Паруса Крузенштерна для начинающих
Оценка 5

Паруса Крузенштерна для начинающих

Оценка 5
Занимательные материалы +4
docx
Междисциплинарный 4
6 кл—11 кл +1
01.12.2022
Паруса Крузенштерна для начинающих
Рекомендуется для занятий и бесед в клубах юных моряков, (морских) кадетских классах
Паруса Крузенштерна для начинающих.docx

ПАРУСА «КРУЗЕНШТЕРНА» ДЛЯ ЧАЙНИКОВ

 «Я никогда не пойму, как это все устроено!»

Так, или примерно так, думает, наверное, каждый, кто впервые видит затейливую паутину снастей «Крузенштерна». 

- Как они разбираются в этих перепутанных веревках? - любопытствует сухопутный житель,  придя на парусник в день открытого борта.

- Ну ни фига себе! – удивляется пассажир, уходящий на неделю в рейс.

- Ой,... , - говорит курсант Астраханской, к примеру, мореходки, приехав сюда на плавпрактику.

 Это он о зачете по рангоуту и такелажу. А может, о предстоящих подъемах на мачты.

Молодой человек зря беспокоится. Уже через несколько дней он сдаст старшему боцману этот самый зачет, а еще через неделю будет лихо подниматься по вантам, ходить по реям  и грамотно работать на палубе. Потому что работа с парусами – дело, в общем, несложное. Надо только знать устройство парусного вооружения судна и четко представлять себе, как выполняется тот или иной вид работы с парусами.

Вот об этом устройстве и об основных действиях при парусном аврале мы  расскажем в нашем  маленьком пособии для:

- домохозяек, желающих понять, зачем нужны те или иные паруса и снасти и как они работают;

- пассажиров, которые захотят поучаствовать в аврале или хотя бы понять, что происходит, наблюдая за ним с пассажирского мостика;

- неуспевающих курсантов, которым предусмотренные программой учебные пособия покажутся чересчур трудными.

Пособие мы постарались сделать по возможности коротким и простым. Поэтому в нем не будет:

- правил безопасности при работе с парусами. Того, кто будет с ними работать, все равно проинструктируют;

- схем, планов и иллюстраций. Их при желании можно найти в замечательно ясном и полном методическом пособии, составленном в 2014 году Кристиной Людвиговной Хибер. А мы расскажем о том, что изображено на них, по возможности простыми словами. Ведь наш читатель  вероятнее всего находится на судне, и ему достаточно будет просто поднять глаза. Ну и не забыть перед этим выйти на палубу;

- сложной терминологии. Мы сократили богатую парусную лексику до необходимого и, надеемся, достаточного минимума, - названий мачт, реев, парусов и снастей. Тех, кто хочет знать больше, отсылаем к справочному пособию «Спецификация УПС «Крузенштерн», составленному капитаном судна 

Г.В. Коломенским. Кроме подробного перечисления и описания всех частей рангоута и такелажа, в нем есть и все технические характеристики: длина, ширина, осадка, высота мачт, площадь парусов и много других интересных цифр;

- описания маневров судна под парусами, - поворотов, постановки на якорь, дрейфа. Эти тонкости и детали  доступно изложены в «Наставлении по управлению маневрами парусного судна с прямым вооружением», написанном одним из первых капитанов УПС «Крузенштерн» П.В. Власовым.

Мачты, реи, паруса

Главное на «Крузенштерне» - его мачты. Без них он был бы, как Париж без Эйфелевой башни. Пароход и пароход.

Мачт на «Крузенштерне» четыре. Если смотреть от носа к корме, это фок-мачта, первая грот-мачта, вторая грот-мачта и бизань-мачта.

Некоторые говорят, что есть еще пятая мачта – бушприт, наклонная балка на носу, которая  тоже несет паруса. Особенно на этом настаивает боцман фока, в заведовании которого находится бушприт.

Не будем спорить. Во всех документах и книгах судно определяется как четырехмачтовый барк, а нас все равно интересуют прежде всего  фок и оба грота. Ведь именно на них ставятся прямоугольные, а правильно говоря, прямые паруса.

Да, неплохо бы запомнить: прямые паруса ставятся и убираются, а косые поднимаются и спускаются. Но о косых парусах чуть позже, пока речь пойдет о прямых, ведь это прежде всего они двигают судно вперед.

Парусов этих на каждой из трех передних мачт располагается шесть. Самые большие находятся в нижней части мачт и называются так же, как их мачты: фок, первый грот, второй грот.

Паруса, стоящие  на каждой из мачт над фоком и гротами, называются одинаково: нижний марсель (ударение на первом слоге), верхний марсель, нижний брамсель (тоже на первом), верхний брамсель, бом-брамсель.

Верхний край (курсанту на зачете лучше назвать его шкаториной) каждого прямого паруса крепится к рею, - балке, установленной  на мачте параллельно палубе. Каждый из реев называется так же, как парус, который он несет: фока-рей, грота-рей, нижний марса-рей, верхний марса-рей, нижний брам-рей,  верхний брам-рей, бом-брам-рей.

Чтобы понять, о каком именно из парусов или реев идет речь,  к наименованию добавляют название его мачты. Например, марсели, брамсели и реи фока называют фор-марселями, фор-брамселями, фор-реями: нижний фор-марсель, верхний фор-брам-рей. Про марсели и брамсели гротов говорят: верхний грот-марсель первого грота, нижний брам-рей второго грота и т.д. Именно так их назовет, к примеру, старший боцман в разговоре с капитаном или помощником. В  командах мачт говорят просто  «брам-рей», если ясно, что это свой брам-рей, а не соседский.

Верхние марса-реи, верхние брам-реи и бом-брам реи имеют одну интересную особенность: для постановки парусов их поднимают вдоль мачты. Это делают при помощи фалов – стальных тросов, один конец которых закреплен на середине рея, а другой (у двух верхних реев это прочный синтетический трос) через систему блоков приходит на палубу. Тяжелые верхние марса-реи поднимаются с помощью специальных марсафальных лебедок,  верхние брам-реи и бом-брам реи – вручную. В порту или на долгих переходах под мотором подъемные реи спускаются.

И еще все без исключения реи могут разворачиваться на левый или правый борт градусов примерно на пятьдесят, чтобы захватить ветер, когда он дует сбоку или даже немного спереди. Этот маневр называется брасопкой.  Выполняется он при помощи брасов – снастей, закрепленных на ноках – оконечностях реев. Брасы трех нижних, самых тяжелых,  реев  приводят в действие брасовой лебедкой, которую крутят курсанты. Одновременно другие курсанты тянут в нужную сторону брасы трех верхних реев, иначе говоря, брам- и бом-брам-брасы, стараясь, чтобы они поворачивались синхронно с нижними. Ведь в синхронности и заключается особая, понятная даже непосвященным, красота парусного маневра, будь то брасопка, постановка или уборка парусов.

Когда паруса укатаны и судно идет под мотором, реи могут брасопиться, чтоб уменьшить их сопротивление ветру. При стоянке в портах их тоже обычно брасопят, чтоб уменьшить габарит судна и не задеть ненароком за пакгауз или кран. И еще туго обтянутые брасы не позволяют рею вибрировать.

 Четвертая мачта, бизань, высотой пониже и реев не имеет.  Зато на ней есть гик – толстая продольная балка, установленная горизонтально метрах в двух с небольшим над палубой. Над гиком стоят одна над другой две наклонные балки потоньше, - гафели. Между гиком и нижним гафелем ставится парус нижняя бизань, над ней, между верхним и нижним гиками, - верхняя бизань. А над обеими бизанями поднимается треугольный парус гаф-топсель.

Паруса бизани используются чаще всего для маневров или когда судно идет круто к ветру. Бывает это относительно редко, и работают с этими парусами обычно матросы из постоянного экипажа и самые толковые курсанты, а вы пока к ним не относитесь, потому и читаете эту брошюру. Так что на первых порах устройство и снасти бизани запоминать не обязательно.

И вообще бизань среди мачт – как бедный родственник. И боцмана отдельного у нее нет (ей заведует по совместительству боцман второго грота), и на единственную площадку ее, - марс, - пассажиры фотографироваться никогда не ходят. Тем более, что марсовые площадки есть  на других мачтах. Они расположены над нижними реями. Туда в солнечную погоду в сопровождении матроса любят подниматься туристы, чтобы сделать фото на память.

Самые отчаянные из туристов лезут выше – на салинг, - еще одну площадку, установленную  над верхним марса-реем. Оттуда открывается прекрасный вид на морские просторы, а палуба судна кажется на фото совсем маленькой.

Лифта на мачтах пока нет, и подниматься на марс приходится по вантам, - толстым стальным тросам, идущих от бортов к мачтам. На тросах закреплены деревянные балясины, по ним, как по лестнице, можно идти до самого марса. От марса на салинг идут ванты потоньше. Перекладины на них сделаны из синтетического троса и называются выбленками.

Вообще-то главная функция вант – удерживать мачты, чтоб, не дай бог, не упали. Ведь каждая из трех передних мачт весит тонн тридцать, да ещё реи - около двадцати тонн,  и ветер давит на паруса и мачты  с силой, составляющей иногда несколько десятков тонн. Поэтому тросы вант толщиной с руку хорошего боцмана.

Ванты держат мачты с боков, а в продольной плоскости судна их, чтоб ветер не повалил вперед, удерживают тросы потоньше, но тоже крепкие – фордуны. А чтоб не упали назад, их поддерживают штаги, - такие же тросы. натянутые между палубой и мачтой, между мачтами и от бушприта к фоку.

Штаги на парусном судне имеют еще одну важную роль. На них поднимаются косые паруса.

Вот, пожалуй, и все, что на первых порах надо знать о мачтах, реях и тросах. Ну разве что еще запомнить, кому нужно для зачета, что мачты и реи по-морскому называются рангоут, а ванты, фордуны и штаги, - стоячий такелаж.  Так его называют, чтобы не спутать с бегучим такелажем.

Части бегучего такелажа  отличаются тем, что их можно (и иногда нужно) дергать, тянуть, бросать, а также иногда бегать с ними по палубе. Со стоячим такелажем и тем более рангоутом  все это проделывать нежелательно.

Прямые паруса и что с ними делать. И немножко косые

Мы уже сказали, что прямоугольные паруса называются прямыми. На самом деле, прямые паруса совсем не прямоугольны и похожи не на простыню, а на трапецию, причем не  плоскую, а выпуклую, с  множеством швов, усилительных полос, петелек, глазков, а также больших и маленьких заплат. Но это читатель будет знать, когда сам станет боцманом или хотя бы успевающим курсантом. А пока ему надо уяснить, как работают прямой парус и его снасти.

Чтобы лучше понять это, выйдите на палубу и посмотрите на любой из поставленных прямых парусов. Если прямые паруса убраны, представьте себе занавес сельского клуба. Тому, кто ни разу не был в сельском клубе, придется обратиться за помощью к соседу по кубрику или руководителю практики в надежде, что он-то если не в сельских, то в гарнизонных клубах бывал, а там занавесы устроены точно так же. 

Занавес..., извините, парус крепится к рею верхним своим краем (правильно, шкаториной). Ветер давит на парус, парус  тянет вперед  рей, рей – мачту, и судно идет вперед. А чтобы парус наполнялся, а не развевался, как флаг, нижние его углы  крепятся к расположенным ниже реям, для этого в них вшиты специальные серьги. Нижние паруса, фок и гроты, у которых такого рея нет, привязываются толстыми веревками прямо к чему-нибудь на палубе: тумбам, блокам и прочему.

Такие веревки имеются на нижних углах всех прямых парусов. Они называются шкотами, а углы – шкотовыми углами. Шкоты марселей и брамселей проходят вдоль реев до мачты и спускаются по ней к палубе. Там, у мачты, они крепятся на металлических штырях – нагелях, каждый шкот на своем.

Когда в клубе надо поднять занавес, стоящий за кулисами помреж тянет за веревочки, проведенные к нижнему его краю, и все полотнище идет вверх ровными такими фестончиками. Так же примерно происходит и уборка прямого паруса. К шкотовым углам паруса, к нижней его шкаторине и к серединам боковых шкаторин с палубы идут снасти, с помощью которых парус подтягивается к рею и складками остается висеть  на них.

Снасти эти выглядят и называются по-разному.

Те, которые поднимают шкотовые углы с серьгами и шкоты, сделаны из троса потолще. Это гитовы (опять ударение на первом слоге).

Снасти, идущие к нижней и боковым шкаторинам – гордени. Здесь тоже ударение падает на первый слог, однако настоящие моряки говорят с ударением на последний, - горденя.

Кто хочет, может запомнить, что горденя, идущие к середине боковых шкаторин, называются нок-горденями. Они при подъеме подтягивают середину внутрь, и парус приходит к рею как бы сложенным вдвое. Так его легче потом укатывать.

Косой парус поднимается при помощи одного-единственного троса, прикрепленного к его верхнему углу. Трос этот называется фалом. Курсанты берут его на плечи, гуськом бегут по палубе, и в этот момент их особенно любят фотографировать пассажиры. Парус взлетает по штагу на свое место, и остается только закрепить фал и укрепить свободный, шкотовый угол паруса на подветренный борт.

Чтобы спустить косой парус, надо потянуть его вниз за другой трос – нирал. Курсанты, пописывающие стишки, часто используют это слово, рифмуя с другими морскими терминами: шквал, аврал, зае....

Горькая правда о работе на высоте

Сухопутная публика наивно полагает, что большую часть времени практиканты и экипаж учебного парусного судна проводят на реях. Это заблуждение охотно поддерживают курсанты, рассказывая девушкам, как они сутками в Атлантике буквально не слезали с мачт.

На самом деле подъемы на мачты случаются относительно редко и длятся недолго.  Вот как это происходит.

Когда паруса взяты на гитовы и горденя, они на них часто и остаются до следующей постановки. Но иногда их укатывают и увязывают. Это бывает перед заходом в порт или при усилении ветра, когда оставленный на гитовах парус может порваться.

По команде с мостика курсанты и матросы по вантам поднимаются наверх. С этого момента они называются марсовыми (ударение... ну, в общем, как всегда).

Добравшись до своего рея, марсовые расходятся по нему в обе стороны по пертам – прочным стальным тросам, укрепленным по всей длине рея. Стоя на пертах и животом опираясь на рей, они перегибаются через него и стараются ухватить край висящего на горденях паруса.

Вот это и есть для курсанта самый волнующий момент парусного аврала, да и всей практики: он лежит на рее, в ушах свистит ветер, внизу гуляют волны, мелкие капли дождя секут лицо. Романтика, однако.

Длится эта романтика несколько минут, пока марсовые не подтянут складки паруса к рею, не скатают его в длинный аккуратный рулон и по команде «Раз! Два! Три!» не поднимут его на рей, где он уляжется между двумя леерами, - параллельными стальными прутьями, приваренными вдоль каждого из реев.

Теперь остается только привязать скатанный парус к леерам. Для этого надо поймать свисающий с переднего леера конец, - сезневку,- обнести ее вокруг укатанного паруса и завязать на заднем леере. После этого надо спускаться на палубу.

Ясно, что, когда паруса снова нужно поставить, их надо предварительно отвязать от лееров и вывалить на гитовы и горденя, - по науке это называется «отдать». Это и есть второй вид работ с подъемом на мачты, и выполняется он в порядке, обратном укатке: марсовые проходят по реям, развязывая сезневки и по счету «Три» толкают его с рея. Отдача парусов занимает по вполне понятным причинам еще меньше времени, чем укатка.

Так выглядит работа на мачтах, - почти так же просто, как работа с ботинками: развязал – снял; надел – завязал. Кстати, сезневки завязываются на тот же двойной бантик, что и обувные шнурки.

А основное действие парусного аврала разворачивается на палубе. Поэтому, прежде чем описывать все виды работ с парусами и реями, стоит по ней пройтись, чтобы понять, как расположены снасти, с  которыми при аврале работают.

Вдоль по кофель-нагелю

«Ну вот, а обещали, что непонятных слов не будет!» - скажет капризный читатель или, скорее всего, читательница.

Что поделаешь, без описания кофель-нагельной планки в рассказе о большом парусном судне не обойтись. К тому же слово «планка» читатель и так знает. Да и слово «нагель» уже мелькнуло в нашем тексте. А что такое «кофель», мы и сами сказать не можем, а в словарь смотреть неохота. Потому что нам и так известно, как выглядит эта самая планка.

Именно ее вы заметили, когда впервые поднялись на борт. Оно и понятно: полированное дерево, начищенные медные накладки, ровные мотки канатов, концы которых уходят в загадочную высь. Рядом с ней приятно фотографироваться, небрежно эдак облокотясь, чувствуя себя старым отпетым флибустьером. Что приходящие визитеры в большинстве своем и делают, тем более, что планка длинная, места  много, и на судне она не одна. Их, больших и поменьше, на «Крузенштерне»...  Да кто их считал,  вот сейчас пойдем и посмотрим.

Начнем с бака. Эта носовая часть корабля, та, где якорь. В самом носу, у бушприта, мы обнаружим первую небольшую планку. Здесь крепятся ниралы косых парусов: фор-стень-стакселя и трех, иногда четырех, кливеров. Шкоты их заносятся, в зависимости от направления ветра, на нагели одной из двух такого же размера планок, стоящих у бортов шагах в десяти, у края бака.

Но нас  больше интересуют снасти прямых парусов. Поэтому спустимся на шкафут, к фок-мачте, и, пока сходим по трапу, повторим про себя все виды снастей: гитовы, горденя, шкоты, брасы, фалы подъемных реев. Ах, да: шкафут на «Крузенштерне» – это... это единственное место, куда можно спуститься с бака.

Ближе всех к носу на длинных планках у обоих бортов располагаются гитовы и горденя: гитов и четыре горденя фока, гитов и четыре горденя нижнего марселя, а за ними – верхнего марселя. Дальше идут в таком же порядке гитовы и гордени  всех трех брамселей, только горденей у них не по четыре, а по три. Это понятно: брамсельные паруса размером поменьше и полегче весом.

Гитовы легко отличить от горденей: тросы их толще и проходят через блоки, закрепленные за металлический прут у основания планки. Так, через блок, легче их выбирать. И еще по этим  блокам сразу видно, где находятся снасти каждого из реев.

Гитовы и горденя занимают почти всю длину бортовой кофель-нагельной планки фока. В конце ее по обоим бортам закреплены фалы косых парусов бушприта. Их четыре или пять, в зависимости от количества имеющихся на бушприте в этот момент кливеров. И на предпоследних нагелях находятся фалы верхних подъемных реев,- брамфал по левому борту, бомбрамфал - по правому.

Где крепятся шкоты фока, можно легко увидеть, стоит только посмотреть на серьгу и проследить, куда уходит от нее шкот. А закрепляют его по-разному, в зависимости от места брасопки рей.

Зато шкоты всех остальных парусов мы без труда найдем на кофель-нагельной планке у подножия мачты. Здесь вроде бы все понятно, - пять нагелей с каждой стороны и пять снастей на них, не иначе как шкоты марселей и брамселей.

Это так, да не совсем. На втором от носа нагеле крепится не шкот, а топенант нижнего фор-марс-рея. Этот нагель обычно помечают краской. Шкоты же нижнего марселя закреплены прямо на мачте, для них там приварены специальные двусторонние крючки, - утки. На планке, если смотреть от носа к корме, находятся шкот верхнего марселя, топенант, затем шкоты нижнего и верхнего брамселей и бом-брамселя.

Знать, что такое топенант вам ни к чему, вас к нему все равно не подпустят. Зато стоит запомнить, что снасти на кофель-нагельных планках главных мачт располагаются тем ближе к корме, чем выше находится их парус на мачте. Да вы, наверное, уже сами догадались.

Так, с гитовами, горденями, фалами и шкотами мы разобрались. А где же брасы? Посмотрев на ноки реев и на брасы, подведенные к ним, мы обнаружим, что они уходят куда-то к первому гроту. Что ж, пойдем посмотрим, нам как раз в ту сторону.

У первого грота мы без труда обнаружим концы брасов трех нижних реев фока. Они через мощные блоки заведены на отдельную планку, где вместо съемных нагелей – намертво закрепленные толстые стальные стержни. Так надежнее: нижние реи весят по несколько тонн, нагрузка на их брасы большая, поэтому и тросы их такие толстые.

Брасы трех нижних реев идут от бортов к нокам, и затем через систему блоков доходят до брасовой лебедки, установленной на палубе перед самой мачтой. На три ее барабана наматываются при брасопке брасовые тросы одного борта, в то время как с трех барабанов другого борта тросы отдаются, и все три рея поворачиваются в нужную сторону.

Брасы трех верхних реев фок-мачты расположены в самом конце кофель-нагельной планки первого грота. Мы, кажется, уже говорили, что их выбирают и травят вручную.

Кроме брасов в начале и конце, кофель-нагельная планка на первом гроте почти не отличается от планки фока: гитовы и горденя в том же порядке, за ними – фалы косых парусов. Брам-фал по левому борту, бом-брам-фал – по правому, только крепятся они не к нагелям, а на небольшие двойные столбики, - кнехты, привинченные к палубе.

Шкоты первого грота тоже расположены на планках у мачты, как на фоке. Нагель топенанта здесь отмечен не краской, а круглой выточкой. Что ж, вкус у каждого боцмана свой, да и судно не военное.

Брасы первого грота  уходят... ну да, на второй грот. Здесь все, как на первом, и кофель-нагельная планка такая же, только брам-фал и бом-брам-фал закреплены на последних ее нагелях, один по левому, другой по правому борту. И еще шкоты нижнего марселя приходят не на утку, а на шкотовую планку, поэтому нагелей здесь с каждой стороны по шесть, а нагель топенанта помечен синим.

Брасы же второй грот-мачты крепятся у бизани, на отдельных планках, все шесть рядом, по тому же принципу, - чем выше расположен рей, тем ближе его нагель к корме.

Оказавшись рядом с бизанью на корме, месте перекуров курсантов и экипажа, осмотрим уж заодно кофель-нагельную планку бизани, сделанную в виде буквы «П», благо она перед нами, да и устроена чрезвычайно просто: по левому борту шкоты и контршкоты гаф-топселя, верхней бизани и нижней бизани, по правому борту симметрично, - фалы и ниралы этих же парусов. Шкоты выполняют ту же функцию, что и фалы, - они вытягивают парус вдоль гика или гафеля при его постановке. А контршкот при уборке паруса тянет его обратно к мачте так же, как и нирал.

На шести нагелях в центре перекладины буквы «П» крепятся гордени бизаней. Они работают так же, как и на прямых парусах, только тянут не нижнюю, а заднюю шкаторину, и по горизонтали плоскости, а не вверх. На нижней бизани этих горденей четыре, они крепятся на центральных нагелях перекладины. На верхней бизани их два, их нагели – по краям.

На бизани еще много интересного: гика-шкоты, завал-тали, эрнст-бакштаги... Но не будем увлекаться.

Кстати, для любопытных: круглый столбик с медной нашлепкой (они стоят по краям каждой из планок) на языке моряков называется «мальчик». А отверстие для нагеля – «холостяк».

 

 

 

«Палубной команде и практикантскому составу подготовиться к парусному авралу!»

Эта команда по трансляции часто раздается в самый неподходящий момент, когда курсант мается у каюты стармеха в надежде пересдать зачет, свободные от дежурства руководители практики сели попить чайку, а боцманы фока и первого грота парятся в судовой сауне. Но делать нечего, и все, кто участвует в аврале, устремляются на палубу, на ходу застегивая страховочные пояса.

Обычно вахтенный помощник капитана объявляет еще форму одежды для курсантов. И почти всегда – цель парусного аврала. Хотя и так догадаться о ней нетрудно: если паруса стоят, а ветер усилился, надо верхние  или даже все паруса убирать и укатывать, а если наступил штиль, то брать на гитовы. Если, наоборот, паруса укатаны, предстоит их отдавать и ставить. А если ветер сменил направление, то скорее всего, будет брасопка, с парусами или без. С парусами, - чтоб не полоскали, а наполнялись и работали. Без парусов, - чтобы, подвернув реи, уменьшить их  сопротивление ветру.

Так что вариантов аврала немного, ведь паруса можно только ставить и убирать, а реи только брасопить. Поэтому аврал бывает либо по постановке парусов, либо по уборке,  в том или другом случае с брасопкой или без. Или просто брасопка, без постановки или уборки.

Мы не станем описывать все виды авралов подробно, со всеми командами. Лучше просто опишем, как разворачивается обычный рядовой аврал.

Итак, курсанты по команде надевают пояса, выбегают на палубу и строятся у своих мачт. Каждый из них прошел в начале практики десятидневный курс и знает свое место и действия при каждом маневре. А если забудет, ему напомнит боцман его мачты.

Но пока боцман проверяет, все ли стоят в строю.

- Что ж ты, мон шер, - мягко журит он опоздавшего, - не комильфо.

- Пардон… - шепчет, краснея, юноша.

Что и говорить, отменный политес и высокая культура речи всегда были свойственны боцманам «Крузенштерна». Впрочем, мы отвлеклись, а парусный аврал не ждет.

- Марсовые наверх, паруса отдавать!- гремит по радио вахтенный помощник, получив с мачт рапорта о готовности.

Пока марсовые по наветренным вантам бегут наверх и расходятся по своим реям, их коллеги, стоящие на гитовах и горденях, готовят свои снасти: снимают бухты тросов с нагелей и кладут на палубу, потом потравливают гитовы и горденя, создавая слабину, чтобы можно было отдать парус.

Паруса отданы, боцмана рапортуют, что марсовые на палубе, и начинается постановка.

- По готовности нижние марсели ставить! – командует помощник.

- Пошел шкот! – говорит боцман, не завыв добавить, - Сильвупле...

Шкотовые тянут за шкоты («выбирают», мягко поправит нас боцман), гитовы при этом потравливаются, блоки их ползут вверх. Полотнище паруса разворачивается и наполняется ветром. Остается только набить, то есть натянуть шкоты, и парус поставлен.

- Верхние марсели ставить! – командуют с мостика.

По этой команде матросы вооружают марсафальную лебедку, устанавливая на ней две рукоятки, как на мясорубке, только побольше.

Курсанты оживляются. Интернета на судне нет, мобильная связь в море отсутствует, спортзала тоже не имеется, а «качалка» маленькая и открыта только для постоянного экипажа. Поэтому любимое развлечение ребят – покрутить марсафальную лебедку. Крутят ее четыре человека, и за каждым из них сразу выстраивается длинная очередь.

Чтобы очередность соблюдалась, и не возникало ссор, начальство ставит на каждую лебедку особо подготовленного грамотного курсанта, умеющего считать до четырех.

- Раз! Два! Три! Четыре! – считает он, показывая на очередного крутильщика, которому пора сменяться. Стоящий сзади курсант трогает его за плечо, и он резво отскакивает, стараясь не получить тяжелой рукояткой по колену. Его место немедленно занимает следующий, а сменившийся тут же пристраивается в конец очереди, надеясь покрутить еще.

Нерадивые курсанты, поставленные на шкоты, с завистью смотрят на лебедчиков, не забывая по мере подъема потихоньку выбирать доверенные им снасти.

Наконец, белая метка на тросе марсафала доходит до барабана, лебедка стопорится и разоружается, усталые, но довольные курсанты расходятся по бортам, шкоты набиваются и крепятся.  Нижний марсель поставлен.

За ним обычно ставят нижний парус, фок или грот. Ставится он почти так же, как нижний марсель, только на шкотах курсантов побольше, и крепятся эти шкоты на палубе.

Нижний брамсель тоже ставится как нижний грот. А верхний брамсель и бом-брамсель – примерно как верхний марсель, но лебедок для них нет, и приходится выбирать их фалы вручную.

Когда поставлены все назначенные к этому паруса, с мостика командуют «Снасти разобрать и уложить». Курсанты укладывают тросы в бухты и вешают на нагели до следующего аврала. А нынешнему авралу дается отбой.

Аврал по уборке парусов разворачивается в обратном порядке: гитовы и горденя выбираются, шкоты травятся. Марсафальную лебедку крутить не надо, она крутится сама, и один из старших матросов ее тормозит, чтоб трехтонный верхний марса-рей с разгону не оборвался и не упал на голову какого-нибудь зазевавшегося курсанта.  При необходимости марсовые поднимаются на реи укатывать паруса, но мы об этом уже писали.

Авралы по брасопке рей – самые шумные. Оно и немудрено: лебедки и брасы стоят на следующей мачте, и боцмана ставят там матросов, по одному с каждого борта. Им приходится общаться, перекрикивая друг друга, это создает неповторимый авральный колорит. Да вы сами увидите.

Объявляя  аврал по брасопке рей, вахтенный помощник обязательно укажет, на какой борт и какую метку брасопиться. Метка – это цифра на секторе, установленном в месте крепления нижнего рея на каждой из главных мачт. В центре его – девятка, в стороны от нее идут цифры от восьми до четырех, расстояние между ними равно десяти градусам. Брасопиться на девятку – значит, реи будут стоять прямо, на четверку – почти до упора на борт. Можно повернуть рей и за четверку, градусов на пять, а дальше он упрется в ванты.

В начале брасопки большая часть курсантов идет к борту, на который будут поворачиваться реи. У брасов другого борта остаются по паре человек, чтоб  потравливать их. Гитовы, горденя и шкоты тоже надо выбирать с одного борта и травить с другого при повороте реев, поэтому на них тоже стоят курсанты. А четверо самых сильных становятся на брасовую лебедку. Редких практиканток-девчонок ставят обычно наверху лебедки, они направляют тросы на принимающие барабаны.

- Пошел брасы, - кричит боцман, лебедка крутится, блоки визжат, и реи медленно поворачиваются, пока нижний рей не дойдет до метки. Боцман командует «Стоп лебедка!», и реи останавливаются. Теперь их надо равнять. Для этого приходится то потравливать, то выбирать брасы с обоих бортов на всех реях по очереди, пока реи не станут в одной плоскости и параллельно друг другу.

Понятно, что брасопка всегда выполняется перед постановкой парусов, ведь нагруженный рей и двигать, и равнять труднее. Если же паруса уже стоят, то перед тем, как брасопить реи, берут на гитовы гроты и фок и ставят побольше людей к наветренным брасам, чтоб не потравить их больше, чем нужно и не выбирать их потом против ветра.

Наконец, реи выровнены, брасы и шкоты обтянуты, снасти по обоим бортам разобраны и уложены. Мостик командует отбой парусному авралу.

Нам тоже пора скомандовать отбой. Мы постарались  рассказать читателю самое главное, что надо знать о работе с парусами. Дальше, если он уйдет на «Крузенштерне» в плавание, ему предстоит учиться самому.

Он узнает  много нового и интересного о парусах, снастях, морских узлах, поворотах и маневрах.

Он увидит парусные авралы и, может быть, сам поучаствует в них.

И самое главное, - он познакомится с экипажем «Крузенштерна». С людьми, благодаря которым этот исторический барк до сих пор ходит по морям и океанам, помогая мальчишкам-курсантам превратиться в мужчин.

Мы желаем всем  попутного ветра, спокойного моря, долгого и счастливого плавания, в т.ч.,   под парусами «Крузенштерна».

 

июнь 2015,

переход Тулон-Рейкьявик


ПАРУСА «КРУЗЕНШТЕРНА» ДЛЯ ЧАЙНИКОВ «Я никогда не пойму, как это все устроено!»

ПАРУСА «КРУЗЕНШТЕРНА» ДЛЯ ЧАЙНИКОВ «Я никогда не пойму, как это все устроено!»

Людвиговной Хибер. А мы расскажем о том, что изображено на них, по возможности простыми словами

Людвиговной Хибер. А мы расскажем о том, что изображено на них, по возможности простыми словами

Паруса, стоящие на каждой из мачт над фоком и гротами, называются одинаково: нижний марсель (ударение на первом слоге), верхний марсель, нижний брамсель (тоже на первом),…

Паруса, стоящие на каждой из мачт над фоком и гротами, называются одинаково: нижний марсель (ударение на первом слоге), верхний марсель, нижний брамсель (тоже на первом),…

Четвертая мачта, бизань, высотой пониже и реев не имеет

Четвертая мачта, бизань, высотой пониже и реев не имеет

Вот, пожалуй, и все, что на первых порах надо знать о мачтах, реях и тросах

Вот, пожалуй, и все, что на первых порах надо знать о мачтах, реях и тросах

Снасти эти выглядят и называются по-разному

Снасти эти выглядят и называются по-разному

Добравшись до своего рея, марсовые расходятся по нему в обе стороны по пертам – прочным стальным тросам, укрепленным по всей длине рея

Добравшись до своего рея, марсовые расходятся по нему в обе стороны по пертам – прочным стальным тросам, укрепленным по всей длине рея

Потому что нам и так известно, как выглядит эта самая планка

Потому что нам и так известно, как выглядит эта самая планка

Зато шкоты всех остальных парусов мы без труда найдем на кофель-нагельной планке у подножия мачты

Зато шкоты всех остальных парусов мы без труда найдем на кофель-нагельной планке у подножия мачты

Шкоты первого грота тоже расположены на планках у мачты, как на фоке

Шкоты первого грота тоже расположены на планках у мачты, как на фоке

Палубной команде и практикантскому составу подготовиться к парусному авралу!»

Палубной команде и практикантскому составу подготовиться к парусному авралу!»

Пока марсовые по наветренным вантам бегут наверх и расходятся по своим реям, их коллеги, стоящие на гитовах и горденях, готовят свои снасти: снимают бухты тросов…

Пока марсовые по наветренным вантам бегут наверх и расходятся по своим реям, их коллеги, стоящие на гитовах и горденях, готовят свои снасти: снимают бухты тросов…

За ним обычно ставят нижний парус, фок или грот

За ним обычно ставят нижний парус, фок или грот

Теперь их надо равнять. Для этого приходится то потравливать, то выбирать брасы с обоих бортов на всех реях по очереди, пока реи не станут в…

Теперь их надо равнять. Для этого приходится то потравливать, то выбирать брасы с обоих бортов на всех реях по очереди, пока реи не станут в…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022