Памятки по русскому языку для начальной школы
Оценка 4.7

Памятки по русскому языку для начальной школы

Оценка 4.7
Памятки
doc
русский язык
1 кл—4 кл
05.02.2017
Памятки  по русскому языку для начальной школы
Гласные звуки: Гласные буквы: А,0,У,Ы,И,Э . А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я Согласные звуки Парные звонкие: б, в, г, д, ж, з глухие: п, ф, к, т, ш, с непарные звонкие: л, м, н, р глухие: х, ц, ч, щ Всегда твердые: ж, ш, ц Всегда мягкие: ч, щ, й Ь и Ъ – звуков не обозначают Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД , ДЕРЕВО) или 2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ, ЯМА)
таблицы по русскому языку для начальной школы.doc
Гласные звуки:                               Гласные буквы:                       А,0,У,Ы,И,Э .                              А,0,У,Ы,И,Э,Е,Ё,Ю,Я                         Согласные звуки       Парные                       звонкие:   б,   в,   г,  д,  ж,   з                                      глухие:    п,   ф,  к,  т,  ш,   с       непарные                   звонкие: л,  м,  н,  р                                     глухие:   х,  ц,  ч,  щ     Всегда твердые:  ж, ш, ц          Всегда мягкие:    ч,  щ, й     Ь и Ъ – звуков не обозначают     Е, Ё, Ю, Я – Обозначают мягкость согласного ( МЁД ,  ДЕРЕВО)                            или  2 звука, после гласной и в начале слова ( МОЁ,  ЯМА)  Твёрдый согласный звук Мягкий  согласный  звук 1. Если  после согласного звука стоят:     А, О, У, Ы, Э     КАПУСТА,  ЭКСКАВАТОР   2. Если согласный стоит на конце слова:  НОС 3. Если согласный стоит после согласного: СТОЛ 4. Всегда твёрдые: Ж, Ш,  Ц     ШИЛО,  ЛОЖКА,  ЦИРКУЛЬ 1. Если  после согласного звука стоят:      Я, Ё, Ю, И, Е      МЕБЕЛЬ,   МЯЧИК 2. Если  после согласного звука стоит: Ь знак     ДЕРЕВЬЯ,  ЛИСТЬЯ 3. Всегда мягкие: Ч, Й, Щ     ЧАШКА, ЩУКА,  МАЙ падежи 1 склонение м.р., ж.р. (папа, дядя, ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 3 склонение ж.р. ь (ночь, дочь, степь) ь тень, дочь 2 склонение м.р., с.р. -о, -е (конь, окно, поле) -о, -е человек , , озеро -а, -я тётя) -а, -я мама, дядя Именител ьный Родительн ый Дательны й Винительн ый Творитель ный Предложн ый -ы, -и мамы, дяди -е маме, дяде -у, -ю маму, дядю -ой, -ей мамой, дядей -е о маме, о дяде -а, -я человека, озера -у, -ю человеку, озеру -а, -я, -о, -е человека, озеро -ом, -ем человеком, озером о человеке, об -е озере -и тени, дочери -и тени, дочери ь тень, дочь ь -ю тенью, дочерью -и о тени, о дочери Состав слова 1. Окончание       Изменяемая часть, которая находится на конце слова снег     снега      снегом  2. Основа  Часть слова без окончания      Машин  а 3.  Корень    Общая часть родственных слов 4. Приставка Перед корнем 5. Суффикс После корня Снег снежок  зацветут расцветут   цветок цветочек Приставки Суффиксы из ис с при пре без бес о об от ото до под подо про в во вы над на рас раз за н инк ник ниц еньк оньк к ик ок  ек  ёк ов(а) ев(а) ск и      е щик    чик    ышк    ушк    юшк    ист    тель    оват    еват очк ечк     ть     ти     чь      л ся(сь) Предлоги ПАДЕЖИ Именительный падеж Родительный падеж Дательный  падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж Начальная форма К О С В Е Н Н Ы Е ПАДЕЖИ Вспомогательное слово есть Падежные вопросы    кто?     что? нет дам    кого?   чего? у, с, без, до, от, из, из­под, возле, подле, для, около   кому?  чему? к, по вижу    кого?    что? горжусь    кем?     чем? в, на, за, под, перед, про, сквозь, через с, за, над, под, перед, между говорю о о ком?  о чём? о, об, на, в, при МЯГКИЙ и ТВЁРДЫЙ ЗНАКИ Ь ­ смягчающий 1. Пишется в конце и в середине     слова:  лось, мальчик. 2. Пишется после и перед     согласными: дяденька 3. показывает мягкость впереди     стоящего согласного звука:     большой,  альбом           Ь ­ разделительный 1. Пишется в середине слова:     жильё, листья 2. Пишется после согласных и     перед гласными: и, е, ё, ю, я    платье, деревья 3. Показывает, что согласный     звук не сливается с гласным:    вьюга, семья, колья Ъ –твёрдый знак 1. Пишется после приставок     перед корнем:      подъезд, въехал 2. Пишется после согласных и      перед гласными: е, ё, ю, я    объяснить, подъём 3. Показывает, что согласный  звук не сливается с   гласным:     съездил, объявление  ЖИ – ШИ ЛЫЖИ, ШИНА ЧА – ЩА ДАЧА, ЩАВЕЛЬ ЧУ – ЩУ ЧУГУН, ЩУКА ЗАПОМНИ ПРАВИЛА! ПИШИ БЕЗ МЯГКОГО ЗНАКА ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ ДОЧКА СКВОРЕЧНИК ПТЕНЧИК БАРАБАНЩИК СПОРЩИК ПЕРЕНОСИ СЛОВА ПО СЛОГАМ: УЧЕ – НИК             МА­ ШИ­ НА РУ  –  ЧЬИ               ВАН – НА  ПОДЪ – ЕЗД           ПАЛЬ ­ ТО ЛЕЙ – КА                АКА – ЦИЯ     НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА:      КОНЬ, МОСТ,  ОСЁЛ,  ЯМА ЧАСТИ     РЕЧИ ГЛАГОЛ ИМЯ СУЩЕСТВИТ КТО? ЧТО? ь т с а ч и ч е р ы с о р п о в ПРИЛАГАТЕЛЬ ЛЬНОЕ ИМЯ НОЕ КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? ПРЕДМЕТ ПРИЗНАК н. ф. ЧТО ДЕЛАТЬ? н. ф. ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ДЕЙСТВИЕ определени е сказуемое н е л ч . д е р п подлежаще е, дополн, обстоят. о р д Ж.Р. кошка М.Р. щенок С. Р. озеро л с и ч о единственно множествен е ч. ное ч. Ж.Р. М.Р. ласковая шустрый С.Р. круглое единственно е ч. множествен ное ч. я м е р в времени нет времени нет Ж.Р. спит М.Р. лает С. Р. находится единственное ч. множественное ч. делает?) наст. время (что играет, играем прош. время (что делал?) играл, играли буд. время (что сделает?) ( что будет делать?) играть поиграет, будет МЕСТОИМЕНИЕ Ед.ч Мн.ч 1 лицо - Я, МЫ 2 лицо - ТЫ, ВЫ 3 лицо - ОН, ОНИ ОНА, ОНО подлежащее, дополнение Ж.Р. она М.Р. он С.Р. оно единственное множественн ч. ое ч. времени нет ВЫУЧИ  ПРАВИЛА! БЕЗУДАРНЫЙ  ГЛАСНЫЙ  В  КОРНЕ:  ПАРНЫЙ  СОГЛАСНЫЙ  В  КОРНЕ: О, А, Е, И, Я       Если в корне гласный звук     Вызвал вдруг  сомнение,     Ты  его  немедленно                          Б    В    Г    Д    Ж    З                          I     I     I     I      I     I                                                П    Ф   К    Т    Ш   С  Ты  сомнительный  согласный Ставь  под  ударение.     ГОРА – ГОРЫ,  ТРАВА – ТРАВЫ, РЯДЫ  –  РЯД  Проверяй  скорее  гласной.  ПЛОД – ПЛОДЫ,  СКАЗКА – СКАЗАТЬ.  ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ  ­ ЕК ­   ИК : Чтобы  узнать  какой  суффикс  написать, Нужно слово изменить и проверить  гласную. Если гласный  «убегает», Нужно – ЕК  писать всегда.      ЗАМОЧ ЕК  – ЗАМОЧ  К  А         ОРЕШ  ЕК –  ОРЕШ  К  А       ЛИСТ  ИК  ­ ЛИСТ ИК И          КЛЮЧ  ИК – КЛЮЧ ИК И  НЕПРОИЗНОСИМЫЙ  СОГЛАСНЫЙ: Чтобы  проверить  непроизносимые  согласные:   в, д, л, т, нужно подобрать однокоренное слово, чтобы   эти согласные отчётливо  произносились.  РАДОСТНЫЙ – РАДОСТЬ,                        ЗВЁЗДНЫЙ – ЗВЕЗДА,   СОЛНЦЕ – СОЛНЕЧНЫЙ. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Женский  род Множествен. число какая? АЯ  ­  ЯЯ какие? ЫЕ  ­  ИЕ лесная   синяя лесные   синие какой? ОЙ  ­  ЕЙ каких? ЫХ  ­  ИХ лесной   синей лесных   синих какой? ОЙ  ­  ЕЙ каким? ЫМ  ­  ИМ лесной   синей лесным   синим какую? УЮ  ­  ЮЮ лесную   синюю какой? ОЙ  ­  ЕЙ лесной   синей о какой? ОЙ  ­  ЕЙ какие? ЫЕ  ­  ИЕ лесные   синие какими? ЫМИ  ­  ИМИ лесными   синими  о каких? ЫХ  ­  ИХ о  лесном  о  синем о лесной   о синей о лесных   о синих Падеж    Мужской  род           Средний род И.п.          какой?                      какое? ЫЙ  ­ ИЙ  ­ ОЙ ОЕ  ­  ЕЕ лесной    синий          лесное   синее какого? ОГО  ­  ЕГО лесного   синего какому? ОМУ  ­  ЕМУ лесному   синему какой?  какого?                 какое? ЫЙ ­ ИЙ ­ ОЙ ­ ОГО ОЕ  ­  ЕЕ лесной    синего          лесное   синее каким? ЫМ  ­  ИМ лесным   синим о  каком? ОМ  ­  ЕМ Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. РАБОТА  НАД  ОШИБКАМИ 1.Перенос слова (П.С.) – раздели  слово  на  слоги, подчеркни  гласные. Напиши ещё  два  слова.      Делай так: оси – на, ка – ран – да – ши, паль ­ то. 2.Мягкий  знак (М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак. Напиши ещё  два  слова.      Делай так: ходить,  водить, наливать. 3. Жи – ши, ча – ща, чу ­ щу (Ж.Ш.) – выпиши слово  правильно, подчеркни  правило. Напиши ещё  два  слова.       Делай так: малыши, машина, шило.  4. Безударная гласная (Б.Г.) – выпиши  слово  правильно. Поставь  в слове  ударение, подчеркни      безударную  гласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы ударение падало на гласную.      Делай так: волна – волны, выходил – ходит. 5.Словарное слово (СЛ.С.)– напиши слово правильно три раза.  Запомни, как  оно  пишется.        Подчеркни букву, в которой была  допущена ошибка.      Делай так: ребята, ребята, ребята. 6.Парные звонкие и глухие согласные (ПАР.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни      парную согласную в корне. Подбери проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.      Делай так: морозы – мороз, ягодка – ягоды.  7. Разделительный мягкий  знак (Р.М.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни мягкий знак.       Подчерни буквы, которые разделяет мягкий знак. Напиши ещё  два  слова на это правило.        Делай так: листья, деревья, вьюга. 8. Двойные согласные (Д.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни удвоенный  согласный.      Напиши ещё  два  слова на это правило.       Делай так: группа,  аллея, утренний. 9.Непроизносимые согласные (Н.С.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни  непроизносимый      согласный. Выдели  корень. Подбери проверочное слово так, чтобы согласный хорошо слышался.      Делай так: звёздный – звезда, звёздочка. 10.Состав  слова (С.С.) – выпиши  слово  правильно. Разбери его  по  составу.        Делай так:  приморская 11.Правописание приставок (П.П.) – выпиши  слово  правильно. Выдели  в нём приставку. Напиши.       ещё  два  слова с такой  же  приставкой.        Делай так: полетели, побежали,   потянули.  12.Правописание предлогов (П.ПР.) – выпиши  слово  вместе с  предлогом. Докажи, что предлог         со словом  пишется  раздельно: между предлогом и словом  подставь другое слово. Подчеркни предлог.         Напиши ещё  два  слова с таким  же  предлогом.         Делай так: к  (высокому) дереву,  к  (маленькой)  девочке,  к  (грузовому)  самолёту.  13. Разделительный твёрдый  знак (Т.З.) – выпиши  слово  правильно. Подчеркни твёрдый  знак.         Выдели приставку и  подчерни букву  ( Е, Ё, Ю, Я), которые разделяет твёрдый знак.          Напиши ещё  два  слова на это правило.          Делай так: в ъехал,  с ъезд,  об ъявление. 14. Мягкий  знак после шипящих (М.З. Ш.) – выпиши  слово  правильно. Определи род имени         существительного. Подчерни шипящий на конце слова. Определи, есть ли мягкий знак  после шипящего.         Напиши ещё  два  слова на это правило.                                      ж. р.            ж. р.          ж. р.      м. р.         м. р                м. р         Делай так: ночь,  помощь, дочь,  луч,  шалаш,  товарищ. 15. Безударные падежные  окончания (П.О) – выпиши  слово  правильно. Выдели  окончание.       Поставь слово  в  начальную  форму  (И.п), определи  склонение, падеж. Придумай своё слово.            Делай так: На  опушке  ­ опушка,  I  скл,  П.п.                             На  полянке ­  полянка, I  скл,  П.п. 16. Разбор  предложения (Р. П.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные члены предложения.        Делай так: Седые  туманы  плывут  к  облакам.                                                       17. Однородные члены  предложения (О. Ч.) – выпиши  предложение. Подчеркни главные и        однородные члены предложения. Вспомни о знаках  препинания  при  однородных  членах.         Делай так: Ученики  читали,  решали,  считали. Главные и второстепенные члены предложения. Член предложения е Подлежащее ы н в а л г Сказуемое е Дополнение ы н н е п е т с о р о т в Определение Вопросы Что обозначает Примеры предложений кто?  что? Предмет  Льёт   дождь.  Он  скоро  пройдёт. что  делает? что делал? что сделает? что будет делать? На  вопросы косвенных  падежей: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чём? какой?   какая? какое?    какие? чей?  чья?  чьё?  чьи? Действие предмета Улетают  птицы. Ученики  читают  и  пишут. Предмет Летом  я  жил  у  бабушки. Она  испекла  пироги с  малиной. К  речке  ведёт  тропа. Признак, качество, свойство предмета. Зеленеют  молодые  сосны и ели. За  кустом  мелькнул лисий хвост. Белые      ручки  чужой труд  любят. Обстоятельство где? когда? куда? откуда? почему?  зачем?  как? каким образом? Место, время, Утром  дети  шли  по  лугу. причину, способ действия. Человек  сидел  неподвижно. Впереди  бежала  собака  Жучка. По интонации Виды предложений. По цели  высказывания По наличию главных  членов предложения. По наличию второстепенных  членов. 1) Восклицательное Мама приехала ! 1) Повествовательное Мы идём пешком .  1) Простое (одна основа) Снова  ударил  гром. 1) Нераспространённое Полил  дождь. 2) Невосклицательное Мама  приехала . 2) Вопросительное Вы  пойдёте  пешком ? 3) Побудительное Идите  пешком ! 2)Сложное (несколько основ) Снова  ударил  гром, и  начался  сильный  ливень. 2) Распространённое К  вечеру  полил  холодный  дождь.    1)      2)      3)      4)      5)    ,    ,     и    , а    , но  Однородные члены предложения.     Ласточки ,  утки ,  лебеди  осенью  улетают  на  юг.     Берёзы ,  дубы  и  осины  растут  в  лесу.  ,    и            Ученики  считали  и  решали на уроках математики.            Мы собирали не грибы , а  ягоды.         Наступила осень тихая , но пасмурная.                                                       Прямая речь в предложении. 1) Прямая речь заключается в кавычки  «…..»  и  пишется  с  заглавной  буквы.   2)   Прямая  речь стоит  перед  словами  автора, то после кавычек ставится тире.        « Это часы » , ­ ответила мама .   « Пойдём гулять! » ­ сказал  мальчик.  « Где  Жучка ?» ­ спросил Тёма.   3)  Прямая  речь  стоит  после  слов  автора, то перед ней ставится  двоеточие. Мишка говорит : «Давай кашу варить».  Папа сказал : «Часы  ходят! » Катя спросила : «Пойдём в кино ?»    ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Число Единственное число Множественное число я ты     он,        она,        оно (ж.р.)         (ср.р.) (м.р.) мы вы они Лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Склонение местоимений единственного числа Вопрос ПАДЕЖИ кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? Именительный падеж Родительный падеж Дательный  падеж Винительный падеж Творительный падеж о ком?  о Предложный чём? падеж 1 лицо 2 лицо я меня мне меня ты тебя тебе тебя мною тобой ЛИЦО М.Р. он его ему его им 3 лицо Ср.Р. оно его ему его им Ж.Р. она её ей её ею обо  мне о  тебе о  нём   о  нём   о  ней   Спряжение глаголов                                                     лицо 1 лицо 2 лицо 3 лицо Неопределённая форма I спряжение ЕД.Ч.          МН.Ч. У (Ю)         ЕМ ЕШЬ           ЕТЕ ЕТ              УТ(ЮТ) Все глаголы на ЕТЬ, АТЬ, ОТЬ, УТЬ Исключения: Брить, стелить.             II спряжение ЕД. Ч.           МН.Ч. У (Ю)            ИМ ИШЬ             ИТЕ ИТ                 АТ (ЯТ) Все глаголы на ­ ИТЬ Исключения: 4 глагола на АТЬ + 7 глаголов на ЕТЬ гнать, держать, дышать и слышать,  обидеть, видеть и зависеть,  а ещё терпеть, вертеть,  ненавидеть  и смотреть

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы

Памятки по русскому языку для начальной школы

Памятки  по русскому языку для начальной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017