Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика" содержит рекомендации по организации статических и динамических артикуляционных упражнений. Приведены фото иллюстрации по выполнению данных упражнений. Приведены примеры упражнений для укрепления губ, языка, развития движения челюсти. а также содержится наглядный материал по символическим изображениям артикуляционных упражнений, который способствует запоминанию материала.Папка - передвижка "Артикуляционная гимнастика"
арт гимнастика.docx
Артикуляционная гимнастика направлена на
решение трех основных задач:
1. развить подвижность языка;
2. развить подвижность губ;
3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном
положении.
Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту:
становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами,
подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель,
вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих
умений и направлены самые простые упражнения.
Для профилактики нарушений речи или развития
артикуляционного аппарата важно понимать последовательность
работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно
вначале заняться статическими упражнениями, и только потом
переходить к динамическим:
• статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном
состоянии в течение 710 секунд. Например, вытягивание языка в
трубочку, создание «чашечки»;
• динамические упражнения – это активное движение языком или
губами в определенном ритме (78 движений сразу). Например,
облизать губы, показать «часы».
Фиксирующие статические упражнения, помогут понять
правильное положение языка и губ. Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики
для детей
Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок
не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты
и понятны.
Повторять каждое упражнение нужно по 67 раз. Ежедневные
короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие. 1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире.
Смокнуть губы – стало холодно.
2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.
3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.
4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.
5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо.
Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу,
подбородку.
6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком
по верхним губам.
7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.
8.
«Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед,
представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку»,
(прихлебывать и причмокивать).
9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).
10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто
во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным
напряжением языка и щек.
11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.
12. Свернуть язычок в трубочку.
13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к
другому, имитируя движения маятника. 14. Показать «бублик», округлив губы.
15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как
можно дольше.
Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая
простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей.
Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а
двигательные навыки закрепятся.
Самые эффективные упражнения артикуляционной
гимнастики для детей
Укрепляем губы
Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений,
которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик»,
«Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя
все эти упражнение, делаем 34 цикла. Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:
1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные
стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.
2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать
почесывающие движения.
3. Чередовать вытягивание губтрубочек и улыбкузаборчик.
4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая
верхнюю и нижнюю губу.
5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области
верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их
вертикально.
6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные
расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь
придать характерную форму утиного клюва.
7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться
звук, похожий на «поцелуй».
8.
воздушной струи на выдохе.
Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо
всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно
взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или
зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик.
Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью
Укрепляем язык
1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и
удерживать такое положение в течение нескольких секунд. 2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик
уперся в центр нижнего ряда зубов.
3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное
жало, и вытянуть его вперед.
Развиваем нижнюю челюсть
От подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок
правильно артикулировать шипящие звуки. Самое простое, что можно
сделать, – это делать жевательные движения с сомкнутыми губами.
Эффективны следующие упражнения.
1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно
лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз.
Затем закрыть рот. Повторить 57 раз, не теряя ритма.
2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть,
одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до
подбородка. 3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное,
острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее
вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести
челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное
положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное
естественное состояние (семь).
что занятия важны,
Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на
уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна
объяснить,
и научить малыша
контролировать процесс, то есть стараться выполнять все
правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале.
Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без
подсказок и поправок.
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.