Памятка по технологии целеполагания на занятиях

  • Памятки
  • doc
  • 07.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале представлена разработанная мной как руководителем методического объединения технического творчества МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г. Курска" памятка по технологии целеполагания на занятиях в детских объединениях технического творчества. Раскрыты требования и алгоритм постановки задачи к целеполаганию занятия в детских объединениях технического творчества, а также указаны типичные ошибки при целеполагании занятия.
Иконка файла материала Памятка по целеполаганию Ларин.doc
по технологии целеполагания на  занятиях в  детских объединениях технического творчества Дворца пионеров и школьников  Памятка Требования   к   целеполаганию   занятия   в   детских   объединениях технического творчества: 1. Главным основанием целеполагания занятия в д\ о  технического  творчества должны служить анализ имеющихся потребностей,  ресурсов, расходных материалов и инструментов, станков и  оборудования и проблем, в т.ч технологических на данном этапе  реализации программы объединения технического творчества, а  также анализ наличных вышеуказанных возможностей, средств,  ресурсов и пр.  с другой. 2. Цели занятия должны быть актуальными, т.е. отвечающими наиболее значимым учебным, воспитательным, технологическим проблемам  объединения. 3. Цели должны быть напряжёнными, но вместе с тем и реальными, т.е.  находиться в зоне ближайшего развития и расширения технического  кругозора обучающихся. 4. Цели на занятии в детском объединении технического творчества  должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы можно  было чётко определить, достигнуты ли они и посредством чего,  каких форм и методов. 5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер для  обучающихся техническому творчеству, т.е. должно иметь место  техническое развитие обучающихся в конкретном д\о. 6. Цели должны соответствовать базовым ценностям объединения. 7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими. 8. Цель конкретного занятия в детском объединении технического  творчества должна подчиняться  и находиться в структуре более  крупных программных целей объединения, учреждения  дополнительного образования в целом. При постановке цели занятия  необходимо помнить: 1. Приступая к формулированию цели, ещё раз обратитесь к целям  всего курса обучения, целям и задачам очередного раздела  программы  д\ о технического творчества. 2. Цель вашего занятия должна приближать вас  как педагога к  конечной цели программы ­ развитие творческих способностей иформирование технологической культуры обучающихся,  расширение их технического кругозора. 3. Обращайте внимание на половозрастную характеристику  объединения, характер межличностных и деловых  взаимоотношений между обучающимися и педагогом. 4. Учитывайте пространственные и материально – технические,  инструментальные, информационно­программные  возможности и ресурсы. Алгоритм целеполагания: 1. Оцените имеющиеся проблемы в детском объединении  технического творчества (расхождение между требуемым и  имеющимся состоянием реализации программы, наличие  станочного парка, инструментов, расходных материалов,  аппаратных средств контроля и т. д.) и определите главную  проблему. 2. Чётко сформулируйте эту проблему, из­за чего, по вашему  мнению, это происходит. 3. Определите шаги по её решению. Их последовательность. 4. Сформулируйте точно промежуточный результат от исполнения  каждого шага. 5. Оцените какие из этих шагов можно реально осуществить в  рамках одного занятия и с применением каких технических,  технологических, аппаратных и информационных средств в  вашем объединении технического творчества. 6. Сформулируйте конкретную цель занятия, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в  рамках одного занятия, а также посредством каких технических,  технологических, аппаратных и информационных средств будет  достигаться данный эффект. Типичные ошибки целеполагания: 1. Избыток целей и несоответствие масштаба целей ресурсам  занятия. В этом случае педагог ставит перед собой и  обучающимися несоразмерное количество целей, не  подкрепленных време6нными, материально­техническими и  инструментальными ресурсами, которые не могут быть  исполнены в рамках одного занятия по техническому творчеству,  а также в силу психолого – педагогических особенностей  образовательного процесса. 2. Формальность постановки целей, когда цели формально  списываются из научно – методической  и техническойлитературы, мало согласуясь с реальностью конкретного занятия  по техническому творчеству. 3. Подмена цели перечислением видов технической деятельности  обучающихся. При этом в список целей включается всё, чем  педагог намерен занять детей в ходе обучения: например,  освоение новых инструментов, оборудования, методика работы с  ранее незнакомыми обучающимся материалами и т.п. 4. Процессуальность формулировок, когда в качестве цели  выступает намерение воздействовать на обучающихся в ходе  занятия различными  технологическими средствами и методами. Выводы и предложения. Укажите, какой алгоритм целеполагания при постановке цели занятия используются Вами как педагогом дополнительного образования объединения технического творчества. Руководитель МО   технического творчества                                               Ларин Е. Ю.