Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Новосветловская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
И.о. директора
___________________М.А. Олейник
«____»_____________________2020
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
базовый уровень
2-3 класс
Составитель программы:
Алейникова Екатерина Викторовна
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
· Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями).
· Закон Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании» (с изменениями).
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2018 № 495-од «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики», зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 200/1844.
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики» (с изменениями).
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.04.2020 № 461-од «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 16.07.2018 № 692-од «Об использовании в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики учебной литературы».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2020 № 559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 601-од «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21.05.2020 № 559-од «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию государственных образовательных стандартов начального, основного, среднего общего образования».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 26.06.2020 № 626-од «Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 04.08.2020 № 715-од «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 28.05.2020 №189-ОД «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2020-2021 учебный год».
· Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 16.06.2020 №203-ОД «О внесении изменений в приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2020-2021 учебный год».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
· Приказ Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.06.2020 № 600-од «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
· Государственный образовательный стандарт начального общего образования Луганской Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 21 мая 2018 года № 495-ОД, зарегистрированный в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06.2018 за № 201/1845.
· ГСанПиН 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
· Требования по организации работы общеобразовательных организаций Луганской Народной Республики в 2020/21 учебном году в условиях сохранения рисков распространения COVID-19, утвержденные на заседании Чрезвычайной санитарно-противоэпидемической комиссии (ЧСПК) при Правительстве Луганской Народной Республики от 21.07.2020.
· Устав ГОУ ЛНР «Новосветловская гимназия».
Программа «Основы православной культуры. II, III, V классы»» построена в рамках культурологического подхода.
Целью данной программы, является формирование у учащихся представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных традиций культуры нашей Родины, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним.
Задачи:
– организация систематического и системного изучения основ православной культуры;
– развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и духовных ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– формирование первоначальных представлений о православной вере, ее роли в культуре, истории и современности нашего края;
– формирование ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов;
– создание условия для развития способностей учащихся к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия;
– возрождение духовно-нравственных традиций семьи;
– формирование уважительного отношения к другим традиционным религиям и добрым светским традициям на основе главной христианской заповеди – любви к ближнему;
– осознание ценности человеческой жизни;
– воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, православных традициях;
– формирование чувства любви к Родине, осознание своей причастности к ее судьбе, ответственности за ее настоящее и будущее;
– укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей;
– укрепление физического, духовно-нравственного здоровья учащихся;
– формирование основных понятий и ценностей: любовь, Родина (Отечество), нравственность, долг, милосердие, миролюбие, верность, вера, память, семья, ближний и их понимание как основы традиционной культуры нашего народа.
Место учебного курса в учебном плане
Программа курса «Основы православной культуры. II, III, V классы» является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития учащихся.
Реализация данного курса возможна за счет часов части учебного плана формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно учебному плану на изучение ОПК в 3 классе отводится 34 часа по 1 часу в неделю
Роль учебного предмета в достижении результатов
В ходе освоения курса «Основы православной культуры. III класс» обеспечиваются условия для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Требования к личностным результатам:
– формировать основы православной гражданской идентичности, чувства уважения к истории и культуре гордости своего народа и страны;
– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;
– развивать эстетические потребности, ценности и чувства как регуляторов морального поведения;
– воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– развивать начальные формы регуляции своих эмоциональных состояний;
– развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
– мотивировать установку на здоровый образ жизни, приобщение к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
– формировать овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства её осуществления;
– формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
– овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;
– излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определять общие цели и пути её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
– формировать способность адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
– готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- формировать понимание и принятие учащимися ценностей: духовность, Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие как основы культурных традиций народа нашего края;
– знакомить с основами православной морали, пониманием их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
– формировать первоначальные представления о православной культуре, ее роли в истории и современности;
– осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся, изучив курс, научатся:
– пересказывать содержание основных составляющих православной культуры, духовной традиции (православная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, обычаи и обряды, православный календарь и праздники, нормы отношений между людьми и др.);
– соотносить нравственные формы поведения с нормами православной морали;
- готовить сообщения по выбранным темам.
Учащиеся, изучая курс, получат возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально- нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для нашего народа духовно-нравственных ценностей;
– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;
– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;
– акцентировать внимание на православных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.
Основное содержание программы
курса «Основы православной культуры» 2-3 классы
Учебно – тематический план
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
||
Всего |
2 |
3 |
||
1 |
Родина. Народ. Культура |
13 |
8 |
5 |
2 |
Православие |
6 |
6 |
|
3 |
Православные праздники. |
16 |
16 |
|
4 |
О чем рассказывает Библия. Ветхий Завет |
9 |
|
9 |
5 |
О чем рассказывает Библия. Новый Завет. Жизнь Спасителя в библейских сюжетах |
11 |
|
11 |
6 |
Икона. Православный храм |
5 |
|
5 |
7 |
Итоговые уроки |
8 |
4 |
4 |
8 |
Всего |
|
34 |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Прим |
|
по плану |
по факту |
||||
1 семестр |
|||||
Родина. Народ. Культура. - 9 часов |
|||||
1 |
1 |
Что называем Родиной. Красота Луганщины. |
|
||
2 |
2 |
Нерукотворная и рукотворная красота окружающего мира. |
|
||
3 |
3 |
Православие как духовная ценность народа, края. |
|
||
4 |
4 |
Исторические и культурные памятники Луганщины. |
|
||
5 |
5 |
Луганщина в литературных и поэтических произведениях |
|
||
6 |
6 |
Музеи как хранилища вещественных памятников культуры. |
|
||
7 |
7 |
Библиотеки как хранилища письменных памятников. |
|
||
8 |
8 |
Человек как хранитель культуры, традиций, веры. Православный народ. |
|
||
9 |
9 |
Родина. Народ. Культура. Повторительно-обобщающий урок. |
|
|
тема |
Православие - 7 часов |
|||||
10 |
1 |
Нерукотворная красота природы. Творец. Творение. |
|
||
11 |
2 |
Сотворение человека по образу Божию. |
|
||
12 |
3 |
Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. |
|
||
13 |
4 |
Православие – это учение о Боге как Творце, о Его познании и о Его прославлении. |
|
||
14 |
5 |
Иисус Христос – Спаситель мира. Библия - Книга о Спасителе и спасении людей. |
|
||
15 |
6 |
Церковь – собрание верующих во Христа. Миряне. Монахи. Крест. Православный храм. Икона. |
|
|
|
16 |
7 |
Православие. Повторительно-обобщающий урок |
|
|
тема |
2 семестр |
|||||
Православные праздники - 18 часов |
|||||
17 |
1 |
Понятие праздника как выделение людьми в календаре и в своей жизни торжественных дней, связанных с важными событиями семьи, страны, веры. |
|
||
18 |
2 |
Семейные праздники. |
|
||
19 |
3 |
Государственные праздники. |
|
||
20 |
4 |
Особенность православных праздников. Главные православные праздники. |
|
||
21 |
5 |
Особенность православных праздников. Повторительно-обобщающий урок |
|
|
тема |
22 |
6 |
Рождество Христово. |
|
||
23 |
7 |
Богоявление, или Крещение Господне. |
|
|
|
24 |
8 |
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. |
|
||
25 |
9 |
Сретение Господне. |
|
||
26 |
10 |
Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресение. |
|
||
27 |
11 |
Пасха Господня. |
|
|
|
28 |
12 |
Благовещение Пресвятой Богородицы. Успение Пресвятой Богородицы. |
|
||
29 |
13 |
Покров Пресвятой Богородицы. |
|
||
30 |
14 |
Радоница. Поминовение павших воинов в Православной Церкви. Празднование Дня победы. |
|
||
31 |
15 |
День Святой Троицы. |
|
||
32 |
16 |
Отражение истории православных праздников в живописи, поэзии и музыке. |
|
||
33 |
17 |
Праздничные иконы. |
|
||
34 |
18 |
Православные праздники. Повторительно-обобщающий урок |
|
|
тема |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Прим |
|
по плану |
по факту |
||||
Родина. Народ. Культура - 6 часов |
|||||
1 |
1 |
Родина. Отечество. Отчизна. Народ. Культура. |
|
||
2 |
2 |
Луганск – столица нашей Родины. Города Луганщины. |
|
||
3 |
3 |
Исторические памятники Луганщины. |
|
||
4 |
4 |
Православные храмы Луганщины. Православные храмы города, в котором живём. |
|
||
5 |
5 |
Представление о православной культуре, о жизни православных людей. |
|
||
6 |
6 |
Родина. Народ. Культура. Повторительно-обобщающий урок |
|
тема |
|
О чем рассказывает Библия. Ветхий Завет - 10 часов |
|||||
7 |
1 |
Повествование о сотворении мира. Видимый и невидимый мир. |
|
||
8 |
2 |
Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». |
|
||
9 |
3 |
Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. |
|
||
10 |
4 |
Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. |
|
||
11 |
5 |
Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. |
|
||
12 |
6 |
Гибель Содома и Гоморры. Стремление к праведной жизни с Богом праведного Авраама и его племянника Лота. |
|
||
13 |
7 |
Жизнь евреев в египетском рабстве. Рождение и юность пророка Моисея. |
|
||
14 |
8 |
Синайское законодательство. Заповеди Божии. |
|
||
15 |
9 |
Царь Давид. Псалтирь. |
|
||
16 |
10 |
О чем рассказывает Библия. Повторительно-обобщающий урок. |
|
тема |
|
2 семестр |
|||||
О чем рассказывает Библия. Новый Завет. Жизнь Спасителя в библейских сюжетах - 12 часов |
|||||
17 |
1 |
Иисус Христос – Спаситель мира. |
|||
18 |
2 |
Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богороди-цы. Благая весть о рождении Спасителя. |
|||
19 |
3 |
Рождество Христово. Поклонение волхвов |
|||
20 |
4 |
Иоанн Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа. Крещение Иисуса Христа. |
|||
21 |
5 |
Христос в пустыне. Пост. |
|||
22 |
6 |
Двенадцать учеников Иисуса Христа. Понятие «апостолы», подвиг апостолов – служение Христу. |
|||
23 |
7 |
Нагорная проповедь Спасителя. Заповеди блаженства. |
|||
24 |
8 |
Чудеса Иисуса Христа. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам. |
|||
26 |
9 |
Главная заповедь Христа – любовь к людям и ближнему. Притча о милосердном царе и злом рабе. Исцеление расслабленного. |
|||
26 |
10 |
Как люди предали Христа. Предательство Иуды. Тайная вечеря. |
|||
27 |
11 |
Светлое Христово Воскресение – Пасха. |
|||
28 |
12 |
Иисус Христос – Спаситель мира. Повторительно-обобщающий урок. |
тема |
||
Икона. Православный храм - 6 часов |
|||||
29 |
1 |
Кто и что изображается на иконах. Первая икона «Спас нерукотворный». Почитание икон. Чудотворные иконы. |
|||
30 |
2 |
Храм – дом Божий. Внешнее и внутреннее устройство храма. |
|||
|
3 |
Почему необходимо ходить в храм. Правила благочестивого поведения в храме. |
|
|
|
31 |
4 |
Церковные колокола. Виды и названия колоколов. История происхождения колокола. |
|||
32 |
5 |
Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство. |
|||
34 |
6 |
Икона. Православный храм. Повторительно-обобщающий урок |
Тема |
Учебно-методическое обеспечение
Программы |
ПРОГРАММА для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики Основы православной культуры II, III, V классы
Базовый уровень (приказ № 767-од от 17 августа 2018г) |
Дополнительная литература |
ü Интернетресурсы ü Презентации ü Притчи ü Православные мультфильмы, фильмы |
Протокол заседания методического
объединения учителей начальных классов
от 2020г. №
Согласовано
Зам. директора по УВР
______________________________Ю.А. Быцюта
«_____________» ______________________2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.