Памятка "Воспитываем внимательность и усидчивость"
Оценка 4.6
Раздаточные материалы
doc
психологическая работа +1
Детсад
19.03.2018
Ребёнку 4-6 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается дослушать сказку до конца, в течение десяти-пятнадцати минут заниматься каким-то одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же переключается внимание ребёнка. Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом. Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на посторонние вещи.
внимание и усидчивость.doc
Воспитываем внимательность и усидчивость
Ребёнку 46 лет нелегко быть внимательным и усидчивым. Это обусловлено
возрастными особенностями. Ребёнок не рождается внимательным и усидчивым, эти
качества необходимо в нём развивать с самого раннего детства. Ему не всегда удается
дослушать сказку до конца, в течение десятипятнадцати минут заниматься какимто
одним делом, тем более, если появляются отвлекающие факторы, на которые сразу же
переключается внимание ребёнка. Внимание и усидчивость тесно связаны друг с другом.
Если ребёнок внимательный, то он может кропотливо заниматься одним делом. Если
ребёнок усидчивый, то его внимание всегда будет собрано и не станет рассеиваться на
посторонние вещи.
Что такое внимание?
Внимание является психологической характеристикой, когда человек может
выбирать нужную для себя информацию, при этом отсеивая всё лишнее. То есть с
помощью внимания происходит своего рода фильтрация информации. Если человек
невнимателен и постоянно отвлекается, то в его мозг поступает множество ненужных
сигналов внешнего мира, что может привести в перегрузке мозга со всеми вытекающими
отсюда последствиями. Относительно детей дошкольного возраста можно сказать, что
они могут сосредотачивать внимание только на интересных для них вещах, играх,
предметах. Если ребёнку интересно, то он дослушает сказку до конца, будет долго
играть в одну и ту же игру, но если на горизонте появится чтото более интересное, то
его внимание сразу же переключается. Например, ребёнок с интересом слушает рассказ
мамы, открыв рот, но вот в комнату вбегает старший брат и начинает играть в машинки –
всё, рассказ мамы потерял для него всякий интерес, и он уже присоединяется к брату,
чтобы поиграть вместе.
Каким бывает внимание?
В психологии выделяют три вида внимания.
1. Непроизвольное внимание появляется с самого рождения ребёнка, когда он
реагирует на какойто внешний раздражитель: голос мамы, свет, резкий звук и так далее.
2. Произвольное внимание определяется тем, что человек проявляет усилие, чтобы на
чёмто сосредоточиться, прикладывает своё волевое усилие. Так как у детей
дошкольников волевой механизм развит ещё очень плохо, это и становится причиной
рассеянности внимания. Ребёнок ещё не умеет организовать себя, чтобы не отвлекаться
на другие предметы. Произвольное внимание играет большую роль в обучении, которое
будет успешным, если школьник сможет усилием воли концентрироваться на рассказе
педагога и определённой деятельности. Такой вид внимания обязательно необходимо
тренировать и развивать. 3. Постпроизвольное внимание предполагает не усилие воли, а интерес. Так, например,
хороший педагог и воспитатель всегда пытается вызвать у детей именно
постпроизвольное внимание, это не утомляет детей во время занятий, они хорошо
воспринимают и усваивают учебный материал. Но для этого взрослому приходится
немало постараться, чтобы придумать чтото такое, что бы могло вызвать большой
интерес у ребёнка. Дошкольник может долгое время слушать сказку, если она для него
очень интересна, ребёнок замирает, он ловит каждое слово – это и есть
постпроизвольное внимание.
Выделяют несколько качеств внимания:
Качества внимания
• Ёмкость означает количество объектов, которые человек может охватить
одновременно;
• Скорость переключения – показывает, насколько быстро человек может переключить
своё внимание с одной вещи на другую;
• Устойчивость – предполагает способность необходимое время концентрировать своё
внимание на одном предмете.
• Избирательность – означает способность отсеивать лишнее и воспринимать лишь
необходимое;
• Распределение – это способность одновременно выполнять несколько дел;
• Произвольность представляет собой сосредоточение внимания, когда это требуется,
прикладывая для этого усилие воли.
Все эти три качества необходимо воспитывать в ребёнке с самого раннего детства.
Если какоето из этих качеств не развито или развито плохо, то это приводит к
проблемам в обучении и другим трудностям. Так, при маленькой ёмкости внимания
ребёнок не сможет концентрироваться на нескольких предметах, удерживая их в уме.
При неустойчивости внимания ребёнок постоянно отвлекается. При плохой
избирательности внимания ребёнку не удаётся сосредоточиться на том, что требует
выполнение поставленной цели.
Психологический аспект внимательности и рассеянности
У внимательных и усидчивых детей отмечаются успехи в учёбе, их развитие на
ступень выше своих рассеянных сверстников. Почему одни дети усидчивые,
наблюдательные и умеют сосредотачиваться, а другие постоянно пребывают в рассеянности? На это вопрос помогает ответить психологическая точка зрения на
данную проблему.
1) Каждый ребёнок индивидуален, он рождается с определёнными природными
задатками и способностями. Одни дети более активны, другие – пассивны, одни –
молчаливы, другие – болтливы. Это обусловлено во многом нервной системой ребёнка.
Поэтому если малыш рождён рассеянным и неусидчивым, то его нельзя в этом упрекать,
а стараться помочь развить эти качества. Но при этом стоит помнить, что у каждого
ребёнка существует верхний предел своих возможностей, и требовать от него чегото
большего будет просто бесполезно.
2) Значительное влияние на внимательность оказывает ещё и интеллектуальная
активность, которая является врождённой. Чем ребёнок внимательнее, тем он и
любознательнее. Но низкий уровень интеллектуальной активности ребёнка можно
повысить, а помочь в этом могут грамотные педагоги, воспитатели и, конечно же,
родители.
3) Парадокс, но иногда рассеянность совсем не означает невнимательность, а наоборот –
высокую концентрацию внимания на какомто одном деле, предмете. То есть ребёнок с
головой погружается в занятие, не замечая ничего вокруг, при этом выглядя рассеянным.
И это уже является крайностью, которая не может положительно влиять на становление
личности и развитие ребёнка. В современном мире достаточно много детей «страдают»
таким вниманием, например, когда ребёнок отрывается от реального мира и погружается
в мир виртуальных компьютерных игр, не замечая никого и ничего вокруг.
4) На уровень внимательности ребёнка влияет стиль воспитания. Некоторые родители в
самых благородных целях чрезмерно опекают своего малыша, такая гиперопека
подавляет детскую инициативность и волю, поэтому произвольного внимания от таких
детей добиться весьма проблематично. При свободном стиле воспитания, когда ребёнок
предоставлен сам себе и над ним нет контроля со стороны взрослых, организовать
внимание также очень непросто. Поэтому некоторые родители слышат от педагогов и
воспитателей, что их ребёнок способный, но невнимательный.
5) Рассеянность внимания может быть обусловлена физиологическими факторами:
заболеваниями, инфекциями, недостатком витаминов, неполноценным сном,
неправильным режимом дня и т. п.
Памятка "Воспитываем внимательность и усидчивость"
Памятка "Воспитываем внимательность и усидчивость"
Памятка "Воспитываем внимательность и усидчивость"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.