ПАМЯТНИК ЖЕЛЕЗНОМУ ТИМУРУ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 14.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Прочитайте легенду:А.Лопатина Мужчины не плачут, но по смуглому лицу Юсупа катились слезы. Черепа пустыми глазницами смотрели, как скребет он пальцами выжженную желтую землю и изрыгает проклятия жестокому хромому Тимуру. Всего три года не было Юсупа дома, и вот он вернулся. Когда ему сказали, что Тимур приказал сравнять его родной город с землей, Юсуп сначала не поверил, хотя и знал, как беспощаден завоеватель с непокорными.
Иконка файла материала ПАМЯТНИК ЖЕЛЕЗНОМУ ТИМУРУ.doc
ПАМЯТНИК ЖЕЛЕЗНОМУ ТИМУРУ (По картине В. Верещагина «Апофеоз войны») Прочитайте легенду: А.Лопатина Мужчины не плачут, но по смуглому лицу Юсупа катились слезы. Черепа пустыми глазницами смотрели, как скребет он пальцами выжженную желтую землю и изрыгает проклятия жестокому хромому Тимуру. Всего три года не было Юсупа дома, и вот он вернулся. Когда ему сказали, что Тимур приказал сравнять его родной город с землей, Юсуп сначала не поверил, хотя и знал, как беспощаден завоеватель с непокорными. «Может быть, хоть кто-то из нашего рода жив», — думал юноша. Даже теперь, когда глаза его видели, сердце все равно отказывалось верить. Как может цветущий город с фруктовыми садами и колодцами превратиться в выжженную пустыню с сухими деревцами, а все население — в гору черепов? Зачем только отец послал его учиться?! «Иди сын, учись, — сказал он на прощание. — Детей у меня много, старшие дело мое продолжат. В Самарканде и Бухаре ученые теперь в почете. Учись, и будешь великим человеком при правителе». «Где ты теперь, отец»?!— Юсуп схватил камень и запустил им в черного ворона, который уселся на череп прямо перед ним. Ворон, злобно каркая, взлетел, и за ним поднялась в воздух вся стая. «Где ты теперь, отец»?! — среди выбеленных солнцем черепов невозможно было найти ни отца, ни братьев, и грудь Юсупа разрывалась от боли... Расшитый золотом шатер Тимура поставили на зеленом лугу. Был он мрачнее тучи и никого не хотел видеть. Все, что может пожелать человек, было у жестокого хромца: немеренные земли, несметные богатства, прекрасные дворцы, только покоя не было. Кроме войны ничего его не радовало, вот и задумал он великий поход на Русь. Ни страха, ни пощады, ни сомнений не знал хромой завоеватель. Армии и города сметал на своем пути, а тут остановил его какой-то жалкий нищий отшельник. Вот уже два дня стоит шатер на зеленом лугу, и топчется в недоумении армия. Здесь, на лугу, собирал отшельник какую-то траву; и Тимур на горячем коне, окруженный свитой и телохранителями, чуть не растоптал старика на полном скаку. Однако тот приподнялся и тихо произнес: «Нет пути, когда конь спотыкается», — и тут же исчез, как будто не было его.Один только Тимур услышал слова отшельника. Он хотел крикнуть, чтоб схватили смутьяна, но в эту минуту прекрасный конь его вдруг споткнулся о череп с пустыми глазницами, спрятавшийся в траве. Черная мгла застлала глаза правителя, и он спешился. Никогда не знал Тимур страха, даже когда били его в юности смертным боем за украденных коней. Никогда его конь не спотыкался, даже когда в молодости был Тимур атаманом разбойников, и только быстрые кони спасали их от расправы. А теперь многотысячное войско стоит в нетерпении. За рекой русский городок Елец затворил ворота, спрятался за стенами. Да разве стены и ворота остановят такую силу? Ждут воины сигнала для атаки, грабежа да разгула, но нет сигнала. Ведь не старый же череп, в самом деле, остановил завоевателя, его и горы черепов не останавливали! Никому Тимур не поведал свое видение в ночь первую после встречи с отшельником: для услады тела приказал он позвать к себе красавицу, но в шатер вошла не она, а грозная ослепительная женщина. Голова ее упиралась в небеса, а глаза горели как две звезды. Лишь одно слово слетело с уст ее — «Уходи», и все тело Тимура сковало словно льдом. Он очнулся от сна, и впервые в жизни страх объял его. Наконец, позвал Тимур начальника караула и, не разжимая губ, прошипел: «Где старец»? Распростерся начальник караула, не чая в живых остаться, и быстро заговорил: — Не старец он вовсе, просто волосами оброс. Из наших земель, Юсуп его имя. Живет в пещере, предсказывает да травой лечит. Сейчас в церкви сидит, тут неподалеку, вмиг притащим! Правитель жестом остановил начальника караула и вышел из шатра. Рядом с лугом белела на холме маленькая церквушка. Вскочил Тимур на коня и в один миг был возле церкви. Прихрамывая, вошел он в полумрак и увидел отшельника возле иконы Божьей Матери. Тимур взглянул на икону, и снова ледяной холод сковал его члены. С иконы смотрела та самая женщина, что приходила к нему во сне. — Кто ты? — шепотом спросил Тимур. — Отшельник, Юсуп, — ответил худой человек в рваном халате. — Бежал я, правитель, из земли родной от ужаса, что сеешь вокруг себя. Целыми днями молюсь я Богу, чтобы Он остановил тебя, но снова несешь ты с войском своим погибель. Любой другой за дерзость такую в секунду лишился бы головы, но правитель выслушал отшельника и ответил ему как равному: — Я не разрушаю, я строю. Разве не слышал ты о прекрасных городах, мечетях и дворцах моих? Разве не славятся Самарканд и Бухара — мои жемчужины — своими учеными, поэтами и музыкантами. Они останутсяпамятником мне на века. — Горы черепов и выжженная пустыня, — вот что будет памятником тебе, правитель, — ответил отшельник. Рука Тимура дернулась, чтобы выхватить меч, но снова ледяной холод сковал его. Великий завоеватель повернулся и вышел, не сказав больше ни слова. На следующий день все его огромное войско ушло без боя. Отшельник сказал правду. Когда много лет спустя русский художник Василий Верещагин приехал в Азию искать следы правления великого Тимура, ему показали гору черепов на выжженной земле. Под картиной Верещагин написал: «Всем завоевателям прошлого, настоящего и будущего посвящается». ::: Вопросы и задания к легенде: • Как вы думаете, почему художник Верещагин решил написать гору черепов, а не какое-либо сражение в память о Тимуре? • Почему потомки запомнили Тимура, как жестокого завоевателя, а не как создателя прекрасных дворцов? • Каким должен быть правитель, чтобы потомки вспоминали о нем с благодарностью? Сценка «Художник и историк» Поделите детей на пары. Один человек — художник, другой — историк. Историк убеждает художника в том, что без знания истории невозможно глубоко отразить черты той или иной эпохи в своих картинах. Игра «Исторический сюжет» Покажите детям какую-либо репродукцию известной исторической картины. В течение минуты все смотрят на репродукцию и стараются запомнить, какими красками и что на ней изображено. Затем педагог убирает репродукцию, и спрашивает, что на картине того или иного цвета. Тот, кто ответит правильно, получает очко. Затем игра повторяется с другими репродукциями. Набравший больше всего очков, получает в подарок одну из репродукций. Рисунок «История моей жизни» Нарисуйте историю своей жизни в трех рисунках. На первом — нарисуйте себя во время какого-либо важного события в своей жизни несколько лет тому назад, на втором — во время какого-либо важного события в настоящее время, и на третьем — во время какого-либо события в своей жизни в будущем.Задание на дом Каждый выбирает какую-либо интересную для себя тему из учебника истории и рисует к этой теме иллюстрацию. Работа по домашнему заданию Из работ детей и текстов из учебника истории составляется книга: «Иллюстрированная история».