Краткосрочный проект (подготовительная группа)
Тема: "Светлая Пасха"
Тип проекта: познавательно-творческий, практико-ориентированный, игровой.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность:
Одним из самых радостных и почитаемых праздников, как и раньше на Руси, так и сейчас в России, является «Пасха». Это особенное время, сама природа всегда в этот день будто ликует вместе с людьми. Все вокруг оживает и цветет. Становится светло и радостно как на улице, так и в душе каждого христианина. Это, в первую очередь, семейный праздник. Но много ли наши дети знают об этом празднике? И как его отмечают в своей семье? Этим вопросом я и задалась и решила подробнее познакомить детей с православным праздником «Светлое Христово Воскресение» и его обычаями и традициями.
Цель: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
· Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово», с его историей.
· Развивать интерес к культуре и традициям своего народа;
· Познакомить детей с обычаями и традициями «Пасхи»;
· Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа и любовь к своей Родине;
· Развивать познавательные и творческие способности детей;
· Обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, стихов, народных игр.
· Развивать творческие способности через продуктивную деятельность.
· Привлечь родителей к совместной деятельности
· Развивать творческое воображение, фантазию через продуктивную деятельность
Краткое содержание проекта:
Данный проект, поможет получить знания и представления о православных обычаях, традициях празднования Светлой Пасхи; конкретизирует знания о пасхальных песнях, стихах, закличках, приметах; сформирует интерес к русскому народному творчеству и фольклору по данной теме; дети научатся играть в пасхальные игры и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Методы и формы работы по реализации проекта:
· словесный
· метод обследования, наглядности
· проблемно-мотивационный
· практический
Ожидаемые результаты:
· Получение новых знаний о празднике Светлой Пасхи, о его возникновении.
· Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта
· Понимание детьми значимости праздника, обычаев и традиций для верующих людей
· Умение организовывать пасхальные игры, русские народные игры, на основе имеющихся знаний.
· Проявление интереса к истории христианского праздника Пасхи.
Продукт проекта: Выставка семейных поделок «Светлая Пасха», аппликация "Пасхальный кулич».
Этапы реализации:
1. Этап аналитический (предварительная работа):
· выявление первоначальных знаний детей и родителей через беседы на соответствующую тему;
· подбор литературы (сказки, стихи, потешки, загадки по соответствующей теме);
· фотографий, плакаты и иллюстрации о Пасхе.
Этап организационный:
· создание научно-познавательной и развивающей среды в группе через чтение художественной литературы, оформление уголка для чтения, просмотр фотографий, презентаций, игр и игрушек, плакатов и иллюстрированного материала.
· беседы и анализ с детьми полученной информации с обсуждением результатов домашнего задания (совместное окрашивание яиц с родителями, изготовление поделок к выставке пасхальных украшений).
· подготовить материал для опытно-экспериментальной и продуктивной деятельности.
2. Этап практический:
· проведение интегрированных НОД с организацией сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических и хороводных игр, индивидуальной и групповой работы.
· изготовление аппликации (Верба, Пасхальный кулич), Лепка (Украшение пасхального яичка), рисование (Кулич), формирование знаний и представлений детей о Пасхе, а также о физических законах (плотность предметов) через проведение исследований и экспериментов.
3. Работа с родителями:
· консультации,
· оформление папки передвижки для родителей,
· привлечение к изготовлению поделок к выставке пасхальных украшений.
4. Этап итоговый: оформление результатов с помощью создания рисунков, аппликаций, лепки.
5. Этап заключительный:
· подведение итогов и результатов работы над проектом,
· организация выставки творческих работ детей совместно с родителями.
Содержание проекта:
1. Образовательная область: «Физическое развитие»
· Утренняя гимнастика.
· Пасхальная физкультминутка
· Пасхальная игра «Красная горка»
· Подвижная игра «Пронеси яйцо в ложке»
· Подвижная игра «За двумя зайцами»
· Пасхальная игра «Катание яиц»
· Пасхальная игра «Чоканье яйцами»
· Хороводная игра «Солнышко-ведрышко»
· Хороводная игра «Ты по кругу иди-себе друга найди»
· Подвижная игра «Найди яйцо»
2. Образовательная область: «Познавательное развитие»
· Консультация для педагогов «Способы окраски пасхальных яиц»
· Консультация для родителей «Пасхальные обычаи и традиции для детей на Руси».
· Ознакомление с окружающим миром «Что такое Пасха?»
· Ознакомление с окружающим миром «Как в старину люди готовились к празднику, Пасхе»
· Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов, и муляжей по данной теме.
· Пасхальные приметы
Опытно – экспериментальная деятельность:
1. Эксперимент «С яйцом ».
2. Эксперимент «Определи, где сырое, где вареное яйцо»
Цель: показать детям зависимость глубины погружения яйца от плотности воды (соль).
Образовательная область: «Речевое развитие»
· Беседа «Почему мы красим яйца?»
· Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»
· Театральная постановка р.н.с. «Курочка - Ряба»
· Чтение и разучивание фольклорных произведений (стихов, потешек, закличек, поговорок, пословиц, считалок о Пасхе)
Образовательная область: «Художественно-этетическое развитие»
Чтение с детьми художественной литературы по соответствующей теме
· Прослушивание музыки «Пасхальный звон колоколов»
· Стихи о Пасхе, о весне.
· Загадки
Слушание пасхальной музыки (звон колоколов)
Рисование «Украшаем пасхальный кулич »
Лепка в стиле пластилинографии «Украсим яички»
Рисование мелками на асфальте: «Пасхальные яйца»
Аппликация: «Веточка Вербы», "Пасхальный кулич"
Индивидуальная и групповая работа:
· Развитие мелкой моторики (раскрашивание, обведение по трафаретам.
· Индивидуальная работа по развитию речи
5. Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
· Театр «Курочка - Ряба»
· Сюжетно-ролевая игра «Лепим куличи»
· Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей, накрываем на стол»
· Дидактическая игра «Собери сказку»
· Дидактическая игра «Собери яйцо»
Сюрпризный момент: в конце досуга «Курочка- Ряба» снесла ребятам по «сладкому шоколадному пасхальному яйцу, а бабка испекла маленькие куличики.
Конечный результат.
1. Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей и родителей по теме «Светлая Пасха».
2. Выставка творческих работ детей совместно с родителями, Позитивные изменения в поведении и настроении детей.
3. Обобщение и распространение опыта.
4. Презентация проекта.
Выводы и самоанализ: я считаю, что в результате совместной деятельности детей, воспитателя, родителей и специалистов с поставленными задачами мы справились, а в ходе игр и развлечений получили огромный заряд новых знаний, впечатлений и эмоций. Дети и родители проявили больший интерес к изучению этой старой традиции и с большим удовольствием участвовали во всех мероприятиях, «по новому» посмотрели на этот праздник. Но самое важное, что дети стали более чуткими, внимательными. Ведь Пасха – это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Я желаю и Вам быть внимательными, чуткими и милосердными, послушными старшим, быть щедрыми к бедным и добрыми с братьями нашими меньшими.
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
Скоро мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный
конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.
Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.
Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.
Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.
Люди думали о будущем урожае и посевных работах, и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха - это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца?
Призадумалось яйцо:
Кто же я, в конце концов?
Лебедь, утка, или я, ядовитая змея?
- А, как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь.
Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни. Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.
Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли.
Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.
Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.
Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.
Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Игры на пасху
Игра «Найди яйцо»:
воспитатель показывает детям яйцо, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место.
Затем детям предлагается найти яйцо.
Игра «Катание яиц»:
воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игра «За двумя зайцами»:
воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два, и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Консультация для родителей
- Христос воскресе!
- Воистину воскресе!
Так приветствуют друг друга люди в этот день, день Воскресения Христова, день Пасхи. Сотни верующих, в чистых и светлых одеждах, еще до полуночи, стекаются к Храмам. С замиранием сердца они ждут начала великого праздника. И вот, Пасхальный огонь, уже освящает собравшихся людей, вовсю звенят колокола, радостно возвещая всем о начале Пасхи – великого дня!
Праздник Пасхи, у христиан, праздник победы Иисуса Христа над смертью, умершего за грехи наши, но воскресшего. Избавление от всего греховного. Это самый главный церковный праздник. Он же самый пышный, светлый и нарядный.
Торжество Пасхи немыслимо без Пасхального огня. Огонь этот, символизирует Свет Божий, который освящает людей, даруя им просвещение. В главных храмах страны ждут Благодатного огня из Храма Гроба Господня, который сходит в канун перед Пасхой. Это настоящее чудо! Огонь рождается ниоткуда, загорается, даруя людям счастья и укрепляя их веру. Из Храма Гроба Господня его переправляют и к нам. От него зажигают лампады и свечи, так он и путешествует по стране. Многие сохраняют огонь в лампаде и после службы, поддерживают его в течение года.
Так же, на Пасху, играют колокола, не только звонари, а и любой желающий, в это время, может позвонить в колокола, возвещая о Воскресение Христа. Обязательны, в этот день, и пасхальные угощения. Конечно же, это куличи, освященные в храме. Величие Пасхи просматривается даже здесь: кулич по сути, это обычный хлеб который мы едим каждый день, но один раз в году, он становится праздничным, торжественным. Раньше каждая порядочная хозяйка имела свой рецепт приготовления кулича. А правильно приготовленный кулич, не портится в течение сорока дней. Крашеные яйца – неотъемлемая часть Пасхи, их не только кушают, но и обмениваются, а также дарят кому-нибудь.
Празднуя Пасху не забывайте, что в этот день оставляется все плохое и злое. А человек, после молитвы, с чистым сердцем и душою выходит на встречу доброму и хорошему. Просто помните об этом, празднуя воскрешение Иисуса Христа и победу его над смертью. Радуйтесь всему, ведь Пасха, символ вечной жизни!
Развлечение «Курочка Ряба» на пасхальный лад.
Действующие лица: Дед, Баба, Курочка Ряба, Мышка, Петушок, Солнышко.
В зале декорации в виде дома и ярмарки; для участников приготовлены скамейки. В домике спят Дед, Баба, рядом Курочка Ряба.
(Звучит колокольный звон). Появляется петух и кричит:
Петух: Ку-ка-ре-ку!!!
Солнце встало, всех разбужу!!! Вставайте, вставайте, скоро праздник «Светлая Пасха».
Дед, Баба, и Курочка Ряба просыпаются.
Баба: Ох, на Пасху куличи пекут, яйца красят да пасху готовят. А у нас и муки то нет. Собирайся Дед, пойдем на базар. Нам курочка яичек много снесла, обменяем на муку и Кулич испечем.
Курочка: А я Вам в честь такого большого праздника снесу Золотое яичко!
Дед с Бабой порадовались и пошли на базар. (Звучит музыка дождя)
Дед и Баба: Ох, что же делать!? Дождь какой сильный, не поспеем на ярмарку, не будет суки, не испечем куличи!!!
Ведущий: Ребята, давайте поможем Деду с Бабой и позовём солнышко.(Музыка дождя) выключается.
Дети встают в хоровод и поют песню.
Хоровод «Веснянка»
1
Появляется Солнышко: Здравствуйте ребята, вы меня звали? Я солнышко Ясное, пришло к вам в гости и хочу с вами поиграть в русскую народную игру, любимую всеми на Пасху.
Русская народная игра
«Солнышко — ведрышко»
Солнце стоит в центре круга.
Гори, солнце ярче –
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!
Дети идут по кругу, произнося слова под музыку. С окончанием потешки Солнце кричит: «Горячо!» - и бежит ловить детей. Дети разбегаются, садятся на стульчики.
Солнышко убегает. А Дед с Бабой приходят на ярмарку. Бабка зазевалась и роняет корзину с яйцами: Ох, батюшки, яйца растеряла, ох матушки, сейчас все побьются, надо скорее их собрать!!!
Ведущий: Ребята, давайте, скорее, поможем Бабе и соберем все яички в корзинку.
Игра «Кто быстрее соберет» (Собрали).
Бабка: спасибо большое ребят! А знаете, на Пасху всегда играли еще в одну интересную игру. Она называется «Пронеси яйцо в ложке»
Дети играют в игру. А Бабка уходит за мукой (за ширму) и возвращается.
Подвижная игра
«Пронеси яйцо в ложке»
Участники строятся в две команды. Яйцо кладётся в ложку, которую надо пронести, не уронив яйцо, преодолевая препятствия. Яйцо положить на тарелку, вернутся в команду, отдать ложку, следующему игроку Следующий игрок бежит к тарелке, преодолевая препятствия, забирает яйцо, передает его следующими игроку и т.д.
Бабка: ну что Дед, муки я купила, идем, скорее, домой, печь куличи. Приходят домой.
Бабка с Дедом: Курочка Ряба, мы пришли.
Курочка Ряба: Хорошо, а я Вам снесла яичко золотое, поглядите.
Дед с Бабкой дивятся и радуются яичку: Ах, какое красивое, золотое, а давай ка Дед посмотрим какое оно внутри. Стучат по очереди молоточками по яйцу.
Мимо пробегает мышка и задевает хвостиком яичко. Оно разбивается. Дед с Бабой плачут. Курочка Ряба их успокаивает: не плачь Дед, не плачь Баба, я вам снесу не золотое, а простое яичко, а ты петушок повесели пока Деда с Бабой и ребят.
Все играют в игру. Баба уходит печь кулич.
Подвижная игра «Петух и дети»
Дети стоят в кругу, держась за руки, петух – в центре.
Петух: Трух-тух-, трух-тух-тух, ходит по двору петух.
(Дети высоким шагом идут вправо по кругу, петух движется противоходом.)
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Все резко останавливаются, поворачиваются лицом в круг и отпускают руки. Петух кричит: «Ку-ка-ре-ку!», кружится на месте, «машет крыльями» и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Выходит Баба: кулич испекла, а как там наша курочка?
Курочка выходит с корзиной яиц (шоколадных для детей).
Курочка: а я вам снесла не золотых, а простых но пасхальных яичек, (крашенок, писанок, крапинок) и ребятам снесла по яичку расписному. Угощайтесь и запомните, Пасха – день всеобщего равенства, любви, добра и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям, зверям, птицам, насекомым и всем живым существам. Поэтому давайте сначала простим мышку, ведь она не нарочно разбила яичко. Золотое яйцо счастья вам не принесло, а золотое и доброе сердце принесет много счастья!
С Пасхой Вас!
С Христовым Воскресеньем!
С праздником да весельем!
Дети с воспитателем прощаются с героями сказки и уходят в группу (где кушают свои пасхальные шоколадные яйца).
Спасибо за внимание!
Использованная литература:
1. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-Синтез, 2010.
2. Энциклопедия для детей «Научные эксперименты»
3. 1. «Пасха. Традиции. Обряды. Рецепты.» Авторы: Козлова И.С., Давыдова О.С. ООО ТД «Издательство. Мир книги» 2008.
4. 2. Интернет ресурсы:
5. http://naukaveselo.ru/5-uvlekatelnyih-eksperimentov-s-yaytsom.html•http://www.paskha.net/,
6. •http://www.sunhome.ru/cards/28, •http://www.solnet.ee/holidays/s13.html,•http://ru.wikipedia.org/wiki
7. 3. Салищева М. Н. «Пасха» издательство «Карапуз» 2009 г.
8. Наталья Рыжова «Лаборатория в детском саду и дома» Учебно-методический комплект, Москва, Линка-Пресс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.