Памятка
к проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов
в начальных классах.
Фонетический разбор слова. (Под цифрой 1)
1. Записать слово буквами и звуками.
2. Указать сколько в слове слогов, поставить ударение.
3. Гласные звуки: ударные, безударные.
4. Согласные звуки: глухие и звонкие парные и непарные, твёрдые и мягкие парные и непарные
5. Количество букв и звуков в слове.
Пример:
любовь – л,убоф, 2 слога
л - л, - согл., звонк. непарн., мягк. парн.
ю - у - гласн., безударн.
б - б - согл., звонк. парн., тверд. парн.
о - о – гласн., ударн.
в - ф, – согл., глух. парн., мягк. парн.
ь -
_____________________________
6 б., 5 зв.
Морфологический разбор имени существительного.
(Под цифрой 3)
1. Вопрос. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
3. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевлённое или неодушевлённое;
- род;
- склонение
4. Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
5. Роль в предложении.
Пример: Сильный мороз покрыл лужу толстым льдом.
1.Мороз (что?)– сущ.
2.Н.ф.-мороз
3.Пост. пр: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
4.Непост. пр: в И.п., в ед.ч.
5. Главный член-подлежащее.
Морфологический разбор имени прилагательного.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
3. Непостоянные признаки:
- число;
- род (только в ед.ч.);
- падеж.
4. Роль в предложении.
Пример: Юноша вышел из красивой комнаты.
1.(из) красивой (комнаты) – прилаг. (из какой?)
красивый, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.
Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).
1. Часть речи.
2. Начальная форма.
3. Постоянные признаки:
- спряжение;
4. Изменяемые признаки:
- число;
- время;
- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);
- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).
5. Роль в предложении.
Пример: Солдаты уходили всё дальше и дальше в лес.
уходили – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в прош.вр., в 3 лице, сказуемое.
Морфологический разбор местоимения.
1. Часть речи.
2. Начальная форма (им.п.).
3. Лицо.
4. Число.
5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
6. Падеж.
7. Роль в предложении.
Пример: Кошка бежит за ней, ласкаясь.
(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.
Порядок разбора слова по составу.
(Под цифрой 2)
1. Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.
2. Выдели основу слова.
3. Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.
4. Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.
5. Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.
Синтаксический разбор предложения (Под цифрой 4)
1. О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.
2. Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.
3. Найди второстепенные члены предложения.
4. Надпиши над каждым словом часть речи.
5. Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное, побудительное, вопросительное)
6. Какое предложение по интонации? (восклиц, невоск.)
7. Простое или сложное?
8. Распространенное оно или нераспространенное?
9. Схема предложения
10. Составляем словосочетания: Разбираем группу подлежащего. Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.
11. Разбираем группу сказуемого. Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.
12. Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.
П р и м е р: После теплых дождей пошли грибы.( Повест., невоскл.,простое, распр.)
Пошли (когда?) после дождей - обстоятельство
После дождей (каких?) теплых - определение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.