Составитель: Кучина Лариса Станиславовна, учитель начальных классов, зам директора по УВР
МОУ СОШ №6
Конспект урока по курсу ОРКСЭ 4 класс «Основы православной культуры», автор учебника О.Л.Янушкявичене, Ю.С.Васечко
Урок по теме: «В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос»
Тема урока: |
«В яслях спал на свежем сене тихий крошечный Христос» |
Тип урока: |
Открытие новых знаний |
План урока: |
1. Подготовительный этап. 1.1. Организационный момент. 1.2. Актуализация знаний. 2. Основной. 2.1. Изучение нового материала. 2.2. Закрепление. 3. Заключительный. 3.1. Рефлексия. 3.2. Домашнее задание. |
Цель урока: |
Познакомить учащихся с православным праздником «Рождество Христово», формировать понимание, что Рождество-христианский семейный праздник. |
Задачи: |
Учебные1.Познакомить с основами христианского учения о Боговоплощении, пришествии Бога в мир. 2.Сформировать понимание важности православных праздников в повседневной жизни наших предков на протяжении многих веков. 3.Способствовать формированию у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей. 4.Развивать коммуникативные навыки учащихся. Воспитательные.1Формирование ценностного отношения к православной культуре 2.Воспитание культуры празднования Рождества Христова, семейных отношений, милосердия. Развитие универсальных учебных действий: умение анализировать, определять логические связи между понятиями, навыков смыслового чтения, выделение моральной дилеммы, нравственно-эстетического оценивания усвояемого содержания. |
Тип урока: |
Урок первичного изучения новых знаний. |
Формы и методы обучения: |
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах с источниками информации, работа с текстом, проблемное задание. |
Основные понятия, термины |
Рождество, Мессия, сочельник, сочиво, волхвы. |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные результаты: - настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими; - как результат преданности и уважения к традициям своего народа; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; Метапредметные результаты: - умение на основе текста выделять особенности культурных явлений (праздников) - развитие коммуникативных умений работы в группах, в парах - развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли - способность принимать и сохранять учебные цели и задачи Предметные результаты: - приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
|
Средства ИКТ, используемые на уроке |
Компьютер, проектор, экран, электронная презентация. |
Ход урока.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1. Подготовительный
1.1.Организационный момент 2 слайд
|
1. Приветствие Улыбнитесь друг другу, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для нашей работы. Думаю, что поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение. Дарите друг другу тепло и улыбки! |
Приветствие |
Личностные. Сформировать положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения. |
1.2.Актуализация знаний
3,4 слайды
Видеоролик Рождество
5 слайд
|
1.Собери пословицу и объясни её смысл. Нет, гнезда, праздника, больше, Рождества, как, гнезда, орлиного, выше. Нет праздника больше Рождества, как нет гнезда выше орлиного. -Объясните смысл этой пословицы. -Когда к людям приходят гости? -Какие праздники бывают? -Обратимся к словарю Ожегова. -Как объяснить слово «Праздник»? Праздник- это определенное событие. 2.Формулировка темы урока. -Посмотрите видеоролик и сформулируйте тему урока. -Что можете сказать о дате -7 января? -Рождество Христово настолько важно для человека, что многие народы стали вести от этого события счёт лет в истории. Таким образом, наша, или новая, эра началась именно с рождения Спасителя. -Об этом празднике пойдёт речь сегодня на уроке. -Послушайте стихотворение Саши Чёрного «Рождественское» В
яслях спал на свежем сене Бык
дохнул в лицо Младенца Воробьи
сквозь жерди крыши Пес,
прокравшись к теплой ножке, Присмиревший
белый козлик «Посмотреть
бы на Ребенка А
Христос, раскрывши глазки,
|
Работа в парах
Участвуют в формулировке темы и целей урока.
Читают наизусть ученики |
Познавательные: строить рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи; |
2.Основной 2.1. Изучение нового материала
6 слайд
7,8 слайд
9 слайд
|
1.Работа по учебнику с 56. -Используя информацию из текста, расскажите, где родился Христос. -Какой указ издал Римский император Август? - В какой город отправились Мария и Иосиф? -Посмотрим карту движения Марии и Иосифа. Мозговой штурм. -Посчитайте сколько дней были в пути Мария и Иосиф. Данные для расчёта. Расстояние в пути 160 км. Скорость 4 км в час. За сутки они продвигались 8 часов. Сколько дней Мария и Иосиф были в пути? Проверка: 160 км : 4 км/час=40 часов: 8 часов=5 дней Мария и Иосиф были в пути. 2. Работа по учебнику с 57. -Прочитайте текст на странице 57 и придумайте вопросы по содержанию. Работаем в паре. -Что означает имя Иисус? -Кто первым пришёл поклониться Младенцу? -Какие дары принесли Младенцу восточные мудрецы-волхвы? 3. Рассмотрим Икону Рождества Христова и ответим на два проблемных вопроса. -Зачем Младенец Христос так туго укутан пеленами, что не может ни ручкой, ни ножкой пошевелить? -Почему Богородица не смотрит на Младенца? Ответы учащихся. Бог пришёл на землю не в могущественной силе и славе, а как Человек. Богородица баюкала Младенца, как все мамы, просто икона показывает, что Она родила Его не для себя. Она знает, что Он пришёл послужить людям, и поэтому смотрит с иконы на каждого человека- на тех, кого он пришёл спасти. Икона открывает нам Бога, который так возлюбил мир, что стал Человеком, одним из нас. В мире имелись разные представления о божестве. При этом самое высокое понимание Бога, к которому приходили древние мудрецы-философы, сводились к тому, что это должен быть справедливый Судья, носитель высшей Правды или совершенный Разум. |
Самостоятельная работа
Ответы учащихся.
Работа в группах.
Группы объясняют решение задачи.
Работа в паре. Учащихся задают друг другу вопросы.
|
Личностные - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные - целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные общеучебные - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме для решения коммуникативных задач. Познавательные общеучебные - структурирование знаний; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
|
Физ минутка 10 слайд 11 слайд
|
-Поднимите руки вверх, посчитаем сколько лучиков у Рождественской звёздочки. На каждый лучик поднимаем руки вверх. Лучик надежды Лучик спасения Лучик кротости Лучик смирения Лучик правды Лучик любви Лучик красоты Лучик доброты -Сколько лучиков у Рождественской Звёздочки? -В христианстве звезда олицетворяет собой рождение Иисуса Христа, божественное расположение небесных сил. Считалось, что данный символ означает надежду, которая сияет во мгле и вселяет веру. Рассказ учащихся о празднике Рождество Христово. 1 ученик Рождество Христово –один из самых любимых, светлых, радостных дней в году. Христиане готовятся к нему в течении Рождественского поста. Особый день-сочельник, это день накануне Рождества. Люди ждут появления на вечернем небе первой звезды, которая указывала пут волхвам. 2 ученик. На праздничный стол ставится сочиво-еда из варёных зёрен с мёдом. Потом начинается ночное богослужение, наступает Рождество Христово. На Руси раньше ставили ёлки в домах не на Новый год, а на Рождество. Хритославы пели песни, прославляющие Христа, мастерили вертепы-ящики, изображающие рождественскую пещеру, и показывали кукольные представления на тему событий Рождества. |
Рассказы учащихся |
|
2.2 Закрепление 12 слайд |
-Проверим знания, полученные на уроке и поиграем в игру «Доскажи словечко» 1.Путники долго на перепись шли, В городе места он не нашли: Под Вифлеемом –голая степь, Стал им приютом убогий_______ 2.Пещера, ясли, сена стог, Сегодня на земле родился_______ 3.В тёмном небе сияла тогда, Путь освещала, святая__________ 4.Из далёких стран восточных Мудрецы пришли смирну, ________, ладан принесли. 5.Над Вифлеемом ангелы летали Их песнопенья сердцу доставляли сладость. И «Слава в вышних Богу!» воспевали, А людям возвещали_______. Ответы: вертеп, бог, звезда, золото, радость. |
|
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, бережному отношению к духовным ценностям
|
3.Заключительный.
13 слайд
14 слайд |
-Изготовим в подарок для ваших родственников Рождественскую открытку. -Работаем с бумагой, клеем, ножницами. Повторим правила работы с этими предметами. Пользуемся шаблонами.
-Выставка Рождественских открыток. - Как вы думаете Иисус Христос родился на земле, чтобы…. Выбери правильный ответ объясни свой выбор. 1.Показать Свою силу. 2. Спасти людей от грехов. 3. Наказать злодеев. |
Образец открытки. |
Коммуникативные — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
|
3.1Рефлексия. |
- Представьте, что Христос приходит к вам с вопросом: «Могу ли Я родиться в твоей душе, в твоём доме? Могу ли Я прийти к тебе? -Как думаете, что для этого нужно? -Какие чувства остались у вас в душе после урока, выберите нужные слова. Радость, печаль, надежда, зло, спокойствие, грусть, доброта, тоска, счастье. |
Учащиеся высказывают свою точку зрения. |
Познавательные логические анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
|
3.2 Домашнее задание. 15 слайд |
1. Учебник с 56-61. 2.Если ваша семья празднует Рождество Христово, напиши свои впечатления от встречи этого праздника. 3.Нарисовать рисунок о празднике Рождество Христово. |
Задание по выбору |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.