.