Папка по самообразованию "Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ посредством художественной литературы". Здесь вы найдёте форму для составления папки по самообразованию. В каком порядке разместить материал, и какой материал в эту папку вложить. В данном материале вы найдёте подборку материала по данной теме.Папка по самообразованию.
Областное государственное казенное учреждение
социального обслуживания
«Центр помощи детям, оставшимся без попечения
родителей, г. Черемхово»
87
ПАПКАУЧИТЕЛЯ
ДЕФЕКТОЛОГА
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Васильевой Натальи Юрьевны
(Ф.И.О.)
учительдефектолог
(Должность)
Развитие социальной уверенности у детей
с ОВЗ посредством художественной
литературы.
(Название темы)
2016
(Начало изучения темы)
2019
(Окончание изучения темы)Черемхово 2016ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ
Ф.И.О. педагогаВасильева Наталья Юрьевна____________________
I
Дата рождения11.07.1964год
Стаж работы в должности16лет
Образование (название учебного заведения и год окончания) 1999год.
Иркутский государственный педагогический университет.
Квалификационная категория,
квалификационная категория
24.12.2010год Приказ министерства образования Иркутской области от
27.12.2010г.№211мпр
Курсы повышения квалификацииСеминар по теме «Аттестация
педагогических работников. Организация и проведение аттестационной
экспертизы» Иркутск 2012 год.
Мастеркласс «Использование
информационных технологий в образовательной деятельности» г.Иркутск
01.04.2014год. Научнопрактическая конференция в рамках работы X форума
«Образование Прибайкалья2014»на тему:
«Актуальные проблемы
образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и пути их
решения» в форме презентации педагогического опыта 08.04. 2014года.
Семинарпрактикум «Моделирование образовательного процесса в условиях
введения ФГОС ДО» в объёме 28 часов. Май 2014 год.
Статья в сборнике «Современные тенденции развития школинтернатов и
коррекционных образовательных учреждений России» по теме
«Формирование фонематического восприятия у детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях детского дома с использованием
дидактических игр» Материалы Всероссийских педагогических чтений. 15
апреля 2014г. (Чебоксары 2014г)
Награждения
Министерства образования Иркутской области
(указать год, характер награды)
Почётная грамота
.2013 год
Почётная грамота Министерство образования и науки. Российской
федерации. ОГРН 1047796287440. Приказ от 1октября 2014 г. №794кнОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Цель и задачи по теме самообразования
1. Изучение теоретических аспектов по коррекции речевых нарушений у
детей с ОВЗ.
2. Проанализировать особенности фонематического восприятия у детей
дошкольного возраста с ОВЗ
3. Обобщить различные методы для коррекционной работы с детьми с
фонематическими нарушениями.
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психологопедагогическую литературу по данной
проблеме.
2. Дать общую характеристику содержания понятия «Формирование
фонематического восприятия»
3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе
формирования фонематического восприятия у дошкольников.
4. Разработать
восприятия.
картотеку игр по формированию фонематическогоЛитература по теме:
1. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия
старших дошкольников. Москва 2010. 64 с.
2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
Москва
дошкольников.
обучении умственно отсталых
«Просвещение»1991. 191с.
3. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего
возраста. Москва 2010. 64 с.
4. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом.
Москва «Просвещение»1991. 127с.
5. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Логопедическая тетрадь.
Москва 2008.53с.
6. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие.
Логопедическая тетрадь. Москва 2008. 31с.Чей опыт предполагается изучить по данной теме
Т.А.Ткаченко,М.Ф.Фомичёва, Н.С.Баринцева,Е.В.Колесникова,Н.И.Дьякова,
О.И.Крупенчук, Е.В. Кириллова
Практический выход (указать формы работы: выступления, рефераты,
сообщения, отчеты обобщение опыта и другие)
Отчётпрезентация по теме самообразованиядля педагогов детского дома;
(март 2013 год);
Оформление папки на тему: «Дидактические игры для развития
фонематического восприятия» (октябрь 2013год).
Консультация для учителей – дефектологов по теме «Виды нарушения
звукопроизношения свистящих звуков и их коррекция»
Семинарпрактикум на тему:«Коррекция нарушений звукопроизношения у
дошкольников с ОВЗ»; октябрь 2013год
Выступление на педагогическом совете: Доклад на тему: «Анализ
промежуточной диагностики у детей» январь 2013 год.
Консультация для воспитателей на тему «Жизнь в нашем цвете» март 2013год
Научнопрактическая конференция в рамках работы X форума
«Образование Прибайкалья2014» на тему: «Актуальные проблемы
образования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и пути их
решения» в форме презентации педагогического опыта статья в сборнике
(апрель 2014 год);
Составление перспективного плана работы 3 год обучения «Формирование
фонематического восприятия на занятиях, с использованием дидактических
игр» (апрельмай 2014год);
Участие в I Международной специализированной научнопрактической
конференции«Проблемы повышения эффективности образовательного и
воспитательного процесса на базе информационных технологий»(с изданием
сборника материалов) (апрель 2014 год).
Международный смотр презентаций «Мозаика презентаций» май 2014 год
Изучение передового педагогического опыта (указать формы работы:
посещение уроков, внеклассных мероприятий и другие)
Посещение занятий учителейдефектологов.
Консультация с учителем логопедом: подбор литературы; состояние
фонематического восприятия у детей с ОВЗ.ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2012 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Основные вопросы, намеченные для изучения.
Этапы реализации
Задачи
Подготовительный
Диагностический
Практический
Изучение психолого –
педагогической,
методической литературы
по теме самообразовании
Выбор диагностического
инструментария по теме:
«Формирование
фонематического
восприятия у детей с
ограниченными
возможностями здоровья в
условиях детского дома с
использованием
дидактических игр.»
Анализ созданных
педагогических условий для
развития фонематического
восприятия детей с ОВЗ.
Аттестация:Обобщение
собственного опыта
педагогической
деятельности.
Сроки
20122013 учебный
год
20132014 учебный
год
20142015 учебный
годПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 20122013 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сроки работы над темой по самообразованию –20122015год
Этап изучения темы по самообразованию: Подготовительный
Цель: Повышение профессионального уровня.
Месяц
Направления работы
Способы достижения
Отметка о выполнении
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Март
1.Подбор, изучение
литературы.
2.Особенности развития
фонематического восприятия
у детей дошкольного возраста
с задержкой психического
развития.
3.Содержание работы по
развитию фонематического
восприятия у детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР.
4.Роль дидактических игр в
развитии фонематического
восприятия у детей
дошкольного возраста с ЗПР.
Посещение занятий
воспитателей.
5.Подбор дидактических игр
для развития у детей
фонематического восприятия.
Изучение литературы
выполнено
Копирование, подбор
дидактического материала по
теме.
выполнено
Работа с личной библиотекой,
интернетом.
выполнено
Знакомство с литературой по
данной тематике.
выполнено
Обмен опытом по проблеме.
выполнено
Оформление картотеки
выполнено
Февраль
6.Подготовка презентации по
развитию фонематического
Подбор материала
выполненовосприятия.
Март
7.Создание презентации.
Май
8.Разработка плана по
самообразованию на новый
учебный год.
Выступление с презентацией
на педсовете.
выполнено
Подбор методической
литературы.
выполнено
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 20132014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Диагностический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; разработать программно
методического обеспечения образовательного процесса.
Месяц
Направления работы
Способы достижения
Отметка о выполнении
Составление таблиц для
проведения диагностики
Составление таблиц
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Февраль
Проведение диагностики по
теме
Срезы диагностики по теме. Диагностика
фонем.воспр. начало
года
Изготовление буклета
этапов работы по ФФВ.
Для педагогов дет.дома
Этапы работы по
формированию
фонематического восприятия
Подбордид.игр на тему
Подбор дидактических игр
для младшего и старшего
возраста.
Подготовка материала для
участия в областном семинаре
Обмен опытом по проблеме.
Работа над созданием
методических папок.
Составление папки
«Дидактические игры для
развития фонематического
внимания»
Подбор материала по темам.
Подбор материалаМарт
Разработка картотек игр по
ФФВ
Участие в международном
конкурсе презентаций.
Подбор материала
Презентацияотчёт по теме
Апрель
Участия в областном семинаре
Составление выступления.
Обработка изученного
материала по теме.
ДИПЛОМ ЛАУРЕАТА
Статья в сборнике
(выпуск сборника
сентябрь 2014 г.)
Отчёт о проделанной работе
по самообразованию
Составления папки по
самообразованию
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 20142015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Практический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в
социальных сетях.
Месяц
Направления работы
Способы достижения
Отметка о выполнении
Сентябрьмай
Ноябрь
декабрь 2014 г.
Январь
февраль 2015 г.
Сентябрь
январьмай
1. Итоговый мониторинг по
всем разделам основной
общеобразовательной
программе дошкольного
образования. По
образовательным областям:
«Социализация», «Познание»,
«Коммуникация»
2.Дидактическая игра как
средство развития
фонематического восприятия
детей с ОВЗ.
3. Публикация собственного
опыта педагогической
деятельности в
сборнике(материалы
всероссийских педагогических
чтений)
3. Обобщение опыта работы,
систематизация полученного
материала для его
распространения.
Программы и динамики
развития детей.
Публикации в социальной
сети
Подбор материала,
систематизация игр по
развитию разных сторон речи.
Срезы диагностики по теме. Диагностика
фонем.восприятия в
группе.
Апрельмай
Перспективный план работы, Методическая разработка.
Для учителей –дефектологов.
Подготовка к аттестации.
Модель аттестации:
«Персональная»
2015 г.
Октябрь
ноябрь 2015
год
по развитию ФВ с
использованием
дидактических игр у детей с
ОВЗIV года обучения.
Аттестация: Обобщение
собственного опыта
педагогической деятельности,
через проведение открытой
НОД, документации, научно
методической работы,
представленной в материалах
портфолио, сравнительного
анализа результатов
мониторингов.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ЗА 2012 –2014 уч.год.
Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями
здоровья могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико
фонематические расстройства (нарушение звукопроизношения в сочетании с
дефектами звукоразличения), у других лексикограмматические. Такие дети
отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями
психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания,
снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в
развитии словеснологического мышления. Перечисленные особенности ведут
к неумению вовремя включиться в учебноигровую деятельность или
переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой
утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к
появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности: от полного
отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами
фонетического и лексикограмматического недоразвития. Исходя из
коррекционных задач, Р. Е. Левиной была предпринята попытка сведения
многообразия речевого недоразвития к трем уровням. Условно Р.Е.Левина
выделяет три уровня речевого развития:
1й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2й уровень – начатки общеупотребительной речи;3й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико
грамматического и фонетикофонематического недоразвития.
развития
происходит
На
несформированностьфонематического восприятия.
каждом
уровне
речевого
1й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии;
фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова,
сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу
ребенку непонятны.
2й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия:
ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с
заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и
синтезу не готов.
3й уровень – попрежнему недостаточно,развиты фонематический слух и
фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу
самостоятельно не формируется.
Преодоление фонетикофонематического недоразвития достигается путем
целенаправленной
работы по коррекции звуковой стороны речи и
фонематического недоразвития.
Система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
должна включать в себя специальные занятия и игры для развития
фонематического слуха, на этих занятиях нужно использовать дидактические
игры. Но нигде в литературе не описывается, что должен делать педогог,
который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для
осуществления более эффективной коррекции фонематического слуха у
детей дошкольного возраста.
Обозначенные проблемы обусловили выбор данной темы: «Формирование
фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями
здоровья в условиях детского дома».
Роль дидактических игр в развитии фонематического восприятия у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой воздействия на детей в дошкольных образовательных
учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в
которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем
дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический
коллектив группы.
Дети с ограниченными возможностями здоровья очень часто пассивны и
не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками.
Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное
эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат
дидактические игры.Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого
на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким
образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая,
которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует
ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали
усвоение программного материала.
Большое значение имеет проведение дидактических игр,
способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает детям
ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность
действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты и т.п.
Достаточно вспомнить, что по звуку можно определить приближение
транспорта, направление его движения, сигнал тревоги, приближение грозы,
по голосу можно различать своих и чужих людей, и сразу становится
понятным, какое значение имеет слуховое восприятие. У детей с
ограниченными возможностями здоровья формирование слухового внимания,
различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со
звуковым сигналом представляет большие трудности. А в дидактических
играх эта сторона развития может быть значительно скорригирована.
Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к
восприятию, как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с
речевым материалом. На первом этапе детям сограниченными возможностями
здоровья для различения неречевых звуков и речевого материала требуется
зрительная или зрительнодвигательная, или просто двигательная опора. Там,
где у детей уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный
слуховой образ, дополнительная чувственная опора ему не нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию фонематического
восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Организация работы по формированию фонематического
восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи,
на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава
слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку,
формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их
проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, педагогу необходимо широко использовать игры в
коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых
упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия у
детейс ограниченными возможностями здоровья. Комплекс включает в себя
следующие направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
Дидактические игры способствуют формированию у детей
направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в
звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие
по звучанию и произнесению.
Я предлагаю подборку игр, которые можно использовать в различных видах
деятельности поэтапно.
Этапы работы по формированию фонематического восприятия
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить
следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают
способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют
также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно
успешно научить детей дифференцировать фонемы).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых
звуков, слов, фраз.
На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и
тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому
составу.
IVэтап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать
слоги.
Vэтап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать
фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации
гласных звуков.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков
элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что
дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать
двухи трехсложные слова. Педагог должен объяснить и показать детям, как
отхлопывать слова разной сложности.Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия
у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы мною были отобраны
различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование
фонематического восприятия,
Л.Н.
Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др.
предложенные Р.И.
Лалаевой,
Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен
подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико
фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.
1. Угадай, что звучит.
Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.
Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает
послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит
по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает
ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?”
спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком,
стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали
звучащий предмет, отчетливо произносили его название.
2. Где позвонили?
Цель, Определение направления звука.Оборудование.
Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).
Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в
каждой группе есть какойнибудь звучащий инструмент. Выбирается
водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать
направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог
говорит: "Пора" — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает ипоказывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление
неправильно, он снова водит, пока не угадает.
3. «Где хлопнули?»
Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему
закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий
должен определить, кто хлопал.
4. Улиточка
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему
завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунька рога,
дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
5.Улавливай шепот
Цель. Развивать остроту слуха.
Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные
группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное
расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым
только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды
("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно
отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимыми усложняет
упражнения.
Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной
громкости просит выполнить какоенибудь движение, а затем едва уловимым
шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если
ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.
6. Найди картинку
Развитие восприятия звукокомплексов
Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с
изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и
воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается
задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его
изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой назрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие
(губы логопеда закрываются).
7. Игра «путаница»
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а
также порядок называния предметов с опорой на картинки.
1. а) Ежик ползал на поляне,
Пудель лаял на диване,
Ну а ялик это время мирноплавал в океане.
б) Ялик ползал по поляне,
Ежик лаял на диване,
Ну а пудель в это время мирноплавал в океане.
в) Ялик лаял на диване,
Пудель ползал на поляне,
Ну а ежик в это время мирноплавал в океане.
2.
а) Воробей сидел на ветке,
Старичок дремал в беседке,
Далматин же в это время громко лаял у соседки.
бВоробей дремал в беседке,
Далматин сидел на ветке.
Старичок же в это время громко лаял у соседки.
в Далматин дремал в беседке,
Старичок сидел на ветке.
Воробей же в это время громко лаял у соседки.
8. Выдели слово
Цель: выделение заданного звука из слова
Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда,
когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с
(песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
9. Подбери похожие слова
Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка ложка, ушки
пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать кнему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети
правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.
10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции,
выделение заданного гласного из ряда других.
Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда
услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э
11. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что
за звук? Мне дай ответ!
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков,
развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и
синего цвета.
Ход игры.
Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный
звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает
мяч обратно логопеду.
Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука,
если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово,
начинающееся с согласного звука.
Подготовила учитель – дефектолог: Васильева Наталья Юрьевна
Перспективный план работы, по развитию фонематического восприятия
с использованием дидактических игр у детей с ограниченными
возможностями здоровья по годам обучения.
Год
обучения
Название игры
Цель игры
Iгод
обучения
« Отгадай, на чём я
играю»
Знакомство с музыкальными
инструментами.
«Слушай
внимательно»
Вырабатывать у детей по подражанию
различные двигательные реакции.
«Кто спрятался в
домике?»
Учить соотносить игрушку, с
соответствующим звукоподражанием.
«Подбери
картинку»
Различать на слух слова с опорой на
картинку.
«Кто тебя позвал?»
Учить дифференцировать
звукоподражания выбор из двух, трёх
предметов или картинок (кошка, лягушка,собака).
IIгод
обучения
«Угадай, что
звучит и подбери
инструмент»
«Послушай и
возьми игрушку»
«Кто пришёл
первый?”
«Кто в домике
живёт ?”
«Послушай и
подними флажок»
«Послушай и
подбери картинку»
Учить дифференцировать звучание 34
музыкальных инструментов.
Учить дифференцировать
звукоподражания «биби», «туту».
Учить решать познавательные задачи,
связанные со слуховым анализатором.
Учить определять последовательность
звучания звукоподражания.
Выделять заданное слово из предложенной
фразы.
Учить дифференцировать слова, близкие
по слоговому составу (машина, лягушка)
IIIгод
обучения
«Что ты
слышишь?»
Познакомить с бытовыми шумами.
Определение предмета по характеру звука.
«Угадай по звуку»
« Узнай по голосу»
«Три медведя»
«Нарисуй на чём, я
играю»
«Подбери
картинку»
Учить различать высоту, силу и тембр
голоса.
Учить различать высоту, силу и тембр
голоса.
Формировать целостный образ предмета,
опираясь на его звуковые характеристики.
Учить дифференцировать слова, близкиепо слоговой структуре (домкот, мишка
книжка)
IVгод
обучения
«Хорошо
послушай»
Научить различать слова, близкие по
звуковому составу.
Научиться различать слова, близкие по
звуковому составу.
Подбирать картинки схожие по звучанию.
Учить различать слоги.
Развитие у детей навыков элементарного
звукового анализа.
« Добавим и
запомним»
«Найди пару»
«Цепочка»
«Запомни и
повтори»
«Спой начало»
«Назови конец
слова»
«Назови по
порядку»
Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться
уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание
стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же
действия и по возможности называет их.
Игра «Угадай по звуку» определение предмета по характеру звука. На
столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи,
ножницы. Детям демонстрируют для каждого предмета звучания, шумы:
помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п.,
затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая
на него рукой или называя его.
Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен,
колокольчик, гитара, ширма.
Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик,
бубен, гитару, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят
названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на
барабане, гитаре, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет
игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание
указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают,
и воспитатель снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в
бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет,
отчетливо произносили его названиеИгра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с
завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому
прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а
водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.
Игра «Три медведя»
Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей –
большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях,
произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то
высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту
голоса одновременно поднять соответствующую картинку.
Игра «Животные и их детёныши»
Ход игры: Детям раздаются картинки домашних животных и их детенышей –
коровы и теленка, козы и козленка, свиньи и поросенка. Взрослый произносит
каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом. Дети должны,
ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять
соответствующую картинку.
Игра «Хорошо послушай» Взрослый дает ребенку два круга – красный и
зеленый – и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название
предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок,
если неправильное – красный (баман, паман, банан, банам, баван …).
Усложнение подобных игр – упражнений состоит в следующем: сначала
подбираются слова, легкие по звуковому составу, затем – более сложные.
Игра « Добавим и запомним» Ребёнку предлагают повторить четыре слова
со сходным звучанием: Даша, ваша, каша, Паша.Затем первое
отбрасывается, но добавляется новое: ваша, каша, Паша, наша / каша,
Паша, наша, Гаша / Маша, Таша, чаша, Саша.
Игра «Найди пару»
Ход игры: взрослый выставляет на наборном полотне в одну линию
следующие картинки: ком, бак, ветка, каток. Каждому выходящему к
наборному полотну ребенку предлагается по одной картинке, которую он
должен поставить под той картинкой, название которой наиболее близко по
звучанию.
Игра «Цепочка» Слоги произносятся по очереди ПАТАМАПАТА
МА……..,ТОПУАХ…..
Игра «Запомни и повтори» Дети запоминают тричетыре слога с
оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в
котором есть другие согласный и гласный звуки: САЗАЗАСА, ЗОЗОСО
ЗО, СУЗУСУСУ.
«Живые слоги» Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму,
а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог
был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющиеслово, например МАШИНА, после называния слогового ряда дети отвечают,
что получилось, или находят такую картинку среди других.
Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки,
птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и
т.д. Затем воспитатель попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно:
а – а – а – а, или у – у – у – у или иии. Реагируя на названный звук, дети
поднимают соответствующие картинки.
Игра «Найди одинаковый звук» Произносится ряд слов, дети определяют
повторяющийся звук: сова, косы, нос — С
Игра «Выбери правильно» Среди пятишести картинок ребёнок находит те,
в названии которых есть заданный звук.
Игра «Спой начало» Узнавание и выделение гласного в начале слова:
ууулица – У.
Игра «Назови конец» Выделение согласного звука в конце слова: кот – Т
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 20142015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Этап изучения темы по самообразованию:Практический
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; публикации в
социальных сетях.
Месяц
Направления работы
Способы достижения
Отметка о выполнении
Программы и динамики
развития детей.
Публикации в социальной
сети
Подбор материала,
систематизация игр по
развитию разных сторон речи.
Сентябрьмай
Ноябрь
декабрь 2014 г.
Январь
февраль 2015 г.
1. Итоговый мониторинг по
всем разделам основной
общеобразовательной
программе дошкольного
образования. По
образовательным областям:
«Социализация», «Познание»,
«Коммуникация»
2.Дидактическая игра как
средство развития
фонематического восприятия
детей с ОВЗ.
3. Публикация собственного
опыта педагогической
деятельности в
сборнике(материалыСентябрь
январьмай
Апрельмай
2015 г.
Апрель
Октябрь
ноябрь 2015г.
всероссийских педагогических
чтений)
3. Обобщение опыта работы,
систематизация полученного
материала для его
распространения.
1.Перспективный план работы,
по развитию ФВ с
использованием
дидактических игр у детей с
ОВЗ IV года обучения.
2.Консультация для учителей
дефектологов по теме
«Развитие фонематического
восприятия успешное
обучение детей чтению »
Аттестация: Обобщение
собственного опыта
педагогической деятельности
по теме, составление
портфолио, сравнительного
анализа результатов
мониторингов.
Срезы диагностики по теме. Диагностика
фонем.восприятия в
группе.
Методическая разработка.
Для учителей –
дефектологов.
Проведение консультации
Для учителей –
дефектологов.
Подготовка к аттестации.
Модель аттестации:
«Персональная»
Организация работы по формированию фонематического
восприятия у детей с ОВЗ и речевыми нарушениями.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи,
на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава
слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку,
формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их
проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, учителюдефектологу необходимо широко использовать
игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых
упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия
детей с ОВЗ и речевыми нарушениями. Комплекс включает в себя следующие
направления:1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
8. Характеристика звуков.
Дидактические игры способствуют формированию у детей
направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в
звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие
по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного
опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе
собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка.
Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся
выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Комплекс игр и игровых упражнений, направленный на
формирование фонематического восприятия.
1 Игры, направленные на развитие слухового внимания.
Узнай по звуку.
Цель. Развитие слухового внимания, фразовой речи.
Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка,
полочка и т.д.)
Описание игры. Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными
предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и
говорит ему об этом.
Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок
картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать
материал и т. д.
Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку.
Часовой.
Цель. Определение направления звука. Развитие ориентации в пространстве.
Оборудование: повязка на глаза.Описание игры. Посередине площадки чертят круг. В середине круга ребенок
с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны
пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если
услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и
старается отыскать, кто шумел. Найденный, выходит из игры. Игра
продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре шесть детей,
выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.
2. Игры на развитие речевого слуха.
Угадай, чей голосок
Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Оборудование. Мишка (игрушка).
Описание игры. Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии
спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Педагог предлагает комунибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен
угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот,
кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
Угадай, кто это
Цель. Воспитание слухового внимания.
Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,
закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного
из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кука
реку», «ававав» или «мяумяу» и т.п. Водящий должен угадать, кто из детей
кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если
не угадает, то остается водить еще раз.
Возьми игрушку
Цель. Развивать слуховое внимание у детей, учить их отчетливо произносить
многосложные слова.
Оборудование.
Игрушки: крокодил, Буратино, Чебурашка, Дюймовочка ...
Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены
игрушки, Педагог шепотом называет один из предметов, лежащих на столе,
рядом сидящему ребенку, тот так же, шепотом, должен назвать его соседу. Слово
передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,
подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
3 Игры,
направленные на различение правильно и
произносимого звука.
дефектно
Недовольный Саша
Цель. Развивать навык звукового контроля за качеством произнесения звуков
в чужой речи, умение определять правильное и искаженное произнесение звуков.Оборудование. Картинки с изображением недовольного мальчика по количеству
детей.
Описание игры. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или фразу).
В случае, если они услышат неправильное произношение звуков поднимают
картинку с изображением недовольного Саши.
Как правильно сказать?
Цель. Учить определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
Описание игры. Логопед имитирует искаженное и нормальное
произнесение звук в слове и предлагает детям сравнить два вида
произношения и воспроизвести правильный.
Будь внимателен
Цель. Учить определять правильность произношения слов.
Оборудование. Картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры. Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают
внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку —
ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно красный. Произносимые
слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом,
альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка,
кветка, тлекта, кветка.
4 Игры, направленные на различение близких по звуковому составу
слов
Незнайка запутался
Цель. Учить подбирать слова схожие по звучанию.
Оборудование. Картинки: лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка,
мошка, матрешка, картошка и т.д.
Описание игры. Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово,
которое не похоже на остальные:
мак, бак, так, банан;
лимон, вагон, кот, бутон;
совок, гном, венок, каток;
ветка, диван, клетка, сетка;
Поэт
Цель. Учить подбирать нужное по смыслу и звучанию слово.
Описание игры. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в
первой строке, и предлагает выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
сом, ком, индюк, дом;
мак, бак, веник, рак;
пятка, ватка, лимон, кадка;
каток, моток, дом, поток и т.д.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
Без ключа, ты мне поверь,
Не откроешь эту...(перина, подушка, рубашка)
От грязнули даже стол
Поздним вечером...
(сбежал, ушел, ускакал)
Тебе кукла, а мне мячик.
Говорила мышка мышке:
Ты девочка, а я...
(игрушка, медведь, мальчик)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую...
(перина, подушка, рубашка)
(тумбочку, дверь, книгу)
Две сестрички, две лисички
Отыскали гдето...
(спички, щетку, ложку)
Говорила мышка мышке:
До чего люблю я...
(сыр, мясо, книжки)
Опустела мостовая,
И уехали ...
(автобусы, трамваи, такси)
(лису, белку)
Расставь по местам
Цель. Учить подбирать слова для рифмы с помощью картинок. Оборудование.
Картинки: дом, ком, гном, сом, каток, венок, моток. Описание игры. Логопед
читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому
составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное
слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках
называются ребенком, сложные понятия уточняются.
Я тебе задачу дамвсе расставить по местам:
Что скатали мы зимой...? На крючок в реке попал...?
Что построили с тобой... ? Может все, хоть ростом мал... ?
Я опять задачу дам все расставить по местам:
Что стащил игривый кот...? С гор спускается, течет...?
Детям мамочка плетет...? Что за скользкий, ровный лед...?
5 Игры, направленные на дифференциацию слогов
Повтори правильно
Цель. Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить
слоговые цепочки.
Оборудование: мяч.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди
поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен
правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть
различными: мимамуме, папяпа, сасаза, шаса....
Телефон
Развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить
Цель.
слоговые цепочки.Описание игры. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слоги или
серию слогов (например: са, сусусо, папаса и т.д., состоящие из звуков не
нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов
передается п цепочке и последний ребенок произносит ее вслух.
Последовательность цепочки меняется.
Какой отличается?
Цель. Учить выделять слог, отличающийся от остальных.
Описание игры. Логопед произносит серию слогов (например: нунуно, сва
скасва, сашаса и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается
от других и чем.
6. Игры, направленные на дифференциацию звуков
Найди место для своей картинки
Цель. Активизация словаря, дифференциация различных звуков.
Оборудование. Картинки, в названии которых, есть звуки [ш] и [ж].
Описание игры. Дети сидят за столами. Педагог показывает им картинки, где
изображен шар. Педагог говорит: «Когда выходит воздух из шара, слышно: ш
шшш... Эту картинку я кладу с левой стороны стола». Затем показывает им
картинку, где изображен жук, и напоминает, как жук жужжит: жжжж... «
Эту картинку я ставлю с правой стороны стола. Сейчас я буду показывать и
называть картинки, а вы слушайте, в названии какой из них будет звук [ш] или [ж].
Если услышите звук [ш], то картинку надо положить слева, а если услышите
звук [ж], то ее надо положить справа». Педагог показывает, как нужно
выполнить задание, потом вызывает поочередно детей, которые называют
показываемые картинки.
Картинки надо подбирать так,
чтобы произнесенные звуки
соответствовали их написанию. Нельзя брать такие слова, где звук [ж] стоит в
конце слова или перед глухим согласным.
Не ошибись
Цель. Дифференциация звуков [с] [з].
Оборудование. Кртинки «Свисток» и «Звонок».
Описание игры. Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на
другой звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком
в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых
есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть
звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: ссс..., А если звук
[з], то со звонком и говорят: ззз... Повторяя игру, можно вводить картинки, в
названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не
должны поднимать свои картинки.
Найди свою картинку
Цель. Дифференциация звуков [л] [р] в словах.
Оборудование. Картинки, в названии которых есть звук [л] или [р]. На каждый
звук подбирают одинаковое количество картинок.
Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем
распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет
подбирать картинки на звук [л], а другая на [р]. Подойдя к своей группе,
ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот,
кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т.д. Когда все детивозьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют
свои картинки. При повторении игру можно немного видоизменить:
выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.
7. Игры, направленные на формирование фонематического анализа
и синтеза
Поймай звук
Цель. Учить выделять звук из ряда других звуков.
Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям хлопнуть в
ладоши, когда они услышат звук [а]. Далее предлагаются разные звуки: А, П, У, А,
К, А и т.д. Для усложнения можно предложить только гласные звуки.
Аналогично проводится игра на выделение других звуков, как гласных, так и
согласных.
7.2 Игры на выделение первого и последнего звука в слове, определениеместа звука
(начало, середина, конец)
Веселый поезд
Цель. Учить определять место расположения звука в слове.
Оборудование: игрушечный поезд, картинки, в названиях которых есть
определенный звук, занимающий в слове разные позиции.
Описание игры. Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя
вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в
первом те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во
втором в середине слова, в третьем в конце.
7.3 Игры на определение последовательности звуков в слове
Выложи слово фишками
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству
звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, словоназвание которой будет
анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы
соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и
предлагают выложить их в графической схеме. { Первоначально для
анализа даются односложные слова типа кот, мак, дом, лук.По мере
выделения звуков в слове дети с помощью фишек
заполняют схему слова.
7.3 Игры, направленные на развитие навыка синтеза слов
Угадай'ка
Цель. Развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры. Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из
первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок
{например: сок, осы, носок сон, ключ, обруч, топор кот).
8. Игры, направленные на определение характеристики звуков
Разноцветные мячиЦель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие
внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.
Описание игры. Красный гласный. Синий нет.
Что за звук? Мне дай ответ!
Педагог бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч
красного цвета, согласный если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно
педагогу.
Покажи кружок нужного цвета
Цель. Закрепление дифференциации гласных и согласных звуков,
Оборудование: красные и синие круги по количеству детей.
Описание игры. Каждому ребенку раздают по красному и синему кругу.
Педагог предлагает детям послушать разные звуки, и поднят синий круг, если
они услышат согласный звук и красный, если гласный.
исание игры. Первый вариант.
Аналогичным образом можно проводить игры по дифференциации
согласных по мягкости твердости, звонкости громкости.
Назови братца
Цель. Закрепление представлений о твердых и мягких согласных.
Оборудование: мяч. Описание игры. Первый вариант.
Логопед называет твердый согласный звук и бросает мяч одному из детей.
Ребенок ловит мяч, называет его мягкую пару «маленького братца» и
перебрасывает мяч логопеду. В игре принимают участие все дети. Она
проводится в достаточно быстром темпе. Если ребенок ошибается и дает
неверный ответ, то логопед сам называет нужный звук, а ребенок повторяет его.
Второй вариант.
Логопед называет мягкий согласный звук, а дети его твердую пару. Логопед
подключает к проверке ответов самих детей. Для этого в условиях игры
оговаривают, что если дети заметят ошибку, они должны хлопать. Это
заставляет всех детей быть активными и внимательными на протяжении всей
игры, а не только тогда, когда логопед бросает им мяч.
Третий вариант.
Логопед сначала называет твердый согласный звук, а дети его мягкую пару.
Затем, когда в игре примет участие половина детей, воспитатель называет
мягкий согласный, а дети его твердую пару.
Свистит шипит
Цель. Дифференциация звуков [с] [ш].
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду
показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому
соответствует предмет, изображенный на картинке». Например,
педагог
показывает детям свисток. Дети должны произнести ссс. Насос: ссс... Шар: ш
шш... и т.д.
Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука [с] язык
внизу, а при произнесении [ш] – вверху.Анализ диагностики развития фонематического восприятия у детей
группы №1 IV года обучения. Диагноз F83.
Дата проведения : сентябрь 2014 год.
январь 2015год
Диагностика проводилась по двум направлениям: развитие слухового
внимания, развитие фонематического восприятия.
Развитие слухового внимания
у детей проверяла внимание к речевым звукам и к неречевым.
Проведённая диагностика показала, что дети хорошо различают разные звук.
В сентябре 81% детей справились с заданием, в январе процент детей
повысился и составил 90%.
Развитие фонематического восприятия
дети должны были показать своё умение в следующих заданиях: повторить
звуки ислоги близкие по звучанию и артикуляции, Подать сигнал на заданный
звук (изолированный, в слоге); Распределение картинок, в названии которых
первым является заданный звук; Опознание картинок, названия которых
обозначают слова – паронимы.В сентябре 41% детей справились с заданием, затруднялись в умении
Распределение картинок, в названии которых первым является заданный звук;
Опознание картинок, названия которых обозначают слова – паронимы.
В январе :61% справились с заданием, но дети затруднялись распределить
картинки, в названии которых первым является заданный звук; повторить
звуки и слоги, близкие по звучанию и артикуляции. Умения детей повысились
на 20%.
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи,
на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава
слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.
Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку,
формированию интереса к занятиям способствует игровая форма их
проведения, использование дидактических игр, игровых приемов.
Таким образом, учителюдефектологу необходимо широко использовать
игры в коррекционной работе (В.И.Селиверстов).
Учитывая выше сказанное, мной был подобран комплекс игр и игровых
упражнений, направленный на формирование фонематического восприятия
детей с ОВЗ иречевыми нарушениями. Комплекс включает в себя следующие
направления:
1.Игры, направленные на развитие слухового внимания.
2. Игры на развитие речевого слуха.
3. Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
4. Различение близких по звуковому составу слов.
5. Дифференциация слогов.
6. Дифференциация звуков.
7. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
8. Характеристика звуков.
Дидактические игры способствуют формированию у детей
направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в
звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие
по звучанию и произнесению. Происходит совершенствование чувственного
опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе
собственного опыта выделять существенные признаки звуков русского языка.Дети знакомятся с материализованными моделями слов (схемами). Учатся
выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.