Пармский час во второй младшей группе «Парма-Звонкая»
«Птицы Пермского края»
Задачи
1. Формировать знания детей о зимующих и перелетных птицах Пермского края.
2. Развивать познавательный интерес к родной природе.
3. Воспитывать доброе и заботливое отношения к живой природе, чувство сопричастности к окружающей среде.
Материал: шапочки для птиц, магнитофон, диск с голосами птиц и «В мире животных», карточки с птицами, письмо, мяч, скворечник, модель «Птицы», карточки: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
Словарная работа: активизация - перелетные, зимующие; уточнение - гнездо, скворечник.
Ход занятия:
Вводная беседа:
Воспитатель неожиданно находит в группе посылку:
-Ребята, нам пришла посылка! Хотите узнать от кого она? Давайте его откроем и узнаем, кто нам его прислал.
Воспитатель достает письмо:
«Здравствуйте, дети! Пишет вам медведь, живущий в лесу Пермского края. У меня большое горе: проспав всю зиму в своей берлоге, я все забыл о птицах нашего края. Пожалуйста, помогите мне все о них вспомнить. Я буду ждать от вас письмо. До свидания».
- Ну что, ребята, поможем медведю? Воспитатель достает из посылки конверт с карточками:
-Здесь карточки с птицами, но они все перепутаны. Медведь хочет, чтобы мы помогли ему вспомнить, какие птицы зимующие, а какие перелетные, (дети называют птицу на карточке и зимующая она или перелетная, делят на 2 группы).
- Молодцы! Помогли медведю вспомнить имена птиц Пермского края и разделить их на зимующих и перелетных. А еще он хочет знать, чем отличаются птицы от других животных? (модель: у птиц есть 2 крыла, 2 ноги, клюв и туловище покрыто перьями). Для чего нужны перья птицам? (чтобы птицы не мерзли и не поранили тело).
Воспитатель достает из посылки конверт с загадками:
- Ребята, медведь еще прислал загадки и просит вас отгадать их:
1. Каких птиц называют «вестники весны» и почему? (грачей, потому что эти птицы первыми прилетают к нам весной)
2. Эти птицы в феврале свистят - к оттепели, (снегири)
3. Какую птицу и за что прозвали «трещеткой»? (сороку, за ее резкое частое стрекотание) А как сороку еще называют в народе и почему? («воровкой», потому что они любят различные яркие, блестящие предметы и тащат их себе в гнездо)
4. Какие птицы освоили «профессию» мусорщиков и почему они считаются хорошими санитарами? (вороны, потому что они подбирают все, что только можно съесть)
5. Единственные пернатые, вскармливающие своих детенышей «птичьим молоком», (голуби) А что такое птичье молоко? (жидкость, отрыгиваемая птицей)
6. Как называется дом, который птицы строят себе сами? (гнездо) А из чего строят гнезда птицы?
Пусть сейчас каждая птица споет свою песенку и расскажет о себе:
Я в берете ярко-красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, А зовут меня все ... (дятел).
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Прилетаю к вам опять, (снегирь)
Непоседа-невеличка, Желтогруденькая птичка. Ем я сало и пшеничку, А зовут меня ... (синичка)
- Как же назвать этих смелых птиц, не улетающих от нас зимой? (Зимующие). Каких еще зимующих птиц нашего края вы знаете? (ворона, воробей, голубь, сорока).
- Ребята, медведь хочет знать, почему улетают птицы с приходом зимы? Чего им не хватает? (потому что они едят разных насекомых, жуков, мух, мошек... Когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать. А у нас остаются зимовать те птицы, которые могут есть хлебные крошки, зернышки и семена.)
Чтение стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой»
Игра с мячом «Кого чем угостим и кто как поет?»
- Ребята, и нас с вами благодарят зимующие птицы за то, что мы не забыли про них зимой и подкармливали их в «птичьей столовой», а давайте расскажем медведю, какая птица, какой корм больше всего любит и какую песню поет. Я вам буду бросать мяч и называть птицу, а вы, возвращая мне мяч, называете любимый корм этой птицы и поете ее песню.
Воробей: хлебные крошки, чик-чирик; синица: сало, зинь-зинь-зинь; снегирь: ягоды рябины, фью-фью-фью; голубь: пшено, воркует; клест: семена еловых и сосновых шишек; ворона: всеядная птица, кар-кар-кар; сорока: всеядная, чек-чек-чек!
Итог занятия
- Ребята, давайте вспомним, какую пользу приносят птицы? Что случится, если в наших парках, лесах не будет птиц?
- Да, ребята, без птиц не возможна наша жизнь, поэтому их надо беречь и помогать в трудное для них время.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.