( Типы воспитания, которых следует избегать:
1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3) «Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы»,
5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни .Неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается
огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не
оправдавши¬еся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши
должны учить английский, играть на скрип¬ке, писать, читать, едва родившись, чтоб
оправдать тщеславие родителей.
особенности сем воспит.docx
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Кировский социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних «Заря»»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая отделением
социальной реабилитации
___________Сидорова Т.П.
КОНСПЕКТ
родительского собрания по теме:
Подготовила воспитатель Гаджиева А.В
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ» г. Новопавловск 2016г.
Эпиграфом беседы послужат слова В.А. Сухомлинского
«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости
лет вот, помоему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».
Цель:
Просвещение родителей, повышение их психологопедагогической компетентности
в формировании личности ребенка.
Задачи:
1. Познакомить родителей с типами воспитания, негативно влияющими на психику ребенка;
2. Побудить родителей к размышлениям об особенностях воспитания в их семье;
3. Развивать умения родителей видеть себя со стороны.
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Учитель. Здравствуйте, дорогие родители! Я рада вас видеть. Сегодня мы с вами собрались на
очередное родительское собрание, которое посвящено особенностям семейного воспитания.
Все дети посвоему индивидуальны, неповторимы, открыты для общения. Они добрые, отзывчивые,
весёлые, инициативные, остроумные.
Ход и содержание урока/занятия
Слайд – 1.
Итак, тема нашего собрания «Особенности семейного воспитания».
Слайд – 2.
1.
.
Слайд – 3.
Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась
притча
о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать.
Притча.
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель! Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им
мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить
Путника Вечности.
Не он.… И этот не он.… И тот не он… говорили люди, видя ранних спешащих. Один
не был облачён
в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже
не он.
Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Гдето запел жаворонок.
Гдето заржал жеребенок.
Гдето заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой:
Где же обещанный Путник Вечности?
( А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)
А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями
Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого
рода. А почему?
Ведь именно ему жить в будущем.
Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана ). Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать?
Какими качествами вы бы хотели его наделить?)
У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток),
поместите его в
чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? ( При помощи
скотча
родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. )
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт
Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать
себя личностью,
получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья даёт первые уроки
любви, понимания,
доверия, веры.
Слайд – 4.
Учитель. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает,
как воспитывать
своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть
огромную роль
в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период.
В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей.
Именно от
родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или
терпеливый,
любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на
протяжении всей жизни быть Личностью.
Слайд – 5.
Вы, родители, можете дать ребёнку нежность, ласку, любовь, тепло, поддержку,
понимание, одобрение,
заботу, похвалу, улыбку.
Слайды– 68.
Я провела анкету с детьми нашего класса «Что мы ждём от своих родителей»
Познакомимся с результатами
анкетирования.
Учитель. Как правильно дать то, чего ждут от нас дети? Как отличить неправильное
воспитание от
правильного? И может ли вообще быть воспитание не правильным? Раз мы воспитываем,
значит,
делаем полезное ребёнку. Однако, как бы это ни звучало парадоксально, может…
Слайды – 915.
Учитель. Итак, я напомню вам, какие основные стили воспитания мы применяем при
воспитании
наших детей: 1) авторитарный 2) демократический, 3) попустительский, 4) хаотический,
5) опекающий.
Кроме стилей воспитания, выделено огромное количество типов воспитания, но я хочу
обратить
ваше внимание, только на те типы, которые негативно влияют на психику ребёнка.
Типы воспитания, которых следует избегать: 1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка»,
3) «Гипоопёка»,
4) «Ежовые рукавицы», 5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни.
1. «Кумир семьи». Ø Ребенок обожаем, любим
Ø Любая прихоть ребенка – закон
Ø Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты»
Ø Растет капризным, своевольным эгоистом
Ø Освобожден от всех обязанностей
2. «Гиперопека».
Ø Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых
Ø Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем
Ø Возносят ребенка до небес, «готовят» вундеркинда
Ø Ребенок загружен до предела, хочет оправдать надежды родителей
Ø Растет безвольным, трудности в общении
3. «Гипоопека».
Ø Ребенок предоставлен сам себе
Ø Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым
Ø Временами вспоминают, что он есть и уделяют минимум внимания
Ø Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям
4. «Ежовые рукавицы».
Ø Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются и разряжаются
Ø Внушают лишь подчинение
Ø Ребенок не знает, ласки и тепла, беспрекословно подчиняясь
Ø Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто с бурными
реакциями протеста
5. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности».
Ø На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для
его возраста
Ø Свои не оправдавшиеся надежды, мечтают реализовать в детях
Ø Ребенку поручают заботиться о младших в доме или о престарелых
6. «Воспитание «в культе болезни».
Ø Когда ребенок болеет достаточно серьезным хроническим заболеванием Ø Боясь, что ребенок заболеет, трясутся над ним, предупреждая все его желания
Ø Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им
Ø Ребенок хочет, чтобы исполнялись все его желания, заботились о нем
Ø Такой ребенок маленький тиранчик, он притворяется, придумывает новую болезнь,
чтобы добиться
всего
Ø Ждет сочувствия и сострадания от всех
Ø С трудом приспосабливается к действительности
Учитель. А вы задумайтесь, какой из этих типов используется Вами. Задумайтесь и
постарайтесь скорее
внести коррективы в свой стиль общения с ребёнком. Ведь если он сегодня всего лишь
на всего росточек
, который жаждет влаги и тепла, то завтра он даст Вам уже плоды, в которых могут
появиться черви,
уничтожающие их (родителям раздаются памятки с этими типами семейного воспитания).
Слайд – 16.
Проведём упражнения на закрепление типов воспитания «Угадай тип семейного
воспитания»).
(на листочках….)
Слайд 17.
Учитель. Уважаемые, родители! Наши дети написали Вам письмопожелание к самым
близким и
дорогим людям – моим родителям:
Ø Не давайте пустых обещаний.
Ø Не придирайтесь ко мне по пустякам.
Ø Не читайте нотаций.
Ø Не выбирайте мне друзей.
Ø Не ругайте и не обзывайте меня. меня!!!
Ø Я прошу Вас просто любить
Слайд – 18.
Учитель. Таким образом, мы с вами немного приоткрыли двери, чтобы подсмотреть,
как происходит
процесс взаимодействия между родителями и детьми, рассмотрели под своим углом
хорошо ли ребёнку
рядом с нами, не хуже ли, чем кенгуренку в сумке кенгуру.
Увидели, какая яркая, красивая душа у ребёнка! А какими должны быть взрослые люди,
среди которых
живёт эта душа ребёнка, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала ещё богаче?
Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
Невольно приходят на ум слова Л. Н. Толстого: «Главная ошибка родителей в том, что
они пытаются
воспитывать детей, не воспитывая себя!».
Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая
мешает нам быть
лучше.
Давайте взглянем на себя со стороны.
Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый
на своем листке
эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка,
поднос и т.п.).
Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)
Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее
становится на душе.
Проверка и оценивание ЗУНКов
Учитель. Итак, избавившись от своих пороков, давайте подведем итог нашей встречи. Мы узнали много
нового и важного. И надо теперь только точки поставить по местам. Но прежде чем мы их
расставим
очень хочется, чтобы вы задумались над вопросами:
КАКОЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ ПРЕОБЛАДАЕТ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ?
ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ИЗМЕНИТЬ В ВОСПИТАНИИ СВОЕГО РЕБЕНКА?
И чтобы вопросы эти и ответы невольно оживали в ваших мыслях во время воспитания
своих детей.
Рефлексия деятельности на уроке/занятии
Слайд – 19.
Рефлексия
Что полезного почерпнули Вы для себя сегодня?
Что было самым неожиданным?
Какие вопросы, пожелания возникли в ходе сегодняшней встречи?
Слайд – 20.
Обобщая вышесказанное, я предлагаю, в постановление родительского собрания вынести
следующее:
1. Родителям принять к сведению информацию, полученную сегодня на собрании.
2. Исключить применение негативных типов воспитания в семье.
3. Уделять больше внимания и любви своим детям, как самому дорогому существу
на Земле.
У кого есть дополнения? Кто согласен? Кто не согласен? ... Единогласно!
На этом родительское собрание можно считать закрытым. Спасибо за внимание. Здоровья
Вам и удачи в
воспитании Ваших детей!
Домашнее задание (если планируется)
Обдумать ответы на следующие вопросы: Какой тип воспитания преобладает в вашей семье? Государственное казенное учреждение социального обслуживания
«Кировский социальнореабилитационный центр
для несовершеннолетних «Заря»»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующая отделением
социальной реабилитации
___________Сидорова Т.П.
Памятка родителям
«Стили воспитания» Подготовила Гаджиева А.В.
воспитатель отделения
социальной реабилитации
г. Новопавловск
( Типы воспитания, которых следует избегать:
1) «Кумир семьи», 2) «Гиперопёка», 3) «Гипоопёка», 4) «Ежовые рукавицы»,
5) «Повышенная моральная ответственность», 6) «В культе болезни
1. Кумир семьи.
Наверное, любой из нас не прочь хоть для когото стать кумиром, пускай на миг... и,
говоря об этом типе воспитания, невольно кажется — ребенку повезло: он обожаем,
он действительно любим, любим не просто, а без предела. Языческое божество, смысл
жизни, идол, требующий поклонения... Вернее — «пуп земли» и «центр Вселенной»...
Им восторгаются, над ним дрожат, все в доме буквально молятся на него, предупреждая
каждое желание. Любая прихоть ребенка — закон. Во всех поступках его мама с папой
находят лишь незаурядность, и даже шалости «кумира» неповторимы. Ежесекундно,
ежеминутно, родители в нем открывают новые «таланты», любуясь ими и демонстрируя
нередко эти мнимые способности знакомым, родственникам и друзьям. Такой ребенок,
твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь
потребляя и не желая отдавать взамен.
Опережая своих сверстников в запросах, «кумир» семьи нередко отстает от них в элементар
ных навыках развития: он не способен сам умыться и одеться, родители освобождают
ребенка от всех обязанностей. И это скажется впоследствии, когда настанет трудовая жизнь.
2. Гиперопека.
Уже само название «гиперопека» подчеркивает сущность метода, свидетельствуя о
«сверхопеке» ребенка. Такой ребенок лишен самостоятельности и не стремится к ней. Ведь то, что он отличен от других, ему внушили уже с самого рождения, и он прекрасно
знает, что неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык
повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю жизнь его до
малейших мелочей «разработали», её маршрут, невольно превращаясь в диктаторов. Они,
не сознавая этого, из самых благих побуждений диктуют каждый шаг ребёнку и
контролируют его во всём, наверно, даже в мыслях. Под «пресс контролем» их
ребенок теряет индивидуальность, напоминая робота. Он твердо знает: это надо сделать
так, а это — так... Довольно часто при гиперопеке родители возносят ребенка, как и
кумира, до небес. Однако, вознося, они не только любуются ребенком, но и «готовят»
вундеркинда. Ребенок загружен до предела. Он хочет оправдать надежды. И чтобы
он их оправдал, его оберегают не только от превратностей судьбы, но и от дуновения
любого ветерка. А раз оберегают, значит, он и вправду большая ценность. Всем, можно
бегать босиком — ему нельзя, наколет ножку; все дети едят мороженое а он не может,
оно холодное, и вдруг... ангина; всем разрешают купаться в речке, кроме него: там глубоко,
вдруг захлебнется. Он в самом деле неповторим... и, веря в это, ребенок возносит свою
персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный климат своей семьи: гиперопека
лишает творческого начала.
Жизнь по подсказкам — существование. Такие дети уже став взрослыми, могут пополнить
ряды неудачников, им очень трудно жить в коллективе. Довольно часто гиперопека,
не прекращающаяся и в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.
3. «Гипоопека»
Другая крайность наших воспитательных воздействий. Ребёнок предоставлен сам себе.
Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами
вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен хоть за
капельку внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен и не всегда как надо
по сезону может быть одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем
детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет
удовлетворить. Ему не покупают книжки и игрушки.
Всё это отражается на психике ребенка, и он со временем вдруг начинает ощущать себя
неполноценным. И этот комплекс, комплекс собственной неполноценности ребенка,
преследует его потом всю жизнь.
5. «Ежовые рукавицы».
Когда ребенка держат в ежовых рукавицах, он обычно подневольное, бесправное и
безголосое существо. Ему диктуют; ему приказывают, на нем срываются и разряжаются.
Ему внушают лишь подчинение. Чуть что не так — ремень, угрозы и избиёния. Страх
заставляет его смириться, страх правит действиями и поступками. Такой рёбенок, не
зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается, черствеет и вырастает
эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями
протеста. 6. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности.
Еще один неправильный тип воспитания, когда на плечи ребенка родителями возлагается
огромная ответственность, обычно непосильная для возраста ребенка. Свои не
оправдавшиеся чаяния, надежды взрослые мечтают реализовать в детях. И малыши
должны учить английский, играть на скрипке, писать, читать, едва родившись, чтоб
оправдать тщеславие родителей.
Другой вариант такого воспитания — когда ребенку поручают заботиться о младших в
доме или же о престарелых, причем не понарошку, и играя, а в самом прямом смысле
слова, что, безусловно, тяжким бременем ложится на плечи ребенка и отражается на
психике ребенка, который не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход
из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.
8. Воспитание «в культе болезни».
Такой тип воспитания обычно встречается тогда, когда ребенок болеет достаточно
серьезным хроническим заболеванием или когда родители, боясь, что ребенок вдруг
внезапно, заболеет, трясутся в ужасе над ним, предупреждая все его желания, а он,
воспринимая всякую болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права,
невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Такой ребенок
хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям, дрожали бы над ним, заботились
о нем. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности. Такой
ребенок — маленький тиранчик.
Он добивается всего, пусть даже иногда для этого придется притвориться, придумать
новую болезнь. Довольно часто он и в самом деле озабочен своим здоровьем,
прислушиваясь сам к себе.
Он ждет сочувствия от всех сочувствия и сострадания, И даже «борется» за это.
Такие дети, вырастая, часто с трудом могут приспособиться к действительности.
Они, лелея лишь самих себя и не привыкнув ничем жертвовать, нередко выбирают
путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — участь слабовольных и изнеженных
людей.
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Памятка родителям "Стили воспитания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.