"Памятники архитектуры - наследие веков". Урок изобразительного искусства в 3-м классе
Оценка 4.7

"Памятники архитектуры - наследие веков". Урок изобразительного искусства в 3-м классе

Оценка 4.7
docx
06.10.2023
"Памятники архитектуры - наследие веков". Урок изобразительного искусства в 3-м классе
Памятники архитектуры 3 класс.docx

"Памятники архитектуры - наследие веков". Урок изобразительного искусства в 3-м классе

Цель урока: познакомить обучающихся с понятиями архитектор, архитектура, зодчий, зодчество; с особенностями русской храмовой архитектуры;

Задачи урока:

  • учить анализировать, сравнивать форму, цвет, пропорции архитектурных сооружений; находить и выделять главные признаки произведений русского зодчества;
  • учить оценивать выполненную работу.
  • развивать чувство прекрасного, художественный вкус, зрительскую культуру;
  • воспитывать чувство патриотической гордости, любви и бережному отношению к памятникам зодчества, русским традициям;
  • воспитывать чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи.

Оборудование и материалы урока:  пять наборов для “строительства храмов"

Зрительный ряд: Панно русская деревня.

Сценарий урока

 

0бъяснение нового материала

Учитель обращает внимание обучающихся на доску, где размещены рисунки домиков, выполненные на панно.

Учитель: Посмотрите, ребята, эти домики вы сделали совсем недавно. Они совсем простые. Нарисовать и построить такой дом сможет почти каждый. Четыре стены, да дверь, да окно, да крыша. Дома-простаки, похожие друг на друга, как близнецы. Поучился немного, посмотрел, как люди строят, топор или мастерок в руки и пошел стены укладывать.

Учитель:  А вот такой дом-храм, или такой дом-дворец построить может не каждый. Много ума, знаний, смекалки, воображения и опыта нужно человеку чтобы сочинить такие дома-красавцы, дома-памятники, которые украшают город и радуют сердца людей. Люди, сотворившие такие шедевры, составляют славу любой страны. А называют их АРХИТЕКТОРАМИ. В переводе с греческого слово АРХИТЕКТОР означает “старший строитель”. А все, что создано архитекторами – это АРХИТЕКТУРА. Запишем эти слова в наш словарик . Дети записывают новые слова в свои словарики.

Учитель: Говорят: "Это здание построил архитектор". Что это значит? Что архитектор сам клал стены?

Ответы детей: Архитектор это – старший строитель. Он делал проект и руководил строительством.

Учитель: На Руси архитекторов называли ЗОДЧИМИ, а архитектуру – ЗОДЧЕСТВОМ. Запишем новые слова в “Наш словарик”.

Учитель:  На бескрайних просторах Руси вставали, как воины-богатыри в боевых шлемах, белокаменные церкви. Часто их стены служили людям защитой от врагов. Ее красота заключена в простой форме, плавных очертаниях линий крыши и купола. Церковь удивительно хорошо сочетается с окружающей природой.

Выступление учеников (Опережающее задание: 1.Почему на Руси возводили церкви и монастыри?)

1. На Руси строили много церквей, монастырей, храмов. Строили их по заказу великих князей для укрепления и украшения городов русских. Богатые люди иной раз давали обет (обещание) построить церковь по какому-нибудь случаю. Зодчие на Руси были в почете. Великие князья заботились о том, чтобы стольный град был надежно укреплен и “украсно украшен” 2. Московские князья призывали к себе строителей из Пскова, Новгорода и Владимира, приглашали зодчих из Италии. Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти получил заказ – соорудить главный храм государства – Успенский собор. Выполняя заказ Фиораванти поставил в Москве храм, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и величавый

Учитель:  Красивы соборы Московского Кремля! А это, что за каменное диво! С узорчатыми стенами и главами. А сколько глав-то, посчитайте!

(Ответы с мест: Девять).

Девять глав и каждая украшена каменной резьбой. А купола-то, купола! Волнистые, ребристые, игольчатые. И переливаются цветами словно радуга. Не собор, а сказка! Смотришь на него, и кажется, будто восемь богатырей в шлемах застыли в кругу. Это Покровский собор или Храм Василия Блаженного. Построили его талантливые русские зодчие из Пскова Барма и Постник. Чего только не повидал на своем веку этот древний собор. А чтобы узнать в честь чего был выстроен Храм Василия Блаженного, окунемся в историю.

Выступление учеников (опережающее задание)

1Русскому государству почти непрерывно приходилось воевать с врагами. В честь одержанных побед на Руси не ставили памятников и обелисков, а строили храмы. Такие храмы-памятники – самые замечательные произведения русского зодчества. Зодчие, строившие их, выражали интересы всего русского народа, а не просто исполняли княжескую или царскую волю. Храм Василия Блаженного – это храм-памятник, воздвигнутый в честь победы над Казанским ханством.

2. Еже один храм был возведен в честь победы русского воинства. Войну 1812 года называли Отечественной потому, что вся страна поднялась против французских завоевателей. И памятником подвигу россиян стал Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в самом сердце Москвы. Он стал мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну "положил животы своя". Грандиозное здание Храма возводилось по проекту Константина Андреевича Тона — талантливого зодчего и блестящего профессионала-практика. Под его руководством создание Храма стало поистине всенародным. Храм был сооружен исключительно из отечественных материалов и на народные средства – в чем проявился патриотизм архитектора.

Актуализация полученных знаний

Ребята, сегодня на уроке вы познакомились с величайшими памятниками русского зодчества, узнали имена талантливых зодчих, создавших эти великолепные памятники. Вы увидели сегодня много разных соборов, храмов, церквей России. Посмотрите и скажите, что особенного в наших русских храмах? Что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Русские храмы в основном белокаменные. Купола золотоглавые. Купола напоминают шлемы русских богатырей, луковицы, пламя свечи. Окна, двери и стены имеют полукруглое завершение в виде арок.

Практическая работа

Ребята, сейчас вы тоже будете строить свои храмы или церкви. Выберите архитекторов в своих группах, посовещайтесь, какой храм вы построите. Сколько будет на вашем храме куполов? И приступайте к строительству. У каждой группы есть планшет, на котором вам предстоит воздвигнуть свой памятник архитектуры, и строительный материал – белые квадраты, прямоугольники и полукруги для стен, желтые купола разных размеров, черные окна и зеленые двери. Так же у вас есть ножницы и бумага, и вы можете добавлять свои элементы, которых нет в ваших наборах. Можете приступать к творческому заданию. Группы приступают к работе под спокойную музыку, перемежающуюся колокольным звоном. Учитель оказывает помощь, советует. После окончания работы каждая группа представляет свой проект. Защищают проекты архитекторы

Ответы (примерные) архитекторов: Наша группа создала проект трехглавого собора. Мы добавили колонны и украсили наш храм, и т.п.Молодцы, ребята, потрудились вы хорошо! А главное вы много узнали о храмовой архитектуре нашей Родины. Спасибо, за работу. Урок окончен.


 

Памятники архитектуры - наследие веков"

Памятники архитектуры - наследие веков"

Владимира, приглашали зодчих из

Владимира, приглашали зодчих из
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2023