В данном материале представлена разработанная мной как руководителем методического объединения технического творчества МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" памятка по технологии целеполагания на занятиях в детских объединениях технического творчества. Раскрыты требования и алгоритм постановки задачи к целеполаганию занятия в детских объединениях технического творчества, а также указаны типичные ошибки при целеполагании занятия.
по технологии целеполагания на занятиях в детских объединениях
технического творчества Дворца пионеров и школьников
Памятка
Требования к целеполаганию занятия в детских объединениях
технического творчества:
1. Главным основанием целеполагания занятия в д\ о технического
творчества должны служить анализ имеющихся потребностей,
ресурсов, расходных материалов и инструментов, станков и
оборудования и проблем, в т.ч технологических на данном этапе
реализации программы объединения технического творчества, а
также анализ наличных вышеуказанных возможностей, средств,
ресурсов и пр. с другой.
2. Цели занятия должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее
значимым учебным, воспитательным, технологическим проблемам
объединения.
3. Цели должны быть напряжёнными, но вместе с тем и реальными, т.е.
находиться в зоне ближайшего развития и расширения технического
кругозора обучающихся.
4. Цели на занятии в детском объединении технического творчества
должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно
было чётко определить, достигнуты ли они и посредством чего,
каких форм и методов.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер для
обучающихся техническому творчеству, т.е. должно иметь место
техническое развитие обучающихся в конкретном д\о.
6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны
и осознанно приняты ими.
8. Цель конкретного занятия в детском объединении технического
творчества должна подчиняться и находиться в структуре более
крупных программных целей объединения, учреждения
дополнительного образования в целом.
При постановке цели занятия необходимо помнить:
1. Приступая к формулированию цели, ещё раз обратитесь к целям
всего курса обучения, целям и задачам очередного раздела
программы д\ о технического творчества.
2. Цель вашего занятия должна приближать вас как педагога к
конечной цели программы развитие творческих способностей иформирование технологической культуры обучающихся,
расширение их технического кругозора.
3. Обращайте внимание на половозрастную характеристику
объединения, характер межличностных и деловых
взаимоотношений между обучающимися и педагогом.
4. Учитывайте пространственные и материально – технические,
инструментальные, информационнопрограммные возможности и
ресурсы.
Алгоритм целеполагания:
1. Оцените имеющиеся проблемы в детском объединении
технического творчества (расхождение между требуемым и
имеющимся состоянием реализации программы, наличие
станочного парка, инструментов, расходных материалов,
аппаратных средств контроля и т. д.) и определите главную
проблему.
2. Чётко сформулируйте эту проблему, изза чего, по вашему
мнению, это происходит.
3. Определите шаги по её решению. Их последовательность.
4. Сформулируйте точно промежуточный результат от исполнения
каждого шага.
5. Оцените какие из этих шагов можно реально осуществить в
рамках одного занятия и с применением каких технических,
технологических, аппаратных и информационных средств в
вашем объединении технического творчества.
6. Сформулируйте конкретную цель занятия, содержащую описание
эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в
рамках одного занятия, а также посредством каких технических,
технологических, аппаратных и информационных средств будет
достигаться данный эффект.
Типичные ошибки целеполагания:
1. Избыток целей и несоответствие масштаба целей ресурсам
занятия. В этом случае педагог ставит перед собой и
обучающимися несоразмерное количество целей, не
подкрепленных време6нными, материальнотехническими и
инструментальными ресурсами, которые не могут быть
исполнены в рамках одного занятия по техническому творчеству,
а также в силу психолого – педагогических особенностей
образовательного процесса.
2. Формальность постановки целей, когда цели формально
списываются из научно – методической и техническойлитературы, мало согласуясь с реальностью конкретного занятия
по техническому творчеству.
3. Подмена цели перечислением видов технической деятельности
обучающихся. При этом в список целей включается всё, чем
педагог намерен занять детей в ходе обучения: например,
освоение новых инструментов, оборудования, методика работы с
ранее незнакомыми обучающимся материалами и т.п.
4. Процессуальность формулировок, когда в качестве цели
выступает намерение воздействовать на обучающихся в ходе
занятия различными технологическими средствами и методами.
Выводы и предложения.
Укажите, какой алгоритм целеполагания при постановке цели занятия
используются Вами как педагогом дополнительного образования объединения
технического творчества.
Руководитель МО
технического творчества Ларин Е. Ю.